Использование современных образовательных технологий для достижения планируемых результатов начального общего образования
проект на тему

Сорокина Евгения Валерьевна

В проектной работе рассматриваются современные технологии, которые используются в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Использование современных образовательных технологий для достижения планируемых результатов начального общего образования

Мурманск

2017

Содержание

I      Введение ………………………………………………………………3

II   Практика использования современных образовательных технологий для достижения планируемых результатов начального общего образования….………………………………………………………...............    5

 1. Понятие "образовательные технологии" и их классификация ..………....... 5

 2. Использование современных технологий достижения планируемых  результатов на уроках в начальной школе ……………………..……....................8

        III    Заключение  ………………………………………………………  10  

           IV   Литература………………………………………………………..   11

Приложение ……………………………………………………………...12

Введение

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной  задачей является необходимость повышения качества современного   образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на умение самостоятельно добывать знания. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий.  В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.

В основе федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования лежит системно - деятельностный подход, который предполагает “разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимо-действия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности”. [1,С.4] Реализация этих задач требует нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на формирование познавательных интересов учащихся. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. И, конечно, без применения на уроках современных педагогических технологий, мы не обеспечим такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

   Основные задачи начального общего образования являются : развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.  И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.

Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения. Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.  

      Цель проекта:      раскрыть роль современных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность учителя и ученика в новой образовательной парадигме. Задачи: раскрыть сущность понятия «современные педагогические технологии» , познакомить с классификацией современных педагогических технологий, показать опыт использования современных педагогических технологий в практике работы.

 

Практика использования современных образовательных технологий для достижения планируемых результатов начального общего образования

            1. Понятие "образовательные технологии" и их классификация

        В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения.      Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию,  невозможно достичь положительных результатов обучения. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности  к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей. 

          Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования. В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программ отнесены: личностные результаты  (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;  метапредметные результаты ( освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты ( освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира). Для реализации поставленных задач  используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.

Современные педагогические технологии  – это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями. Это  системная категория, структурными составляющими которой являются: цели ,содержание обучения,  средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса,  ученик, учитель, результат деятельности.[ 2, С.136-142] «Эффективность процесса образования находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы применяем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей» , утверждает академик Беспалько В.П.[3, С.96]

      Причины выбора инновационных технологий: образовательные технологии легко вписываются  в учебный процесс классно-урочной системы; позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;  обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;  обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность;  доброжелательность по отношению к учителю и  друг к другу;  проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности;  ориентируются на развитие творческой деятельности.  Технология обучения, или образовательная технология - это "привязывание" методики обучения к конкретным условиям, системы использования выработанных правил с учётом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Методики обучения более устойчивы, чем технологии, они изменяются вместе со сменой образовательной идеи. Технологии же многовариантны даже в рамках одной методики.  В педагогической науке и практике довольно часто имеет место использования двух терминов, обозначающих близкие по смыслу явления педагогической действительности: "педагогическая   технология" и "образовательная технология", однако в последнее время термин «педагогическая технология» все чаще относят проблемам воспитания.

 Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. По мнению Якиманской И.С. [4, С.15]
образовательная технология должна способствовать:  раскрытию субъектного опыта ученика; формированию личностно значимых для него способов учебной работы;  овладению умениями самообразования, независимо от конкретно-предметного его содержания; воспитанию нравственных идеалов, их воплощению в личной жизни». 

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. Зайцев Одной из распространённых классификаций технологий является классификация, предложенная  Селевко Г.К. (см. Приложение 1) [2,C.138]

Использование современных технологий достижения планируемых

результатов на уроках в начальной школе

В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:[5]

       1.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

-педагогика сотрудничества  (реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора учащимися образовательного маршрута) и гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

         2.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-игровые технологии (в результате систематического использования игровых форм обучения повышается темп работы на уроках, возрастает активность учащихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.); проблемное обучение (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения); приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей ); проектно-исследовательская  технология  (метод проектов, эксперимент, моделирование) или технология решения исследовательских   (изобретательских) задач (ТРИЗ);  технология мастерских (создание условий, способствующих осмыслению учащимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности); технология проведения коллективных творческих дел (создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся; методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности .

           3.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: технология уровневой дифференциации обучения; групповые технологии обучения ; технология перспективно-опережающего обучения (достижение учащимися обязательного минимума содержания образования, обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях, предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата); информационно-компьютерные технологии (обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута ).

           4.Технология развивающего обучения:

-Система развивающего обучения Л. В. Занкова

-Общие основы технологий развивающего обучения

5.Здоровьесберегающая технология .

Также широко применяются в учебно-воспитательном процессе  коммуникативные технологии, технология портфолио, технология  развитие критического мышления, модульное обучение, дистанционное обучение, тестовые технологии,  технология выявления и поддержки одаренных детей, технологии дополнительного образования.

При грамотном применении современных образовательных технологий  существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

Заключение

      Считаю, что процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь безнравственная бездуховная личность, вооружённая знаниями, может оказаться опасной для общества. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность  продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

  В применение современных образовательных технологий и методов педагогической диагностики позволяет поднять учащихся на более качественную ступень формирования  индивидуальной личности, об этом могут свидетельствовать следующее : результаты административных контрольных работ; стабильно высокое качество знаний по предметам; преобладание учебно-познавательных мотивов; систематическое участие и победы в конкурсах и олимпиадах всех уровней.

В завершении необходимо ещё раз подчеркнуть, что  все современные технологи  в образовании могут стать и тренажёром, и средством контроля, и средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. . В сценарий  урока  могут включаться элементы различных современных образовательных технологий. (см.Приложение 2)

 

 

 

Литература

Книги под заголовком автора:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (под ред.Казакова А.А.) – М.: Просвещение, 2016, с .26-29 (Текст с изменениями и дополнениями на 2011 г.,4-е издание, переработанное).

2. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. – Ростов -на-Дону : Феникс, 2011.- С. 136-142


                                                         Электронные ресурсы:

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Электронный ресурс] ,С.96  - Режим доступа:  http://do.gendocs.ru/docs/index-181624.html
4. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированное обучение в современной школе[Электронный ресурс] , С.15 - Режим доступа:  http://edu-lib.net/drugoe-2/yakimanskaya-i-s-lichnostno-orientirova

5.  Современные образовательные технологии  -Режим доступа: http://www.shkola9.edusite.ru/p311aa1.htm

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Приложение 1

                                 Образовательные технологии

Группа образовательных технологий

Образовательная

технология

Теоретические основы

Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения)

Объяснительно-иллюстративное обучение

Дидактические принципы

Я.А. Коменского

Технология разноуровневого обучения

Уровневая дифференциация

Технология модульного обучения

Системный подход, синергетический подход, деятельностный подход, индивидуализация обучения

Технологии развивающего обучения

Технология проблемного обучения

А. Осборн

Технология проблемно-модульного обучения

М.А. Чошанов

Технология организации обучения в форме педагогических мастерских

П. Ланжевен, А. Валлон,

Ж. Пиаже и др.

Технология проектного обучения

Дж. и Э. Дьюи, У. Х. Килпатрик, Э. Коллинз и др.

Дальтон-технология

Х. Паркхерст

Технология развития критического мышления учащихся

Д. Халперн, Ч. Темпл, 
Дж. Л. Стил, К.С. Мередит и др.

Технология учебной дискуссии

М.В. Кларин

Технология учебной деловой игры

Д.Г. Левитес, М.В. Кларин, контекстный подход в обучении

(А.А. Вербицкий)

Личностно ориентированные технологии обучения

(авторские системы)

А. Нил, М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе, П. Петерсен и др.

                               

                                       Педагогические технологии

Группа

педагогических технологий

Педагогическая

технология

Авторы

1

2

3

Традиционные технологии

Объяснительно-иллюстративные технологии обучения

В основе - дидактические принципы Я.А. Коменского

ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса

«Педагогика сотрудничества»

Педагоги-новаторы

Гуманно-личностная технология

Ш.А. Амонашвили

Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека

Е.Н. Ильин

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Игровые технологии

Б.П. Никитин

Проблемное обучение

Дж. Дьюи

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

Е.И. Пассов

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

В.Ф. Шаталов

Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении

С.Н. Лысенкова

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов

В.В. Фирсов

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам

И.Н. Закатова

Технология индивидуализации обучения

И.Э. Унт, А.С. Границкая,

В.Д. Шадриков

Коллективный способ обучения

А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко

Групповые технологии

-

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

-

Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

«Экология и диалектика»

Л.В. Тарасов

«Диалог культур»

В.С. Библер, С.Ю. Курганов

Укрупнение дидактических единиц (УДЕ)

П.М. Эрдниев

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий

П.Я. Гальперин, М.Б. Волович

Частнопредметные технологии

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте

Н.А. Зайцев

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе

В.Н. Зайцев

Технология обучения математике на основе решения задач

Р.Г. Хазанкин

ПТ на основе системы эффективных уроков

А.А. Окунев

Система поэтапного обучения физике

Н.Н. Палтышев

Альтернативные технологии

Вальдорфская педагогика

Р. Штайнер

Технология свободного труда

С. Френе

Технология вероятностного образования

А.М. Лобок

Технология мастерских (близкие к ним - студии А.Н. Тубельского, погружения и цикловый метод)

-

Природосообразные технологии

Природосообразное воспитание грамотности

А.М. Кушнир

Технология саморазвития

М. Монтессори

Технологии развивающего обучения

Система развивающего обучения Занкова

Л.В. Занков

Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова

Д.Б. Эльконин,

В.В. Давыдов

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер

Личностно ориентированное развивающее обучение

И.С. Якиманская

Технология саморазвивающего обучения

Г.К. Селевко

Технологии авторских школ

Школа адаптирующей педагогики

Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде

Модель «Русская школа»

М. Щетинин; И.Ф.Гончаров, Л.Н.Погодина и др.

«Школа самоопределения»

А.Н. Тубельский

Школа-парк

М.А. Балабан

Агрошкола

А.А. Католиков

«Школа Завтрашнего Дня»

Д. Ховард

Приложение 2

 Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

 Метод и приёмы

Актуализация

знаний

Игровые технологии

Создание игровой ситуации.

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность.

Эвристическая беседа.

Здоровьесберегающая технология

Психофизическая тренировка (настрой на урок).

Алгоритмическая разминка.

Сообщение темы

 и целей

 урока

Проблемное  обучение

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

Работа в группах, парах.

Эвристическая беседа.

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (работа с интерактивной доской, презентация)

Работа по

теме

урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая, парная работа.

Гуманно-личностная технология

 Создание ситуации успеха.

Компетентностно-ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах, парах.

Информационно-коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК. Разноуровневые задания. 

Развивающее обучение

Задания на развитие обще-интеллектуальных умений:  сравнения, мышления, конкретизации, обобщения. 

Игровые технологии

 Игровая ситуация.

Проблемное  обучение

 Создание проблемной ситуации.

Физминутка

Здоровьесберегающая технология

Гимнастика для тела,  слуха, глаз, дыхательная; танцевально-ритмические паузы, точечный массаж.

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Индивидуальный и дифференцированный подход

Разноуровневые задания.

Информационно-коммуникативные технологии

Тестирование на ПК. Разноуровневые задания на ПК.

Подведение итогов

урока

Педагогика сотрудничества

Коллективный вывод.

Подведение итогов в паре.

Гуманно-личностная  технология 

Создание ситуации успеха.

Рефлексия

Гуманно-личностная  технология 

Создание ситуации успеха.

Здоровьесберегающая

Тренинг «Я смог…Что получилось?»

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования по русскому языку.

В результате изучения курса русского языка учащиеся начальной школы научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры,...

Использование инновационных образовательных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО.

Автор останавливается на возможностях современных образовательных технологий в формировании базовых компетентностей современного человека. Даётся понятие "инновационные образовательные технологии". Ук...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Использование проблемно-диалогического обучения младших школьников по предметам «Математика» и «Окружающий мир»...

Использование современных образовательных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО

Опыт работы педагогов МОУ Удельнинская гимназия по использованию в учебной  деятельности современных педагогических технологий....

Использование инновационных образовательных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО

                   Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образовани...