Статья «Системно - деятельностный метод обучения, как средство повышения качества образования».
методическая разработка на тему

Основная цель обучения по ФГОС НОО (Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования) второго поколения – развитие личности ребёнка на основе усвоения универсальных способов деятельности. Без их освоения ребёнок не может учиться. И системно-деятельностный подход способствует развитию таких универсальных учебных действий, которые распространяются на все предметы, а также необходимы для решения задач практического характера. Чтобы ученик не оказался беспомощным в современном мире, надо его научить учиться, приобрести способность к самоизменению, саморазвитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mou.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32»

«Системно - деятельностный метод обучения, как средство повышения качества образования».

Составила и провела

учитель начальных классов:

Фомина Оксана Викторовна

Саранск, 2015

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». (Китайская мудрость)

Я бы хотела сейчас обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на одну из самых актуальных тем современного образования: системно-деятельностный подход в современной системе образования.

Другими словами, системно - деятельностный подход - это формирование умения действовать со знанием дела.

На сегодняшний день мы переживаем изменения во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что старые методы обучения не позволяют в достаточной мере обеспечить успешную адаптацию детей к жизни в современном обществе.

Основная цель обучения по ФГОС НОО (Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования) второго поколения – развитие личности ребёнка на основе усвоения универсальных способов деятельности. Без их освоения ребёнок не может учиться. И системно-деятельностный подход способствует развитию таких универсальных учебных действий, которые распространяются на все предметы, а также необходимы для решения задач практического характера. Чтобы ученик не оказался беспомощным в современном мире, надо его научить учиться, приобрести способность к самоизменению, саморазвитию.

Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного ребёнка ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.

Проблемно - диалогическая технология, лежащая в основе программы «Школа 2100»  создаёт для ребёнка  ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию положительной самооценки и комфортного психологического состояния.

Эта программа обеспечивает тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие  интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Она  адаптирована к стандартам II поколения.

Данный УМК реализует системно-деятельностный подход через ряд деятельностно-ориентированных принципов, а именно:

а) Принцип обучения деятельности.

Все предметные УМК, составляющие комплекс УМК ОС «Школа 2100» основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет мне в полном объёме реализовать системно-деятельностный подход в работе с учащимися.

Это:

-проблемно-диалогическая технология,

-технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);

-технология оценивания учебных успехов;

-проектная технология.

б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.

«Школа 2100» - это система развивающего обучения. В ней я активно реализую технологию проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. В  понятии «проблемно-диалогическое» обучение  первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

В настоящее время у меня  первый класс по ОС "Школа 2100".

Первая трудность, с которой я столкнулась, используя технологии деятельностного типа, это вовлечение детей в диалог с учителем и друг с другом. Мои первоклассники были растеряны, не понимали, как они могут определить то, чем будут заниматься на уроке, зачем они будут это делать и для чего. Дети были не готовы самостоятельно определять цель своей деятельности, действовать по алгоритму, сверять свои действия с поставленной целью. Для развития этих умений мы вместе с детьми шаг за шагом отрабатывали алгоритм проблемно-диалогического урока. Особенно трудно проходил этап постановки учебной задачи. На первых уроках приходилось дожидаться ответа хотя бы одного ученика, который более удачно сформулирует цель деятельности или предложит план действий, но остальной класс в это не включался, а просто выжидал. (Желая сэкономить время на уроке, нередко хотелось самой назвать цель и план действия.)

Постепенно, думаю, мы решим наши проблемы. Так как дети на уроках становятся все более активными, вступают в диалог друг с другом, проявляют интерес к продуктивным заданиям. Они уже понимают структуру урока, готовы к тому, что сами будут формулировать основной вопрос урока, составлять план действия. Мои первоклассники привыкают работать с алгоритмами, схемами, таблицами. Конечно, говорить о конечных результатах нам очень рано.

В  своей работе  с моими первоклассниками я создаю ситуацию успеха, чтобы каждый получил и похвалу, и поощрение. Поэтому в 1-м  классе я строю уроки так, чтобы дети максимально заинтересовались получением знаний (с УМК "Школа 2100 это оказалось несложно).

Рассмотрим урок в 1 классе на тему: «Перенос слов»

На 1 этапе использования системно-деятельностного подхода (а это мотивация к учебной деятельности) звучит примерно такой диалог:

- Будем бояться? (нет)

- А что будем делать? (начнём спокойно думать)

- Может так случиться, что мы с первого раза что-то не поймём? (да)

- Если мы что – то не поймем, то … (учитель нам поможет).

2 этап: актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

Цель: обсуждение затруднений  ( «Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»
Метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог;

В формировании проблемы мне помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у моих детей удивление и способствует появлению вопроса.

Продолжаем рассматривать урок.

Словарная работа:  один ученик пишет под диктовку на доске: класс, тонна, собака, суббота.

- С нами писал слова наш сказочный герой Незнайка. Посмотрите что у него получилось. класс, тонна, собака, субб

- Почему Незнайка  оборвал последнее слово?

- Как вы поступите, если начали писать слово, а места на строке не хватает?

- Чем сегодня будем заниматься, чтобы помочь Незнайке  и научиться самим быть грамотными? Какую цель себе поставим? (научиться переносить слова).

-Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую можно по правилам или так, как захочет пишущий?
- Что бы вы предложили?
- Как вы думаете, на какой вопрос мы будем отвечать на уроке? (Как переносить слова?)

На уроке познакомимся с правилами переноса, потренируемся в переносе слов

3 этап: ("открытие нового знания").

Цель: решение учебной задачи

Способы: диалог, парная работа;
методы: подводящий к открытию диалог;

Это трудный этап и для учителя, и для ученика. Здесь дети должны понять, "чего они не знают" и найти выход из этого положения. Очень эффективна на этом этапе работа в парах.

Продолжу рассмотрение урока русского языка.

- Попробуйте перенести слова "суббота". (Дети работают в парах, я выслушиваю гипотезы и все записываю на доску).

После выдвижения своих версий, дети стремятся искать ответ на свой же вопрос.

- Смотрите, слово одно, а разных вариантов переноса много. Почему? Что мы пока не знаем? (не знаем, как правильно перенести слово)

- Посмотрите на доску и попробуйте сами сформулировать правила переноса слов.

На доске:    груп-па                                  су-ббота

тон-на                                    алл-ея

паль-то                                  мал-ьчик

чай-ник                                 га-йка

Далее мы обязательно сравниваем с эталоном.

- Ребята, а где мы можем проверить свои предположения? (в учебнике)

4 этап:первичное закрепление.

5 этап:самостоятельная работа.

Рассмотрю далее урок русского языка. Все мы знаем, что очень полезно давать детям задания на развитие орфографической зоркости (найти ошибки). На доске записаны слова и разделены для переноса:

Ан-нушка  А-нечка  Аня  Ан-на  Ан-юта

- Найдите ошибки. (К доске выходят 2 человека: один говорит, другой исправляет).

6 этап:рефлексия учебной деятельности.

Тот же урок русского языка.

- Чему научились?

- Где эти знания можно применить?

В результате применения на уроке элементов системно-деятельностного метода, дети самостоятельно «открыли»  и освоили новое знание.

Благодаря системно-деятельностному методу, проблемному диалогу дети активны, все думают и не боятся выражать свои мысли, какие бы они не были. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей (при групповой работе) позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга. В 1 - м классе ещё нет отметок как результата образовательных достижений, но  в моём классе за год обучения по программе "Школа 2100" появились дети, которые желают активно высказывать свою точку зрения, могут оценивать свои и чужие учебные действия, умеют результативно мыслить.

Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек формируется как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни. Это и есть системно-деятельностный подход, который приносит свои плоды, несомненно, не сразу, но ведет к достижениям.
    При организации внеурочной деятельности я использую разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые занятия, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении как средство повышения качества образования

Методический материал по теме "Дифференцированный подход в обучении учащихся как средство повышения качества образования"...

Модульное обучение как средство повышения качества образования на уроках литературного чтения.

Содержание:   Введение……………………………………………………………….……3 Актуальность проблемы……………………………………….….………3Модульное обучение как педагогическая технология…………………..4Организация работы по ...

Выступление на конференции, статья "Подготовка урока по ФГОС как средство повышения качества образования"

Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (...

Выступление на конференции, статья "Подготовка урока по ФГОС как средство повышения качества образования"

Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (...

Использование интерактивных методов обучения, как способ повышения качества образования

В предлагаемом материале описывается как можно использовать на уроках в начальных классах таких интерактивных методов как работа в паре, работа в малых группах, прием "Микрофон", "Снежный ком", "2-4-в...

Активные методы обучения как способ повышения качества образования

Выступление на апрельском форуме учителей начальных классов...

Педагогический совет на тему : «Технология личностно- ориентированного обучения как средство повышения качества образования»

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъективность процесса учения.Основным принципом разработки ...