Выступление на МО начальных классов по теме: «Пути формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся»
учебно-методический материал (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Шептуховская средняя общеобразовательная школа»
Выступление
на МО начальных классов
по теме: «Пути формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся»
подготовила учительница начальных классов:
Фролова Татьяна Павловна
2016/2017 учебный год
Пути формирования учебно - познавательных
компетенций обучающихся
Модернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. Именно с этим связано появление многих идей компетентностного подхода в образовании.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Ключевые компетенции - способности личности справляться с самыми различными задачами. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета. В современной методической печати сформулированы разнообразные ключевые компетенции, над формированием которых должен работать современный учитель.
Существует семь ключевых образовательных компетенций: 1).ценностно-смысловая, 2).общекультурная, 3).учебно-познавательная, 4).информационная, 5).коммуникативная, 6).социально-трудовая, 7).компетенция личностного самосовершенствования.
В своём докладе я остановлюсь на формировании учебно-познавательных компетенций учащихся.
Согласно Хуторскому Андрею Викторовичу, учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению.
Приведу примеры формулировок учебно-познавательных компетенций в деятельностной форме:
- ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
- иметь опыт восприятия картины мира.
Определение содержания учебно-познавательной компетентности школьников предусматривает раскрытие сущности учебно-познавательной деятельности, при осуществлении которой собственно и проявляется данная компетентность.
Учебно-познавательную деятельность определяют как самоуправляемую деятельность учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающуюся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.
Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; обучения в глобальном информационном сообществе и другие.
Учебный процесс, целью которого является формирование учебно-познавательной компетентности, должен развиваться в рамках личностно-деятельностного подхода. Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.
На уроках предлагаю учащимся учебно-познавательные задания в необычной форме, создавая различные игровые ситуации. Что в обучении, чаще всего вызывает удивление школьника, ставит его в проблемную ситуацию. Прав физик Луи де Бройль, сказавший: "Удивление - мать открытия". Вопросы и задания должны не только создать проблемную ситуацию, но и содержать в себе новизну информации, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям и красоту. Это повышает познавательный интерес к предмету.
В сочетании с постановкой проблемного вопроса, задач и заданий наиболее эффективным способом активизации познавательной деятельности является наглядность (картины, иллюстрации, схемы, таблицы, опорные конспекты и т.д.). Демонстрируя слайды, учебные фильмы и другие аудиовизуальные средства, я делаю паузу для постановки проблемных вопросов, на которые ученики должны получить ответ в ходе просмотра.
Среди педагогических технологий наиболее известна технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС).
О роли схем логических связей в обучении писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что схемы "научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок".
На уроках использую и схемы, и опорные сигналы, диаграммы, графики. Их роль очень важна, ведь в процессе обучения созерцание обычно соединено с мышлением, активизирует и концентрирует его. На уроках в начальной школе применимы игровые технологии, вызывающие огромный интерес школьников, особенно слабоуспевающих. Т.к. игры и игровые упражнения способствуют развитию и концентрации внимания и памяти, восприятия и мышления. Развивающие упражнения повышают активность учащихся, усиливают их потребности в знаниях. На своих уроках я даю учащимся такие игровые упражнения, как:
- Найди лишнее слово,
- Что такое? Кто такой?;
- Отгадай загадку, расшифруй ребус;
- Логическая цепочка;
- Подбери пару;
- Кроссворды, шарады.
- Работа с "осколочной картинкой" и др.
Игровые технологии возможно использовать как на уроках, так и в кружковой работе.
Развитию познавательного интереса, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся способствуют и групповые технологии (работа в группах). Группы формируются по желанию учащихся, с учетом их интересов, и, желательно с разными учебными возможностями. При коллективной работе действует схема: учитель - коллектив - ученик. Эта форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную работу, способствует развитию чувства ответственности и зависимости, самокритичности.
Так же одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Тренировочные тестирования небольшого объёма я провожу регулярно в процессе изучения темы и по итогам её изучения. Тесты содержат задания не только на воспроизведение фактических знаний, но и на воспроизведение общеучебных умений и способов деятельности (заполнение таблиц, составление схем, работа с типовым планом и т.д.). Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.
Важно так же остановиться на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции при использовании индивидуальных - образовательных маршрутов или траекторий.
Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) - это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.
Причин для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту может быть несколько.
Индивидуальный образовательный маршрут может разрабатываться
- для слабого ученика,
- для сильного ученика.
Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много учебных дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребенка нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха.
Индивидуальный образовательный маршрут может быть
- коротким
- длинным
У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев.
Обеспечивает индивидуальное обучение учитель, в обязанности которого входит:
- оценка готовности ребенка к переходу на обучение по индивидуальному образовательному маршруту (диагностика ОУУН педагогическая диагностика по предметам),
- выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута,
- регулярные встречи с учеником (не реже одного часа в неделю),
- корректировка образовательного маршрута,
- контакты с родителями ученика,
- подведение результатов образовательного маршрута (диагностика ОУУН, педагогическая диагностика по предметам).
Индивидуальный образовательный маршрут реализуется через различные формы организации деятельности учащихся:
- занятие в классе. При закреплении или повторении изученного детям выдаются индивидуальные задания - тренажеры, карточки. Дети работают самостоятельно, затем работа проверяется и оценивается.
-групповые занятия. У детей, обучающихся по индивидуальному маршруту, одна проблема, например: " Правописание безударных гласных в корне слова". Учитель объединяет их в одну группу и проводит для них групповое занятие.
-самостоятельное изучение материала. Эту форму организации использовать можно при обучении сильного ученика. Приведу пример: Учитель дает задание для самостоятельного изучения: "Выучи и научись применять правило "Непроизносимые согласные в корне слова". Затем педагог проверяет правило и умение применить его в упражнениях.
-домашняя самостоятельная работа. Повторив правило с учителем, ребенок получает д/з на несколько дней. В назначенное время учитель проверяет его и обязательно оценивает.
Все занятия и оценки фиксируются в журнале индивидуального - маршрута, который составляет учитель и его заполняет.
Сейчас мы посмотрим, как нужно планировать работу по индивидуальному маршруту.
Алгоритм составления плана работы по индивидуальному образовательному маршруту:
1) Составлять план нужно всегда с диагностики общеучебных умений и навыков.
2) Затем выяснить причины низкой успеваемости.
Причинами могут быть:
- переход на другой УМК
- несформированность самоконтроля
- отсутствие устойчивых мотивов учения
- проблемы в знаниях, умениях, навыках ученика, вследствие нерегулярности работы на уроке.
- нарушение фонематического слуха
- бедность словарного запаса
- общее недоразвитие речи
- несформированность познавательной деятельности
3) Исходя из выявленных причин определяем направления коррекционной работы. Например:
*ликвидация общего отставания по программе
*обогащение словаря и развития речи
*формирование мотивов учебной деятельности. Обратить внимание на создание ситуации успеха, перед ребенком ставить небольшие по объему и доступные по трудности задачи.
4) Определив направление коррекционной работы, составляем планирование маршрута и проводим работу по реализации плана.
Примерная схема составления тематического планирования индивидуального маршрута:
№ | Дата | Тема занятия | Форма организации деятельности ученика | Домашнее задание | Примечание |
Определяем день, когда будут проходить занятия (не реже 1 раза в неделю). Если же ребенку требуется консультация, он может обратиться к учителю в любой день.
5) Подведение итогов. Это диагностические работы.
Если проблемы ликвидированы - маршрут закрывается, если нет - работа продолжается.
В результате такой работы по индивидуальному образовательному маршруту у детей сформировались основы учебно-познавательной компетенции:
- они научились самостоятельно самоорганизовываться на занятии.
- умеют планировать свою работу
- могут оценить и проанализировать свою работу.
Итак, решение проблемы формирования учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе обучения является весьма сложным процессом. Внедрение в учебный процесс комплекса методик и технологий, способствует результативности. Только деятельностный характер обучения, организация самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации на уроках позволяет формировать учебно-познавательные компетенции на материале содержания учебного предмета.
И закончить хочу словами китайской мудрости:
"Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/23/picture-51000.jpg)
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».
: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/25/picture-425312-1395749620.jpg)
Тема: Пути формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте.
Коммуникативная компетентность и пути ее формирования в младшем школьном возрасте....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/28/picture-254894-1369727254.jpg)
Обобщение опыта на тему "Приёмы формирования речевой компетентности обучающихся в начальной школе"
В данной работе раскрыта актуальность проблемы развития речевой компетентности в начальной школе в условиях реализации Федерального государственного общеобразовательного стандарта, дается подроб...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-875686-1484134378.jpg)
Выступление на семинаре на тему "Организация работы с мотивированными обучающимися на уровне начального общего образования в условиях ФГОС"
В данном выступлении освещена организация моей работы с мотивированными обучающимися на уровне начального общего образования в условиях ФГОС с 2012 по 2016 год....
Конференция на тему : "Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка "
Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ?...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/21/picture-484719-1411320332.jpg)
Пути формирования метапредметных результатов обучающихся
Пути формирования метапредметных результатов обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/06/picture-487540-1588760613.jpg)
Обобщение опыта работы по теме семинара «Формирование функциональной грамотности обучающихся во внеурочной деятельности и на уроках математики в начальной школе»
Детей надо учить тому,что пригодится им, когда они вырастут.Аристипп...