Протокол родительского собрания по теме "Адаптация первоклассников в начальной школе"
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Адаптация – процесс и результат приспособления ребенка к жизни в обществе.
Дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушения учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_roditelskogo_sobraniya_v_1a_klasse_3.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол родительского собрания № 3 в 1а классе от 23.01.2014
Присутствовали: человек
Тема: Адаптация первоклассников в начальной школе
Цели:
1. познакомить родителей с итогами адаптации детей для выявления детей группы риска.
2. дать практические советы по организации обучения первоклассников.
Повестка дня:
- Итоги адаптационного периода первоклассников / классный руководитель
- Результаты анкетирования «Уровень воспитанности»/ классный руководитель
- Родительский практикум / классный руководитель
- Анкетирование родителей / классный руководитель
- По первому вопросу выступала классный руководитель 1 а класса Яицкая Олеся Викторовна. Познакомила родителей с итогами диагностик адаптационного периода первоклассников, которые проходили с 29.09 по 05. 10.2014 и с 19.01 по 23.01.2015 , с понятием «дезадаптация» и ее причинами.
Адаптация – процесс и результат приспособления ребенка к жизни в обществе.
Дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушения учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность напряжение. Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.
Анализ литературных источников позволяет классифицировать всё многообразие факторов, способствующих возникновению школьной дезадаптации.
К природно-биологическим предпосылкам можно отнести:
- соматическую ослабленность ребёнка;
- нарушение формирования отдельных анализаторов и органов чувств (неотягощённые формы тифло-, сурдо- и прочих патологий);
- нейродинамические расстройства, связанные с психомоторной заторможенностью, эмоциональной неустойчивостью (гипердинамический синдром, двигательная расторможенность);
- функциональные дефекты периферийных органов речи, ведущие к нарушению развития школьных навыков, необходимых для овладения устной и письменной речью;
- лёгкие когнитивные расстройства (минимальные мозговые дисфункции, астенические и цереброастенические синдромы).
К социально-психологическим причинам школьной дезадаптации можно отнести:
- социально-семейную педагогическую запущенность ребёнка, неполноценное развитие на предыдущих этапах развития, сопровождаемые нарушениями формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, недостатками подготовки ребёнка к школе;
- психическую депривацию (сенсорную, социальную, материнскую и др.);
- личностные качества ребёнка, сформированные до школы: эгоцентризм, аутичноподобное развитие, агрессивные тенденции и др.;
- неадекватные стратегии педагогического взаимодействия и обучения.
Е.В.Новикова предлагает следующую классификацию форм (причин) школьной дезадаптации, характерной для младшего школьного возраста.
1. Дезадаптация вследствие недостаточного овладения необходимыми компонентами предметной стороны учебной деятельности. Причины этого могут заключаться в недостаточном интеллектуальном и психомоторном развитии ребёнка, в невнимании со стороны родителей или учителя к тому, как ребёнок овладевает учёбой, в отсутствии необходимой помощи. Эта форма школьной дезадаптации переживается младшеклассниками остро лишь тогда, когда взрослые подчёркивают «бестолковость», «неумелость» детей.
2. Дезадаптация вследствие недостаточной произвольности поведения. Низкий уровень самоуправления затрудняет овладение как предметной, так и социальной сторонами учебной деятельности. На уроках такие дети ведут себя несдержанно, не выполняют правила поведения. Эта форма дезадаптации чаще всего является следствием неправильного воспитания в семье: или полного отсутствия внешних форм контроля и ограничений, которые подлежат интериоризации (стили воспитания «гиперопека», «кумир семьи»), или вынесения средств контроля вовне («доминирующая гиперпротекция»).
3. Дезадаптация как следствие невозможности приспособиться к темпу школьной жизни. Этот тип нарушения чаще встречается у соматически ослабленных детей, у детей со слабым и инертным типами нервной системы, нарушениями органов чувств. Сама дезадаптация возникает в том случае, если родители или учителя игнорируют индивидуальные особенности таких детей, не выдерживающих высоких нагрузок.
Методики изучения школьной адаптации и дезадаптации
Наблюдение – наиболее распространённый и незаменимый метод в работе с первоклассниками, хотя он может применяться в изучении развития детей любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда исследователя интересуют все особенности поведения ребёнка, но чаще применяется выборочное, когда фиксируются только некоторые из них. Использование метода наблюдения должно отвечать ряду требований. Это чётко поставленная цель, разработка схемы наблюдения (что видеть, как это фиксировать), систематичность наблюдения (в эпизодических наблюдениях можно выявить только случайные моменты, зависящие от сиюминутного состояния ребёнка и не показывающие закономерностей его развития), объективность наблюдения (описывается сам факт, а не его толкование наблюдателем). Сложность в организации наблюдения в период адаптации к школьному обучению состоит в том, что приходится наблюдать одновременно за поведением 20 и более учащихся.
Итоги диагностики обучающихся 1 а класса 2014-2015 учебный год
Дата проведения: 19.01-23.01.2015
Классный руководитель: Яицкая О.В.
Таблица 1. «Проверка навыков чтения»
Ф.И. | Кол-во слов | Способ чтения | Норма | Больше нормы | Меньше нормы | Уровень |
| 20 | послоговое | + | |||
| 9 | позвуковое | + | |||
| 6 | по буквам, название звуков заменяет названием букв | + | |||
| 27 | послоговое | + | |||
| 28 | послоговое | + | |||
| 28 | послоговое | + | |||
| 31 | послоговое | + | |||
| 27 | послоговое | + |
Таблица 2. «Проверка навыков письма»
Ф.И. | Пропуск букв | Замена букв | Начало предложения | Правило «Жи, ши» | Уровень |
| + | + | - | - | средний |
| + | + | + | - | низкий |
| + | + | + | + | низкий |
| + | + | - | + | средний |
| - | + | + | - | средний |
| - | + | - | + | средний |
| - | + | - | - | высокий |
| + | + | - | - | средний |
Таблица 3. Математика
Ф.И. | 1 задание «Нумерация» | 2 задание «Нумерация» | 3 задание «Равенства» | 4 задание «Неравенства» | 5 задание «Решение примеров» | Уровень |
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
|
Результат:
Ф.И. | Навыки чтения | Навыки письма | Математика |
| низкий | средний | |
| низкий | низкий | |
| низкий | низкий | |
| средний | средний | |
| средний | средний | |
| средний | средний | |
| высокий | высокий | |
| средний | средний |
Итоги диагностики определения уровня подготовки обучающихся 1 а класса 2014-2015 учебный год
Дата проведения: с 29.09 по 05. 10.2014
Классный руководитель: Яицкая О.В. (Таблица, см. Приложение 1)
Результаты по уровню подготовки 1 а класса к школе:
- 22 % обучающихся (19 баллов)– высокий уровень подготовки (В., Д.)
- 44 % обучающихся(18-16 баллов) – выше среднего уровень подготовки (В., Р., С К., В.)
- 11 % обучающихся( 15-12 баллов) – средний уровень подготовки (А.)
- 22 % обучающихся( 11-9 баллов) – низкий уровень подготовки (Д., А.)
Решение:
- Информацию принять к сведению.
- Усилить контроль за успеваемостью обучающихся, обучающих, попавших в группу риска.
- Развивать память, речь, внимание, мышление, усидчивость.
- Результаты анкетирования «Уровень воспитанности» классный руководитель
По второму вопросу выступила классный руководитель 1 а класса Яицкая О. В.
Родители были ознакомлены с результатами анкетирования на определение уровня воспитанности.
Результаты:
Невоспитанность: 0 %;
Низкий: 0 %;
Средний: 25 %;
Высокий: 75 %.
Сводная таблица-см. Приложение 2
Решение:
- Информацию принять к сведению.
- Способствовать формированию ответственности ребенка за свои поступки.
3.Родительский практикум
По третьему вопросу выступила классный руководитель 1 а класса Яицкая О. В.
Родители работали в группах. Были представлены вопросы, которые требовали выбора ответа и обоснования.
Задание для родителей
-Что обеспечит успех ребёнка в школе?
-Что больше всего способствует возникновению желания учиться?
Выберите из предложенных в данном перечне три, по вашему мнению, главных фактора, рассмотрите их по степени значимости.
а) Физическое здоровье.
б) Развитый интеллект.
в) Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками.
г) Умение считать и читать.
д) Выносливость и работоспособность.
е) Аккуратность и дисциплинированность.
ж) Хорошая память и внимание.
з) Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Вывод:
— Родительские притязания основаны не на понимании и учёте реальных возможностей ребёнка, а на абстрактных представлениях о неком идеале. Часто возникает ситуация завышенных требований. На ребёнка ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой груз становится непосильным для ребёнка.
Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
4. Анкетирование родителей .
По четвертому вопросу выступила классный руководитель 1 а класса Яицкая О.В.
Каждый участник родительского собрания заполнил анкету «Адаптация, дезадаптация первоклассника»
- Анкета для родителей первоклассников
Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.
1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?
-неохотно( ДА)
-без особой охоты (ВДА)
-охотно, с радостью( А)
-затрудняюсь ответить
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?
-пока нет (ДА)
-не совсем (ВДА)
-в основном, да( А)
-затрудняюсь ответить
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
-скорее нет, чем да ( ДА)
-не вполне (ВДА)
-в основном да ( А)
-затрудняюсь ответить
4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?
-иногда (ВДА)
-довольно часто( А)
-затрудняюсь ответить
5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
-в основном отрицательные впечатления( ДА)
-положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)
-в основном положительные впечатления( А)
6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)
7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
-довольно часто( ДА)
-иногда (ВДА)
-не нуждается в помощи( А)
- затрудняюсь ответить
8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?
-перед трудностями сразу пасует( ДА)
-обращается за помощью (ВДА)
-старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)
-настойчив в преодолении трудностей( А)
-затрудняюсь ответить
9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
-сам этого сделать не может ( ДА)
-иногда может (ВДА)
-может, если его побудить к этому( А)
-как правило, может( А)
-затрудняюсь ответить
10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
-довольно часто( ДА)
-бывает, но редко(ВДА)
-такого практически не бывает( А)
-затрудняюсь ответить
11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
-нет( ДА)
-скорее нет, чем да(ВДА)
-скорее да, чем нет( А)
-затрудняюсь ответить
Ключ:
А- адаптация
ВДА- возможна дезадаптация
ДА- дезадаптация
Решение:
Познакомить с итогами анкетирования на следующем родительском собрании.
Решение родительского собрания.
Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить адаптацию ребёнка к школе:
- Усилить контроль за успеваемостью обучающихся.
- Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности, сообщать об этом учителю
- Развивать память, речь, внимание, мышление, усидчивость.
Классный руководитель: Яицкая О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое родительское собрание «Домашние задания обучающихся в начальной школе. Отношения семьи и школы».
Домашняя учебная работа– это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Пригото...
Родительское собрание по теме: "Портфолио ученика начальной школы"
Краткое содержание родительского собрания по теме:"Портфолио ученика начальной школы"...
Родительское собрание на тему: "Портфолио ученика начальной школы"
Тема сегодняшней нашей встречи: «Портфолио ученика начальной школы».«Мама! Мне срочно нужно портфолио!» - эта фраза прозвучала как гром среди ясного неба во многих семьях российских школьников...
Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и начальной школы
Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и начальной школы...
протокол родительского собрания на "Адаптация первоклассников"
как помочь ребёнку в первые дни адаптироваться в школе, чем может помочь учитель, школьный психолог и родители...
Родительское собрание "Проблема трудных детей в начальной школе".
Задачи: познакомить родителей спричинами, которые стимулируют плохое поведение детей, формироватьу родителей культуру принятия трудностей, развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с ...
Протокол родительского собрания "Трудности адаптации первоклассников к школе"
Подготовка и проведение родительского собрания – чрезвычайно важная составная работы учителя начальных классов. В этом ему должны помогать администраторы, специалисты психолого-педагогического м...