Модульное обучение как средство повышения качества образования на уроках литературного чтения.
методическая разработка по теме
Содержание:
- Введение……………………………………………………………….……3
- Актуальность проблемы……………………………………….….………3
- Модульное обучение как педагогическая технология…………………..4
- Организация работы по модульной технологии на уроках литературного чтения …………………………………………………….5
- Результативность …………………………………………………………
- Заключение…………………………………………………………..……15
- Список используемой литературы……………………………..………..16
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnoe_obuchenie_kopir.docx | 95.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Районные педагогические чтения
«Пути повышения качества образования»
Модульное обучение как средство повышения качества образования на уроках литературного чтения.
Журавлева Надежда Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 2 г.Тайшета,
первая квалификационная категория
Тайшет
2013
Содержание:
- Введение……………………………………………………………….……3
- Актуальность проблемы……………………………………….….………3
- Модульное обучение как педагогическая технология…………………..4
- Организация работы по модульной технологии на уроках литературного чтения …………………………………………………….5
- Результативность …………………………………………………………
- Заключение…………………………………………………………..……15
- Список используемой литературы……………………………..………..16
Введение.
Информация сегодня становится стратегическим ресурсом развития общества, требует постоянного обновления, поэтому современное образование должно представлять собой непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей. Большая доля успеха в дальнейшем обучении зависит от того, насколько успешно обучающийся овладеет навыками самооценки, саморегуляции, самостоятельного поиска и применения информации.
Поэтому у учителя возникает ряд вопросов. Как повысить эффективность уроков? Как изменить урок, чтобы каждый ученик смог проявить себя? Как вовлечь учащихся в активную самостоятельную деятельность на протяжении всего урока с учетом их возможностей и способностей?
Для меня ответ на все эти вопросы заключается в модульном обучении. Мною была поставлена следующая цель: повысить качество обучения литературному чтению путем внедрения технологии модульного обучения. Для достижения цели были поставлены задачи:
- Провести анализ имеющихся условий для внедрения технологии в образовательный процесс.
- Изучение и анализ литературы по данному вопросу.
- Применить полученные знания на практике.
Актуальность.
Актуальностью своей работы я считаю тот факт, что нарушаются основы классического обучения, предпочтение отдается точным наукам. Литературное чтение – это предмет, трогающий душу, мысли, чувства.
(Народная мудрость гласит: «Старайся быть разумным, а не богатым: богатства можно лишиться, а разумность всегда с тобой»)
Большой поток информации, обусловленный бурным развитием компьютерной техники, заботы родителей, направленные на достижение материального благополучия семьи, отсутствие традиций семейного чтения ставят проблему повышения качества чтения на первый план в работе ступени начального образования.
Таким образом, сущность модульного обучения заключается в том, что обучающийся полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модульное обучение как педагогическая технология
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.
Цели модульного обучения:– превращение ребенка из объекта управления в субъект управления;
– формирование у него самостоятельности и способности к самоуправлению, самообразованию, самовоспитанию, самоорганизации;
– диагностирование целеобразования и объективного контроля, самоконтроля результатов.
Приступая к проектированию модульной программы, учитель должен осознать и определить свои новые функции. Их новизна в том, что учитель:
- управляет познавательной деятельностью обучающегося, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственно-познавательной деятельности учащихся;
- мотивирует познавательную деятельность обучающегося на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания, и добивается положительного отношения к предмету;
- организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с информационными материалами;
- использует коллективные способы обучения, включает всех обучающихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;
- создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому обучающемуся, создает положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества;
- организует самоанализ собственной деятельности обучающегося и формирует его адекватную самооценку.
С целью погружения в проблему был проведен анализ работ многих талантливых педагогов: Софьи Николаевны Лысенковой, Игоря Борисовича Сенновского, Петра Ивановича Третьякова.
Татьяна Ивановна Шамова выделяет следующие отличия модульного обучения от других систем обучения:
1. Содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение его должно происходить с целью обучения. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Каждый обучающийся получает от учителя рекомендации в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.
2. Общение между учителем и обучающимися проходит как в индивидуальном порядке, так и посредством модулей. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект - субъектную основу.
3. Каждый обучающийся работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.
4. Учитель может управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся как через модули, так и непосредственно, но это более мягкое, а главное сугубо целенаправленное управление.
5. Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу путем консультирования каждого из обучающихся, дозирования персональной помощи.
Самое важное в построении модулей – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация и.т.д.
Организация работы по модульной технологии на уроках литературного чтения
В свете современных требований к урокам литературного чтения от учителя требуется приобщение младших школьников к чтению и пониманию литературы как вида искусства, постижению идейно-художественного смысла произведения, его эстетической ценности, образного содержания. В отличие от традиционной системы обучения в основе построения урока модульного чтения лежит активная самостоятельная деятельность обучающегося на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями через алгоритм определенных разноуровневых модулей.
Развивать умение пользоваться алгоритмическими предписаниями следует постепенно, останавливаясь на каждом модуле основательно.
Изначально дается упрощенный вариант модульной таблицы (алгоритма уроков чтения). ( Приложение 1)
Выполнение упражнений, развивающих речевой аппарат и упражнений на дыхание /Модуль 2/ хорошо знакомо обучающимся 1 класса. Эти упражнения полезны и для развития оперативной памяти, расширяют поле зрения.
После того, как обучающиеся приобретут устойчивые навыки самостоятельной работы по предписаниям алгоритма, можно переходить к более сложному алгоритму, в котором уже четко определены цели каждого модуля. ( Приложение 2 )
Опираясь на психологопедагогическую теорию Пальмиры Альбиновны Юцявичне, которая одной из первых обосновала сущность и методические основы модульного обучения, разработала принципы и правила построения модульной программы, я решила, что внедрение модульной технологии в начальной школе целесообразно начинать с работы по алгоритму.
Для уроков литературного чтения я разработала модули шаблоны на каждый этап урока, которые соответствуют уровню знаний и умений младших школьников.
Модуль 2.Актуализация знаний.
Модуль 3. Мотивация учебной деятельности.
Модуль 4.Развитие речи.
Модуль 5. Обобщение и систематизация знаний.
Модуль 6. Рефлексия (подведение итогов урока).
В начальной школе я в каждом модуле
– ставлю дидактическую цель;
– излагаю содержание учебной информации;
– предлагаю практические задания;
– даю разъяснения и рекомендации к изложенной информации;
– предлагаю вопросы для итогового обобщения.
Так проходит алгоритмизация процесса обучения по данным мною предписаниям. Выполнил один шаг – можешь приступать к следующему, не достиг цели модуля – вернись к началу. Это и есть продвижение в обучении. «Я слышу – и забываю, я вижу –и запоминаю, я делаю – и понимаю» – вот так я сказала бы словами Конфуция о модульном обучении.
Как же происходит изучение нового материала на уроке литературного чтения по модульной технологии?
1.Обучающиеся получают рекомендации от учителя в письменной форме
( см. схему 1).
2. Учатся целеполаганию.
3. Самостоятельно проводят антиципацию (прогнозирование) содержания нового текста, а затем сообщают свои предположения учителю.
4. Планируют по алгоритму свою деятельность, т. е. самостоятельно читают текст по данным предписаниям, делятся впечатлениями о прочитанном друг с другом, работая в паре.
5. Контролируют и оценивают деятельность свою и соседа по парте.
Схема 1
МОДУЛЬ 2 | |
Цель – узнать, о чем будет говориться в произведении. Освоение модуля поможет осознать прочитанное, научиться воспринимать и перерабатывать содержание материала. | |
I
| Работай самостоятельно. |
II Прими участие в общеклассной беседе.
| Работай с классом. |
Таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, почувствовать успех, продемонстрировать товарищам свои умения.
Задача учителя – мотивировать, организовывать, консультировать и направлять работу обучающихся в отличие от традиционного обучения, где учитель объясняет новый материал, управляет детьми. Я ввожу модули
со 2-го класса, когда обучающиеся могут самостоятельно прочитать задание.
Сначала даю упрощенный вариант модуля. Памятка имеется у каждого обучающегося. На схеме 2 показано, как выглядит модуль 1 по проверке домашнего задания во 3-м классе.
Схема 2
МОДУЛЬ 1 |
Подготовься к проверке домашнего задания. Цель - проверить свои навыки: правильность; беглость; осознанность; выразительность.
|
Постепенно развиваю у своих учеников умения пользоваться алгоритмическими предписаниями, останавливаясь на каждом этапе основательно. После того как ребята приобрели устойчивые навыки самостоятельной работы, переходим к более сложному алгоритму, в котором четко определены цели, объемнее учебный материал, имеются методические рекомендации. Этот же модуль используется в 4-м классе
(см. схему 3).
Схема 3
МОДУЛЬ 1 |
Цель - научиться четко произносить звуки, читать целыми словами. Освоение данного модуля поможет развить зрительную память, внимание, речь, расширить словарный запас. 1. Звуковая разминка. 2. Упражнение на дыхание. Подготовься к проверке домашнего задания. Цель - проверить свои навыки: правильность; беглость; осознанность; выразительность.
Как ты подготовился к уроку? (Улучшил ли ты свои навыки?) Над чем еще чадо работать? Какие качества характера надо в себе воспитывать? усидчивость; терпеливость; настойчивость; упорство и др. |
Соответственно усложняются и модули для каждого этапа урока, которые оцениваются как самостоятельный блок, поэтому модульный урок в отличие от традиционного всем ученикам дает возможность получить несколько оценок, которые выставляются в карты успеха.
Я предлагаю два варианта фиксации учебных достижений: по основным навыкам, по конкретному результату (см. табл. 1 и 2 ).
Карта успеха
Копцева Никиты
Учебные навыки | Моя оценка | Оценка соседа по парте |
Выразительное чтение | 5 | 4 |
Пересказ | 5 | 5 |
Чтение наизусть | 5 | 5 |
Оценка за урок | 5 | 5 |
Карта успеха
Копцева Никиты
Учебный модуль | Моя оценка | Оценка соседа по парте |
Модуль 1 | 5 | 4 |
Модуль 2 | 5 | 5 |
Модуль 3 | 5 | 5 |
Модуль 4 ( итоговый) | 5 | 5 |
Карты успеха имеют важное значение для проведения индивидуально дифференцированной работы на последующих уроках. Ребята самостоятельно оценивают правильное, выразительное чтение, чтение наизусть по памяткам, которые я разработала.
ПАМЯТКА для чтения –спринт
|
ПАМЯТКА для выразительного чтения 1. Правильно ставь ударения. 2. Соблюдай паузы. 3. Выбери силу голоса (громко, тихо). 4. Определи темп (быстро, медленно). 5. Читай эмоционально. 6.Покажи интонацией свое отношение к произведению. |
Преимущество в том, что таких модулей-«методичек», составленных единожды, могут быть использованы несколько раз.
Не обязательно каждый урок в начальной школе выстраивать как модульный, да этого и не требуется, поскольку такой урок предполагает большую подготовку как учителя, так и обучающихся. Это и есть видимый недостаток модульной технологии. Большая трудоемкость создания модулей и немалые издержки на их написание и тиражирование. Для использования этой технологии требуется большое усердие преподавателя, его мотивация на конкретный результат.
В зависимости от целей и задач урока я использую один, два или несколько модулей, поскольку эта технология раскрывает творческий потенциал и педагога, и обучающегося, способствует самореализации детей в самостоятельной деятельности.
Хорошо известно, что только целенаправленная самостоятельная деятельность приведет к устойчивым знаниям и учебным навыкам.
Кроме предписаний модулей ученики имеют на партах папки с памятками ( Приложение 3,4,5,6,7) по организации работы. Так в основе заданий, рассчитанных на самостоятельное выполнение сразу после первичного чтения текста лежит работа по анализу прочитанного или ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
Результативность.
Я работаю на двух классах, в одном классе применяю модульную технологию, а в другом классе нет.
Я провела мониторинг знаний по литературному чтению в классе, где использую модульную технологию, и в классе, где не применяю данную технологию: (см.диаграмму).
Качество знаний по литературному чтению обучающихся по модульной технологии ,и в классе, где не используется данная технология, составила:
( см. диаграмму)
Качество знаний обучающихся за 2011-2012 учебный год составило: 4б класс ( модуль)-75%, 3 в класс – 45%, 2012-2013 учебный год за 1-е полугодие: 4б ( модуль)-87%, 3в ( нет модуля) – 61%.
На каждого ребенка я составляю индивидуальную карту модульности, которая наглядно показывает рост ученика:
ФИ обучающегося | Учебные навыки | |||||||
Связная речь | Темп чтения | Диалогическая речь | Выразительность чтения | |||||
2 кл. | 4 кл. | 2 кл. | 4 кл. | 2 кл. | 4 кл. | 2 кл. | 4кл. | |
Валуева Мария | Низ. | Высок. | Средн. | Высок. | Низк. | Высок. | Средн. | Высок. |
Результатом такой деятельности являются умения моих учеников работать в парах, группах, самостоятельно по заданному алгоритму, оценивать и анализировать свою деятельность, владение навыками контроля и самоконтроля, а самое главное – у детей формируются навыки учебного, делового общения, умения слушать и слышать, повышается мотивация к получению знаний – т.е. то, что необходимо для соблюдения преемственности в обучении при переходе из младшего звена в среднее и для успешной социализации в обществе.
Заключение.
Модульное чтение дает возможность чередовать индивидуальную и коллективную деятельность обучающихся, менять состав групп в зависимости от категории задания и целеполагания. Это создает атмосферу сотрудничества, ответственности каждого ученика за свой вклад в решение задач урока.
Положительным является и то, что упрощается и конкретизируется труд при подготовке к уроку. Роль учителя состоит в том, чтобы целенаправленно формировать у детей навыки самостоятельной деятельности через:
- самоанализ, самоцелеполагание,
- самопланирование, самоорганизацию,
- самоконтроль, саморегулирование.
Результаты показали, что разработка данной технологии является перспективной.
Работая индивидуально по модульной программе, обучающийся усваивает учебный материал в том темпе, который ему удобен, имеет возможность обратиться к учителю, увеличить количество тренировочных упражнений в случае недостаточного усвоения материала или получить задания для углубления своих знаний.
Сравнивая эти результаты, я убедилась в том, что модульное обучение способствует самореализации детей в образовании. Уверена, что мои ребята и в дальнейшем будут уметь четко ставить перед собой цель, работать так, чтобы достичь ее, анализировать результат и ставить новую цель, потому что они уже получили навыки самообразования.
Мой опыт работы по данной технологии показывает, что она даёт только положительные результаты. Нестандартная форма проведения учебного занятия, возможность самим искать ответы на вопросы, оценивать себя – всё это способствует формированию мотивации в получении знаний, повышению качества знаний, повышению уровня коммуникативных и организаторских способностей учащихся.
Поэтому я пришла к выводу, что практика использования модульной технологии на уроках литературного чтения должна распространяться.
Список используемой литературы.
- Вазина, К. Саморазвитие человека и модульное обучение / К. Вазина. – Н. Новгород,1991.
- Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1985, с.171.
- Третьяков, П.И. Технология модульного обучения в школе / П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. – М., 1987.
- Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе:/ Под ред. П.И. Третьякова. - М. :Новая школа, 2001
- Шамова Т.И. «Модульное обучение: сущность, технология». Ж.«Биология в школе», 1994 №5
- Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения //Сов. Педагогика. 1990.- №1. - С. 55 - 60.
- Юцявичене, П.А. Основы модульного обучения / П.А. Юцявичене. Вильнюс: Минвуз ЛитССР, 1989. - 68 с.
Приложение 1
Модуль 1
Подготовка к проверке домашнего задания
- Открой учебник на странице... (если это стихотворение, повтори его).
- Прочитай 1/3, страницы (стихотворение расскажи соседу по парте).
- Расскажи, о чем говорится в отрывке, что особенно запомнилось и почему.
- Оцени себя, выслушай оценку товарища.
Модуль 2
Разминка
1. Упражнение на дыхание: «надуй шарик», «остуди чай», «одуванчик», «сдуй пылинку», « задуй свечу».
2. Звуковая разминка: артикуляция звуков, скороговорки, мини-стихотворения, их чтение: тихо, громко, медленно, быстро, про себя, с ударением на каждом слове, хором (орфографическое чтение), с поучительной интонацией, на память (по желанию).
Модуль 3
Чтение-спринт. Начни по команде учителя «Начали»
- Плотно сожми губы.
- Читай только глазами.
- Читай как можно быстрее, подчеркивай непонятные слова.
- Ответь на вопросы к тексту.
- Обсуди свой ответ с товарищем, посоветуйся.
- Прими участие в общем обсуждении.
Модуль 4
- Интенсивные упражнения в навыках беглого чтения
- Чтение за диктором (вполголоса).
- Чтение под ритмичный стук.
- Чтение с отрывом взгляда от текста.
- Чтение с убыстрением.
- Чтение в парах.
- Чтение в темпе скороговорки.
- Жужжащее чтение.
- Чтение про себя, только глазами.
- Чтение-спринт.
- Чтение-разведка.
- Чтение-буксир.
Модуль 5
Памятка
- Правильно ставь ударение.
- Соблюдай паузы.
- Выбери силу голоса (тихо, громко).
- Определи темп (быстро, медленно).
- Читай эмоционально.
- Покажи интонацией свое отношение к произведению.
Модуль 6
- Работа в творческих тетрадях (задания по выбору).
- Подведение итогов - научись высказывать свои мысли, вести
диалог - используй эмоционально-оценочную лексику.
Приложение 2
Модуль 1
Номер модуля | Номер задания | Учебный материал с указанием задания | Методические указания |
Цель урока: совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; развивать монологическую речь, творчество и воображение; обогащать словарный запас; воспитывать положительные качества в процессе работы в парах, группах. | |||
Модуль 1 | Цель - научиться четко произносить звуки, читать целыми словами. Освоение данного модуля поможет развить зрительную память, внимание, речь, расширить словарный запас. | ||
1 | Подготовься к звуковой разминке, к игре "Фотоглаз". 1. Звуковая разминка. 2. Упражнение на дыхание.
| Готовность покажи красным сигналом. Смотри на доску | |
2 | Подготовься к проверке домашнего задания. Цель - проверить свои навыки: правильность; беглость; осознанность; выразительноть.
| Работай в паре Смотри в верхний правый угол доски | |
3 | Прими участие в общеклассной беседе. Цель — подвести итоги. Как ты подготовился к уроку? (Улучшил ли ты свои навыки?) Над чем еще чадо работать? Какие качества характера надо в себе воспитывать? усидчивость; терпеливость; настойчивость; упорство и др. | Приготовь сигналы: красный — 5; зеленый — 4; желтый — 3 |
Модуль 2
Модуль 2 | Цель — узнай, о чем говорится в новом произведении. Освоение, данного модуля поможет осознать прочитанное. | ||
1 | Прослушай объяснение учителя, прими участие в беседе. Цель - научиться воспринимать и перерабатывать содержание материала. Какие произведения этого автора ты читал? О чем он пишет? | ||
2 | Открой учебник на странице ...
Обсуди свой ответ на вопросы с товарищем, посоветуйся. Поделись своими чувствами о прочитанном. Спроси о значении непонятных слов. Прими участие в общеклассной беседе. Цель - подвести итоги. Что нового ты узнал из этого произведения? Все ли ты понял? Сделай вывод: необходимо ли еще раз прочитать произведение? | Смотри в верхний правый угол доски Смотри на доску Работай в паре |
Модуль 3
Модуль 3 | Цель - научиться читать бегло. Освоение данного модуля поможет тебе более быстро читать книги, газеты, журналы, титры в кино, по телевизору. | ||
1 | Подготовься к выполнению интенсивного упражнения в навыках беглости. 1.Чтение за диктором (вполголоса). 2. Чтение под ритмический стук. 3. Чтение с отрывом взгляда от текста. 4. Чтение с убыстрением. 5. Чтение в парах. 6. Чтение с переходом на незнакомый текст. 7. Чтение в темпе скороговорки. 8. Жужжащее чтение. 10. Чтение про себя (только глазами). 11. Замер скорости чтения. | Слушай команды учителя: "Начали!", "Стоп!" Выслушай и оцени соседа по парте. Запиши результат в тетрадь | |
2 | Прими участие в общеклассной беседе. Цель - подвести итоги. 1. Оцени свое чтение: выше нормы, без ошибок — "5"; по норме, 1-2 ошибки — "4"; ниже нормы, 3-5 ошибок — "3". 2. Сделай вывод: прочитай цель модуля; подумай, достиг ли ты цели; если цели не достиг, вернись опять к работе по данному модулю. | Смотри нормы в своей тетради (па доске) (Можно дома.) Сделай запись домашнего задания в дневнике |
Модуль 4
Модуль 4 | Цель - научиться читать правильно, выразительно. Освоение данного модуля поможет тебе в общении с людьми. | ||
1 | Выбери отрывок по своему желанию. При подготовке пользуйся памяткой: 1. Правильно ставь ударения. 2. Соблюдай паузы. 3. Выбери силу голоса (громко, тихо). 4. Определи темп (быстро, медленно). 5. Читай эмоционально. 6.Покажи интонацией свое отношение к произведению. | ||
2 | Прочитай подготовленный отрывок вполголоса соседу по парте. Выслушай его оценку. | Работа в паре | |
3 | Прочитай отрывок еще раз с учетом замечаний. | ||
4 | Прими участие в общеклассной беседе. Цель - подвести итоги. 1. Оцени свое выразительное чтение. Все ли пункты памятки ты выполнил? Выполнил все - "5"; 1 - 2 не выполнил - "4"; 3 - 4 не выполнил - "3". 2. Прими участие в конкурсе дикторов. Определи победителя с учетом всех пунктов памятки. | Покажи сигнал | |
3. Сделай вывод: достиг ли ты цели? Если цели не достиг, вернись опять к работе по данному модулю. |
Модуль 5
Модуль 5 | Цель - научиться выделять мысли, пересказывать содержание прочитанного, вести диалог. Освоение данного модуля будет способствовать развитию речи, памяти. | ||
1 | Прочитай соседу (партнеру) по парте один абзац. | ||
2 | Партнер задает тебе вопросы для того, чтобы ты понял значение слов, словосочетаний, уловил смысл абзаца. | ||
3 | Обсуди с партнером возможные варианты заголовков, выбери наилучший. Учти: заглавие выражает смысл абзаца. | Запиши заглавие в тетрадь | |
4 | Перескажи содержание первого абзаца. | ||
5 | Работай с партнером по его заданию. | ||
6 | Работай над вторым абзацем и далее, как над первым. | ||
7 | Дай партнеру свою тетрадь для выставления отметки. Поблагодари партнера за совместную работу. | ||
8 | По окончании работы над текстом подготовься к выступлению в группе. Помни: тебе помогут передать содержание записанные в тетради заголовки. | ||
9 | После выступления в группе работа над пересказом закончена. | ||
10 | Прими участие в общеклассной беседе. Цель - подвести итоги. Прочитай цель модуля; подумай, достиг ли ты цели; если цели не достиг или достиг частично, вернись к работе по данному модулю дома. | Сделай запись в дневнике |
Модуль 6
Модуль 6 | 1 | Проверь свои знания. Ответь на контрольные вопросы. Найди подходящее предложение для надписи над иллюстрацией. Опиши герои, понравившийся эпизод, природу. Чтение отрывка по ролям. Оцени партнера. Дай свою тетрадь партнеру для записи отметки. Поблагодари партнера за совместную работу. Подведи итоги работы на уроке. Что нового узнал? Чему научился? Спасибо за работу на уроке! | Работа в группе |
Приложение 3
Методическая модель
изучения сказки в начальной школе
- Выяснение конкретных событий:
- герои сказки;
- разграничение их ролей (добро и зло и т.д.);
- последовательность событий:
а) характер основного события;
б) последовательность событий;
- мотивы поведения;
- характерные черты героев и персонажей;
- взаимоотношения героев и персонажей.
- Словесное описание учащимися героев или эпизодов сказки по воображению.
- Определение основной мысли сказки.
- Определение личного отношения учащихся к героям сказки и событиям в ней.
- Наблюдение над жанровыми особенностями сказки:
- композиция;
- место действия (реальный мир или вымышленный);
- сказочные выражения.
Методическая модель изучения рассказа
описательного характера в начальной школе
- Нахождение с помощью выборочного чтения
описания картин природы (животных, предметов и т.д.).
- Наблюдение над словами и выражениями, с помощью которых описываются картины природы.
- Воссоздание этих картин путём словесного рисования.
- Нахождение слов с общим оценочным значением.
- Определение авторского отношения к описанию.
- Определение личного отношения учащихся к прочитанному.
Методическая модель
изучения басни в начальной школе
- Раскрытие конкретного содержания басни.
- Выяснение характерных черт персонажей басни, мотивов их поведения.
- Словесное описание по воображению персонажей басни либо ситуаций.
- Раскрытие иносказательного смысла басни.
- Определение основной мысли басни (в морали).
- Наблюдение над языком басни.
- Наблюдение над жанровыми особенностями басни.
- Определение личного отношения учащихся к басне.
Вопросы для анализа художественного образа
литературного произведения на уроке чтения
- Хотелось бы дружить с героем?
- Как бы ты поступил, если бы оказался бы на его месте?
- Как ты думаешь, правильно ли вел себя герой и почему он поступил именно так, а не иначе?
- Что заставило героя прийти именно к такому решению, выбрать именно такой вариант поведения?
- Что тебя привлекает, что тебе нравится или, наоборот, не нравиться, отталкивает в герое (в манерах, в особенностях его поведения)?
- Нравиться ли тебе его отношение к людям?
- Чтобы ты мог посоветовать герою?
- Хотел бы ты включиться в события, развертывающиеся в произведении?
- В качестве кого ты хотел бы участвовать в действии, происходящем в произведении?
- Чтобы ты предпринял, если бы оказался в такой же ситуации?
- Как бы ты вел себя в такой ситуации?
- Что могло бы изменить в жизни твоего класса, если бы герои произведения учились вместе с вами?
Приложение 5
Вопросы для беседы по содержанию текста.
- Что возникает перед твоими глазами, когда ты читаешь эти строки? Что ты чувствуешь читая их?
- Слышится ли музыка, когда ты читаешь эти строки?
- Какая музыка: грустная, веселая, танец или марш?
- Какие словосочетания больше всего нравятся тебе в стихотворении?
- Какие это стихи: веселые, грустные, задорные, бравурные, стихи-раздумье, размышление? С каким настроением они написаны?
- Какое состояние природы нарисовано поэтом? Как относиться он к изображенному?
- Какие стихотворения говорят о смятении чувств, нарастающем напряжении,
волнении в природе или состоянии покоя, безмятежности, дремоты или же каком либо другом состоянии? - Какому состоянию, настроению человеческой души созвучно описываемое поэтом состояние природы? Каким человеческим чувствам оно соответствует?
- Как ты думаешь, что чувствовал поэт, написавший эти строки? В каком настроении он пребывал, о чем он думал или мечтал?
- О чем, по-твоему, мог бы думать, размышлять, что вспоминать, какие воспоминания перебирать в памяти человек, написавший эти строки?
- Знакомо ли тебе это состояние природы? Сталкивался ли ты с ним в жизни? Если да, то когда, при каких обстоятельствах?
- Когда бы ты мог захотеть перечитать эти строки вновь? В каком случае? В какой обстановке? В какой ситуации? В каких условиях у тебя могло бы возникнуть желание услышать их еще раз в чтении взрослых или друзей?
Приложение 6
- Чтение всего текста (по заданию учителя)
- Деление текста на части.
- Чтение по готовому плану.
- Пересказывание текста после чтения.
- Чтение текста заранее подготовленными учениками.
- Чтение с сокращением текста.
- Чтение «цепочкой».
- Чтение по абзацам.
- Чтение вполголоса.
- Чтение отрывка к рисунку.
- Чтение ответов из текста к вопросам учителя.
- Выборочное чтение.
- Чтение самого красивого отрывка из текста.
- Нахождение всего предложения по его началу или концу.
- Чтение в «темпе выше нормы».
- Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
- Нахождение предложения или отрывка, выражающего главную мысль.
- Беседа на тему «Что реально, а что вымышлено?» при изучении сказки, басни.
- Нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
- Беседа с сопровождением выбранного текста.
- Нахождение в тексте выводов.
- Высказывание своих суждений после прослушивания.
- Беседа на тему «Что понравилось в произведении?»
- Подбор своего названия к тексту.
- Чтение по ролям.
- Чтение диалога, исключая слова автора.
- Чтение и пересказ прочитанного с помощью мимики, жестов, поз.
- Нахождение отрывка, предложения, в соответствии с маской настроения (грустно, весело, …)
- Нахождение отрывков, которые можно прочитать строго, …
- Нахождение и чтение восклицательных, вопросительных предложений.
- Конкурсное чтение стихов.
- Нахождение образных слов и описаний.
- Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
- Нахождение слов и предложений, которые читаются тихо, быстро, громко.
- Расстановка пауз.
- Чтение стихов по строчкам, заканчивая паузами.
- Выразительное чтение отрывка стихотворения по выбору.
- Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
- Кто быстрее найдет слово на заданное правило.
- Найди самое длинное слово.
- Нахождение в тексте 2-х, 3-х, 4-хсложных слов.
- Нахождение в тексте сочетаний: сущ. + прилаг., сущ. + глаг.,…
- Чтение с пометкой непонятных слов.
- Нахождение в тексте слов и выражений для устного портрета.
- Найди слова близкие по значению к данным (слова записаны на доске).
- Чтение слов, к которым даны сноски.
- Нахождение слов и предложений, которые можно использовать в сочинении.
- Комбинированное чтение.
- Чтение с замером времени.
- Чтение скороговоркой.
- Выразительное чтение подготовленного отрывка с переходом на новый отрывок.
- Словесное иллюстрирование.
- Творческий пересказ:
- от главного лица,
- изменить лицо,
- изменить время,
- ввести в рассказ сообщение, что было до начала действия, что было дальше,
- включить описание внешности.
- Вопросы для характеристики главного героя: Кто он? Внешний вид. Отношение к людям, порученному делу. Твое отношение к герою.
- Работа с планом: исправь пункты плана, измени цифры последовательности, измени смысл предложений.
- Выбери из предложений (на доске) правильный ответ, идею, тему произведения.
- Договори пословицу.
- Определить по названию тему рассказа (прогноз).
- Составь рассказ по картинке.
- Составить рассказ на тему … от какого-нибудь героя.
- Разгадать секрет стихов (составить по аналогии).
Приложение 7
Как подготовиться к выразительному чтению текста
1. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нем говорится.
2. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
3. Подумайте, с какой целью вы будите читать этот текст, в чем будете убеждать своих слушателей.
4. Подчеркнете наиболее важные по смыслу слова, т.е. слова, на которые падает логическое ударение.
5. Обозначьте паузы.
6. Продумайте, как вы можете использовать другие средства выразительности устной речи, например: темп речи, громкость голоса.
1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2. Определите тему и основную мысль текста.
3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
5. Проверьте можно ли, пользуясь этим планом пересказать текст.
6. Аккуратно перепишите план.
1.Прочитай весь рассказ. Наметь его части. Отметь начало и конец карандашом. Как ты выделял части?
2.Прочитай первую часть, выдели в ней главное, подчеркни его карандашом, озаглавь эту часть.
3.Таким же образом поработай и над другими частями, озаглавь их. Запиши план. Прочти. Подумай. Убедись, отражает ли он главное, не упущено ли основное.
4.Проверь, не повторяются ли заголовки и помогут ли они тебе вспомнить рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении как средство повышения качества образования
Методический материал по теме "Дифференцированный подход в обучении учащихся как средство повышения качества образования"...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше и больше. Поэтому сейчас н...
Статья «Системно - деятельностный метод обучения, как средство повышения качества образования».
Основная цель обучения по ФГОС НОО (Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования) второго поколения – развитие личности ребёнка на основе усвоения униве...
Педагогический совет на тему : «Технология личностно- ориентированного обучения как средство повышения качества образования»
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъективность процесса учения.Основным принципом разработки ...
Технология смешанного обучения как средство повышения качества образования.
Описание технологии смешанного обучения, модель "Ротация станций", и практическая значимость данной технологии....
Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования в начальной школе в формировании универсальных учебных действий младших школьников.
Материал содержит описание опыта по теме "Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования"...
«Организация дифференцированного обучения как средство повышения качества образования»
Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики уче...