ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
статья по технологии по теме
Современное образование требует от школы воспитание личности нового типа, а именно: социально-активной, творческой, проявляющей уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности и самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isaeva_gn_kasli_statya.doc | 53.5 КБ |
prezentaciya_opyta.ppt | 435 КБ |
Предварительный просмотр:
Исаева Г.Н.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Каслинская средняя общеобразовательная школа №27»
г. Касли
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Современное образование требует от школы воспитание личности нового типа, а именно: социально-активной, творческой, проявляющей уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности и самостоятельности.
Такую личность можно воспитать, если полно и ярко раскрыть её природные задатки и склонности. Мне, как учителю, на уроках трудового обучения хотелось в каждом ребенке увидеть индивидуальность, которая, может быть, не видна на других предметах, а также научить видеть красоту окружающего мира. Природные задатки у ребенка как яркое пламя. Чтобы зажечь его, необходима искра. Такую искорку учитель найдет тогда, когда правильно будет строить процесс обучения, где ученик является исследователем, творцом и организатором своей деятельности. Задачу развития всесторонней творческой личности решаю через урочную и внеурочную деятельность. Считаю, что в центре внимания должен стоять личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся.
Для получения теоретических знаний по этому вопросу стала настольная книга Н. А. Алексеева «Личностно-ориентированное обучение в школе», Феникс, 2006г, а также журналы «Начальная школа». Публикация статьи Н.М. Конышевой «Проблемы современного урока практического труда» помогла осознать проблемы сегодняшнего урока трудового обучения, принять решение о необходимости изменить отношение к нему и на каждом уроке осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся, развивая качества, без которых вхождение в реальную жизнь затруднено.
1) Для достижения поставленной цели руководствуюсь принципами личностно-ориентированного обучения.
2) В соответствии с требованиями к современному уроку строю учебное занятие следующим образом:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Практическая деятельность
3 этап – Рефлексивно-оценочный
При составлении плана урока учитываю особенности:
- подбираю проблемные творческие задания, вопросы;
- подбираю задания, позволяющие ученику самому выбрать уровень, профиль, объем задания, «выполнять - не выполнять»;
- продумываю создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока;
- обсуждаю с детьми в конце урока не только то, что «мы узнали», но и то, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
- поощряю, анализирую, как ученик рассуждал, какой способ использовал, в чем ошибся;
- выставляю отметку ученику в конце урока по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
- учитываю объем домашнего задания, даю разъяснения, если это необходимо.
Ι. Подготовительный этап – это подготовка учащихся к предстоящей практической деятельности. В него входят: мотивация, постановка целей и задач предстоящего урока, сообщения, обмен мнениями, коллективный поиск решения.
Предлагаю несколько формулировок для постановки целей урока:
- формирование, привитие, развитие, совершенствование, становление, расширение, обучение, воспитание, выработка, а для подготовки к уровню обученности, формулирую следующие задачи: объяснять, сравнивать, правильно оценивать, осознавать, объяснять, употреблять, понимать и использовать, понимать и доказывать, создавать, характеризовать, верно оформлять.
Мотивирующее начало урока может быть таким:
- проблемная личностная ситуация;
- задание вокруг слова, рисунка, воспоминания, нечто волнующее, интересующее, загадочное, но обязательно личностное.
- демонстрация опыта, фотографии, картины.
- использование загадок, пословиц, стихов.
Важным моментом личностно-ориентированного урока считаю создание ситуации успеха, т.к. у ребенка возникает прилив энергии, он стремится отличиться среди своих товарищей. Успех, выпавший на долю ученика, производит большое впечатление на одноклассников. У детей возникает стремление на удачу. В ходе учебного процесса складываются следующие благоприятные для успеха условия: знакомство с новой информацией, творческое задание, проблемные вопросы. Для слабоуспевающих учеников ситуацию успеха создаю искусственно для того, чтобы ребенок смог поверить в свои силы. Не сравниваю работу ребенка с другими учениками, а отмечаю, что ребенок «раньше не умел, а теперь научился». Несколько примеров для создания успеха на уроке:
- применение «оживленной реплики», которая движет мысль ребенка вперед;
- отслеживание продвижения ученика;
- оказание помощи слабоуспевающим детям;
- организация взаимопомощи;
- создание благополучного микроклимата в классе;
- подбор материала с интересными привлекательными моментами;
- частое поощрение: словесно и при помощи средств общения (взглядом, жестами, мимикой).
Такие моменты для создания ситуации успеха помогают мне формировать положительное отношение учеников к учению.
ΙΙ этап. Практическая деятельность учащихся на уроке может быть организована учителем по-разному. Она может быть реализована в различных организационных формах: индивидуальной и коллективной. Индивидуальная - форма используется при изготовлении изделия, при подготовке сообщения и контроле, а коллективная форма при выполнении творческих заданий. К ней относятся творческие работы и проекты.
Выбор той или иной формы определяется задачами урока. При индивидуальной форме деятельности применяю следующие средства обучения: учебное пособие, иллюстрации, таблицы, схемы, карточки – термины, памятки, игрушки, репродукции.
С целью развития интереса к предмету, активизации познания и мышления, выработки собственной точки зрения у детей использую проблемные ситуации и проблемные вопросы. Прежде всего я создаю обстановку на уроке, в которой у учащихся возникает интеллектуальное затруднение, преодоление которой требует поиска новых знаний. При разрешении проблемной ситуации используется проблемный метод обучения – совокупность приемов и действий, направленных на освоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение познавательных вопросов и задач, имеющих противоречие.
Коллективную форму работы использую при изготовлении творческих заданий и проектов в тех случаях, когда для изготовления отдельному ученику потребуется слишком много времени. Эта работа предусматривает выполнение каждым учеником какого-то индивидуального изделия, а затем они объединяются в общую композицию.
Особое внимание уделяю на уроке трудового обучения методу проектов. Использую творческие, рекламные проекты, а также презентационные мини-проекты.
III. Рефлексивно–оценочный этап
Подведение итогов работы на моих уроках проходит творчески:
- организована выставка работ «Каков мастер, такова и работа»;
- высказываю общую оценку всех участников, отмечаю несколько творческих идей, чтобы задать тон обсуждения, побудить детей к внимательному рассматриванию;
- награждаю жетонами «Успеха» за достижения и творческий подход к работе;
- награждаю орденами «Внимание к людям» за умение видеть в работе что-то особенное, удивительное и за доброжелательность в оценке;
- наряду с оценкой положительных сторон, ученики высказывают и критические замечания в плане совета и пожелания к улучшению работы. Для этого я предлагаю закончить следующую фразу:
«Я думаю, было бы лучше, если …».
После подведения итогов выставка перемещается в рекреацию для того, чтобы авторы и зрители могли внимательнее рассмотреть работы, а другие ученики получить творческий импульс. Выставка работ постоянно обновляется, что побуждает маленьких мастеров к освоению новых ступеней творчества.
В качестве инструментария для диагностики использую следующие измерители: результаты анкетирования учащихся, итоговые контрольные работы, итоги успеваемости за год, результаты отслеживания развития мыслительной и практической деятельности учащихся, участие школьников в творческих конкурсах (классного, школьного районного, областного масштаба).
За творчество, исследовательскую деятельность, активное участие в конкурсах, праздниках, проектах мои дети награждены грамотами и дипломами.
Сокращение количества часов (1 час вместо 2-х) считаю нецелесообразным, т.к. уроки труда необходимы для полноценного развития школьников. Осознавая это, я, пришла к решению продолжить работу по развитию детей во внеурочной деятельности, используя возможности Дома детского творчества.
Весь класс посещает кружок «Ручная пластика». Такой подход позволяет решить важную задачу, а именно, в каждом ребенке раскрыть индивидуальные способности. В конце года каждого класса провожу смотр достижений учащихся, интеллектуально-творческий марафон «Чему учат в школе?» (совместно с родителями). Дети самостоятельно выбирают лучшее для «Парада творческих работ».
Успех в организации личностно-ориентированного образовательного процесса приходит к учителю не сразу, т. к. эта сумма многих составляющих. Главное из них - это личность учителя, помноженная на желание сделать свою работу в школе максимально-эффективной. Я вижу свою миссию учителя, прежде всего в том, чтобы мой ученик стал социально-активной, самостоятельной и творческой личностью.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка личностно-ориентированного классного часа для учащихся начальной школы "Кто мы есть?"
Разработка личностно-ориентированного классного часа для учащихся начальных классов "Кто мы есть?"Цели классного часа: • формировать у учащихся представление о характере; •...
Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"
Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработк...
Личностно-ориентированный подход к учащимся на уроках математики в начальной школе
Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок может раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, путь его собственного развития ему е...
Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя трудового обучения по формированию и развитию словарного запаса учащихся на уроках трудового обучения
Социально-психологические исследования российских ученых показали, что уже в середине 90-х годов ХХ века 85 % детей нуждались в специализированной помощи. Статисты фиксируют рост речевых патологий. Це...
Развитие трудовых навыков у детей на уроках трудового обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида
«Развитие трудовых навыков у детей на уроках трудового обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида» Трудовое обучение в специальной (коррек...
Разработка личностно - ориентированного классного часа для учащихся начальных классов «Кто мы есть?»
Цели классного часа:формировать у учащихся представление о характере;побуждать к познанию внутреннего мира другого человека и к самопознанию;способствовать осознанию детьми черт своего хар...
"Личностно - ориентированный подход к учащимся на уроках математике в начальной школе"
Данная презентация поможет учителю при поддготовке к урокам математике в начальных классах....