ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
статья по технологии по теме

Исаева Галина Николаевна

 

Современное образование требует от школы воспитание личности нового типа, а именно: социально-активной, творческой, проявляющей уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности и самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon isaeva_gn_kasli_statya.doc53.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_opyta.ppt435 КБ

Предварительный просмотр:

Исаева Г.Н.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Каслинская средняя общеобразовательная школа №27»

г. Касли

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Современное образование требует от школы воспитание личности нового типа, а именно: социально-активной, творческой, проявляющей уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности и самостоятельности.

Такую личность можно воспитать, если полно и ярко раскрыть её природные задатки и склонности. Мне, как учителю, на уроках трудового обучения хотелось в каждом ребенке увидеть индивидуальность, которая, может быть, не видна на других предметах, а также научить видеть красоту окружающего мира. Природные задатки у ребенка как яркое пламя. Чтобы зажечь его, необходима искра. Такую искорку учитель найдет тогда, когда правильно будет строить процесс обучения, где ученик является исследователем, творцом и организатором своей деятельности. Задачу развития всесторонней творческой личности решаю  через урочную и внеурочную деятельность. Считаю, что в центре внимания должен стоять личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся.

Для получения теоретических знаний по этому вопросу стала настольная книга Н. А. Алексеева «Личностно-ориентированное обучение в школе», Феникс, 2006г, а также  журналы «Начальная школа». Публикация статьи Н.М. Конышевой  «Проблемы современного урока практического труда» помогла осознать проблемы сегодняшнего урока трудового обучения, принять решение о необходимости изменить отношение к нему и на каждом уроке осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся, развивая качества, без которых вхождение в реальную жизнь затруднено.

1) Для достижения поставленной цели руководствуюсь принципами личностно-ориентированного обучения.

2) В соответствии с требованиями к современному уроку строю учебное занятие следующим образом:

1 этап – Подготовительный

2 этап – Практическая деятельность

3 этап – Рефлексивно-оценочный

При составлении плана урока  учитываю особенности:

  1. подбираю проблемные творческие задания, вопросы;
  2. подбираю задания, позволяющие ученику самому выбрать уровень, профиль, объем задания,  «выполнять - не выполнять»;
  3. продумываю создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока;
  4. обсуждаю с детьми в конце  урока  не только то, что  «мы узнали», но и то, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
  5. поощряю, анализирую, как ученик рассуждал, какой способ использовал, в чем ошибся;
  6. выставляю отметку ученику в конце урока по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
  7. учитываю объем домашнего задания, даю разъяснения, если это необходимо.

Ι. Подготовительный этап – это подготовка учащихся к предстоящей практической деятельности. В него входят: мотивация, постановка целей и задач предстоящего урока, сообщения, обмен мнениями, коллективный поиск решения.

Предлагаю несколько формулировок для постановки целей урока:

  1. формирование, привитие, развитие, совершенствование, становление, расширение, обучение, воспитание, выработка, а для подготовки к уровню обученности, формулирую следующие задачи: объяснять, сравнивать, правильно оценивать, осознавать, объяснять, употреблять, понимать и использовать, понимать и доказывать, создавать, характеризовать, верно оформлять.

Мотивирующее начало урока  может быть таким:

  1. проблемная личностная ситуация;
  2. задание вокруг слова, рисунка, воспоминания, нечто волнующее, интересующее, загадочное, но обязательно личностное.
  3. демонстрация опыта, фотографии, картины.
  4. использование загадок, пословиц, стихов.

Важным моментом личностно-ориентированного урока считаю создание ситуации успеха, т.к. у ребенка возникает прилив энергии, он стремится отличиться среди своих товарищей. Успех, выпавший на долю ученика, производит большое впечатление на одноклассников. У детей возникает стремление на удачу. В ходе учебного процесса складываются следующие благоприятные для успеха условия: знакомство с новой информацией, творческое задание, проблемные  вопросы. Для слабоуспевающих учеников ситуацию успеха создаю искусственно для того, чтобы ребенок смог поверить в свои силы. Не сравниваю работу ребенка с другими учениками, а отмечаю, что ребенок «раньше не умел, а теперь научился». Несколько примеров для  создания успеха на уроке:

  1. применение «оживленной реплики», которая движет мысль ребенка вперед;
  2. отслеживание продвижения ученика;
  3. оказание помощи слабоуспевающим детям;
  4. организация взаимопомощи;
  5. создание благополучного микроклимата в классе;
  6. подбор материала с интересными привлекательными моментами;
  7. частое поощрение: словесно и при помощи средств общения (взглядом, жестами, мимикой).

Такие моменты для создания ситуации успеха помогают мне формировать положительное отношение  учеников к  учению.

ΙΙ этап. Практическая деятельность учащихся на уроке может быть организована учителем по-разному. Она  может быть реализована в различных  организационных формах: индивидуальной и коллективной. Индивидуальная - форма используется при изготовлении изделия, при подготовке сообщения и контроле, а коллективная форма при выполнении творческих заданий. К ней относятся творческие работы и проекты.

Выбор той или иной формы определяется задачами урока.  При индивидуальной форме деятельности применяю следующие  средства обучения: учебное пособие, иллюстрации, таблицы, схемы, карточки – термины, памятки, игрушки, репродукции.

С целью развития интереса к предмету, активизации познания и мышления, выработки собственной точки зрения у детей  использую проблемные ситуации и проблемные вопросы. Прежде всего я создаю обстановку на уроке, в которой у учащихся возникает интеллектуальное затруднение, преодоление которой требует поиска новых знаний. При разрешении проблемной ситуации используется проблемный метод обучения – совокупность приемов  и действий,  направленных на освоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение познавательных вопросов и задач, имеющих противоречие.

Коллективную форму работы использую при изготовлении творческих заданий и проектов в  тех случаях, когда для изготовления отдельному ученику потребуется слишком много времени. Эта работа предусматривает выполнение каждым учеником какого-то индивидуального изделия, а затем они объединяются в общую композицию.

Особое внимание уделяю на уроке трудового обучения  методу проектов. Использую творческие, рекламные проекты, а также презентационные мини-проекты.

III. Рефлексивно–оценочный этап 

Подведение итогов работы на моих уроках проходит творчески:

  1. организована выставка работ «Каков мастер, такова и работа»;
  2. высказываю общую оценку всех участников, отмечаю несколько творческих идей, чтобы задать тон обсуждения, побудить детей к внимательному рассматриванию;
  3. награждаю жетонами «Успеха» за достижения и творческий подход к работе;
  4. награждаю орденами  «Внимание  к людям»  за умение видеть в работе что-то особенное, удивительное и за доброжелательность в оценке;
  1. наряду с оценкой положительных сторон, ученики высказывают и критические замечания в плане совета и пожелания к улучшению работы. Для этого я предлагаю закончить следующую фразу:

«Я думаю, было бы лучше, если …».

После подведения итогов выставка перемещается в рекреацию для того, чтобы  авторы и зрители могли внимательнее рассмотреть работы, а другие ученики получить творческий импульс. Выставка  работ постоянно обновляется, что побуждает маленьких мастеров к освоению новых ступеней творчества.  

В качестве инструментария для диагностики использую следующие измерители: результаты анкетирования учащихся, итоговые контрольные работы, итоги успеваемости за год, результаты отслеживания развития мыслительной и практической деятельности учащихся, участие школьников в творческих конкурсах (классного, школьного районного, областного масштаба).

За творчество, исследовательскую деятельность, активное участие в конкурсах, праздниках, проектах мои дети награждены грамотами и дипломами.

Сокращение количества часов (1 час вместо 2-х) считаю нецелесообразным, т.к. уроки труда необходимы для полноценного развития школьников. Осознавая это, я, пришла к решению продолжить работу по развитию детей во внеурочной  деятельности,  используя возможности Дома детского  творчества.

Весь класс посещает кружок «Ручная пластика». Такой подход позволяет решить важную задачу, а именно, в каждом ребенке раскрыть индивидуальные способности. В конце года каждого класса провожу смотр достижений учащихся, интеллектуально-творческий марафон «Чему учат в школе?» (совместно с родителями). Дети самостоятельно выбирают лучшее  для «Парада творческих работ».  

Успех в организации личностно-ориентированного образовательного процесса приходит к учителю не сразу, т. к. эта сумма многих составляющих. Главное из них - это личность учителя, помноженная на  желание сделать свою работу в школе максимально-эффективной. Я вижу свою миссию учителя, прежде всего в том, чтобы мой ученик стал социально-активной, самостоятельной и творческой личностью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка личностно-ориентированного классного часа для учащихся начальной школы "Кто мы есть?"

Разработка личностно-ориентированного классного часа для учащихся начальных классов "Кто мы есть?"Цели  классного часа: •    формировать у учащихся представление о характере; •...

Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"

Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработк...

Личностно-ориентированный подход к учащимся на уроках математики в начальной школе

Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок может раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, путь его собственного развития ему е...

Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя трудового обучения по формированию и развитию словарного запаса учащихся на уроках трудового обучения

Социально-психологические исследования российских ученых показали, что уже в середине 90-х годов ХХ века 85 % детей нуждались в специализированной помощи. Статисты фиксируют рост речевых патологий. Це...

Развитие трудовых навыков у детей на уроках трудового обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида

«Развитие трудовых  навыков у детей на уроках трудового обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида» Трудовое  обучение  в  специальной  (коррек...

Разработка личностно - ориентированного классного часа для учащихся начальных классов «Кто мы есть?»

Цели  классного часа:формировать у учащихся представление о характере;побуждать к познанию внутреннего мира другого человека и к самопознанию;способствовать осознанию детьми черт своего хар...

"Личностно - ориентированный подход к учащимся на уроках математике в начальной школе"

Данная презентация поможет учителю при поддготовке к урокам математике в начальных классах....