формирование орфографической зоркости
учебно-методический материал на тему

БРЕЗИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Актуальность этой проблемы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_orfograficheskoy_zorkosti.docx42.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад № 13»   г. Байкальска

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

                                             

                                               Брезина Наталья Николаевна

           

1.Теоретическое обоснование проблемы развития орфографической зоркости

2.Система формирования орфографической зоркости у младших школьников

   .формирование представлений об орфограмме

  .упражнения для выработки орфографической зоркости

                                                            **********************************

Важнейшая роль в реализации целей и задач стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.

В современной школе главнейшая задача обучению русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Актуальность этой проблемы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Грамотное письмо предполагает освоение орфографии. Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил».  Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, называется орфографическая зоркость». Так как большую часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, то с точки зрения фонематической концепции русского правописания орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т. е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие). Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять - школьник не видит орфограмм в процессе письма.

  В русском языке главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слова. Именно к этому разделу орфографии относится большинство правил, изучаемых в младших классах.

   Таким образом, при изучении раздела «ОРФОГРАММЫ» можно поставить несколько задач:

1. Познакомить детей с понятием «орфограмма» и помочь им глубже осознать сущность орфографических трудностей русского письма. Ввести в практику письменной речи маленьких школьников особый способ письма - письмо с пропуском орфограмм, с «окошечками». Ребёнок должен действовать по принципу «ЗНАЮ БУКВУ - ПИШУ, НЕ ЗНАЮ - ПРОПУСКАЮ, ОСТАВЛЯЮ СИГНАЛ ОПАСНОСТИ».

2. Познакомить школьников с орфографическим словарём, заложить основы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на орфографический вопрос.

3. За счёт широкого применения приёма списывания обеспечивать запоминание орфографического облика слов разных тематических групп (ВИДЫ ТРАНСПОРТА, ПОСУДА…), т. е. развивать орфографическую память учеников.

 Как сделать так, чтобы правила не страшили ученика начальных классов своим количеством? Как сделать так, чтобы правила не разлетались по разным уголкам детского сознания? Кто может их объединить? Сама орфография, которая подчиняется строгим законам-принципам орфографии.

В более обобщенном виде всё можно представить так: в орфографическом действии выделяют две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограмм) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

Поэтому главная задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Что же такое орфографическая зоркость?

С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость - это умение оценивать каждый звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит.  

Буква – фонема - звук. Что их объединяет? Буква в русском языке обозначает вовсе не звук, а фонему. Таков закон русской орфографии. Поэтому, чтобы писать по правилу: «орфограммы слабой позиции пишу по сильной в той же части слова», необходимо пройти несколько этапов:

  1. Научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные
  2. Выработка орфографической зоркости.
  3.  Научить самоконтролю.

Трудность при обучении - это то, что эту работу нужно вести не поэтапно, а одновременно. Начинать работу необходимо с первых уроков обучения грамоте.

Для того, чтобы ученик мог научиться сам находить и в последующем применять правила, составляется памятка, которая на длительное время становится руководством для нахождения основной массы орфограмм. Эта памятка называется «Какие буквы нельзя писать на слух». Имея перед собой такую памятку, учащиеся могут выполнять наиболее действенное и одновременно наиболее сложное из упражнений, воспитывающих орфографическую зоркость, а именно: письмо с пропусками орфограмм, или, как его еще называют, письмо с «дырками». Овладение этим умением означает избавление ученика от страха допустить ошибку при выполнении различных письменных работ, в первую очередь при свободном изложении собственных мыслей. Ученикам даётся разрешение пропускать букву, если он не знает какую писать.

Овладеть письмом с пропусками непросто.. При этом важно начинать обучение с пропуска не субъективно сомнительных, а всех орфограмм, в первую очередь орфограмм слабых позиций.

Как же проходит эта работа?

Исходным моментом решения любой задачи, в том числе орфографической, является постановка вопроса «Что надо узнать?».

Поскольку на первоначальном этапе дети не знают правил проверки орфограмм, они работают по схеме:

1) определяю ударный слог;

2) записываю слово с пропуском;

3) делаю выбор (вписываю букву зеленой пастой): л цо - л-цо.

Здесь есть выбор букв - значит, это опасное место в слове. Надо задуматься! Эти «опасные места» называются орфограммами, а допущенные в них ошибки - орфографическими.

Что же касается согласных звуков, парных по глухости-звонкости, то они не представляют опасности при письме, если стоят:

1) перед гласными (сады);

2) перед непарными звонкими [л], [л'], [м], [м], [н], [н'], [р], [р'], [и] (степной);

3) перед [в], [в'] (буква).

В этих случаях парные согласные стоят в сильной позиции. Пишем не сомневаясь. А вот орфограммами буквы являются в следующих случаях:

1) на конце слов (гриб, дуб);

2) перед другими согласными, кроме непарных звонких и [в], [в']. Здесь парные стоят в слабой позиции:

Ла.ки

Рабочая схема - та же:

1) определяю ударный слог;

2) пропускаю орфограмму;

3) выбираю букву.

В этот период обучения важно, чтобы дети видели все имеющиеся в слове орфограммы. Если знаешь ответ - пиши, нет – оставляй. Приведем примеры упражнений, необходимых для формирования орфографической зоркости:

Ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе, постоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома - что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец), использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р, на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля, приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получиться?), при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре со своими модельками (кинестетически прочувствовать), подбор слов к звуковым моделям, использовать задания ловушки (сколько звуков в слове     “два”?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове “вата” мягкие?

Игровые приёмы: “Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”, “Найди предметы с заданным звуком”, “Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху.

Сильная позиция

Слабая позиция

                                         

                 [В],  [В*]                                                                                                                                

 

                               

                              кроме          , [В], [В*]

                                                                                                                       

                                                                                                                                 

  1. При обучении грамоте необходимо сделать каждому ученику карточку для звукового анализа. Она представляет собой полоску 12-15 см в длину и 3-4 см в ширину, на которой наклеено 6-7 поперечных полосок цветной бумаги. С помощью этой карточки должны показывать количество звуков в слогах, в словах, количество слогов.
  2. Следует сделать индивидуальные пакеты звуковых схем. Они необходимы для самостоятельного составления звуковых схем к любому заданному слову.
  3. Когда заканчивается обучение грамоте, учитель раздаёт каждому ученику     «волшебный квадрат»,  у которого большая сила. Для этого квадрат накладывается на первое слово предложения в тетради. Постепенно, двигая его вправо, ученик открывает первый слог, затем второй и так далее. Таким образом, он легко обнаруживает пропуск букв. Квадрат как бы притормаживает движение глаз, заставляет быть внимательным.
  4. При изучении новых тем даются другие задания. Например, найти и выписать из текста три слова с сочетанием ЖИ-ШИ, два слова с разделительным твёрдым знаком и т. д.
  5. Выписываются слова на доске и закрываются шторкой. Когда ученики заканчивают писать упражнение,  учитель открывает одно слово и просит  найти его в тексте, читая по слогам. Дети проверяют записи.

  1. Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

  1. Выборочный диктант, самодиктант, взаимодиктант

Проводим на уроках выборочный диктант, когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи,  позволяет давать очень сконцентрированно насыщенный изучаемыми орфограммами материал,  способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.

Особое место в ряду диктантов занимают самодиктанты, взаимодиктанты и графические диктанты.

Самодиктант - это вид диктанта, при котором:

1. Текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;

2. Проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3 - 5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий ее выбора, подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем - самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.

Взаимодиктант проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:

1. В парах с взаимопроверкой при использовании образца;

2. Одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителю

  1. ''Найди опасное место''.

Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и ''опасное место''.

  1. ''Светофор''.

Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''.

  1. “ Зажги маячок”

Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются “опасные места”, пропуск или делай выбор букв

  1. Орфографическое чтение.

Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения. Если ежедневно на каждом уроке отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет  хороший  результат  (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)

  1.  Работа над ошибками

Начиная с 1 (2) класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправлять, вместо этого ставить на полях палочку (у более слабых учеников - номер орфограммы), а в конце работы - вместо отметки точку. Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы).

Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик записывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой'' (в списке орфограмм с номерами дается способ ее объяснения и проверки).

После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка.

Каждый раз, работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности

  1. Комментированное письмо с указанием орфограмм

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

  1. Письмо с проговариванием

Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

  1. Зрительный диктант

Весьма эффективное средство повышения орфографической грамотности учащихся - зрительный диктант, цель которого - предупреждение ошибок.

На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений).

Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.

  1. Алгоритм списывания, составленный с учетом всех названных требований: операции, которые входят в действие списывания, направленного на активную орфографическую проработку копируемого текста с целью формирования навыков безошибочного письма, следующие:

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. Эта операция нужна для того, чтобы исключить возможность механического списывания текста. Так как предложения, с которых начинается обучение, невелики (3-5 слов), в качестве "смыслового куска" выступает целое предложение. Позже в качестве смысловой части выступает словосочетание или часть предложения, но в любом случае ученик вначале прочитает предложение, для того чтобы было понятно содержание списываемого. Чтение предложения на этом этапе осуществляется по нормам орфоэпии: "читаем так, как говорим".

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли.

Повторяя предложение, не глядя в текст, ребенок развивает память, учится запоминать осмысленно.

3. Выдели орфограммы в списываемом тексте. По рекомендации психологов и методистов этот этап иначе называется активным орфографическим анализом текста.

4. Прочитай предложение так, как оно написано: как будешь себе диктовать во время письма. Данный этап относится уже к решению орфографических задач. Правда, решение это осуществляется своеобразно. Оно достигается чисто практически: путем приведения к полному соответствию зрительного и слухового образа слова. Орфографически проговаривая слово, ученик запоминает его написание, а так как списывание осуществляется "смысловыми кусками", то и запоминание происходит не механически, а осмысленно.

5. Повтори предложение так, как будешь его писать. Выполняя этот пункт плана, ученик готовится к тому, чтобы правильно продиктовать себе во время письма. Повторное, по памяти проговаривание закрепляет в памяти буквенный образ слова, воссозданный в его орфографическом произнесении.

6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза. Готовя детей к самостоятельному списыванию, следим за тем, чтобы учащиеся действительно диктовали себе во время письма. При этом возникает в классе шумок.

7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном;  в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Чтобы ученик действительно проверял написанное, он должен знать, как это делать, т.е. отчетливо представлять ту систему операций, с помощью которой можно осуществить проверку. Требуя от ученика подчеркнуть орфограммы в написанном, мы даем ему ориентиры то, что особенно нужно сравнить в написанном исходном тексте.

 17.    Повторение изученных тем на « пятиминутках» по дням. Понедельник - пишем 10 слов на тему с объяснением. Вторник - эти же слова без объяснения под диктовку. Среда – слова, в которых были допущены ошибки. Четверг – диктант, насыщенный этой орфограммой. Пятница – новый диктант со словами, в которых были допущены ошибки. Если и здесь допущено много ошибок, берём ещё неделю на орфограмму.

 

   18. Развёртывание модели предложения.

             1. Учитель читает предложение.

2. Составляется модель предложения и делится на слоги, ставим ударение.

            3. В каждом слоге отмечаются орфограммы.

             4. Проставляются буквы орфограммы.

             5. Орфографическое проговаривание по модели.

             6. Собственно диктант.

             7. Проверка написанного.  

19.Составление алгоритма проверки окончаний

                                       1.Что называет слово?                                                            

     2. Выбери проверочное слово и подставь его в предложение

         1 скл  стена                                                                                 злой                    

         2 скл  конь (окно)

         3 скл  цепь                                                                                                          

                                      3.Какое окончание в проверочном слове                                                                        

Не (-е)                                  (-е)                                            (-ой)                                                                   не(-ой)    

                                                4. Проверь дополнительно                

  Не на(-ий)             на(-ий)                                 м. р.                               Ж. р.

                                           -  И                   - ЫЙ (-ИЙ)                        

               

                      КАК В ПРОВЕРОЧНОМ СЛОВЕ

Орфографическая зоркость учащихся легко поддается учету, в отличие от фонематического слуха, критерии измерения которого пока не разработаны.

Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и буки, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение.

При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия:  обнаружения  и опознавания орфограммы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости  на уроках русского языка в начальных классах.  ...

Формирование орфографической зоркости

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов  Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях  обучения. Формирование у школьников прочн...

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОБУЧЕНИЯ.

Очень важно начинать работу в период обучения грамоте, потому что , во — первых, именно в этот период ребенок начинает писать, и если на первом этапе не заложить основы осознанного отношения к т...

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

         Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования орфографической зоркости через  осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных спо...