АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ПО МУЗЫКЕ УЧЕНИКА 1 КЛАССА МОУ ОШ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
рабочая программа (1 класс) на тему
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ПО МУЗЫКЕ УЧЕНИКА 1 КЛАССА МОУ ОШ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_2017_individ_progr_muzyka_1_klass_lemeshev.docx | 44.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа № 5 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
г.о. Орехово-Зуево
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ ОШ № 5
для обучающихся с ОВЗ
____________________ И.С. Кузнецова
« » февраля 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
ПО МУЗЫКЕ
УЧЕНИКА 1 класса «А»
ЛЕМЕШЕВА ДАНИЛЫ
Составитель: Беляева Марина Геннадьевна,
учитель начальных классов
2017 г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по музыке для 1-го класса разработана и составлена в соответствии с «Программой подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой – М., Просвещение, 2013г., с учётом авторской программы «Музыка и пение: Программа для 1-4 класса коррекционных учреждений VIII вида». Автор Евтушенко И.В. – М., Просвещение, 2013г.
Рабочая программа «Музыка» первого года обучения, составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ на 2016-2020 г.г.
- Приказ № 206 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О разработке рабочих программ по учебным предметам и курсам»
- Приказ № 205 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О введении в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
- Учебный план индивидуального обучения на дому ученика 1 класса «А» Лемешева Данилы (в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2 полугодие 2016-2017 учебного года.
Цель - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
- развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности.
- формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
- развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов.
Музыкально-образовательный процесс строится на основе принципа индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Программа по музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты», "Игра на музыкальных инструментах"
В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.
В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия – убеждение и внушение.
После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания.
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1-3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:
- дети могут слушать произведение;
- беседовать о характере, особенностях формы произведения;
- пропевать главную тему инструментального произведения голосом;
- выполнять индивидуальные задания творческого характера – рисунки на тему произведения, небольшие рассказы о музыке;
- исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах;
- включать её звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т.д.
Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1 – 3 песни. Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
Объём материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлечённых понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление.
Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своём репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс.
Содержание:
-обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.);
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды контроля:
- текущий, периодический, итоговый.
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке.
Содержание программного материала
Пение.
- Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием.
- Певческий диапозон (ре1-си1).
- Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.
- Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах.
- Развитие умения петь лёгким звуком песни подвижного характера и плавно – песни напевного характера.
- Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.
- Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников.
- Развитие понимания содержания песни на основе характера её мелодии (весёлого, грустного, спокойного) и текста.
- Получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Слушание музыки.
- Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.
- Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.
- Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание.
- Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня – весёлая, грустная, спокойная.
- Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба.
-Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.
Игра на музыкальных инструментах.
- Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник).
Результаты освоения учебного предмета
Достижение личностных и предметных результатов освоения программы учебного предмета «Музыка» обучающимися с интеллектуальной недостаточностью происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
В результате освоения рабочей программы учебного предмета «Музыка» учащиеся I–ого класса с интеллектуальными нарушениями научатся проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов. Кроме того школьники научатся эмоционально выражать свое отношение к искусству, выражать свое, личное отношение к звучащей музыке. Постепенно у детей возникает желание и потребность слушать музыку. Дети начинают понимать, что слушать и видеть прекрасное, говорить о прекрасном – значит улучшаться!
Предметные результаты отражают владение элементами музыкальной культуры, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарный опыт музыкальной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Коммуникативные УД:
- слушать и понимать речь и пение других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (солиста, исполнителя на музыкальных инструментах)
Познавательные УД.
- элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох,
- начало пения и его окончание;
- различные темпы: медленно, быстро;
- силу звучания: тихо, громко;
- звучание инструментов: фортепиано, скрипка, труба, баян, гитара, бубен, барабан, деревянные ложки, треугольник, маракас;
- сильную долю в такте: марш, полька, вальс, отмечая ее ударными инструментами.
Регулятивные УД.
- петь только с мягкой атакой;
- пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах: бубен,
деревянные ложки, маракас;
- различать веселый и грустный характер музыки;
- высказываться об эмоционально – образном содержании музыкального произведения;
- двигаться в соответствии с характером музыки;
- правильно сидеть или стоять при пении;
- определять силу звучания музыкального произведения
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу 1 класса обучающиеся научатся:
- определять характер и содержание знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;
- иметь представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
- петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительно, слаженно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;
- правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и в середине слов;
- правильно передавать мелодию в диапазоне ре1-си1;
- различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание песни;
- различать песню, танец, марш;
- передавать ритмический рисунок попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
-определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные);
- владеть элементарными представлениями о нотной грамоте.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-технические условия реализации программы учебного предмета «Музыка» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися требований к результатам освоения программы, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Материально-техническое обеспечение по реализации программы учебного предмета «Музыка» включает в себя печатные пособия; цифровые средства обучения; технические средства обучения; учебно-практическое оборудование.
Печатные пособия:
- учебно-методический комплект (учебное пособие, методическое пособие для учителя, нотные хрестоматии для слушания музыки, хорового исполнительства, коллективного инструментального исполнительства);
- портреты композиторов;
- портреты исполнителей и дирижеров;
- демонстрационный комплект: музыкальные инструменты.
- дидактический раздаточный материал;
- наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: нотоносец и карточки с изображением нот, ритмическое лото, музыкальные ребусы и т.д.
Информационно-коммуникационные средства обучения:
- информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;
- мультимедийные энциклопедии;
- аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
- видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
- видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
- видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;
- видеофильмы с записью известных хоровых коллективов и т.д.
Технические средства обучения дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- принтер;
- музыкальный центр;
- DVD.
Учебно-практическое оборудование:
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;
- музыкальный инструмент: фортепиано (пианино), клавишный синтезатор;
Научно-методическое обеспечение
1. Музыка и пение: Программа для 1-4 классов коррекционных учреждений VIII вида под редакцией А.А.Воронковой. – М., Просвещение, 2013г. Автор программы И.В. Евтушенко.
2. И.В. Евтушенко. Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методическое пособие для учителя. – М., Академия, 2003.
- Уроки музыки в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Под редакцией Воронковой А.А. – М., 2000.
4. Лазарева В.К. Музыкально-ритмические занятия на уроках пения и музыки в начальных классах коррекционной школы. – М., Дефектология, 2004.
5. Хрестоматия музыкального материала.
6. Фонохрестоматия для 1-4 классов (CD, MP3 диски).
- Multimedia – поддержка предмета
- Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку».
- Мультимедийная программа «Шедевры музыки». Изд-во «Кирилл и Мефодий».
Календарно-тематический план
1 час в месяц
№ п/п | Тема урока. Музыкальный материал | Кол-во часов | План | Факт |
41 | Наша Армия сильна. «Бескозырка белая» (слуш.) муз. Шаинского, сл.Александровой. «Наша Армия сильна». | 1 | ||
43 | Дружба крепкая. | 1 | ||
45 | Музыкальные инструменты в русских народных песнях. | 1 | ||
64 | Русские народные инструменты. Оркестр. | 1 |
Список научно-методической литературы
- Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий. – М., 2002.
- Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж, 1998.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., Владос, 2002.
- Булучевский Ю. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - Ленинград, музыка, 1989.
- Весёлые уроки музыки. Составитель З.Н.Бугаева. – М., Аст, 2002.
- Козлов Б.В. Опыт коррекции музыкального слуха умственно отсталых школьников в процессе игры на простейших музыкальных инструментах. – Дефектология № 2, 1980.
«Согласовано»
на заседании ШМО
учителей начальных классов
Председатель ШМО
_______________И.А. Шуршикова
Протокол № ____от « » февраля 2017 г.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Предметно-практическое обучение» для 1 подготовительного класса в соответствии с ФГОС НОО для глухих обучающихся
Рабочая программа (пояснительная записка, календарно-тематическое планирование)...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ПО МАТЕМАТИКЕ УЧЕНИКА 1 КЛАССА МОУ ОШ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ПО МАТЕМАТИКЕ 1 класс МОУ ОШ для обучающихся с ОВЗ соответствует требованиям ФГОС для обучающихся с лёгкой умствен...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ПО ПРЕДМЕТУ МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА УЧЕНИКА 1 КЛАССА МОУ ОШ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ПО ПРЕДМЕТУ МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА УЧЕНИКА 1 класса МОУ ОШ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ УЧЕНИКА 1 КЛАССА МОУ ОШ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ УЧЕНИКА 1 КЛАССА МОУ ОШ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ составлена в со...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ
Адаптированная рабочая программа основного общего образования 5 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...
Адаптированная программа обучения учащихся 1 – 4 классов с ОВЗ, обусловленных задержкой психического развития
Пояснительная записка В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в заме...