Использование современных образовательных технологий для достижения планируемых результатов начального общего образования
проект на тему
В проектной работе рассматриваются современные технологии, которые используются в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Использование современных образовательных технологий для достижения планируемых результатов начального общего образования
Мурманск
2017
Содержание
I Введение ………………………………………………………………3
II Практика использования современных образовательных технологий для достижения планируемых результатов начального общего образования….………………………………………………………............... 5
1. Понятие "образовательные технологии" и их классификация ..………....... 5
2. Использование современных технологий достижения планируемых результатов на уроках в начальной школе ……………………..……....................8
III Заключение ……………………………………………………… 10
IV Литература……………………………………………………….. 11
Приложение ……………………………………………………………...12
Введение
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной задачей является необходимость повышения качества современного образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на умение самостоятельно добывать знания. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий. В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.
В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно - деятельностный подход, который предполагает “разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимо-действия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности”. [1,С.4] Реализация этих задач требует нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на формирование познавательных интересов учащихся. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. И, конечно, без применения на уроках современных педагогических технологий, мы не обеспечим такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Основные задачи начального общего образования являются : развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения. Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.
Цель проекта: раскрыть роль современных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность учителя и ученика в новой образовательной парадигме. Задачи: раскрыть сущность понятия «современные педагогические технологии» , познакомить с классификацией современных педагогических технологий, показать опыт использования современных педагогических технологий в практике работы.
Практика использования современных образовательных технологий для достижения планируемых результатов начального общего образования
1. Понятие "образовательные технологии" и их классификация
В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования. В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программ отнесены: личностные результаты (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты ( освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты ( освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира). Для реализации поставленных задач используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Современные педагогические технологии – это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями. Это системная категория, структурными составляющими которой являются: цели ,содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, ученик, учитель, результат деятельности.[ 2, С.136-142] «Эффективность процесса образования находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы применяем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей» , утверждает академик Беспалько В.П.[3, С.96]
Причины выбора инновационных технологий: образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы; позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету; обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода; обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность; доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности; ориентируются на развитие творческой деятельности. Технология обучения, или образовательная технология - это "привязывание" методики обучения к конкретным условиям, системы использования выработанных правил с учётом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Методики обучения более устойчивы, чем технологии, они изменяются вместе со сменой образовательной идеи. Технологии же многовариантны даже в рамках одной методики. В педагогической науке и практике довольно часто имеет место использования двух терминов, обозначающих близкие по смыслу явления педагогической действительности: "педагогическая технология" и "образовательная технология", однако в последнее время термин «педагогическая технология» все чаще относят проблемам воспитания.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. По мнению Якиманской И.С. [4, С.15]
образовательная технология должна способствовать: раскрытию субъектного опыта ученика; формированию личностно значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования, независимо от конкретно-предметного его содержания; воспитанию нравственных идеалов, их воплощению в личной жизни».
Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. Зайцев Одной из распространённых классификаций технологий является классификация, предложенная Селевко Г.К. (см. Приложение 1) [2,C.138]
Использование современных технологий достижения планируемых
результатов на уроках в начальной школе
В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:[5]
1.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
-педагогика сотрудничества (реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора учащимися образовательного маршрута) и гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
2.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
-игровые технологии (в результате систематического использования игровых форм обучения повышается темп работы на уроках, возрастает активность учащихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.); проблемное обучение (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения); приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей ); проектно-исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование) или технология решения исследовательских (изобретательских) задач (ТРИЗ); технология мастерских (создание условий, способствующих осмыслению учащимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности); технология проведения коллективных творческих дел (создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся; методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности .
3.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: технология уровневой дифференциации обучения; групповые технологии обучения ; технология перспективно-опережающего обучения (достижение учащимися обязательного минимума содержания образования, обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях, предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата); информационно-компьютерные технологии (обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута ).
4.Технология развивающего обучения:
-Система развивающего обучения Л. В. Занкова
-Общие основы технологий развивающего обучения
5.Здоровьесберегающая технология .
Также широко применяются в учебно-воспитательном процессе коммуникативные технологии, технология портфолио, технология развитие критического мышления, модульное обучение, дистанционное обучение, тестовые технологии, технология выявления и поддержки одаренных детей, технологии дополнительного образования.
При грамотном применении современных образовательных технологий существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.
Заключение
Считаю, что процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь безнравственная бездуховная личность, вооружённая знаниями, может оказаться опасной для общества. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
В применение современных образовательных технологий и методов педагогической диагностики позволяет поднять учащихся на более качественную ступень формирования индивидуальной личности, об этом могут свидетельствовать следующее : результаты административных контрольных работ; стабильно высокое качество знаний по предметам; преобладание учебно-познавательных мотивов; систематическое участие и победы в конкурсах и олимпиадах всех уровней.
В завершении необходимо ещё раз подчеркнуть, что все современные технологи в образовании могут стать и тренажёром, и средством контроля, и средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. . В сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий. (см.Приложение 2)
Литература
Книги под заголовком автора:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (под ред.Казакова А.А.) – М.: Просвещение, 2016, с .26-29 (Текст с изменениями и дополнениями на 2011 г.,4-е издание, переработанное).
2. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. – Ростов -на-Дону : Феникс, 2011.- С. 136-142
Электронные ресурсы:
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Электронный ресурс] ,С.96 - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-181624.html
4. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированное обучение в современной школе[Электронный ресурс] , С.15 - Режим доступа: http://edu-lib.net/drugoe-2/yakimanskaya-i-s-lichnostno-orientirova
5. Современные образовательные технологии -Режим доступа: http://www.shkola9.edusite.ru/p311aa1.htm
Приложение 1
Образовательные технологии
Группа образовательных технологий | Образовательная технология | Теоретические основы |
Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения) | Объяснительно-иллюстративное обучение | Дидактические принципы Я.А. Коменского |
Технология разноуровневого обучения | Уровневая дифференциация | |
Технология модульного обучения | Системный подход, синергетический подход, деятельностный подход, индивидуализация обучения | |
Технологии развивающего обучения | Технология проблемного обучения | А. Осборн |
Технология проблемно-модульного обучения | М.А. Чошанов | |
Технология организации обучения в форме педагогических мастерских | П. Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже и др. | |
Технология проектного обучения | Дж. и Э. Дьюи, У. Х. Килпатрик, Э. Коллинз и др. | |
Дальтон-технология | Х. Паркхерст | |
Технология развития критического мышления учащихся | Д. Халперн, Ч. Темпл, | |
Технология учебной дискуссии | М.В. Кларин | |
Технология учебной деловой игры | Д.Г. Левитес, М.В. Кларин, контекстный подход в обучении (А.А. Вербицкий) | |
Личностно ориентированные технологии обучения | (авторские системы) | А. Нил, М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе, П. Петерсен и др. |
Педагогические технологии
Группа педагогических технологий | Педагогическая технология | Авторы | |
1 | 2 | 3 | |
Традиционные технологии | Объяснительно-иллюстративные технологии обучения | В основе - дидактические принципы Я.А. Коменского | |
ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса | «Педагогика сотрудничества» | Педагоги-новаторы | |
Гуманно-личностная технология | Ш.А. Амонашвили | ||
Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека | Е.Н. Ильин | ||
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся | Игровые технологии | Б.П. Никитин | |
Проблемное обучение | Дж. Дьюи | ||
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре | Е.И. Пассов | ||
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала | В.Ф. Шаталов | ||
Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса | Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении | С.Н. Лысенкова | |
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов | В.В. Фирсов | ||
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам | И.Н. Закатова | ||
Технология индивидуализации обучения | И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков | ||
Коллективный способ обучения | А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко | ||
Групповые технологии | - | ||
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения | - | ||
Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала | «Экология и диалектика» | Л.В. Тарасов | |
«Диалог культур» | В.С. Библер, С.Ю. Курганов | ||
Укрупнение дидактических единиц (УДЕ) | П.М. Эрдниев | ||
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий | П.Я. Гальперин, М.Б. Волович | ||
Частнопредметные технологии | Технология раннего и интенсивного обучения грамоте | Н.А. Зайцев | |
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе | В.Н. Зайцев | ||
Технология обучения математике на основе решения задач | Р.Г. Хазанкин | ||
ПТ на основе системы эффективных уроков | А.А. Окунев | ||
Система поэтапного обучения физике | Н.Н. Палтышев | ||
Альтернативные технологии | Вальдорфская педагогика | Р. Штайнер | |
Технология свободного труда | С. Френе | ||
Технология вероятностного образования | А.М. Лобок | ||
Технология мастерских (близкие к ним - студии А.Н. Тубельского, погружения и цикловый метод) | - | ||
Природосообразные технологии | Природосообразное воспитание грамотности | А.М. Кушнир | |
Технология саморазвития | М. Монтессори | ||
Технологии развивающего обучения | Система развивающего обучения Занкова | Л.В. Занков | |
Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова | Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов | ||
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности | И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер | ||
Личностно ориентированное развивающее обучение | И.С. Якиманская | ||
Технология саморазвивающего обучения | Г.К. Селевко | ||
Технологии авторских школ | Школа адаптирующей педагогики | Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде | |
Модель «Русская школа» | М. Щетинин; И.Ф.Гончаров, Л.Н.Погодина и др. | ||
«Школа самоопределения» | А.Н. Тубельский | ||
Школа-парк | М.А. Балабан | ||
Агрошкола | А.А. Католиков | ||
«Школа Завтрашнего Дня» | Д. Ховард | ||
Приложение 2
Этап урока | Варианты использования образовательных технологий | Метод и приёмы |
Актуализация знаний | Игровые технологии | Создание игровой ситуации. |
Педагогика сотрудничества | Совместная деятельность. Эвристическая беседа. | |
Здоровьесберегающая технология | Психофизическая тренировка (настрой на урок). Алгоритмическая разминка. | |
Сообщение темы и целей урока | Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации |
Педагогика сотрудничества | Работа в группах, парах. Эвристическая беседа. | |
Информационно-коммуникативные технологии | Представление наглядного материала (работа с интерактивной доской, презентация) | |
Работа по теме урока | Индивидуальный и дифференцированный подход | Индивидуальная, групповая, парная работа. |
Гуманно-личностная технология | Создание ситуации успеха. | |
Компетентностно-ориентированное обучение | Исследовательская работа в группах, парах. | |
Информационно-коммуникативные технологии | Знакомство с новым материалом на ПК. Разноуровневые задания. | |
Развивающее обучение | Задания на развитие обще-интеллектуальных умений: сравнения, мышления, конкретизации, обобщения. | |
Игровые технологии | Игровая ситуация. | |
Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации. | |
Физминутка | Здоровьесберегающая технология | Гимнастика для тела, слуха, глаз, дыхательная; танцевально-ритмические паузы, точечный массаж. |
Индивидуальная (самостоятельная) работа | Индивидуальный и дифференцированный подход | Разноуровневые задания. |
Информационно-коммуникативные технологии | Тестирование на ПК. Разноуровневые задания на ПК. | |
Подведение итогов урока | Педагогика сотрудничества | Коллективный вывод. Подведение итогов в паре. |
Гуманно-личностная технология | Создание ситуации успеха. | |
Рефлексия | Гуманно-личностная технология | Создание ситуации успеха. |
Здоровьесберегающая | Тренинг «Я смог…Что получилось?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования по русскому языку.
В результате изучения курса русского языка учащиеся начальной школы научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры,...
Использование инновационных образовательных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО.
Автор останавливается на возможностях современных образовательных технологий в формировании базовых компетентностей современного человека. Даётся понятие "инновационные образовательные технологии". Ук...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Использование проблемно-диалогического обучения младших школьников по предметам «Математика» и «Окружающий мир»...
Использование современных образовательных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО
Опыт работы педагогов МОУ Удельнинская гимназия по использованию в учебной деятельности современных педагогических технологий....
Использование инновационных образовательных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО
Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образовани...
Опыт использования цифровых образовательных платформ для достижения планируемых результатов
Опыыт работы с образовательными платформами....