Круглый стол «Современные подходы к обеспечению преемственности ФГОС ДО и НОО».
методическая разработка на тему
Задачи:
1. Изучить теоретическое обоснование проблемы с позиций педагогов и воспитателей..
2. Сделать сравнительный анализ программ ФГОС ДО и ФГОС НОО, найти сходство и различия с целью обеспечения взаимодействия ДОУ и школы.
3. Распространить опыт работы педагогов детского сада по внедрению ФГОС ДОв образовательный процесс ДОУ с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.docx | 24.58 КБ |
problemy_preemstvennosti.ppt | 626.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол
«Современные подходы к обеспечению преемственности ФГОС ДО и НОО».
Цель круглого стола - обсуждение мнений педагогов дошкольных учреждений и учителей начальной школы по поставленной проблеме с разных точек зрения, выделение способов обеспечения преемственности в образовательных процессах учреждений с учетом ФГОС ДО и НОО.
Задачи:
1. Изучить теоретическое обоснование проблемы с позиций педагогов и воспитателей..
2. Сделать сравнительный анализ программ ФГОС ДО и ФГОС НОО, найти сходство и различия с целью обеспечения взаимодействия ДОУ и школы.
3. Распространить опыт работы педагогов детского сада по внедрению ФГОС ДОв образовательный процесс ДОУ с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.
Форма проведения: круглый стол-практикум
Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска, магниты, словари, листы бумаги в форме деталей дома (фундамент, бревна, окна, крыша, список праздников на каждый месяц по дням, фотографии зданий и учреждений поселка, столы, стулья по кругу для всех участников.
План проведения:
1. Вводная часть (постановка проблемы, обсуждение открытых мероприятий по предложенным заранее вопросам) .
2. Дискуссионная часть (разминка, теоретическое раскрытие темы преемственности с разных позиций - воспитателя или учителя, обсуждение программ ФГОС ДО и ФГОС НОО по подгруппам) .
3. Заключительная часть (рефлексия) .
Ход круглого стола:
1. Вводная часть:
- Добрый день, уважаемые коллеги и гости. Разрешите нам завершить работу по преемственности круглым столом, который мы назвали «Современные подходы к обеспечению преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО». (Слайд 1)
Задачи нашей работы (Слайд 2)
2. Дискуссионная часть:
- Я думаю, что все вы согласитесь, что ключевым моментом в реализации преемственности детского сада и школы является определение готовности ребенка к обучению в школе.
- Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.
Учителям часто задают вопрос« Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»?
- Давайте и мы попытаемся ответить на него.
Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок».
(Слайд 3) - Таким образом, уже на входе в школьную жизнь учителя предъявляют к детям завышенные требованияи, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.
Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям,
стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи.Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы.
В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место “обучению на занятиях».
Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.
- А что понимается под словом «преемственность» в педагогике?
Цель преемственности– обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
(Карточка вывешивается на доску)
- Именно поэтому необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
- Но есть ли на самом деле эта связь между нами? Одинаково ли мы - дошкольники и учителя понимаем проблему подготовки к школе?
- Мы предлагаем вам закончить предложенную фразу или ответить на вопрос (участникам раздаются листы А-4 с фразами по группам, обдумать ответ, записать на лист и озвучить) Листы вывешиваются на доску. (Напечатать) (Слайд 6)
- С началом школьной жизни ребёнок всё больше становится ….
- Когда ребёнок боится идти в школу, для меня это значит … .
- В моём понимании хорошо учиться в школе это ….
- Готовность ребёнка к школе я оцениваю по … .
- В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?
- Как вы думаете, а чему же готовить детей в детском саду?
(Слайд 7)- Всеми уважаемый педагог Леонид Абрамович Венгер сказал следующее - быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (-так писал Василий Александрович Сухомлинский).
- Таким образом, на первое место при подготовке к школьному обучению выдвигается психологическая готовность детей и формирование умения учиться.
(Слайд 8) -Игра «Пирамида»: участникам круглого стола предлагается расположить в убывающем порядке требования к ребенку, поступающему в первый класс (участники выбирают из представленных на слайде требований, ведущий или помощник выстраивает пирамиду) :
- состояние здоровья ребенка;
- умение общаться со взрослыми и сверстниками;
- самостоятельность;
- развитие речи и памяти;
- умение логически мыслить;
- умение организовывать свое рабочее место;
- ответственность;
- умение читать и писать;
- настойчивость, т. е. умение доводить дело до конца.
«Выстроив пирамиду», делаем вывод, основанный на выбранных участниками критериях.
Вывод: Чтобы заработала эта пирамида, в первую очередь в детском саду при подготовке к школе у ребёнка надо осуществлять личностное, физическое, интеллектуальное развитие, формировать предпосылки универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.
- В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными (статья 63), а образование – непрерывным. Преемственность обеспечивается прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами ДО и НОО.
Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.
- Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений. Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.(Слайд 9)
- В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную познавательную деятельность детей;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
• Существует ли связь между основными целями ФГОС ДО И НОО?
- Цели ФГОС НОО являются как бы продолжением целей, поставленных ФГОС ДО. Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности. (Слайд 11)
- Выдвигаются три вида преемственных связей –работа с детьми, работа с педагогами , работа с родителями.
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и доу;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) .
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; фото родительского собрания.
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
- Кроме этого, прослеживается общая направленность основных образовательных программДО и НОО на:
• формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей
• процесс успешной социализации ребёнка
•развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования
• сохранение и укрепление здоровья детей
- На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.Детский сад реализует образовательную программу, разработанную в соответствии с ФГОС.
3. Заключительная часть - рефлексия:
- Уважаемые коллеги, в заключение нашего круглого стола
3. Рефлексия участников круглого стола.
- Подводя итог, можно сказать что ДОУ и начальная школа тесно связаны между собой. Преемственность между ними может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И наконец-то две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребёнка, получаемое в дошкольном учреждении.
-Закончить наш круглый стол хотелось бы словами еще одного мудрого педагога Даниила Борисовича Эльконина: "Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – Педагог.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский
Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: формирование умения учиться .
Преемственность непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода
«ШКОЛА НЕ ДОЛЖНА ВНОСИТЬ РЕЗКОГО ПЕРЕЛОМА В ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ. ПУСТЬ, СТАВ УЧЕНИКОМ, РЕБЕНОК ПРОДОЛЖАЕТ ДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ ТО, ЧТО ДЕЛАЛ ВЧЕРА. ПУСТЬ НОВОЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ В ЕГО ЖИЗНИ ПОСТЕПЕННО И НЕ ОШЕЛОМЛЯЕТ ЛАВИНОЙ ВПЕЧАТЛЕНИЙ» В.А.СУХОМЛИНСКИЙ
Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на п...
Обеспечение преемственности между ДОУ и начальной школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ в ДОУ и ФГОС общего начального образования
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов...
Обеспечение преемственности между ДОУ и школой в условиях ФГОС
Из опыта работы по преемственности между школой и ДОУ. Данная тема посвящена принципу преемственности в обучении и воспитании детей младшего возраста. Представлена система и опыт работы п...
«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»
laquo;Если мы поставим правильно дошкольноевоспитание ребят, мы тем самымподнимем школу на более высокую ступень...».Н. К. Крупская...
«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»
Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень.Н. И. Крупская...
«Обеспечение преемственности в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО»
Публикация материала "Обеспечение преемственности в рамках ФГОС НОО и ФГОС ООО"...
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в условиях внедрения ФГОС
В статье раскрываются основные методы и приемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях внудрение ФГОС...