Формирование орфографической зоркости
статья по русскому языку (4 класс) по теме

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов

 Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях  обучения. Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо  обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность  усваивать родной язык в письменной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_orfograficheskoy_zorkosti.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов

 Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях  обучения. Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо  обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность  усваивать родной язык в письменной форме.

Развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического  материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.

Начиная с первого класса ,необходимо воспитывать у учащихся не только орфографическую зоркость, но и самоконтроль. Первые шаги в этом направлении : постоянное требование сличать  написанное в тетради с текстом упражнения при списывании, не допускать ни  одного пропуска буквы или искажения написания слова. На каждом уроке надо побуждать ученика контролировать свое письмо.  Посмотрите, какое  слово мы пишем? Как вы его написали? Сколько букв в этом слове? Сколько в нем гласных? Согласных? Правильно вы списали это слово? Сверьте написанное с книгой, с доской. Самостоятельно сверьте каждое написанное слово -  нет в нем пропусков или описок, перестановок букв. Подобные вопросы заставляют детей списывать  внимательно ,следить за правильным написанием каждого слова. Постепенно у учащихся вырабатывается умение проверять себя, появляется привычка  контролировать не только после письма, но и до письма,  и не только в классе, но и при выполнении заданий  дома. Ели не ставить такой задачи перед учениками, то и качество выполняемой работы,  как правило, низкое.

 Эффективные упражнения для развития самоконтроля, это: выпиши слова из текста с нужными орфограммами; подчеркни орфограмму; раздели  слово  на слоги. Навыки самоконтроля развивают предупредительные диктанты с применением сигнальных карточек, выборочные диктанты и комментированное письмо.

Только проведение целенаправленной и систематической работы по    формированию орфографической зоркости  может дать положительные результаты: при тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется  и становится частью  орфографического навыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости  на уроках русского языка в начальных классах.  ...

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОБУЧЕНИЯ.

Очень важно начинать работу в период обучения грамоте, потому что , во — первых, именно в этот период ребенок начинает писать, и если на первом этапе не заложить основы осознанного отношения к т...

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

         Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования орфографической зоркости через  осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных спо...

Виды орфографических упражнений и приёмы работы, способствующие формированию орфографической зоркости

Собраны виды заданий, повышающие орфографическую зоркость учащихся...