АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ УЧЕНИКА 1 КЛАССА МОУ ОШ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
рабочая программа (1 класс) по теме
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ УЧЕНИКА 1 КЛАССА МОУ ОШ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_2017_individ_progr_izo_1_klass_lemeshev.docx | 38.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа № 5
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
г. о. Орехово - Зуево
Утверждаю
Директор МОУ ОШ № 5
для обучающихся с ОВЗ
____________________ И.С. Кузнецова «____»_________________2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
УЧЕНИКА 1 класса «А»
ЛЕМЕШЕВА ДАНИЛЫ
Составитель: учитель начальных классов Беляева М.Г.
2017 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ на 2016-2020 г.г.
- Приказ № 206 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О разработке рабочих программ по учебным предметам и курсам»
- Приказ № 205 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О введении в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
- Учебный план индивидуального обучения на дому ученика 1 класса «А» Лемешева Данилы (в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2 полугодие 2016-2017 учебного года.
Количество часов по Учебному плану - 1 час в месяц.
Основная цель изучения предмета
заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи.
- Воспитание интереса к изобразительному искусству.
- Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
- Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
- Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
- Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
- Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
- Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
- Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию).
- Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
- Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
- Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
- Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
―в коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― в развитии аналитических способностей, умения сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок; контролировать свои действия;
― в коррекции ручной моторики; в улучшении зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования.
―в развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Общая характеристика предмета.
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Программой предусматриваются следующие виды работы:
― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (рисовании):
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;
― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);
― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и порядоченная штриховка в виде сеточки);
― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;
приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
― правила обведения шаблонов;
― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный . Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок
Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь».
Цвета солнечного спектра (основные, составные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима).
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, мастеров народных промыслов».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок.
«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И.Остроухов, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).
Планируемые результаты освоения обучающимися по изобразительному искусству.
Минимальный уровень:
знание названий художественных инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил передачи формы предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»;
пользование материалами для рисования;
знание названий предметов, подлежащих рисованию;
организация рабочего места;
рисование по образцу;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании;
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил построения орнамента и др.;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;
рисование по воображению.
Обучающийся получит возможность:
-узнать названия художественных инструментов и приспособлений; их свойства, назначение, правила обращения и санитарно-гигиенические требования при работе с ними, уметь применять их на практике;
-узнать и применять элементарные правила передачи формы предмета;
-узнать и применять некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»;
-научиться организации рабочего места;
-научиться рисовать по образцу;
-научиться применять приемы работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
-научиться ориентировке в пространстве листа; размещению изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- научиться адекватной передаче цвета изображаемого объекта, определению насыщенности цвета;
- научиться узнавать и различать в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенные предметы и действия.
Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс (1час вмесяц)
№ | Дата | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Учебные действия | Оборудование ЭОР | Система контроля | ||
план | факт | Предметные | Личностные | |||||||
1. | Рисование на тему «Сосульки плачут». | 1 | Комбинированный урок. | Передача настрое-ния в творческой работе с помощью цвета, тона, компо-зиции, линии. Цвет как средство выра-жения: тёплые и холодные цвета. | Уметь высказывать простейшие сужде-ния о картинах. Передавать свои наблюдения и пе-реживания в рисун-ке. Правильно разводить и смеши-вать краски. | Правильное размещение элементов рисунка на листе. Правильно разводить и смешивать краски. | Мультимедиа. Цветные картинки «время года – весна». | Беседа. | ||
2. | Рисование по теме "Весна". | 1 | Изучение нового материала. | Восприятие, эмоциональная оценка увиденного во время экскурсии. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. | Уметь самосто-ятельно компоно-вать сюжетный рисунок, последо-вательно вести линейный рисунок на тему. | Рисование на основе наблю-дений. Передавать свои наблю-дения в рисун-ке. Развивать умение анали-зировать; передавать форму, цвет и пространственное располо-жение предме-тов. | Дидактический материал. Магнитофон. | Беседа . Загадки. | ||
3. | Насекомые: бабоч-ки, божья коровка. | 1 | Изучение нового материала. | Изображение с натуры, по памяти и воображению. Вы-полнение набросков по памяти и пред-ставлению различ-ных объектов действительности. Ознакомить с зако-ном симметрии, рас-ширить знания о насекомых. | Уметь последо-вательно проводить работу над рисун-ком по представ-лению, использо-вать симметрии в построении рисунка, изобра-жать характерные очертания бабочек, божьей коровки | Учить рисовать характерные очертания бабочек, божь-ей коровки; рисование по образцу учите-ля. Передавать форму, цвет и пространственное располо-жение элемен-тов рисунка. | Дид. материал. Магнитофон. | Игра. Беседа-опрос. Загадки | ||
4. | Рисование на тему "Лето". | 1 | Комбинированный урок. | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. | Уметь передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. | Передавать форму, цвет и пространственное располо-жение предме-тов; ориентировка в пространстве листа. | Мультимедиа. Цв. картинки. | Беседа-опрос. Загадки |
Методическое обеспечение
- Сюжетные картинки.
- Предметные картинки.
- Дидактические игры.
- Схемы.
- Карточки с заданиями.
- Таблицы.
- DVD- фильмы по предмету.
- Репродукции картин.
- Краски, цветные карандаши.
Литература
- Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под редакцией канд. пед. наук В.Г. Петровой. – М: Просвещение, 1976.
- «Поурочные разработки по ИЗО». Ю. Бушкова, Москва, «ВАКО», 2009.
- Серия книг «Учусь рисовать». «Стрекоза», 2009.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________________________ И.К. Чугунова
«___»___________________2017 года
Согласовано
на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол от «______» _______________2017 года №_________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» в соответствии с ФГОС НОО для глухих обучающихся 1 дополнительный класс
Рабочая программа (пояснительная записка, календарно-тематическое планирование)...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Обучение дактилологии» в соответствии с ФГОС НОО для глухих обучающихся 1 дополнительный класс
Рабочая программа (пояснительная записка , календарно-тематическое планирование)...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ
Адаптированная рабочая программа основного общего образования 5 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ
Адаптированная рабочая программа основного общего образования 7 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...
Рабочая программа по курсу Изобразительная деятельность5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художеств...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...