Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
учебно-методический материал на тему
«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму»
(китайская пословица)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование технологии критического мышления
на уроках в начальной школе
Ларина С.Н.,
учитель начальных классов,
первая категория.
«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму»
(китайская пословица)
- Введение.
Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего - это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего - умением учиться. На I ступени общего среднего образования не ставится непосредственно цель формирования фундаментальных научных знаний. Задача состоит в том, чтобы создать фундамент для их усвоения в дальнейшем. Основное внимание должно уделяться не столько накоплению определённой суммы знаний, сколько привитию желания и умения учиться, приобретению навыков учебной работы.
Современная система образования приоритетным направлением обучения выделяет личностно-ориентированное обучение. Встает вопрос, как сделать учебный процесс, с одной стороны, содержательным, а с другой, доступным и интересным.
Именно поэтому меня заинтересовала педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМ).
Почему технология критического мышления?
Актуальность развития критического мышления учащихся вытекает из особенностей современной ситуации в государстве. Страна нуждается в построении гражданского общества, состоящего из активных, критически мыслящих граждан, ответственных за свою судьбу и судьбу своей страны. Актуальность проблемы подтверждается также и тем, что выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности, выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления.
Так что же такое критическое мышление?
Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
- структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
- получение новой информации;
- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
- анализ всего процесса изучения материала;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.
Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице:
«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Умение добывать в море информации нужную, подходить к информации критически, структурировать информацию, фиксировать ее различными способами, понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной, переводить ее в словесную форму, проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие, доказывать – это познавательные универсальные учебные действия, которые успешно могут быть сформированы при использовании ТРКМ.
2. Из опыта работы.
Свое выступление я хочу продолжить притчей:
Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. «Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках».
В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе такой процесс обучения, при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.
Каждый приём и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащегося.
Что же даёт её применение?
Применяя ТРКМ у ученика формируется умение:
- ясно излагать свои мысли;
-воспринимать идеи других;
-проявлять настойчивость в достижении цели;
-быть готовым к исправлению своей ошибки, продолжая своё обучение;
-рассуждать;
-искать и находить решения с учётом мнения других.
Я хочу продемонстрировать вам некоторые приемы этой технологии, те, которые я чаще всего использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять на любых этапах урока: вызове ,осмыслении, рефлексии.
Приемы КМ:
- На этапе вызова.
Корзина идей
Дерево предсказаний
Ассоциации
Составление кластера
- Осмысление.
Верные и неверные утверждения
Толстые и тонкие вопросы
Инсерт. При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».
Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:
«V» | «+» | « – » | «?» |
- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.
Знаю – хочу узнать – узнал (ЗХУ)
- Рефлексия.
Написание синквейна
Шесть шляп
Критическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать её способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.
Прием «Верите ли вы…»
- Верите ли вы, что узнаете что – нибудь новое для своей дальнейшей педагогической деятельности по окончании моего выступления?
- Верите ли вы, что существует множество стратегий обучения КМ?
- Верите ли вы, что учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на уроке?
- Верите ли вы, что можно научить учеников тому, как учиться?
- Верите ли вы, что учитель знает, как и что должен отвечать ученик?
Вот примеры фрагментов уроков на стадии «Вызов»:
Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы:
- … ветер может разрушить горы?
- … опавшие осенью листья вредят почве?
- … 1см почвы образуется за 300 лет?
- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
- … растения участвуют в образовании почвы?
- … почва и камень родственники?
- … почва – наша кормилица?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
- Мы говорим почва. А что же такое почва?
Приём «Корзина идей»
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Почва – это …
- … земля
- … растительная земля
- … вещество
- … суша, а не вода
- … место обитания, дом животных
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Постановка целей урока.
- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва.
- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве.
Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть? К ним вернемся на последующих уроках.
На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое почва?
Самостоятельно читают статью в учебнике.
Приём «Инсерт»
Проверка понимания и первичное закрепление.
- Что было для вас знакомым из прочитанного?
- Что нового вы узнали для себя из этого текста?
- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
Рефлексия.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).
Приём «Синквейн»
Почва
Живая, плодородная,
Разрушается, впитывает, выращивает
Солнце, ветер и вода разрушают горы
Земля.
Почва
Живая, неживая,
Разрушают, беречь, выращивать
1см образуется за 300 лет!
Земля-матушка
Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».
Приём таблица «ЗХУ» (осмысление)
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
Растения – часть живой природы. 2.Растения выделяют в воздух кислород. 3.Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений. 4. Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы | Почему?
Какие ещё есть группы растений? Что такое виды растений? Какие названия дают им учёные? | *Растения делятся на несколько групп. *В каждой группе растений много видов. *Существует 350 тысяч видов растений. Названия видов дают им учёные. *Растения выделяют в воздух кислород, если бы не было растений, не было бы и нас. *Нужно заботиться о растениях, беречь их, как можно больше садить растения и ухаживать за ними. *Охранять растения- значит заботиться о живом. |
Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».
Приём «Шесть шляп».
Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
- Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
1 группа. Белая шляпа.
- С помощью энциклопедий и атласа - определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа.
- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
3 группа. Чёрная шляпа.
-Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.
Используйте материал учебника.
4 группа. Красная шляпа.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние
вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?
5 группа. Зелёная шляпа.
- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?
6 группа. Синяя шляпа.
- Обобщите высказывания других групп.
Урок литературного чтения – 3 класс
Тема: Л.Н.Толстой «Акула»
Прием «Кластер»
Кластер – по-другому гроздья, схема, которая графически отображает размышления, об изучаемом объекте. Дети очень любят такой прием и справляются с ним легко.
- Какие ассоциации вызывает писатель Л.Толстой?
Прием «Верите ли вы, что…»
Верите ли вы, что писатель родился в Тульской губернии?
Верите ли вы, что Л.Толстой является автором «Азбуки», «Книги для чтения»?
Верите ли вы, что писатель прожил 100 лет?
Верите ли вы, что его произведения читают во всем мире?
Верите ли вы, что писатель рано осиротел?
Прием «Ассоциации»
- Какие ассоциации вызывает слово акула?
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто... Что... Когда... Мог ли... Как звали... Было ли... Согласны ли вы... Верно.. | Дайте объяснение, почему... Как по вашему мнению… почему вы считаете... В чем разница... Предположите, что будет, если... Как вы думаете, почему… |
-Где стоял корабль? -Где матросы устроили купальню? -Кто был с матросами на корабле? -Кого увидели матросы с палубы? | - Как, по вашему мнению, какие могли быть последствия выстрела? - Как вы считаете, почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? - Объясните, почему после выстрела артиллеристу стало страшно? -Легко ли было принять такое решение? |
Прием «ЗХУ»
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Отец Спасатель. | - О событиях в рассказе; -О героях рассказа; - Тему рассказа. | -О геройском поступке артиллериста. - Герои: артиллерист, моряки, мальчики; - О любви родителей к детям |
Приём «Синквейн»
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
При работе с данным приёмом учитель начальных классов решает сразу множество важнейших задач:
- изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
- отрабатываются знания по теме;
- значительно активизируется словарный запас ребёнка;
- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
- активизируется и развивается мыслительная деятельность;
- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Предлагаю вашему вниманию синквейны, написанные учениками к рассказу.
Акула
Огромная, кровожадная
Плавает, нападает, поедает
У акулы острые зубы
Хищник
Отец
Смелый, находчивый
Гордился, испугался, выстрелил
Любовь побеждает все!
Спасатель.
Я постаралась показать, как можно использовать приемы КМ на уроках. В данной технологии, меняются роли педагога и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. На мой взгляд, данная технология позволяет не только оживить урок, сделав его увлекательным и эмоциональным, но и раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося. Надеюсь, что я кого-то заинтересовала приёмами КМ.
В заключении своего выступления я предлагаю вам составить синквейн на тему:
«Мышление»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе (слайд-шоу и методический материал)
Для реализации деятельностного подхода в обучении детей необходимо использовать работу в парах, в группе. В данном методическом материале описана и схематически показана пошаговая работа в...
Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....
Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"
Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.
Учащиеся 4 класса начальной школы должны овладевать ключевыми компетентностями: информационными, коммуникативными, самоогранизационными. Научить пользоваться приемами ТРКМ при работе с различными текс...
Использование технологии модерации на уроках в начальной школе, в условиях реализации ФГОС
Презентация на тему: "Использование технологии модерации на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС". В презентации описана актуальность данной темы, структура урока с использова...
Статья на тему "Использование технологии "Лепбук" на уроках в начальной школе ".
В статье содержится материал по работе в технолгии "Лепбук" ....