Игровая деятельность
статья на тему
Применения игровой деятельности на уроках и внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_igrovaya_tehnologiyad_4.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад: Формирование игровых технологий на уроках и внеурочной деятельности.
Педагог должен обладать необходимыми умениями и знаниями. А именно: ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательные, учебно-практические, учебно-игровые) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания.
Поэтому каждый учитель для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе должен использовать современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.
Деятельность педагога должна быть построена в определенной последовательности и целостности, а выполнение её предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Это и есть педагогические технологии. Это и технология проблемного обучения, обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии, игровые технологии и так далее.
Но как писал Сухомлинский, учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Поэтому для своей работы я выбрала именно игровые технологии на уроках и внеурочной деятельности.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
В моей педагогическом копилке содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счёту, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Результативность этих игр зависит, во-первых, от систематического их использования; во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игры, применяемые на разных уроках, многогранны и разнообразны.
Орфографическая грамотность основная часть изучения русского языка. На каждом уроке русского языка проводится орфографическая разминка.
У меня в руке мохнатый червячок.
Он везёт зеленоватый огонёк.
И зовут его, ребята, светлячок. Какое правило здесь скажите?
Для развития орфографической зоркости на уроках использую игры «Найди ошибку»
Нашу речьку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил конки, салазки,
Йолку из лесу принёс.
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Например, лексико-фразеологические игры.
«Угадай-ка»
Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».
«Восстанови пословицу»
1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.
2) Без грамоты хоть плач, а корень свеж(?).
3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?)
4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).
Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.
На уроках русского и родного языках в 1-ых классах можно использовать картинный словарный диктант. Другой вид словарного диктанта для детей постарше проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные): винегрет, внимание, трибуна, кофта, одноклассники, футбол, хоккей.
Игра найди «лишнее слово» развивает умение выделять в словах общий признак, развивает внимания, закрепляет правописание непроверяемых гласных. Подчеркни «лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
МАК | РОМАШКА | РОЗА | ЛУК |
КОШКА | СОБАКА | ВОРОБЕЙ | КОРОВА |
БЕРЕЗА | ДУБ | МАЛИНА | ОСИНА |
Игра “Что делать? Что сделать?” закрепляет понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?
Содержание. Играют 2 команды (мальчики и девочки). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.
Материал для игры:
Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.
Загадки и кроссворд по-прежнему достаточно часто использую на уроках. Они могут оживить опрос, активизировать работу учащихся на уроках. Кроссворд может быть предложен в начале урока с целью постановки проблемы нового урока. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения - хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.
Включение дидактических игр и упражнений на уроках математики позволяю чаще менять виды деятельности, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Например игра “Назови соседей числа”.
В первом классе при повторении нумерации чисел можно использовать стихи, при этом совершенствуются навыки устного счёта, развивается математическая речь, умение комментировать свои действия, развивается математическая зоркость.
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать? (4)
Отгадайте загадку:
Ты со мною не знаком.
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног
Кто, скажи, я - …(осьминог).
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи, шёлк! (паук)
Чем похожи обе загадки? (есть число 8)
Определите тему урока. (дети высказываются)
Как получить число 8? (7 + 1)
Какая цифра обозначает число восемь?
Цифру 8, цифру 8
На носу всегда мы носим.
Цифра 8 плюс крючки –
Получаются … (очки).
Очень интересны «Интеллектуальные разминки».
Сколько пальцев на 2 руках?
Сколько недель в месяце?
Порядковый номер пятницы в неделе?
Наименьшее двузначное число?
Какого числа последний день года?
При решении уравнений можно использовать наглядный материал.
Если уравнения решим быстро и верно, то из маленького росточка вырастит красивый цветок.
«Провоцирующие задачи» закрепляют знания детей, развивают логическое и конструктивное мышление, навык счета в уме.
На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5.
На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, отправляются на Луну и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.
Устный счет можно проводить по сказке «Колобок»:
Учитель проговаривает сказку «Колобок» и обыгрывает. При встрече колобка с героями сказки ставится цель перед ним: решить примеры или задачу.
– Ребята, если Колобок не справится со своим заданием, то его съест Волк, давайте поможем решить Колобку примеры. (Дети соглашаются и решают примеры, которые записаны на отдельных карточках).
Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.
Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности ребенка, в котором он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, окружающую действительность.
«Игра– это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Играя, ребенок все время стремится идти вперед, у него одновременно работают подсознание, разум и фантазия, следовательно, развитие эмоциональной сферы детей, как и интеллектуальной, наиболее эффективно происходит в игре.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность в процессе обучения.
Игровая деятельность как средство обучения....
Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы
Презентация к проекту исследовательской работы по теме "Активизация познавательной активности младших школьников сельской школы"...
Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте
В младшем школьном возрасте игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидак...
Программа внеурочной деятельности "Игровая деятельность школьников"
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Игровая деятельность школьников"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игровая деятельность" 1 класс
Рабочая программа "Игровая деятельность" составлена в соответствии ФГОС...
творческая и игровая деятельность на уроках музыки и кружковой деятельности
творческие задания на уроках музыки, игры, музыкально- ритмические упражнения,кроссворды....
Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности через игровую деятельность.
Статья о создании ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности на уроке....