Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности через игровую деятельность.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Статья о создании ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности через игровую деятельность.
Продуктивная деятельность — деятельность с целью получения продукта, обладающего определенными заданными качествами.
К продуктивным видам деятельности детские психологи относят конструирование, рисование, лепку, аппликацию и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Причем, если в дошкольном детстве ребенок только получал первоначальные навыки, то в младшем школьном возрасте все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием.
Педагоги так же не остаются в стороне потому что считают, что эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать конечного результата, которые необходимы человеку для успешного познания более точных дисциплин. Поэтому сегодня я предлагаю вспомнить то, о чем нельзя забывать учителям и родителям учащихся начальных классов, готовя детей к созданию проектов, участию в олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах.
Начну с самого простого – изобразительное творчество. Этот вид продуктивной деятельности способствует социально-личностному развитию ребенка, возможности проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.
В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.
Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.
Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. В этой связи, мы закрепляем познания детей о прекрасном выставками и конкурсами. Младшего школьника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей.
Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, что является целью Стандарта.
Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.
В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явлении. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.). Задача педагога – вовремя уловить этот искрометный момент, обратить внимание ребенка на художественное произведение, красоту слова или закономерность. И тем самым разбудить пытливость к самостоятельному познанию. Это и есть шаг к осознанию необходимости получать знания, в том числе самостоятельно.
Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют и на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.
В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией неизбежно развиваются познавательные процессы:
- Уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но следует иметь в виду, что по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.
- В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности и научных объяснений, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования.
Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения учитель и дети решают совместно умственные задачи по установлению связей изображаемого предмета с реальной действительностью, на основе сформировавшихся детских понятий и новой информации, а затем ищут способы реализации этой задачи.
Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится, поэтому у Останкинской телебашни оно такое мощное. Но это еще не основополагающее условие, т. к. опора должна быть определенной высоты и соответствовать общей длине конструкции. К таким выводам (конечно в упрощенной форме) пришли третьеклассники анализируя свои макеты московской телебашни. Т. е. на основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел, а успешность реализации замысла, как оказалось, во многом определяется умением планировать и контролировать его ход.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей и обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.
В процессе занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
В процессе конструирования ребята приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя они знакомятся и получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.
Итак, в процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ученик приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания.
Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности целеустремленности в работе, умении довести ее до конца, аккуратности, умения работать в коллективе, трудолюбия, пытливости.
По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – является показателем высокого уровня его общего развития и готовности к анализу и синтезу наиболее значимых учебных задач.
Вывод. Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию младших школьников, поэтому не стоит пренебрегать учебными часами, отведенными для этих предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-223261-1364459366.jpg)
Создание и организация условий, инициирующих детское творчество через проектную деятельность
В работе рассказывается о работе над творческим долгосрочным проектом, посвященным творчеству С.В. Михалкову...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/17/picture-205756-1361093418.jpg)
" Развитие творческой одаренности младшего школьника через игровую деятельность"
Статья о методах и приемах развития творческой одаренности детей младшего школьного возраста. В материале указаныспециальные упражнения,игры для развитияо даренности....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/18/picture-47590-1500396043.jpg)
«Создание необходимых условий для самореализации личности учащегося через внеурочную деятельность»
«Создание необходимых условий для самореализации личности учащегося через внеурочную деятельность»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/18/picture-47590-1500396043.jpg)
«Создание необходимых условий для самореализации личности учащегося через внеурочную деятельность»
«Создание необходимых условий для самореализации личности учащегося через внеурочную деятельность»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/29/picture-1040844-1527620379.jpg)
Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: “Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроке русского языка”.
Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для вк...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/29/picture-1040844-1527620379.jpg)
Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроке русского языка.
Каждый современный учитель мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали творчески и успешно .Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами:...
Разработка урока с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности: «от игровой к учебной»
Разработка урока с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности: «от игровой к учебной»...