Презентация "Личностный подход к учащимся в обучении"
презентация урока для интерактивной доски на тему
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.»
Л. Н. Толстой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostnyy_podhod_k_uchashchimsya_v_obuchenii.pptx | 921.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.» Л. Н. Толстой
Личностный подход это: принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности; ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним; учет индивидуальных особенностей в процессе обучения; создание психолого-педагогических условий для каждого обучающегося.
Личностный подход - важный принцип психологии и педагогики. Сущность этого подхода: конкретно и соответственно индивидуальным качествам ребенка использование дидактического материала и индивидуальных заданий; позволяет включать в учебный процесс даже самых слабых учеников.
При осуществлении личностного подхода делается акцент на: сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его способностей; содействие средствами индивидуализации выполнению программ обучения; на зону ближайшего и перспективного развития каждого ученика; улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов; формирование личностных качеств; оказание помощи в самоопределении и самореализации.
Общие принципы личностного подхода: индивидуализация есть стратегия процесса обучения; фактор формирования индивидуальности; интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности; учение в индивидуальном темпе, стиле.
Происходит сложное согласование двух носителей знания - ученика и учителя как равноправных партнеров образовательного процесса. И.С. Якиманская отмечает, что, исходя из специфики личностно - ориентированной системы обучения, качество знаний учащихся зависит не только от организации урока, но в значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного субъекта образовательного процесса.
Личностно - ориентированная система обучения предполагает: признание ученика основным субъектом процесса обучения; признание основной целью развитие индивидуальных способностей ученика; определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, целенаправленного развития его личности в процессе обучения.
. Выделенные общая цель и средства организации личностно - ориентированного урока, естественно, должны быть конкретизированы учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания. По мнению И.С. Якиманской , критериальная база для оценки работы учителя на уроке не может быть единой. Учитель должен сам составлять «режиссуру» урока в зависимости от его темы, уровня подготовленности класса, целевой установки, времени проведения урока и содержания. .
. Реализация личностно - ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и методы, приемы познания. Важным является: разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса; процедуры отслеживания развития ученика; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности.
В процессе учебной деятельности необходимо: выработать у учащихся мотивы и цели учебного процесса (зачем учиться?); обучить способам осуществления учебного процесса (как учиться?); учение – это целенаправленный и мотивированный процесс.
Цепочка обучения выглядит следующим образом: Потребность Мотив Цель Действие Рефлексия
Педагогические воздействия на ученика должны адресоваться не только к его уму, но и к чувствам, причем, чем младше ученик, тем больше внимания должно быть уделено его эмоциональной сфере (наглядность, дидактические игры, кружковая и внеклассная работа…)
В процессе обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ученика и проявлять полное уважение к его личности. В большей степени это можно осуществить, используя нетрадиционные формы обучения.
Мониторинг процесса личностного развития каждого ученика. Систематическая диагностика и коррекция процесса личностного развития каждого ученика проводится с момента поступления ребенка в школу. В проведении диагностики и коррекции процесса личностного развития учащихся принимают участие все учителя, классные руководители под руководством школьного психолога. Оценка результатов диагностики психического и личностного развития учащихся производится главным образом с точки зрения динамики индивидуального развития каждого ученика.
Учебные занятия в системе личностно- ориентированного образования предполагают широкое использование различных технических средств обучения: персональных компьютеров; сопровождение некоторых занятий тихой музыкой; свободное перемещение учащихся по классу в процессе занятий; различную расстановку индивидуальных парт для коллективных или фронтальных занятий (круговое расположение парт, соединение индивидуальных парт в общий стол для занятий бригадой и т.д.).
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью. Использование проблемных творческих заданий; применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно символическую); создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников; сообщение учащимся организации учебной деятельности в ходе урока;
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью. О бсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому; с тимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий; о ценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью. отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности; при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Библиографический список 1 . Личностно - ориентированный подход в образовании: методология и практика (сборник научно-методических трудов) – Киров, Селевко , Г.К. Личностный подход (концепция отношений «учитель – ученик») – М, Хуторской, А.В. 2 .Личностно - ориентированное обучение в современной школе. – М, 1996. 3. Методика личностно - ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? (пособие для учителя) – М, Якиманская , И.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Современное образование требует от школы воспитание личности нового типа, а именно: социально-активной, творческой, проявляющей уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности и самостоя...
Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения
Статья "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения"...
Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения
статья о работе с разными учащимися...
Новые подходы в преподавании и обучении: работа в малых группах - ступенька к смешанному обучению учащихся
Сейчас дети не воспринимают нас, учителей как единственный источник информации и поэтому часто не слушают наши объяснения. способность ученика без посторонней помощи ставить цели, действовать, ориенти...
Дифференцированный подход к учащимся в обучении математике в начальной школе
Методическая разработка.Дифференцированный подход к учащимся в обучении математике в начальной школе....
Самостоятельная работа 1 Курочкина С.Е. Дифференцированный подход к учащимся в обучении математике в начальной школе
Дифференцированный подход к учащимся в обучении математике в начальной школе...
Дифференцированный подход к учащимся в обучении математике в начальной школе
Опыт работы.Дифференцированный подход к учащимся в обучении математики в начальной школе...