творческая и игровая деятельность на уроках музыки и кружковой деятельности
план-конспект занятия по музыке (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Светлана Михайловна Смирнова

творческие задания на уроках музыки, игры, музыкально- ритмические упражнения,кроссворды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_urokam.docx42.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

1. На развитие целостного восприятия образа произведений искусств

Для выполнения этого задания учащиеся получают конверты со стихотворениями разной тематики. Звучит музыка (связанная с темой), по окончанию прослушивания дети открывают конверты, читают и выбирают то стихотворение, которое по их мнению созвучно прозвучавшему музыкальному произведению.

==========================

2. На развитие воображения

*Предлагается в танце под музыку выразить какой-либо образ: «бабочка», «кошка», «лошадка», «конфета» и т.д.

=============================

3. На совершенствование знаний о ладе.

*Использование карточек с тёмными и светлыми цветами.

Дети на слух определяют лад и поднимают карточку, соответствующую данному ладу.

Также использование карточек, где изображены разные рисунки,

(Радуга с цветами, дождь за окном, грустный ребёнок , осень,  смайлик радость)  

==================

4. Знаний о динамике

*Мимикой и жестами изобразить динамический характер: форте, меццо форте, пиано;

*Передать в рисунке через явления природы динамические оттенки;

*Использование игровой ситуации: ведущий выходит за дверь, класс прячет игрушку. Ведущий, вернувшись, находит игрушку по звуку (чем громче поёт класс, тем ближе игрушка и наоборот)

===========================

5. Вокальная импровизация:

*Мини-рассказы (учитель читает или нараспев рассказывает сюжет, дети в нужных местах вставляют свои примеры вокальных импровизаций)

Пошли дети в лес, чтобы не потеряться, стали аукаться … (вокальный пример детей). В лесу они услышали пение кукушки и стук дятла. Закапал дождикА потом тучки ушли и запел соловей

6. Ритмико-двигательная импровизация

Учитель рассказывает сюжет, дети в нужных местах вставляют свои примеры ритмико-двигательной импровизации.

Пример:

(Дети собрались на день рождения к другу. Они бегом спустились по лестнице… и пошли по улице пешком… Придя к другу, каждый из детей поздравил его… Потом они танцевали вальс (звучит музыка вальса) … и польку (музыка польки) …

========================

Игра «Музыкальная карусель»

Дети рассаживаются по группам. Учитель объявляет тему, 1 группа вспоминают одну из песен на эту тему, поют 1-2 строчки и передают эстафету другой группе. Время на раздумье- 15 секунд. Если какая-то группа не отвечает, то сходит с карусели. Выигрывает та группа, которая остаётся.

Темы «музыкальной карусели»:

- песни, в которых упоминаются города,

- вода, в любом состоянии,

- родственники (мама, папа и т.д.)

- музыкальные инструменты.

=============================

Игра на развитие памяти «Музыкальный чемодан»

Каждый ученик, начиная с учителя проговаривает фразу:

 «Я беру с собой чемодан и кладу в него…», например, музыкальные инструменты. (Каждый раз, повторяя предыдущий инструмент, кладёт свой)

Учитель: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту

1 у: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту и скрипку

2 у: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту, скрипку и фортепиано

3 у: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту, скрипку, фортепиано и гитару и т. д.

Проговаривая свой инструмент, учащиеся имитируют игру на этом инструмент.

===================================

Задание «Собери словечко (Собери слово и объясни, что оно значит)

Карточка 1

1.

х

ло

хо

ма

2.

ло

к

фо

р

ль

3.

н

ра

фа

са

4.

ба

ре

зь

5.

же

г

ль

6.

ба

ру

ха

7.

ш

ко

ни

ко

к

8.

ши

ка

вы

в

Карточка 2

1.

ба

й

ла

ка

ла

2.

ки

ча

ш

ту

с

3.

са

ан

ль

мб

 

4.

ри

а

ци

и

ва

 

5.

ри

че

ли

ки

е

с

6.

ке

с

ор

тр

 

7.

ля

п

со

е

вы

8.

с

ли

со

т

 

9.

к

ло

фо

ль

р

Карточка 3

1.

до

тру

е

вы

 

2.

ря

вы

до

об

е

 

3.

че

с

ли

ки

ри

е

4.

ро

хо

е

во

д

ны

5.

ро

иг

вы

е

 

 

6.

лы

ко

ны

ль

бе

е

7.

ля

со

е

п

вы

Задание «Сравнение»

Сравнить по рисунку музыкальные инструменты, установив:

а) Общие признаки (музыкальные инструменты, струнные)

б) Различие (балалайка - струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый;

      у каждого инструмента - свой тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к

               корпусу исполнителя во время игры)

Карточки -

1. скрипка - балалайка

2. арфа - гусли

3. труба - рожок

4. ложки – барабан

==========================

Задание «Лишнее слово»    (Карточки)

а) скрипка, флейта, рожок, труба, фортепиано

б) вальс, барыня, гимн, камаринская, полька

в) пианист, трубач, флейтист, композитор, гитарист

г) балалайка, ложки, трещотки, саксофон, баян

д) колыбельные, эстрадные, игровые, трудовые, обрядовые

=================================================

Кроссворд   «Жанры русских народных песен»

Вопросы:

1. Своим спокойным движением, мягкими переливами звуков эти песни словно ласкают,

      убаюкивают.(Колыбельные)

2. Этот жанр русской народной песни процветает в настоящее время, в нём находит

        отражение любое явление современности.(Частушка)

3. В старину эти песни пелись в любой момент, когда возникала потребность излить душу,

      свои чувства.(Лирические)

4. Основным содержанием этого жанра песен является обращение к природе, птицам,

       животным, напев их, обычно, прост.(Игровые)

5. Эти песни сопровождали и отображали тяжелый труд крестьян и рабочих.(Трудовые)

6. Этот жанр русской народной песни связан с плавным движением. (Хороводные)

7. Важные события жизни сопровождались обрядами. Как называются песни, звучащие во

        время обряда.(Обрядовые)

8. Это, как правило, повествовательные песни. В них прославляются защитники Родины, нашли отражение события, связанные с борьбой русского народа за свободу.(Солдатские)

Вариант 1 (традиционный)

Ребята отвечают на вопросы – разгадывают кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

Д

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

Ы

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

П

Е

С

Н

И

====================================================

Нарисовать четыре прямоугольника, озаглавить их «Зима», «Весна», «Осень», «Лето». Закрасить каждый прямоугольник каким-то одним цветом, который больше всего подходит к данному времени года. Или пользоваться не каким-то одним цветом, а сочетаниями разных цветов. Глядя на рисунки, спеть «зимний», «летний», «весенний», «осенний» напевы.  

==========================================

1. Не переставляя букв, найдите восемь слов, относящихся к музыке

Б

А

Р

И

Т

Ф

А

Р

А

О

И

А

Н

И

Н

П

С

Л

О

Н

М

Е

Т

Р

У

Л

Е

Т

О

Б

П

Ь

Е

С

А

           

2. Отгадайте кроссворд, напишите ключевое слово, расположенное под номером 7

2

5

4

6

1

3

7

1. Вокальное произведение

2……………. – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душой

3. С голубого ручейка начинается река,

     Ну а ……………начинается с улыбки!

4………… спасет Мир!

5………..весело шагать по просторам,

И, конечно, припевать лучше хором

6. ………. – это мысль, это движение, это душа музыкального произведения

==============================

3. Найдите десять фамилий русских композиторов

Е

Н

Ш

В

В

Й

Ц

У

Ф

В

Ы

А

К

Е

Ч

П

С

Ь

О

А

П

1Р

А

Х

М

А

Н

И

Н

О

В

О

Р

В

Б

Б

Ю

Р

В

А

В

Р

И

М

С

К

И

Й

К

О

Р

С

А

К

О

В

Ю

В

П

Г

Л

А

З

У

Н

О

В

П

Щ

Н

Ш

Л

П

Р

А

М

Ю

Г

Л

А

Е

Н

Ш

С

М

Т

О

В

К

Л

Я

Д

О

В

Р

А

Ш

И

М

У

С

О

Р

Г

С

К

И

Й

Е

У

Б

Д

У

И

П

А

Н

О

С

Е

Т

И

П

П

А

Л

Д

Ш

Н

Ю

И

М

Ш

О

Л

К

В

А

Р

Б

Б

А

Л

А

К

И

Р

Е

В

Н

Р

У

Д

Ч

А

Й

К

О

В

С

К

И

Й

И

Ж

Д

В

К

Н

М

К

4. Кроссворд «Опера»

2

3

1

7

5

8

4

9

6

10

11

12

По вертикали:

1. театральная профессия, создающая образ актера

2. музыкальный спектакль, в котором герои поют

3. литературный сюжет музыкального спектакля

4.одежда певца в спектакле

5. руководитель оркестра

6. сольный номер музыкального спектакля

По горизонтали:

5. пение двух героев спектакля одновременно

7.разговор в музыкальном спектакле нараспев

8. оформление сцены спектакля

9. музыканты, исполняющие музыку спектакля

10. постановщик спектакля

11. музыкальное вступление, открывающее спектакль

12. многоголосное действующее лицо спектакля  

================================

5. Составьте из полосок прямоугольник так, чтобы в его горизонтальных клетках можно было прочесть слова А.С. Пушкина о музыке

О

Л

М

А

П

О

О

Л

Й

И

К

У

Р

Б

Е

Я

Н

Б

З

С

Е

Л

Ь-

Д

Д

Ю

У

У

А

И

В

О

О

В

Ы

Т

Т,

Ю

М

И

ТЕСТ

Музыкальное произведение, которое исполняет инструмент-солист с сопровождением оркестра -

а) концерт

б) кантата

в) опера

2. Форма музыкального произведения, в которой есть тема и ее изменения -

а) трехчастная

б) вариации

в) рондо

3. Как одним словом назвать «народное творчество» -

а) фольклор

б) наигрыш

в) распев

4. Довольно большое музыкальное произведение, которое исполняет симфонический оркестр -

а) кантата

б) симфония

в) балет

5. Как называется торжественная песня, которая прославляет величие, могущество своей страны; песня, которая является символом государства, так же как и флаг, герб -

а) колыбельная

б) ария

в) гимн

6. Как называется музыкальный иструмент и певческий голос?

а)альт

б)тарелки

в)труба

=================================================  

№5 (ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА И ДР)

Р

С

О

П

Р

А

Н

О

Й

Е

А

Л

Ь

Т

Н

Б

А

Х

Ч

Б

Д

И

С

К

А

Н

Т

И

А

Р

И

Т

О

Н

Т

Н

Т

Я

В

О

К

А

Л

И

З

А

Т

И

В

К

А

Н

О

Н

Р

О

М

А

Н

С

Б

А

С

Речитатив, романс,сопрано,альт,бас,баритон,вокализ,канон,бах,дискант,  

=========================================

Соедини правильно понятия

1

РЕЧИТАТИВ

А

пение без слов

2

БАС

Б

высокий мужской голос

3

МАРШ

В

низкий женский голос

4

АЛЬТ

Г

высокий женский голос

5

КАНОН

Д

жанр народной песни

6

ВОКАЛИЗ

Е

искусство прекрасного пения

7

БЕЛЬКАНТО

Ж

 все голоса поют одну и туже мелодию,но вступая в разное время.

8

СОПРАНО

З

музыка для шествия

9

ЧАСТУШКИ

И

высокий детский голос

10

ТЕНОР

К

низкий мужской голос

11

ДИСКАНТ

Л

слова под музыку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Проблема: каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.Цель проекта: выявить условия развития творческих способностей ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через исследовательскую деятельность.

Данная работа будет интересна творческим учителям. В программе по технологии не хватает уроков, где дети могли бы свободно работать в той технике, которая им уже известна и больше нравится. Предлагаю ...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей обучаемых на уроках и во внеурочной деятельности»

Выступление на заседание ШМО - Орловой Т.Е.  учителя начальных  классов...

Проект по теме: «Развитие творческих способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения направлены на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца. Современная система образования ориент...

« Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры на детских шумовых инструментах на уроках музыки и внеурочной деятельности».

Цель мастер-класса:Повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использованию игровых моментов с применением шумовых инструментов, способствующих развитию чувства ритма у детей,...

Духовно- нравственное воспитание на уроках музыки и внеурочной деятельности

Выступление по теме "Духовно - нравственное воспитание на уроках музыки и внеурочной деятельности" построено на  основе педагогического опыта учителя. В  основе лежит программа по ...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и внеурочной деятельности»

Доклад   на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и внеурочной деятельности»...