Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Кунц Анастасия Сергеевна

КТП по окружающему миру 4 класс "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx81.26 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по  окружающему миру 4 класс (Школа 2100, 68 часов)

ДДата

Тема урока

Элементы содержания

Планируемые

 результаты

(предметные)

Планируемые результаты. Характеристика личности.

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Познавательные   УУД

Коммуникативные  УУД

ЧАСТЬ 1. «Человек и природа»      Человек и его строение.

1

Как устроен организм человека

Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Знать, что каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль.

Иметь представление о работе системы органов кровообращения, нервной системе, органах чувств, выделения, дыхания, пищеварения, опорно-двигательной системе.

Уметь называть системы органов  у человека

Оценивать жизненные ситуации

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

2

Кожа – «пограничник» организма

Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

Знать, что кожа защищает организм от трения, легких ударов и уколов, от проникновения вредных веществ и микробов, от перегрева и переохлаждения, от высыхания и размокания; что через кожу выделяются лишние соли и вода; что кожа – орган осязания.

Уметь составлять правила ухода за кожей; рассказывать, как кожа помогает нам в жаркую погоду, во время купания, при работе с ядовитыми веществами, при шитье и вязании

Оценивать жизненные ситуации

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

3

Как человек двигается

Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.

Знать, что сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединенных в суставах, позволяя человеку двигаться.

Уметь находить на рисунке названия отдельных костей и частей скелета, выяснять их значение; составлять правила поведения, для  того чтобы избежать переломов и вывихов

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

4

Путешествие бутерброда

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.

Знать, что органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами.

Уметь называть органы пищеварения; определять роль органов пищеварения; рассказывать, как организм борется с отравлениями; объяснять, почему надо беречь зубы

Оценивать жизненные ситуации

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

5

Как удаляются ненужные вещества

Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?

Знать, что органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды.

Уметь называть органы выделения; объяснять, почему почки – главный орган выделения

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

6

Для чего и как мы дышим

Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

Знать, что благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ; что кислород необходим для поддержания жизни и деятельности всех клеток тела.

Уметь называть органы дыхания; рассказывать, как происходят у человека вдох и выдох; объяснять, почему вредно вдыхать воздух ртом на морозе; объяснять, чем полезны чихание и кашель для защиты нашего организма; называть способы, с помощью которых можно не заразить друзей, навестивших тебя  во время болезни

Оценивать жизненные ситуации

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

7

Волшебная восьмёрка

Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Знать, что органы кровообращения – главный «транспорт» в организме.

Уметь называть органы кровообращения; рассказывать о путешествии крови в организме; рассказывать, как работает сердце; объяснять, почему кровь, поступающая от легких, не смешивается в сердце с кровью, идущей от других органов

8

Что такое кровь?

Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.

Знать, что кровь – это внутренняя среда организма, поддерживающая благоприятные для жизни клеток условия.

Уметь называть условия, которые нужны для жизни и нормальной работы клеток тела; рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

9

Почему наш организм работает слаженно

Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.

Знать, что нервная система управляет работой каждого органа и всего организма; что большие полушария головного мозга позволяют нам совершать сознательные действия на основе своего опыта. 

Уметь называть органы нервной системы; указывать, где расположены органы нервной системы; приводить примеры сознательных и бессознательных действий; определять роль больших полушарий в жизни человека; рассказывать о роли сна для человека

Оценивать жизненные ситуации

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

10

Окна в окружающий мир

Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения.

Знать, что орган зрения – важнейший орган чувств человека; что он дает наиболее полную информациюоб окружающем мире на расстоянии.

Уметь называть, из каких частей состоит глаз; рассказывать, как глаз защищен от повреждений; составлять правила сохранения зрения

Оценивать жизненные ситуации

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

11

Многогранный мир чувств

Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

Знать, что мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает.

Уметь называть органы чувств; рассказывать, как устроен орган слуха; объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств

12

Родители

и дети

Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся. 

Знать, что организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребенка своим молоком, а организм мужчины – для работы по обеспечению и защите семьи; что оба родителя и все человеческое общество в целом заботятся о воспитании детей. Уметь сравнивать строение тела женщины и мужчины; называть отличия семьи человека и семьи животных; рассказывать, чем отличается роль женщины от роли мужчины в семье

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

13

Отчего

 мы  иногда

 болеем

Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

Знать, что болезнь нас поражает, когда микробов вокруг слишком много или когда организм ослаблен; что знание причин болезни помогает побеждать или их избегать.

Уметь рассказывать, как можно бороться с малоподвижным образом жизни; объяснять, как болезнь нарушает порядок  в организме; объяснять, для чего люди делают прививки

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

14

Наши предки – древесные жители

Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.

Знать, что люди отличаются от обезьян хождением на двух ногах, развитием мышц ног и опорой на стопу; что люди могут предвидеть события, продумать свои действия; что общаются  люди с помощью речи.

Уметь называть особенности строения тела, свойственные только человеку; сравнивать речь людей и звуковые сигналы животных; называть главное отличие человека от животных

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

15

На заре человечества

Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.

Знать, что с тех пор, как у предков человека появился разум, успешный опыт каждого становился достоянием всего общества; что общественный опыт стал главным условием развития человека.

Уметь объяснять значение слов «орудия труда», «человек разумный»; называть отличия первых людей от своих предков; объяснять, что помогло человеку расселиться по нашей планете

16

Контрольная работа № 1

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Общее представление о строении тела человека.

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма

Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

17

Учимся решать жизненные задачи. Обобщение  по теме «Как работает организм человека»

Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

18

Рукотворная жизнь

Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай. 

Знать, что человек одомашнивал полезные ему растения и животных; что он ухаживает за ними, выращивает, использует для своих целей, выводит новые сорта и породы; понятия «культурные растения», «домашние животные».

Уметь называть отличия диких растений и животных от своих культурных собратьев; объяснять, почему так много разных сортов растений и пород животных; рассказывать о своем домашнем животном

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

19

На службе

у человека

Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Знать, что выращиванием культурных растений и домашних животных занимается сельское хозяйство; что разнообразные средства и методы позволяют увеличить продуктивность сельского хозяйства.

Уметь рассказывать, как и почему менялось хозяйство человека; называть отрасли сельского хозяйства; описывать развитие сельского хозяйства в будущем; объяснять, какими способами можно добиться увеличения урожая и увеличения продукции животноводства

20

Покорение

 силы

Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.

Знать, что разум позволил человеку изобрести механизмы, увеличивающие силу и ловкость. Уметь объяснять, как можно увеличить свою силу и ловкость; рассказывать, как можно вытащить тяжелую лодку из воды на берег, как поднять бревно на стену строящегося дома.

Иметь представление об изобретении первых часов с маятником

Оценивать жизненные ситуации

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

21-22

Как человек использует свойства воды

Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

Знать, что люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства.

Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ; рассказывать, как можно использовать силу водопада

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

23

Как человек использует свойства воздуха

Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?

Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ.

Иметь представление об изобретении паровой машины

Оценивать жизненные ситуации

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

24

Горные породы и минералы

Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство  кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.

Знать, что люди научились изменять форму камня и широко используют его как строительный материал; что из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства.

Уметь называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород, которые используются  в строительстве; называть различия горных пород и минералов; объяснять, чем твердость отличается от прочности и от хрупкости.

Иметь представление о драгоценных и поделочных камнях

25

Металлы

Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.

Полезные ископаемые родного края (2–3 примера)

Знать, что использование металлов позволило производить изделия любой формы и прочные материалы со специально заданными свойствами.

Уметь перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства металлов (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество).

Иметь представление о том, как металлы обрабатывают; что у каждого металла есть особые свойства

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

26

Приручение огня

Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

Знать, что электричество – универсальный вид энергии; что для получения электричества пригодны любые виды топлива или силы природы; что электричество позволило создать современную технику в быту и на производстве.

Иметь представление о создании ракетного двигателя; на что способна энергия электронов, стремящихся  туда, где их не хватает; о явлениях «электричество» и «магнетизм»

Оценивать жизненные ситуации

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

27

Невидимая сила.

Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

28

Чудо-волны

Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).

Знать, что волнообразные колебания частиц широко распространены в природе; что их изучение помогло создать невиданные приборы, о которых еще сто лет назад люди даже не мечтали.

Иметь представление о том, что такое звук; как распространяется звук; почему свет распространяется не так, как звук

Оценивать жизненные ситуации

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

29

  1. Человек проникает в тайны природы

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.

 Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными)

Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов.

 Искусственный спутник и полёт в космос.

 Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.

Знать, что человек  осваивает просторы Вселенной, проникает в глубины микромира, познает структуру вещества, находит новые виды энергии, перерабатывает огромную информацию; что накопленные знания позволяют людям все быстрее и глубже проникать в тайны природы и использовать ее богатства на благо человека.

Иметь представление о том, для чего нужны знания о строении веществ; чем занимаются люди в космосе

Знать, что бесконтрольное могущество человека – самая большая угроза в современном мире; чтобы избежать этой угрозы, необходимо перейти к экологическому типу хозяйства.

Иметь представление о трех типах хозяйства (присваивающем, производящем, экологическом); рассказывать, как можно сохранить диких животных и растения

Оценивать жизненные ситуации

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

30

  1. Как нам жить?

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

31

Контрольная работа № 2

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы

Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

32

Итоговая контрольная работа

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности)

Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

33

Итоговая контрольная работа по курсу «Окружающий мир»

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы

Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

34

Обобщение по курсу «Окружающий мир»

Человек – часть природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу

Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

ЧАСТЬ 2 «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

 ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР

35

Кого можно назвать человеком.

Человек – член общества

Знать, что человек отличается от всех живых существ тем, что в нем соединяются признаки врожденные и признаки, приобретаемые в обществе; что только в обществе ребенок может вырасти человеком, научиться думать, разговаривать, понимать других людей.

Уметь называть отличия между врожденными и приобретенными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребенку вырасти человеком

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

36

Посмотри в своё зеркало.

Человек – член общества

Знать, что каждый человек, живущий в обществе, становится личностью с неповторимыми особенностями внутреннего мира.

Уметь объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

37

Как понять, что творится у друга на душе.

Человек – член общества

Знать, что внутренний мир каждого человека наполнен эмоциями – переживаниями того, что происходит в данный момент с человеком и в окружающем его мире.

Уметь сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций; определять положительные и отрицательные эмоции; рассказывать, как эмоции помогают человеку в жизни

38

Переживания, испытанные временем.

Человек – член общества

Знать, что кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувства; что чувства – это не зависящие от места и времени отношения человека к конкретным людям или предметам окружающего мира.

Уметь называть отличия чувства от эмоций; рассказывать, как можно улучшить настроение и избавиться от тревоги

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

39

Как узнать

 человека.

Человек – член общества

Знать, что нельзя оценивать человека по внешности; что только в общении мы может узнать внутренний мир другого человека, познакомиться с чертами его характера.

Уметь перечислять положительные и отрицательные черты характера; рассказывать, как узнать личность, характер другого человека; объяснять пословицу «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер»

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

40

Обобщение по теме «Человек и его внутренний мир»

Человек – член общества

Знать изученный материал по теме «Человек и его внутренний мир».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

 ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

41

Что такое общество

Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения

Знать, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы.

Уметь объяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы разрешения конфликтов

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

42

Как жить в мире людей

Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах

Знать, что для того, чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создает свои правила поведения.

Уметь рассказывать, с помощью каких «инструментов» общество и человек могут оценивать свои поступки; объяснять, что такое совесть;  сравнивать право и мораль; понимать выражения и объяснять их значения («сделано на совесть», «без зазрения совести», «будет на моей совести», «жить по закону», «закон природы»)

43

Мое общество

Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Человек – член общества.

Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения

Знать, что для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения.

Уметь объяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком; называть общественные группы, в которых ты знаешь не всех, но можешь объяснить, что тебя объединяет с этими людьми; объяснять, что такое человечество; перечислять людей из своего круга общения

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

44

Права человека

Знать, что в современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.

Уметь объяснять выражение «права человеческой личности»; перечислять известные права человека в современном обществе; называть свои обязанности перед близкими людьми

45

Контрольная работа №4 по теме «Человек»

Учимся решать

жизненные задачи

Знать изученный материал по теме «Человек».  

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

46

Обобщение
по теме «Человек в мире людей»

КАРТИНА ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

47

Первобытный мир – первые шаги человечества

Человек – член

общества

Иметь представление о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн лет назад – 5 тысяч лет назад) появления людей, которые постепенно овладевали самыми главными человеческими умениями

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи

48

Древний мир – рождение первых цивилизаций

Человек – член

общества

Иметь представление о том, что Древний мир (5 тысяч лет назад – V век новой эры) – время возникновения первых городов и государств, которые передали нам достижения своей культуры

49

Древний мир – рождение первых цивилизаций

Человек – член

общества

Уметь составлять короткий рассказ о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Древнего мира (расположение на карте, достижения науки и культуры,  известные исторические события); называть главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира

50

Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем

Человек – член

общества

Иметь представление о том, что Средние века (V–XVвека) – время между древностью и Новым временем, когда одни цивилизации сменялись другими

Оценивать жизненные ситуации

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

51

Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем

Человек – член

общества

Уметь определять по карте «Средние века» расположение цивилизаций; рассказывать о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Средних веков (расположение на карте, достижения науки и культуры,  господствующая религия, известные исторические события)

52

Новое время – торжество Европы

Человек – член

общества

Иметь представление о том, что Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений

53

Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству

Человек – член общества

Иметь представление о том, что Новейшее время (XX–XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжелых испытаний

54

Обобщение по теме «Человек и прошлое человечества»

Человек – член

общества

Знать изученный материал по теме «Человек и прошлое человечества».  

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

55

Короли, президенты и граждане

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле

Знать, что единое человечество состоит из граждан разных государств.

Уметь объяснять слова «я – гражданин России»; сравнивать монархические государства и республики; сравнивать демократические государства и диктатуру; приводить примеры, как может быть нарушено право человека на участие в управлении своим государством; рассказывать, как организована власть в России; доказывать, что Россия является демократической республикой

Оценивать жизненные ситуации

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

56

Расы и народы

Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры

Знать, что человечество состоит из разных рас и разных народов Земли.

Уметь объяснять, что такое раса; называть большие расы, которые выделяют в современном обществе

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

57

Кто во что верит

Знать, что человечество многолико и складывается из разных рас, народов, граждан отдельных государств, верующих разных религий и атеистов.

Уметь объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами

58

Пути духовных исканий

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле

Иметь представление о мировых религиях

59

Обобщение по теме «Человек и многоликое человечество»

Знать изученный материал по теме «Человек и многоликое человечество».

Уметь выполнять работу самостоятельно;  рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

 ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

60

Мировое

хозяйство

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей

Знать, что мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой природными богатствами, продуктами, вещами, объединяет человечество.

Уметь объяснять, для чего были придуманы деньги

Оценивать жизненные ситуации

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

61

Мировое сообщество государств

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры

Иметь представление о том, что Организация Объединенных наций, в которую входят почти все государства планеты, объединяет под своим флагом все человечество.

Уметь рассказывать, для чего была создана ООН

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

62

Что человечество ценит больше всего?

Знать, что общечеловеческие ценности – все то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество.

Уметь называть памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности

63

Как нам жить?

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

Знать, что существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы.

Уметь перечислять известные глобальные проблемы человечества; объяснять, с какими проблемами человечества связана народная пословица «Сытый голодного не разумеет»

Оценивать жизненные ситуации

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

64

Контрольная работа №5 по теме «Человечество»

Человек – создатель и носитель культуры

Знать изученный материал по теме «Человечество».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

65

Обобщение
по теме «Человек и единое человечество»

Учимся решать жизненные задачи

Знать изученный материал по теме «Человек и единое человечество».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

66

Итоговая контрольная работа по курсу «Введение в историю»

Знать изученный материал по теме.

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

67

Экскурсия в краеведческий музей

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Чело-век – создатель и носитель культуры

Знать правила поведения в музее.

Уметь рассказывать об экспонатах краеведческого музея родного края

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

68

Обобщение по

курсу «Введение

в историю»

Знать изученный материал по теме «Человек и его внутренний мир».  

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...