Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме
КТП по окружающему миру 4 класс "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 81.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 4 класс (Школа 2100, 68 часов)
ДДата | № | Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты. Характеристика личности. | |||||||||
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | |||||||||||
ЧАСТЬ 1. «Человек и природа» Человек и его строение. | ||||||||||||||
1 | Как устроен организм человека | Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. | Знать, что каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль. Иметь представление о работе системы органов кровообращения, нервной системе, органах чувств, выделения, дыхания, пищеварения, опорно-двигательной системе. Уметь называть системы органов у человека | Оценивать жизненные ситуации | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||
2 | Кожа – «пограничник» организма | Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах. | Знать, что кожа защищает организм от трения, легких ударов и уколов, от проникновения вредных веществ и микробов, от перегрева и переохлаждения, от высыхания и размокания; что через кожу выделяются лишние соли и вода; что кожа – орган осязания. Уметь составлять правила ухода за кожей; рассказывать, как кожа помогает нам в жаркую погоду, во время купания, при работе с ядовитыми веществами, при шитье и вязании | Оценивать жизненные ситуации | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | |||||||
3 | Как человек двигается | Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека. | Знать, что сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединенных в суставах, позволяя человеку двигаться. Уметь находить на рисунке названия отдельных костей и частей скелета, выяснять их значение; составлять правила поведения, для того чтобы избежать переломов и вывихов | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||
4 | Путешествие бутерброда | Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры. | Знать, что органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами. Уметь называть органы пищеварения; определять роль органов пищеварения; рассказывать, как организм борется с отравлениями; объяснять, почему надо беречь зубы | Оценивать жизненные ситуации | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | |||||||
5 | Как удаляются ненужные вещества | Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча? | Знать, что органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды. Уметь называть органы выделения; объяснять, почему почки – главный орган выделения | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||
6 | Для чего и как мы дышим | Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких. | Знать, что благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ; что кислород необходим для поддержания жизни и деятельности всех клеток тела. Уметь называть органы дыхания; рассказывать, как происходят у человека вдох и выдох; объяснять, почему вредно вдыхать воздух ртом на морозе; объяснять, чем полезны чихание и кашель для защиты нашего организма; называть способы, с помощью которых можно не заразить друзей, навестивших тебя во время болезни | Оценивать жизненные ситуации | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | |||||||
7 | Волшебная восьмёрка | Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови. | Знать, что органы кровообращения – главный «транспорт» в организме. Уметь называть органы кровообращения; рассказывать о путешествии крови в организме; рассказывать, как работает сердце; объяснять, почему кровь, поступающая от легких, не смешивается в сердце с кровью, идущей от других органов | |||||||||||
8 | Что такое кровь? | Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека. | Знать, что кровь – это внутренняя среда организма, поддерживающая благоприятные для жизни клеток условия. Уметь называть условия, которые нужны для жизни и нормальной работы клеток тела; рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||
9 | Почему наш организм работает слаженно | Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие. | Знать, что нервная система управляет работой каждого органа и всего организма; что большие полушария головного мозга позволяют нам совершать сознательные действия на основе своего опыта. Уметь называть органы нервной системы; указывать, где расположены органы нервной системы; приводить примеры сознательных и бессознательных действий; определять роль больших полушарий в жизни человека; рассказывать о роли сна для человека | Оценивать жизненные ситуации | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | |||||||
10 | Окна в окружающий мир | Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. | Знать, что орган зрения – важнейший орган чувств человека; что он дает наиболее полную информациюоб окружающем мире на расстоянии. Уметь называть, из каких частей состоит глаз; рассказывать, как глаз защищен от повреждений; составлять правила сохранения зрения | Оценивать жизненные ситуации | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | |||||||
11 | Многогранный мир чувств | Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам. | Знать, что мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает. Уметь называть органы чувств; рассказывать, как устроен орган слуха; объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств | |||||||||||
12 | Родители и дети | Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся. | Знать, что организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребенка своим молоком, а организм мужчины – для работы по обеспечению и защите семьи; что оба родителя и все человеческое общество в целом заботятся о воспитании детей. Уметь сравнивать строение тела женщины и мужчины; называть отличия семьи человека и семьи животных; рассказывать, чем отличается роль женщины от роли мужчины в семье | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||
13 | Отчего мы иногда болеем | Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека. | Знать, что болезнь нас поражает, когда микробов вокруг слишком много или когда организм ослаблен; что знание причин болезни помогает побеждать или их избегать. Уметь рассказывать, как можно бороться с малоподвижным образом жизни; объяснять, как болезнь нарушает порядок в организме; объяснять, для чего люди делают прививки | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | |||||||
14 | Наши предки – древесные жители | Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь. | Знать, что люди отличаются от обезьян хождением на двух ногах, развитием мышц ног и опорой на стопу; что люди могут предвидеть события, продумать свои действия; что общаются люди с помощью речи. Уметь называть особенности строения тела, свойственные только человеку; сравнивать речь людей и звуковые сигналы животных; называть главное отличие человека от животных | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||
15 | На заре человечества | Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного. | Знать, что с тех пор, как у предков человека появился разум, успешный опыт каждого становился достоянием всего общества; что общественный опыт стал главным условием развития человека. Уметь объяснять значение слов «орудия труда», «человек разумный»; называть отличия первых людей от своих предков; объяснять, что помогло человеку расселиться по нашей планете | |||||||||||
16 | Контрольная работа № 1 | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма | Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | |||||||||||
17 | Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Как работает организм человека» | Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||||||
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА | ||||||||||||||
18 | Рукотворная жизнь | Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай. | Знать, что человек одомашнивал полезные ему растения и животных; что он ухаживает за ними, выращивает, использует для своих целей, выводит новые сорта и породы; понятия «культурные растения», «домашние животные». Уметь называть отличия диких растений и животных от своих культурных собратьев; объяснять, почему так много разных сортов растений и пород животных; рассказывать о своем домашнем животном | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | |||||||
19 | На службе у человека | Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Знать, что выращиванием культурных растений и домашних животных занимается сельское хозяйство; что разнообразные средства и методы позволяют увеличить продуктивность сельского хозяйства. Уметь рассказывать, как и почему менялось хозяйство человека; называть отрасли сельского хозяйства; описывать развитие сельского хозяйства в будущем; объяснять, какими способами можно добиться увеличения урожая и увеличения продукции животноводства | |||||||||||
20 | Покорение силы | Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот. | Знать, что разум позволил человеку изобрести механизмы, увеличивающие силу и ловкость. Уметь объяснять, как можно увеличить свою силу и ловкость; рассказывать, как можно вытащить тяжелую лодку из воды на берег, как поднять бревно на стену строящегося дома. Иметь представление об изобретении первых часов с маятником | Оценивать жизненные ситуации | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | |||||||
21-22 | Как человек использует свойства воды | Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат. | Знать, что люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства. Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ; рассказывать, как можно использовать силу водопада | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||
23 | Как человек использует свойства воздуха | Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой? | Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ. Иметь представление об изобретении паровой машины | Оценивать жизненные ситуации | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | |||||||
24 | Горные породы и минералы | Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни. | Знать, что люди научились изменять форму камня и широко используют его как строительный материал; что из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства. Уметь называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород, которые используются в строительстве; называть различия горных пород и минералов; объяснять, чем твердость отличается от прочности и от хрупкости. Иметь представление о драгоценных и поделочных камнях | |||||||||||
25 | Металлы | Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера) | Знать, что использование металлов позволило производить изделия любой формы и прочные материалы со специально заданными свойствами. Уметь перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства металлов (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество). Иметь представление о том, как металлы обрабатывают; что у каждого металла есть особые свойства | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | |||||||
26 | Приручение огня | Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель. | Знать, что электричество – универсальный вид энергии; что для получения электричества пригодны любые виды топлива или силы природы; что электричество позволило создать современную технику в быту и на производстве. Иметь представление о создании ракетного двигателя; на что способна энергия электронов, стремящихся туда, где их не хватает; о явлениях «электричество» и «магнетизм» | Оценивать жизненные ситуации | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||
27 | Невидимая сила. | Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности. | ||||||||||||
28 | Чудо-волны | Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение). | Знать, что волнообразные колебания частиц широко распространены в природе; что их изучение помогло создать невиданные приборы, о которых еще сто лет назад люди даже не мечтали. Иметь представление о том, что такое звук; как распространяется звук; почему свет распространяется не так, как звук | Оценивать жизненные ситуации | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | |||||||
29 |
| Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными) Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека. | Знать, что человек осваивает просторы Вселенной, проникает в глубины микромира, познает структуру вещества, находит новые виды энергии, перерабатывает огромную информацию; что накопленные знания позволяют людям все быстрее и глубже проникать в тайны природы и использовать ее богатства на благо человека. Иметь представление о том, для чего нужны знания о строении веществ; чем занимаются люди в космосе Знать, что бесконтрольное могущество человека – самая большая угроза в современном мире; чтобы избежать этой угрозы, необходимо перейти к экологическому типу хозяйства. Иметь представление о трех типах хозяйства (присваивающем, производящем, экологическом); рассказывать, как можно сохранить диких животных и растения | Оценивать жизненные ситуации | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | |||||||
30 |
| Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | |||||||||
31 | Контрольная работа № 2 | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы | Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||
32 | Итоговая контрольная работа | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности) | Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | |||||||||||
33 | Итоговая контрольная работа по курсу «Окружающий мир» | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы | Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | |||||||||||
34 | Обобщение по курсу «Окружающий мир» | Человек – часть природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу | Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | |||||||||
ЧАСТЬ 2 «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО» ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР | ||||||||||||||
35 | Кого можно назвать человеком. | Человек – член общества | Знать, что человек отличается от всех живых существ тем, что в нем соединяются признаки врожденные и признаки, приобретаемые в обществе; что только в обществе ребенок может вырасти человеком, научиться думать, разговаривать, понимать других людей. Уметь называть отличия между врожденными и приобретенными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребенку вырасти человеком | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | |||||||
36 | Посмотри в своё зеркало. | Человек – член общества | Знать, что каждый человек, живущий в обществе, становится личностью с неповторимыми особенностями внутреннего мира. Уметь объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | ||||||||
37 | Как понять, что творится у друга на душе. | Человек – член общества | Знать, что внутренний мир каждого человека наполнен эмоциями – переживаниями того, что происходит в данный момент с человеком и в окружающем его мире. Уметь сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций; определять положительные и отрицательные эмоции; рассказывать, как эмоции помогают человеку в жизни | |||||||||||
38 | Переживания, испытанные временем. | Человек – член общества | Знать, что кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувства; что чувства – это не зависящие от места и времени отношения человека к конкретным людям или предметам окружающего мира. Уметь называть отличия чувства от эмоций; рассказывать, как можно улучшить настроение и избавиться от тревоги | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | |||||||||
39 | Как узнать человека. | Человек – член общества | Знать, что нельзя оценивать человека по внешности; что только в общении мы может узнать внутренний мир другого человека, познакомиться с чертами его характера. Уметь перечислять положительные и отрицательные черты характера; рассказывать, как узнать личность, характер другого человека; объяснять пословицу «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер» | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||||||
40 | Обобщение по теме «Человек и его внутренний мир» | Человек – член общества | Знать изученный материал по теме «Человек и его внутренний мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | ||||||||||
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО | ||||||||||||||
41 | Что такое общество | Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения | Знать, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы. Уметь объяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы разрешения конфликтов | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | |||||||
42 | Как жить в мире людей | Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах | Знать, что для того, чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создает свои правила поведения. Уметь рассказывать, с помощью каких «инструментов» общество и человек могут оценивать свои поступки; объяснять, что такое совесть; сравнивать право и мораль; понимать выражения и объяснять их значения («сделано на совесть», «без зазрения совести», «будет на моей совести», «жить по закону», «закон природы») | |||||||||||
43 | Мое общество | Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения | Знать, что для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения. Уметь объяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком; называть общественные группы, в которых ты знаешь не всех, но можешь объяснить, что тебя объединяет с этими людьми; объяснять, что такое человечество; перечислять людей из своего круга общения | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||
44 | Права человека | Знать, что в современном обществе каждому человеку принадлежат равные права. Уметь объяснять выражение «права человеческой личности»; перечислять известные права человека в современном обществе; называть свои обязанности перед близкими людьми | ||||||||||||
45 | Контрольная работа №4 по теме «Человек» | Учимся решать жизненные задачи | Знать изученный материал по теме «Человек». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | |||||||||||
46 | Обобщение | |||||||||||||
КАРТИНА ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА | ||||||||||||||
47 | Первобытный мир – первые шаги человечества | Человек – член общества | Иметь представление о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн лет назад – 5 тысяч лет назад) появления людей, которые постепенно овладевали самыми главными человеческими умениями | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи | |||||||
48 | Древний мир – рождение первых цивилизаций | Человек – член общества | Иметь представление о том, что Древний мир (5 тысяч лет назад – V век новой эры) – время возникновения первых городов и государств, которые передали нам достижения своей культуры | |||||||||||
49 | Древний мир – рождение первых цивилизаций | Человек – член общества | Уметь составлять короткий рассказ о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Древнего мира (расположение на карте, достижения науки и культуры, известные исторические события); называть главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира | |||||||||||
50 | Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем | Человек – член общества | Иметь представление о том, что Средние века (V–XVвека) – время между древностью и Новым временем, когда одни цивилизации сменялись другими | Оценивать жизненные ситуации | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | |||||||
51 | Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем | Человек – член общества | Уметь определять по карте «Средние века» расположение цивилизаций; рассказывать о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Средних веков (расположение на карте, достижения науки и культуры, господствующая религия, известные исторические события) | |||||||||||
52 | Новое время – торжество Европы | Человек – член общества | Иметь представление о том, что Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений | |||||||||||
53 | Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству | Человек – член общества | Иметь представление о том, что Новейшее время (XX–XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжелых испытаний | |||||||||||
54 | Обобщение по теме «Человек и прошлое человечества» | Человек – член общества | Знать изученный материал по теме «Человек и прошлое человечества». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||||||
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | ||||||||||||||
55 | Короли, президенты и граждане | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле | Знать, что единое человечество состоит из граждан разных государств. Уметь объяснять слова «я – гражданин России»; сравнивать монархические государства и республики; сравнивать демократические государства и диктатуру; приводить примеры, как может быть нарушено право человека на участие в управлении своим государством; рассказывать, как организована власть в России; доказывать, что Россия является демократической республикой | Оценивать жизненные ситуации | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | |||||||
56 | Расы и народы | Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры | Знать, что человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Уметь объяснять, что такое раса; называть большие расы, которые выделяют в современном обществе | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||
57 | Кто во что верит | Знать, что человечество многолико и складывается из разных рас, народов, граждан отдельных государств, верующих разных религий и атеистов. Уметь объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами | ||||||||||||
58 | Пути духовных исканий | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле | Иметь представление о мировых религиях | |||||||||||
59 | Обобщение по теме «Человек и многоликое человечество» | Знать изученный материал по теме «Человек и многоликое человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | |||||||||||
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | ||||||||||||||
60 | Мировое хозяйство | Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей | Знать, что мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой природными богатствами, продуктами, вещами, объединяет человечество. Уметь объяснять, для чего были придуманы деньги | Оценивать жизненные ситуации | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | |||||||
61 | Мировое сообщество государств | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры | Иметь представление о том, что Организация Объединенных наций, в которую входят почти все государства планеты, объединяет под своим флагом все человечество. Уметь рассказывать, для чего была создана ООН | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||||||
62 | Что человечество ценит больше всего? | Знать, что общечеловеческие ценности – все то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество. Уметь называть памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности | ||||||||||||
63 | Как нам жить? | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. | Знать, что существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы. Уметь перечислять известные глобальные проблемы человечества; объяснять, с какими проблемами человечества связана народная пословица «Сытый голодного не разумеет» | Оценивать жизненные ситуации | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | |||||||
64 | Контрольная работа №5 по теме «Человечество» | Человек – создатель и носитель культуры | Знать изученный материал по теме «Человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | |||||||||||
65 | Обобщение | Учимся решать жизненные задачи | Знать изученный материал по теме «Человек и единое человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||||||
66 | Итоговая контрольная работа по курсу «Введение в историю» | Знать изученный материал по теме. Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | ||||||||||||
67 | Экскурсия в краеведческий музей | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Чело-век – создатель и носитель культуры | Знать правила поведения в музее. Уметь рассказывать об экспонатах краеведческого музея родного края | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||
68 | Обобщение по курсу «Введение в историю» | Знать изученный материал по теме «Человек и его внутренний мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данное планир...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год 66 часов...