Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в условиях внедрения ФГОС
статья (1 класс)
В статье раскрываются основные методы и приемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях внудрение ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_form_i_metodov_raboty.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в условиях внедрения ФГОС»
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребенка на качественно-новую ступень его развития. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием очень актуальна. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.
Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.
- Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», изучение образовательных технологий, форм, методов работы, используемых педагогами ДОУ и школы).
- Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий).
- Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам развития детей для успешного обучения в школе).
Более подробно сегодня хочу рассказать о первом направлении, а именно о преемственности форм, методов работы.
Известно, что любой процесс познавания начинается с импульса, дающего толчок к работе всех сфер человека в эмоциональном единстве. Необходимо удивление, восторг, эмоциональный всплеск, идущий от сопричастности к этому явлению. По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
В китайской притче сказано: « Скажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму».
Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно-действенное, наглядно-образное, одними из ведущих методов, используемых педагогами при организации образовательной деятельности, являются деятельностный метод и метод наглядного моделирования. Деятельностный метод делает учение мотивированным, учит ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогает сформировать у него навыки контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Дети на уроке работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге. Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Метод наглядного моделирования позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем). Это помогает ребенку осваивать явления окружающего мира, которые невозможно воспринимать непосредственно. А также формирует у детей понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенностей, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Использование наглядных пособий – рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий вносит разнообразие в учебный процесс. Дает учащимся возможность наглядно представить то, о чем говорится в той или иной ситуации. Картинки вызывают положительные эмоции учащихся, пробуждают и развивают их фантазию, выполняют важную роль в развитии творческих способностей детей. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, но часто возникает проблема: где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.
За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Академик А.П.Семенов сказал: «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы» Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на интерактивной доске сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего. Наряду с учебной деятельностью большое место у них занимает игра.
Понятно, что в младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности - игровой на учебную, и учебная деятельность становится ведущей, но игра сохраняет своё значение.
Дидактическая игра является одной из уникальных форм – это условная занимательная деятельность, направленная на формирование знаний, умений и навыков. Дидактические игры — вид учебных занятий, которые организуются в виде учебных игр, реализуют ряд принципов игрового и активного обучения, отличающихся наличием правил игровой деятельности, фиксированной структуры и систем оценивания.
Отличительной особенностью данных игр является наличие игровой ситуации, используемой обычно в качестве основы метода. В игре деятельность участников формализована: существуют правила, жесткая система оценивания, а также предусмотрен порядок действий или регламент. Дидактическая игра — это такая коллективная и целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и свое поведение ориентируют на выигрыш
Возможность использования игровой деятельности позволяет обеспечить естественную мотивацию знаний, сделать интересным и осмысленным даже самый сложный материал. Именно использование игровых приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.
Игровая деятельность на уроках обостряет мыслительную деятельность играющих, развивает внимание. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.
На уроках литературного чтения используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: «Хлопки», «Твердый – мягкий», «Идем на День рождения». На уроках математики - игры на отработку состава числа «Домики», «Собери елочку», на отработку вычислительных навыков «Круговые примеры», «Математическое лото» и др.
Как разминку хорошо проводить мини-соревнования. Главная их цель: проверить знания учащихся по изучаемой теме. Дух соперничества заставляет включиться в работу каждого ученика, потому что от работы каждого зависит то, чья команда победит. Учащимся каждой команды нужно не просто решить задания, но и проверить все ли выполнили верно, а тем ученикам, у которых возникли затруднения, более сильные ученики оказывают помощь. Выигрывает та команда, которая быстрее решила все задачи.
Кодирование задания также привлекают интерес учащихся: на доске рядом с примерами предлагаются ответы, закодированные буквами. Ученики решают задания, выбирают верный ответ и открывают букву-код, соответствующую верному ответу. В результате ученики получают зашифрованное слово.
На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока: во время устного счета (на уроках математики); при закреплении нового материала; при проведении самостоятельной, проверочной работы; при игровых моментах соревновательного характера и т.д.
Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут), учитель собирает тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной «Таблице успехов».
Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.
Для дошкольников и учащихся младшего школьного возраста (особенно первоклассников) характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Это позволяет использовать на уроках игры-драматизации.
Они формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации начинается с инсценировки сказок («Теремок», «Репка», «Лиса и заяц» и др.). Дети разыгрывают маленькие сценки из сказок, представляют своих героев, поют и танцуют с ними.
Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Одним из качеств, которым должен обладать выпускник ДОУ, является овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развитию этого качества способствуют парная и групповая формы работы. Парная форма работы позволяет педагогу привлечь к активной работе максимальное количество детей, научить детей оценивать работу другого и осмысливать собственную информацию, которую передает другому. Работая в группах, в командах с лидером, дети учатся подчиняться и руководить. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые «вырабатывают и утверждают сами»: полное внимание к однокласснику; серьезное отношение к мыслям, чувствам других; терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т.к. каждый имеет «право на ошибку»). Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: «Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения… Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно».
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Если ребенок, находясь в школе, ощущает себя спокойно, уверенно, комфортно и чувствует, что педагоги относятся к нему как к личности с уважением и желанием поддержать в любой момент, то положительные результаты обязательно будут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре воспитателей дошкольных учреждений Предгорного муниципального района по теме: «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС»
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях введения ФГОС. Сравнительный анализ ФГОС и ФГТ....
Презентация «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС »
В презентации представлены материалы о проблемах преемственности между ДОУ и начальной школой, предложены пути их решений....
СЕМИНАР «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»
Цель семинара: организация совместной деятельности ОУ и ДОУ по обеспечению преемственности в условиях реализации ФГОС. Программа семинара. 1. Современные проблемы пре...
Выступление "Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО"
материал для выступления...
Статья "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС".
Поиск новых образовательных технологий по реализации преемственности, разработка педагогических условий для лучшей подготовки дошкольника к обучению в школе, психолого-педагогическая поддержка семьи я...
Выступление на областном семинаре- практикуме по теме "Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС - НОО
Уважаемые коллеги!Мы рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме по теме «Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО&ra...
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС.
Преемственность – это учет того уровня развития ребенка, с которым он пришел в школу, опора на него. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к друго...