«Обеспечение преемственности в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО»
статья на тему
Публикация материала "Обеспечение преемственности в рамках ФГОС НОО и ФГОС ООО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afanaseva_t.m.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обеспечение преемственности в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО»
Живем в эпоху нано - технологий,
И каждый год дает нам новый старт,
То освоение журналов электронных,
А ныне новый наш образовательный стандарт.
Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по уровням общего образования. В нормативных документах говорится, что образовательные стандарты должны обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ.
Что же такое преемственность? Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
В образовании преемственность – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
Преемственность между начальным и основным общим звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативность.
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться. Именно поэтому сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников УУД, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.
Приоритетная цель школьного образования:
- развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
- проектировать пути их реализации,
- контролировать и оценивать свои достижения;
Таким образом, главная цель – научить школьника учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. И более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна быть показана на уровне:
- целей и задач;
- содержания образования;
- организационных форм;
- планируемых результатов
ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальный уровень школьного обучения должен обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Основное же общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении». А это значит, что должна быть осуществлена преемственность приоритетной цели школьного образования, её развитие.
ФГОС также предусматривает преемственность требований к результатам обучающихся начального и основного общего образования. Рассмотрим их.
Требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов.
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующего уровня. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.
При практической реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования вопросу преемственности стандартов необходимо уделить особое внимание:
– использованию и совершенствованию методик образовательного процесса и образовательных технологий;
1. Методологической основой требований стандарта является системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии.
2.Использование в практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно – измерительный инструментарий);
3. На уроках основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.
Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты "Я и мое имя", "Моя семья", совместное издание Азбуки и многое другое.
4. В стандарты включены такие требования, как умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание.
5.Усвоение детьми понятий на другом качественном уровне: я знаю не все, но я знаю, как это можно вычислить или где это можно узнать.
– разработке и утверждению образовательных программ и учебных планов;
1. Учитель должен разработать рабочую программу, компонентом которой является тематическое планирование. Для этого ему следует познакомиться с примерными программами, разобраться в планируемых результатах –личностных, метапредметных (регулятивные, коммуникативные, познавательные), предметных.
2. Директором, завучами и учителями школы разработаны основная образовательная программа начального общего образования и основная образовательная программа основного общего образования в соответствии с ФГОС, состоящая из следующих разделов:
- Пояснительная записка к основной образовательной программе.
- Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
- Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
- Учебный план
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
- Программы отдельных учебных предметов.
- Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Программа коррекционной работы.
- Система оценки достижений планируемых результатов.
- Программа внеурочной деятельности.
3. Изменяется структура современного урока. (технологическая карта урока)
– определению списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях .
Правила экспертизы учебников остаются прежними; чтобы попасть в федеральные перечни, они должны соответствовать ФГОС, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников.
- большинство заданий построены с акцентом на практическую и самостоятельную деятельность учащихся;
- огромное разнообразие творческих заданий, которые помогают овладевать основами логического и алгоритмического мышления;
- во всех учебниках включены странички для любознательных, на которых дети узнают много нового дополнительного материала по теме.
- На страницах учебника введены обозначения, которые помогают ученику оценить себя.
Вывод
Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
В заключении хочется сказать: «Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС.
Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности,...
Статья-описание собственного опыта «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО».
Статья-описание собственного опыта по теме: «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и...
Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО
Доклад об организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский....
Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО
Значение эффективной внеурочной деятельности и ранней профподготовки для развития социальной адаптации, социального самоопределения и самореализации на премере организации внеурочной деятельности в МБ...
Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реализации ФГОС
Из опыта работы учителя начальных классов по преемственности детский сад-школы....
Работа с литературными источниками в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС для детей с ОВЗ
Собранные сведения анализируются и обобщаются, для ребёнка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной ид...
«Новые формы оценки качества образования в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО»
laquo;С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол — отметка. Для одного ребёнка — он добрый, снисходительный, для другого — жёсткий, безжало...