«Организация нетрадиционных форм закрепления материала на уроках русского языка начальной школы, с использованием игровых технологий»
статья на тему

Лисакович Елена Петровна

Предварительный просмотр:

                                           Тема самообразования

«Организация нетрадиционных форм закрепления материала на уроках русского языка начальной школы, с использованием игровых технологий»

                                                                      Лисакович Елена Петровна

                                                     учитель начальных классов

Г.Поронайс

                                                             2016г.

                                                  Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

1. Теоретическое обоснование темы………………………………….………….6

  1. . Теория и история ведущего вопроса обучения русскому языку

       в школе ………………………………………………………………………..6

  1. . Психолого-педагогические основы и подходы к проблеме ее решения...10
  2. . Игра как вид деятельности на уроке русского языка………………...…...12

2. Опытно – экспериментальная проверка гипотезы………….……………….16

2.1. Подготовка к опытно – экспериментальной работе. Проведение

       констатирующего эксперимента…………………..………………………..16

2.2. Описание эмпирической работы и проведение формирующего

       эксперимента………………………………………………………………….18

2.3. Подведение итогов, анализ полученных результатов……………………..19

Заключение………………………………………………………………………….24

Список используемой литературы………………………………………………26

Приложения ……………………………………………………………………….28


Введение

В настоящее время все большее количество учителей применяют в своей работе нетрадиционные уроки. Именно благодаря этой необычайности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности.

Нетрадиционные уроки в начальной школе стали занимать значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Мы считаем, что проведение уроков данной формы является всегда выигрышной, т.к. в них представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.[9;2]

Овладение знаниями в области русского языка у детей в начальных классах происходит очень трудно, особенно в овладении устной речью. Поэтому для каждого урока необходимо ставить достигаемые задачи. Основная задача обучение родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно связаны между собой:

- владение речевой деятельностью в разных ее видах;

- усвоение основных знаний из области фонетики, графики, грамматики, морфемики;

- обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов.

Реализация всех этих задач не так высока в проведении традиционных уроков, как в проведении нетрадиционных, где дети усваивают материал в форме игры. Поэтому необходимы новые учебные пособия, методические пособия по данной проблеме, которые бы учитывали веяние сегодняшнего времени, но при этом сохраняли достаточно общий уровень начального образования, достигнутого школой.

Но на практике мы можем наблюдать следующие противоречия: редко используются нетрадиционные формы закрепления материала на уроках русского языка учителями; несоблюдение методики проведения нетрадиционных форм, способствующих закреплению знаний. Данные противоречия помогли сформулировать проблему исследования: «Каковы особенности применения игровых технологий как формы закрепления изученного материала на уроках русского языка в начальной школе?».

Актуальность, практическая и теоретическая значимость путей разрешения проблемы определили тему: «Организация нетрадиционных форм закрепления материала на уроках русского языка начальной школы, с использованием игровых технологий».

Объект – процесс закрепления изученного материала на уроках русского языка.

Предмет – каковы особенности и условия применения игровых технологий как формы закрепления изученного материала на уроках русского языка в начальной школе.

Гипотеза – если на уроках русского языка в начальной школе  применять игровые технологии как формы закрепления изученного материала, то у учащихся формируется устойчивый интерес к учению, обогащается словарный запас, активизируется внимание детей, прививается интерес к предмету.

Задачи:

1. Изучить особенностеи игровых технологий как одной из форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в научной литературе.

2. Выявить педагогические условия эффективной организации нетрадиционных форм закрепления изученного материла на уроках русского языка в начальной школе.

3. Выявить степень эффективности нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка.

4. Проверить гипотезу опытно-экспериментальным путем.

Методы исследования.

Теоретические методы: анализ литературы, обобщение, описание проектируемых технологий, обобщение передового педагогического опыта.

Эмпирические методы: анкетирование, тестирование, контрольный  срез, метод педагогической ситуации.

Опытно-экспериментально базой исследования стало МБОУ СОШ № 7, 2-3 «Б» классы.

Эксперимент состоял из следующих этапов исследования:        

На первом этапе проводили анализ научных источников, подбирали материал, уточняли основные понятия по теме, проектировали программы исследования и методики эмпирической проверки гипотезы.

Создание базы опытно-экспериментальной работы: проведение констатирующего эксперимента.

На втором этапе выполняли формирующий эксперимент, моделировали и организовывали условия, обеспечивающие эффективное протекание исследуемого процесса, разрабатывали и апробировали методики проведения нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка.

На третьем этапе анализировали систематизацию и обобщали полученные результаты, проводили итоговый эксперимент, формировали основные теоретические вопросы и практические рекомендации по проведению нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка.

Практическая значимость исследования

Проведенное исследование дает возможность выявить типичные затруднения учителей по организации нетрадиционных форм закрепления материала на уроках русского языка, с использованием игровых технологий.

1. Теоретическое обоснование темы

1.1. Теория и история вопроса обучения русскому языку в школе

Русский язык – золотой сплав величайших ценностей истории и культуры. Он необычайно богат по своей лексико-фразеологической структуре, словарному составу, фонетическому и грамматическому строю, многообразию форм, стилей и оттенков как литературной, так и живой разговорной речи.  Обучением русскому языку в русской школе на разных этапах ее развития занимались такие ученые, как: Ф.И. Буслаев (1844г.), Я.К. Грот (1855г.), И.И. Срезневский (1860г.), К.Д. Ушинский (1864г.), А.А. Шахматов (1903г.), А.И. Томсон (1906г.), Н.М. Соколов (1917г.), Г.Г. Тумин (1917г.), П.О. Афанасьев (1947г.), С.Г. Шаповаленко (1953г.), а также методисты: А.В. Текучев, Л.В. Щерба, Д.Н. Ушаков.

Ф.И Буслаев в своей работе «О преподавании отечественного языка» еще в 1844г. писал: «Если в изучении языка интерес детей упражняется и живее, и естественнее, и легче, то для чего же занимать его веселыми играми и упражнениями? Но ведь нельзя, же девятилетнему ребенку прямо растолковать, что такое имя, что такое глагол, когда он не имеет понятия, ни о предмете, ни о деятельности. Все дело вертится в вопросе: что делать с детьми, прежде, нежели начнут они грамматику? Как их приготовить?» Еще тогда Ф.И. Буслаеву пришла идея проведения уроков нетрадиционной формы. Он считал, что забивать голову учеников первых четырех классов теоретическими вопросами, правилами, логическими отвлеченностями не только бесполезно, но и чрезвычайно вредно. Не в том сила, чтобы дети ЗНАЛИ, а в том, чтобы УМЕЛИ!

В своей работе «Об элементарном преподавании русского языка» (1855) Я.К. Грот считал «самое первоначальное обучение должно быть чисто практическое: ребенку надо, прежде всего, приобрести навык в чтении и письме. Преподавание родного языка составляет, без сомнения, одну из самых трудных задач педагогики».

К.Д. Ушинский в своей работе «О первоначальном преподавании русского языка» говорил «Учение детей отечественному языку имеет три цели: во-первых, развить в детях ту способность, которую называют даром слова. Во-вторых, в преподавании русского языка ведущая цель - усвоение форм языка, выработанных народом».

Третья цель, которая достигается при первоначальном преподавании отечественного языка, есть усвоение грамматики.

В учении А.А. Шахматова «К вопросу о преподавании русского языка в учебных заведениях» (1903г.) считается «…Ученики приобретают знание языка вне школы, которая, со своей стороны, стремится как будто только к тому, чтобы подчинить эти знания целому ряду формальных требований. Таким образом, оказывается, что знания ученика расширяются на всех уроках, кроме уроков русского, где знания детей порой суживаются и обесцвечиваются. В чем же дело? Очевидно, уроки русского языка для того, чтобы привлекать к себе внимание ученика, должны быть построены на том же материале, что и обычный урок, но его проведение должно быть необычным для детей, интересным, развивая у них азарт, внимание и любовь к уроку».

Ученый П.О. Афанасьев в своей работе «Методика русского языка в начальной школе» (1947г.) считал «… ближайшая задача преподавания русского языка в начальной школе – подготовить грамотных детей, владеющих основами науки о языке, умеющих совершенствовать навыки собственной речи. Но эта задача не является единственной».

Перед преподавателем стоит и другая, не менее важная задача – поднять общий культурный уровень учеников посредством преподаваемого им предмета.

И.И. Срезневский в его великом труде «Об изучении родного языка в детском возрасте», вышедшем в 1860г., был склонен считать, что путешествия, игры, сказки, соревнования – вот чем должен занимать учитель своих учеников во время урока. Урок не должен морить систематически силы детей, а укреплять и развивать интерес к учебе, знаниям.

А.И. Томсон, работая над проблемой языковедения и посвятив ей свой труд «Общее языковедение» (1906г.), считал, что методика преподавания языка находится еще в периоде грубого эмпиризма… Но, тем не менее, в настоящее время начинают появляться разные приемы преподавания языка. Приемов и методов обучения языку выработано много. Они разнообразны и прививают детям интерес. Каждый прием надо анализировать и изучать, чтобы выяснить, какие из составных функций, называемых в совокупности языком, и в какой мере прививает учащимся каждый из приемов. Только после этого можно делать выбор из существующих приемов, комбинировать их, вносить коррективы.

Известные ученые Н.М. Соколов и Г.Г. Тумин в своем труде «На уроках родного языка», вышедшем в 1917г., утверждали, что методика русского языка не дает и не может дать раз и навсегда установленных «классических» приемов, выполнять которые обязаны все преподаватели русского языка: преподавание есть творчество, в котором огромную роль играют изобретательность и талант учителя, которые подсказывают ему и момент, когда надо употребить тот или иной прием преподавания, и иногда сами приемы, которые он впервые применяет.

Другой известный ученый С.У. Шаповаленко «О преодолении отставания методики как науки» (1953г.) методика преподавания русского языка была взята под большое сомнение. Все чаще и чаще раздавались голоса, что методика не нужна, что она вредный пережиток прошлого. Закономерности методики составляли решающие связи между учебным предметом и преподаванием, с одной стороны, и с усвоением учебного материала – с другой. Свои основные усилия методика направляла на то, чтобы открыть, при каких условиях учащиеся успешно усваивают учебный предмет, какие изменения внести, если метод непосильный и плохо усваивается.

А.В. Текучев в своей работе «Методика русского языка как наука», вышедшей в 1978г., считал, что в методике русского языка не только описываются методы и приемы обучения, но и указывается место и время, роль и результаты применения в школьной практике каждого из них, характер применения их в разных классах, в разных сочетаниях и к разному учебному материалу. Помимо апробированных на практике принципов и методов, следует считать и принцип развивающего обучения, обучения при ускоренных темпах подачи нового материала.

В настоящее время уроки русского языка строятся так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочетались с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для общественно активной, критически и конструктивно мыслящей личности. Но, тем не менее, ни в одной методической литературе не говорится об интересах к урокам русского языка, а также о нестандартных формах их проведения.

Рассматривая современную методику М.Р. Львова «Методика обучения русскому языку в начальных классах», мы заметили, что в этом методическом пособии не говорится о нетрадиционных уроках, с использованием игровых технологий как одной из форм закрепления изученного материала на уроках русского языка, и тем более типы таких уроков не выделяются в отдельный вопрос. Хотя в последнее время нетрадиционные формы закрепления изученного материала приобретают все большее значение, и многие учителя стремятся использовать их на своих уроках.

Рассматривая методику Кустаревой, мы заметили, что в ней лишь кратко говорится о нетрадиционных формах, о том, какие существуют нетрадиционные формы, но в отдельный вопрос, где бы раскрывалась сущность уроков нетрадиционной формы, их не выделяют.

Анализируя статьи журналов, «Начальная школа» №3/2003 г., №6/2001 г., №1/1999 г.,№5/2006 г., №2/2005 г, №6/2008 г., а также «Обруч» №2/2002 г. мы увидели, что в них содержатся очень интересные статьи. Например статья, «Учим русскому языку по-новому!» (автор А.А. Бондаренко), статья «Как сказка помогает усвоению частей слова» (автор М.Р. Безносикова), а также статьи таких авторов, как И.В. Гурковой, А.А. Лоншаковой, С.В. Савиновой и др. Эти статьи богаты методическими рекомендациями, которые позволяет обширно узнать о нетрадиционных формах, с использованием игровых технологий как одной из форм закрепления изученного материала на уроках русского языка, а также о методике их проведения, приведены конкретные примеры методических разработок таких уроков.

Таким образом, нестандартные уроки – одно из важнейших средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

1.2. Психолого-педагогические основы и подходы к проблеме и ее решению

Поступление в школу вносит важные изменения в жизнь ребенка. Резко изменяется весь уклад жизни. Основной ведущей деятельностью отныне становится учение, важнейшей обязанностью является обязанность учиться, приобретать знания. Учение – это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется.

Ребенок, поступающий в школу, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Традиционная система образования не способна обеспечить соответствующий уровень развития для детей, обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности, поэтому в последнее время современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимально комфортные условия, являются нестандартные уроки, с использованием игровых технологий.

По мнению авторов методики (Андрющенко Л.Л., Карабекова Н.В., 1995) нестандартные уроки – организация своеобразной комплементарной деятельности. По форме эта деятельность является игровой, знакомой и привлекательной для ребенка, а по направленности носит учебный характер.

Методистоы (А.А. Бодалева, В.В. Столина), ученые-психологи (Н.Г. Гайдер, Ю.В. Франк) считают, что проведение уроков в нетрадиционной форме благополучно воздействуют на детей, на их психику, на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.

1.3. Игра как вид деятельности на уроке русского языка

В настоящее время существует несколько интересных пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроке русского языка. Мы обратились к классификации дидактических игр (Баев П.М., 1989 г.)  по русскому языку, основанной на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики; при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект.

1. Фонетические игры

1.1. Фонетические игры: фонемное различение слов; различение глухих и звонких согласных; оглушение и озвончение; различение твердых и мягких согласных; звук [j]; слоговой состав слов; омофония, омография, определение ударного слога; особенности русского ударения.

1.2. Коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса; на расширение звуковысотного диапазона; на выбор адекватной громкости; на развитие силы, «полетности» голоса; на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм.

2.Лексико-фразеологические игры

2.1. Лексико-фразеологические игры: на значение слов (кроссворды, сканворды, чайнворды); системные отношения в лексике («пропорции», «третий лишний», «ассоциации», лото, домино, игры с мячом, с юлой).

2.2. Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса («соберите поговорки»; «кто догадливее?»; «кто наблюдательнее?» и др.).

3.Игры по морфемике и словообразованию

Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («от одного корня», «корень и дерево», «неологизмы», «слова по схеме»).

Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис.

Существуют и другие классификации игр. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учащимися дидактическую цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.

В книге Л.В. Петрановской «Игры на уроке русского языка» выделяются игры учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые и творческие.

По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой среде – с предметами и без предметов, настольные, комнатные и уличные, компьютерные и телевизионные и, наконец, технические, со средствами передвижения. Из игр с предметами на уроке русского языка наиболее эффективно применять игры с мячом и с юлой. Однако надо помнить, что для проведения игры с мячом требуется более открытое пространство, чем школьный класс с партами в три ряда.

Игры на уроке можно организовать в пространстве двумя способами.

1-й способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, проводить игры настольные, комнатные с раздаточным материалом на каждого или на парту: лото, кроссворды (сканворды, чайнворды), шарады, загадки и пр.

2-й способ. Мебель в классе сдвигается по количеству команд или по принципу «игровое поле» – «жюри» – «зрители». Для проведения компьютерных игр учащиеся приглашаются в компьютерный класс.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

1-й этап. Проверка домашнего задания.

Обычно этот момент урока наиболее традиционен: устная и письменная фронтальная проверка, двое-трое трудятся над индивидуальными заданиями, кто-то не поднимает от парты взгляда, чтобы учитель не спросил. Для преодоления унылой традиции на этом этапе можно ввести элемент игры. Однако необходимо помнить, что игра способствует раскрепощению ребенка, повышает эмоциональную возбудимость. Поэтому пользоваться игровыми приемами в самом начале урока следует осторожно. В противном случае «разыгравшиеся» дети потом так и не войдут в нужное русло урока. Поэтому игры должны носить тренинговый или контролирующий характер.

Наиболее эффективными будут игры по фонетике, развивающие речевой аппарат у детей и выявляющие степень усвоения лингвистического материала. «Фонетическую разминку» предлагаем ввести наряду с орфографической в привычку. Так при изучении темы «Звонкие и глухие согласные» можно проводить игры «эхо», «найди пару». Все они основаны на делении согласных на парные и непарные звонкие и глухие. Игры проводятся до тех пор, пока все ученики в классе не усвоят классификацию звуков по звонкости/глухости. Приложение 1.

Типы уроков-игр

На уроке русского языка могут быть проведены:

Сюжетные (или ролевые) игры представляют собой ряд проблемных задач, основная цель которых – прийти к согласию, наладить взаимодействие с партнерами. В таких играх обязательно формируются социально-ролевые отношения участников.

К играм-соревнованиям относятся эстафеты, игры на командное или индивидуальное первенство. В таких играх главной движущей силой является «спортивный» интерес, а дидактическая цель достигается подспудно.

Интеллектуальные игры являются основной составляющей при работе со старшеклассниками в курсе риторики.

 Алгоритм построения уроков по игровой технологии

Прежде всего, надо приучить детей к дисциплине игры, для этого игровую деятельность нужно вводить в каждый урок. Во-вторых, надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от игры. И только когда вы убедитесь в том, что дети беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливо поставленные им командой оценки, можно приступать к подготовке игры. Предлагается алгоритм построения уроков по игровой технологии (Семяшкина Н.И., 1997 г.,№2).

В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента – этапа урока.

1. Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Далее дается обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию игры.

3. Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.

4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания – либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем.

Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую.

В начальной школе можно использовать следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр (КВН, конкурсы, викторины), уроки-путешествия, уроки-фантазии, уроки-сказки, уроки-сюрпризы, уроки-отчеты.

Урок русского языка не является любимым у детей, как в начальных классах, так и в среднем звене. А успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Об этом знают все: и учителя, и родители, да и сами ученики. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, удается не всегда. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков.


2. Опытно-экспериментальная проверка гипотезы

2.1. Подготовка к опытно-экспериментальной работе. Проведение констатирующего эксперимента

Исследовательская работа проводилась во 2 «Б», 3 «Б»  классах МБОУ СОШ № 7 в течение 2009-2011 гг. В классе  17 человек (11 девочек и  6 мальчиков).

Гипотеза нашего исследования – если на уроках русского языка в начальной школе применять игровые технологии как формы закрепления изученного материала, то у учащихся формируется устойчивый интерес к учению, обогащается словарный запас, активизируется внимание детей, прививается интерес к предмету.

Задачами исследования были:

1. Выявить педагогические условия эффективной организации нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка.

2. Изучить состояние особенностей игровых технологий как одной из форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в научной литературе.

3. Выявить степень эффективности нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка.

4. Проверить гипотезу опытно-экспериментальным путем.

В ходе работы использовались следующие методы: анкетирование, тестирование, диагностирующие проверочные работы.

Программа исследования:

1. Выяснение с помощью тестирования эффективности проведения нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка с использованием игровых технологий.

2. Применить методические разработки уроков, проводимых в нетрадиционной форме закрепления знаний на уроках русского языка с использованием игровых технологий.

3. Выяснение с помощью анкетирования места и роли нетрадиционных форм закрепления изученного материла с использованием игровых технологий, в системе обучения младших школьников русскому языку.

Уроки русского языка проводятся по учебнику Рамзаевой Т.Г. 2 класс (программа 1 – 4).

С целью выявления уровня подготовки детей был проведен констатирующий эксперимент.

1) Проведено анкетирование детей

Примерные вопросы, которые предлагались для анкетирования:

1. Нравятся ли вам уроки русского языка?

2. Входит ли урок русского языка в число любимых предметов?

3. Сколько уроков русского языка вам запомнилось?

4. Чем вам понравились эти уроки?

5. Хотели бы вы, чтобы уроки проходили в форме игры?

Получены следующие результаты:

В анкетировании принимало участие 17 учащихся 2 «Б» класса. Результаты следующие: 7 учащимся (42 %) нравятся уроки, 10 учащимся (58 %) не нравятся уроки.

2) Также были использованы:

- тестирование - задания, включающие обобщающие вопросы по изученным темам;

- работа с деформированным текстом «Воробей»;

- подготовительный диктант «Пингвины». Приложение 2.

При тестировании ошибки сделали 6 учащихся (35 %), не допустили – 11 (65 %). Это говорит о том, что не все дети овладели знаниями в области русского языка, у них не сформировался интерес к учению.

В работе с деформированным текстом, где нужно было подобрать подходящие по смыслу слова из слов для справок, так, чтобы получился связный текст ("Воробей") были получены следующие результаты: ошибки сделали 9 учащихся (53 %), не допустили ошибок 8 учащихся (47 %). Мы видим, что в целом некоторые дети заинтересовались предлагаемыми им заданиями.

При проведении диктанта были получены следующие результаты: 2 человека получили «5» (12 %), 2 человека – «4» (12 %), 7 человек – «3» (42 %),  6 человек получили "2" (34 %), т.е. не справились с заданием.

Таким образом, большинство учащихся слабо справились с заданием либо вообще не справились.

Для улучшения результатов работы было решено провести  формирующий эксперимент.

2.2. Проведение формирующего эксперимента

Во время формирующего эксперимента мы обратились к системе заданий, которые были изложены в журналах "Начальная школа" №3/2003 г., №6_2001 г., №1/1999 г., №5/2006 г., №2/2005 г., №6/2008 г., к статьям "Тестирование по русскому языку" (авторы Л.Д. Вантеева, А.Н. Смирнова, Е.В. Машкова), "Примерные проверочные работы по русскому языку 2007-2008 года", а также к материалам методических разроботок С.В. Савиновой.

На этом этапе исследования детям было предложено задание в виде перфокарт. Аналогично предыдущему заданию, деформированный текст ″Воробей″, учащимся необходимо было сделать верный выбор слов, подходящих по смыслу для каждого предложения, так чтобы в целом получился связный текст. Но для этой работы уже детям не предлагались слова для справок. Приложение 3.

На этом этапе был проведен урок-игра "В мире слов", на котором предлагались задания, приведенные в Приложении 4.

Во время практики мы проводили несколько уроков нетрадиционной формы закрепления изученного материала на уроках русского языка. Хотелось бы привести эти уроки в качестве методических разработок для учителей. Приложение 5.

Во внеурочное время было проведено внеклассное занятие ″Конкурс грамотеев″, цель которого предусматривала воспитание интереса к русскому языку, повышение знаний детей в области русского языка. Приложение 6.

А также проведено мероприятие «Час занимательного русского языка», цель которого развитие интереса к изучению русского языка, его фонетики и орфографии, обогащение словарного запаса учеников, развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности, укрепление и сплочение детского коллектива. Приложение 7.

Разрабатывая во время практики уроки нетрадиционной формы, мы заметили, что у детей активизировалось внимание, вырос интерес к предмету.

2.3. Подведение итогов, анализ полученных результатов

Предложив детям повторное анкетирование и тестирование, мы получили следующие результаты.

1) В анкетировании принимало участие 17 учащихся 2 «Б» класса. Результаты следующие: 12 учащимся (71 %) нравятся уроки, 5 учащимся (29 %) не нравятся уроки.

Диаграмма 1. Динамика результатов анкетирования в % соотношении

        2) При  тестировании ошибки сделали 4 учащихся (23 %), не допустили – 13 (77 %) учащихся.

        Диаграмма 2. Динамика результатов выполнения 1 задания тестирования в % соотношении

Выполнение задания, аналогичного предыдущему («Воробей»), без использования детьми слов из предлагающихся, а применяя свой собственный активный запас, показало следующие результаты: ошибки допустили 7 учащихся (42 %), правильно справились с заданием 10 учащихся (58 %). Мы заметили, что большая часть детей справилась с заданием.

Диаграмма 3. Динамика результатов работы с деформированным текстом в % соотношении

По результатам контрольного диктанта  2 человека получили «5» (12 %), 4 человека – «4» (23 %), 7 человек – «3» (42 %),  4 человек получили "2" (23 %), т.е. не справились с заданием.

Диаграмма 4. Динамика результатов выполнения контрольного диктанта в % соотношении

Сравнив эти результаты, можно сказать, что орфографических ошибок стало меньше.

Систематическая работа в этом направлении благотворно сказалась на формировании у учащихся устойчивого интереса к учению, обогащению словарного запаса, повышению орфографической зоркости. Проведение внеклассного занятия по русскому языку помогло заинтересовать младших школьников, повысить их успеваемость по русскому языку.

Но на этом этапе работа не закончилась. Я продолжила использование нетрадиционных форм закрепления материала на уроках русского языка, с использованием игровых технологий в 3 «Б» классе (2010-2011 учебный год). Это позволило мне добиться стабильной динамики развития учащихся.

1) Результаты анкетирования: 15 учащимся (88 %) нравятся уроки, 2 учащимся (12 %) не нравятся уроки.

Диаграмма 5. Динамика результатов анкетирования в % соотношении

        2) В  тестировании ошибки сделали 2 учащихся (12 %), не допустили – 15 (88 %) учащихся.

Диаграмма 6. Динамика результатов выполнения 1 задания тестирования в % соотношении

Выполнение задания с деформированным текстом показало следующие результаты: ошибки допустили 3 учащихся (17 %), правильно справились с заданием 14 учащихся (83 %).

Диаграмма 7. Динамика результатов работы с деформированным текстом в % соотношении

По результатам контрольного диктанта  2 человека получили «5» (12 %), 4 человека – «4» (23 %), 9 человек – «3» (53 %),  2 человек получили "2" (12 %), т.е. не справились с заданием.

Диаграмма 8. Динамика результатов выполнения контрольного диктанта в % соотношении

На данном этапе ребята обучаются в 4 «Б» классе. Мною продолжается работа по данной теме. Это дает возможность сделать положительный прогноз в более высоком развитии учащихся.

Проведенная исследовательская работа помогла выявить уровень сформированности орфографической зоркости, обогащение словарного запаса, проверить эффективность разработанной системы, проанализировать план работы учителя начальной школы с целью выявления недостатков и успехов по развитию орфографической зоркости и на основе этого предложить методические разработки нетрадиционных уроков.

Был выявлен средний уровень сформированности орфографической зоркости второклассников из-за недостатков системы, по которой велось обучение. Но этот показатель удалось повысить с помощью системы нетрадиционных форм, используемых на уроках русского языка.

Были предложены методические разработки не традиционных уроков, способствующих повышению орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.


Заключение

Любовь к русскому языку не воспитаешь лозунгами типа «Надо беречь и любить!» Положительное отношение к русскому языку – это положительное отношение к нему, прежде всего в начальной школе. Это значит, что детям должны нравиться и уроки русского языка и формы их проведения.

В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различными. Мы считаем, что для начальных классов наиболее популярными и доступными являются: уроки-сказки. В них включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнять разнообразные задания. Сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, радоваться. Выражать свои чувства, огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков героев.

Поработав с детьми младшего школьного возраста, мы поняли, что серьезный о большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной, доступной для детей форме.

На таких уроках ненавязчиво обогащался словарный запас, развивалась речь, активизировалось внимание детей, расширялся кругозор, прививался интерес к предмету, развивалась творческая фантазия, воспитывались нравственные качества. И главное – огромный эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по русскому языку. А звонок, который сообщает об окончании урока, больше раздражает, чем радует.

В ходе эксперимента были решены следующие задачи:

1. Изучено состояние особенностей игровых технологий как одной из форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в научной литературе.

2. Выявлены педагогические условия эффективной организации нетрадиционных форм закрепления изученного материла на уроках русского языка.

3. Выявлена степень эффективности нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка.

4. Проверена гипотеза опытно-экспериментальным путем.

Полученные результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что систематическая работа в этом направлении благотворно сказалась на формировании у учащихся устойчивого интереса к учению, обогащению словарного запаса, активизации внимания детей, повышению орфографической зоркости. Проведение внеклассного мероприятия помогло заинтересовать младших школьников, повысить их успеваемость по русскому языку.

На основе данного исследования сформировались общие практические рекомендации по проведению нетрадиционных форм закрепления:

- использовать на уроках как можно больше занимательного материала, наглядности;

- использовать данную форму на этапах закрепления и обобщения изученного материала;

- использовать данную форму как подготовку к введению новой темы.


Список используемой литературы

  1. Н.В. Бабкина /Использование развивающих игр и упражнений в ученом процессе/ Начальная школа. - М., 1998. - №4
  2. П.М. Баев /Играем на уроках русского языка, М., 1989
  3. Н.Т. Баранов / Методика преподавания русского языка. М.; Просвещение, 1990
  4. В.К. Бахир Развивающее обучение/ Начальная школа. - М., 1997. - №5
  5. В.К. Бахир, А.П. Макаровская, В.М. Степанов. Эксперимент в начальных классах/ Начальная школа. - М., 1997. - №5
  6. М. Р. Безносикова. Нетрадиционные приемы закрепления изученного материала на уроках русского языка // Начальная школа №9 – 2002
  7. А. А. Бондаренко. Учим русскому языка по-новому! // Начальная школа №11 – 2002
  8. И. Г. Бромберг. Игровые программы // Начальная школа №9 – 1991
  9. Ф.И. Буслаев "О преподавании отечественного языка", 18434
  10. О.В. Губанова, Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках/ Начальная школа. - М., 1997. - №6
  11. Я.К. Грот "Об элементарном преподавании русского языка", 1855
  12. Н.Б. Истомина Развивающее обучение/ Начальная школа. М., 1996. - №12
  13. М. А. Козлова. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. М.; Издательство "Первое сентября" 2000
  14. Е. И. Коновалова / Нестандартные уроки. М.; Дрофа, 2002
  15. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина / Нетрадиционные уроки в начальной школе, 2002
  16. Г.М. Куджаспирова, А.Ю. Куджаспиров / Педагогический словарь. М.;"Академия" 2001
  17. А. А. Ланшакова. Как сказка помогает усвоению частей слова // Начальная школа «11 – 2000
  18. М. Р. Львов / методика обучения русскому языку в начальных классах. М.; "Просвещение", 1987.
  19. Л.И. Наймушина Кроссворды на уроках русского языка/ Начальная школа. - М., 1997. - №6
  20. В. М. Полонский. Научно-педагогическая информация / Словарь-справочник. М.; Новая школа 1995.
  21. С. В. Савинова / Нестандартные уроки в начальной школе, 2000
  22. Н.И. Семяшкина Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте/ Начальная школа. - М., 1997. - №2
  23. А. В. Текучев / Хрестоматия по методике русского языка. 1982
  24. Е. В Ткаченко / Опорные конспекты 2002
  25. Н. Б. Троицкая / Нестандартные уроки и творческие занятия. М.; Астрель 2004
  26. Т. А. Форкина. Орфограммы в загадках // начальная школа №5 – 1999
  27. Ф.Ф. Фортунатов "О преподавании грамматики русского языка в школе", 1903
  28. О. С. Цеплакова. Перфокарты на уроках русского языка // Начальная школа №5 – 1999
  29. А.А. Шахматова "К вопросу о преподавании русского языка в учебныз заведениях", 1903
  30. В.И. Яковенко Использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка/ Начальная школа. - М., 1997. - №3
  31. Программы общеобразовательных учреждений начальные классы (1-4) М.; "Просвещение" 2000
  32. Русский язык в школе, - М., 1993. - №3
  33. Русский язык в школе. – М., 2005. - №17
  34. Русский язык в школе. – М., 2005. - №24

Приложение 1

Игра «Эхо».

Цель игры: усвоение классификации согласных.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это – ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.

Если вы приучили своих учеников к систематической работе над орфографией, на этапе проверки домашнего задания можно проводить орфографические игры.

Игра «Откуда слово к нам пришло?»

Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.

Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков. Сравнить их произношение и правописание, например: французские кабина, кабинет, комод; немецкие калоша (галоша), что значит «деревянный башмак», камзол (от латинского – рубаха) и т. д.

Побеждают те, кто нашел больше слов и правильно их написал.

Игра «Найдите слог с нужной гласной».

Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.

Ход игры. Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндарины – мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5–10 слов). Задание: кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.

2-й этап. Объяснение нового материала.

На этом этапе проводятся обучающие игры. В 1-4-х классах при введении сложного и неинтересного для школьников этого возраста материала используется элемент занимательности. Существуют даже учебники и рабочие тетради, в которых занимательность становится ведущим принципом изложения.

3 - 4-й этапы. Закрепление, повторение, обобщение.

При закреплении и повторении материала, когда исчезает элемент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие интерес. Например, закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском языке» можно использовать словообразовательную игру «Чье гнездо больше?».

Игра «Чье гнездо больше?»

Цель: развитие навыка словообразования.

Класс разбивается на команды, в каждой выбирается капитан. Учитель засекает время по секундомеру. Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача команды – за определенное время составить гнездо однокоренных слов, определяя при этом способ словообразования. О результатах работы докладывает капитан. Побеждает та команда, которая уложилась в срок и дала максимальный список слов.

Приложение 2

Задания, включающие обобщающие вопросы

по изученным темам.

1. Какая схема соответствует слову свистишь?

¬ ∩ ^ □ , ¬ ∩ □ , ∩ □ , ∩ ^ □

2. Подбери проверочные слова к слову молчаливый - (молчать, молча, примолк).

3. Укажи буквы, которые надо написать:

м…л…ко, в…рона, за…ц, к…ртина

4. Выбери слово с разделительным твердым знаком:

гост…я, в…юга, с…емка, раз…ярен

5. Укажи род имен существительных:

 белка – ……, дождь - ……., озеро - ……, платье - ……., улица - …….

Работа с деформированным текстом «Воробей».

″Воробей″

Стоял морозный зимний день. Я выглянул в окно и увидел на ветке дерева нахохлившегося ___________ . ___________ был маленький, голодный и совсем замерзший. __________ сжался в комочек, распушил перышки и пытался согреться. Мне стало жалко __________ . Я открыл окно и впустил __________ в дом. Сначала ___________ меня боялся. А затем освоился. Перед приходом родителей я выпустил своего ___________ на улицу. С тех пор мой ___________ , как я его прозвал, прилетает в гости каждый день.

Слова для справок: воробей, он, воробышек, птенчик, воробьишко,Чирик, новый друг, малыш.

Следующим заданием был подготовительный диктант «Пингвины», цель которого – выявить уровень орфографической грамотности.

″Пингвины″

Завыл ветер. Все замело снегом. Всюду стояли снежные бугорки. Я копнул один бугорок ногой. Вдруг бугорок зашевелился и из него выбежал пингвин. Он резко крикнул. В пургу пингвины ложились на камни. Их заносил снег. Они тихо лежали в снежных домиках и клювом протыкали окошки.

Количество слов: 44 слова.

Приложение 3

″Домашнее задание″

Уроки я дома __________ добросовестно. Сначала __________ письменные задания. На черновике ___________ задачи по математике и упражнения по русскому языку. Затем внимательно ____________ сделанное и только после этого ____________ в тетрадь. Потом я ___________ к выполнению устных заданий. _____________ рассказ в учебнике ″Живое слово″ или _____________ наизусть стихотворение, ____________ на вопросы и, если это нужно, _____________ прочитанное.

Был также проведен диктант, который помог выявить степень эффективности нетрадиционных форм закрепления знаний, с использованием игровых технологий на уроках русского языка. Диктант был проведен в форме инсценировки, с использованием сказочных героев.

″Старые знакомые″

Слоненок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песни. Удав, слоненок, попугай слушали и смеялись. Слоненок задавал всем умные вопросы. Иногда слоненок и мартышка брали удава и крутили его как скакалку. Попугай прыгал через него. Всем было очень весело.

Количество слов: 48 слов.

Приложение 4

Урок-игра «В мире слов»

  1. Станция «В компании со словарем» (на станции команда получает орфографический словарь, за определенное время надо правильно вставить пропущенные буквы).

К…рандаш, кил…метр, д…г…вор, алф…вит, б…бл…отека, л…пата,, предл…жжение, гор…да, з…п…ведник, б…льшой, вел…чина, к…рова, заг…ловок, скворе……ик, тр…мвай, м…г…зин.

  1. Станция «Крылатые слова» (на станции команда должна составить крылатые выражения, используя части выражений из первой и второй колонок).

1. Делу время

3) лучше ста слов

2. Волков бояться

5) что дерево без корней

3. Добрый пример

1) потехе час

4.Добрые дела

7) а лень только берет

5. Человек без друзей

4) человека красят

6. Человеку по работе

6) воздается честь

7. Труд всегда дает

2) в лес не ходить

  1. Станция «Чей хвост длиннее» (на станции команда получает слово из трех букв, заменяя одну букву в каждом последующем слове, выстраивает цепочку; например, бок-ком-мак и т.д.)
  2. Станция «Ступеньки» (на станции команда делится на три группы, каждая группа вписывает в кружки слова на заданную букву, состоящие из трех, четырех и т.д. букв)

Приложение 5

Конспект урока нетрадиционной формы

закрепления изученного материала на уроках русского языка

Тема: "Обобщение знаний о Ъ и Ь знаках".

Цели: - закрепить полученные знания о Ъ и Ь знаках;

- развивать орфографическую зоркость;

- Прививать интерес к предмету;

- повысить эмоциональное состояние детей.

Ход урока:

У нас необычный сегодня урок, выяснить надо, кто в классе знаток. Ученики соседнего класса, которые учатся тоже во 2 классе, предложили провести урок, который у них прошел, и ради эксперимента узнать, кто лучше усвоил тему. А вот какую? Вот девиз, который они предложили.

Друзья, ученье нас объединяет!

Кто же тему отгадает?

Ребята, что вы знаете про Ъ знак?

Что вы знаете про Ь знак?

Посмотрите, что-то случилось со словами. Какие знаки пропущены? Мальчики должны вписать в слова Ъ знак, а девочки Ь знак.

Об…единение В…юн Под…езд

Обез…яна В…езд Под…ем

Об…явление В…ет Пол…ет

Об…яснение В…юга Под…ехал

Об…ехать Вороб…и Полын…я

Сегодня мы отправимся по карте в путешествие вместе с нашими героями.

- Не чересчур ли ты добряк? – так знаку мягкому промолвил твердый знак.

- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! – знак мягкий твердому на это отвечал.

- Ты тверд и груб как суковатый дуб. Давным-давно пора. Как букву ять, тебя из азбуки изъять!

- Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, - услышав этот спор, сказала буква А.

- Вы оба хороши, достойны оба чести, когда стоите в нужном месте.

Остановка "Угадай"

Написать под диктовку слова с разделительными Ъ и Ь знаками.

Сделать Объявить Отдать

Съесть Подплыть Объехать

Съехать Отъехать Разбудить

Остановка "Смекалка"

Написать на память за 3 минуты как можно больше слов с Ъ и Ь знаками. Пишут все ученики одного ряда, а потом выявляем, кто написал больше слов.

Остановка "Скороговорка"

Найти слова с разделительным Ь знаком.

В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа четыре черненьких, чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

Один ученик стихотворение списал и допустил ошибки. Исправьте их и подчеркните Ъ и Ъ знаки.

Грустит обезьяна за прутьями клетки.

Пустите ее покачаться на ветке.

Волк ужасно разъярен;

Сесть ежа не может он.

Ёж, хотя он и съедобен,

Для седеня неудобен:

Сежась, выставил иголки –

Объегорил злого волка.

Ребята, вы выполнили всё задания, предложенные классом. Мне кажется, что каждый достоин звание «Знаток темы». Напомните, какой? А что они разделяют? А есть у них что-нибудь общее?

Замечательно. Всем ребятам надо знать, где Ъ знак, а где Ь знак писать.


Приложение 6

Внеклассное занятие "Конкурс грамотеев"

  1. Сколько букв в русском алфавите?

а) 33                в) 30

б) 34                 г) 32

2. Какого падежа нет?

а) родительного                 в) творительного

б) звательного                 г) винительного

3. Какая из этих букв состоит из одного звука?

а) е                         в) ё

б) ю                г) у

4. Сколько в году месяцев, оканчивающихся на Ь знак?

а) 9                         в) 8

б) 3                         г) 7

5. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?

а) приставка                 в) подставка

б) выставка                 г) заставка

6. Какое из этих слов – название главного члена предложения?

а) корень                         в) основа

б) подлежащее                  г) прилагательное

7. Разделительный Ь знак пишется:

а) между двумя согласными         в) между согласной и гласной

б) в начале слова                         г) в конце слова

8. Сколько гласных звуков в русском языке?

а) 10                 в) 8

б) 6                         г) 5

9. Какое из этих слов – название части речи?

а) суффикс                 в) глагол

б) сказуемое                 г) окончание

10. Назовите седьмую букву с конца алфавита.

а) ш                 в) ь

б) щ                г) ъ

11. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?

а) ?                        в) .

б) !                         г) ;

12. Расположите слова по количеству букв О начиная с наибольшего.

а) горох                         в) кот

б) водоворот                г) сковорода

Итог: Что понравилось? Кто пополнил свои знания?

(Учащиеся награждаются медалями "Самый умный" или "Знаток русского языка")


Приложение 7

План мероприятия «Час занимательного русского языка»

Цель: развитие интереса к изучению русского языка, его фонетики и орфографии, обогащение словарного запаса учеников, развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности, укрепление и сплочение детского коллектива.

Ведущий: Ребята, прежде чем мы с вами начнем нам нужно разделиться на две команды и дать им названия.

На двух плакатах написаны буквы, из которых надо составить название своей команде.

ОТКИЗНА (ЗНАТОКИ)

РЕМИОГТА (ГРАМОТЕИ) 

Ведущий: А сейчас проведем разминку «Составь алфавит». Вы должны расположить буквы (написанные на отдельных карточках) в алфавитном порядке. Какая команда сделает это быстрее, та и получает первый балл!

(Далее команды участвуют в играх под руководством ведущего)

Игра «Назови одним словом»

Задание: ученикам предлагаются словосочетания, где главным словом является имя существительное ЧЕЛОВЕК, а зависимыми выступают имена прилагательные: храбрый, добрый, умный, болтливый, ленивый, мудрый, богатый, грубый, сильный, веселый. Вместо словосочетания требуется назвать одно слово (имя существительное), Например: храбрый человек – храбрец.

Игра «В две колонны становись!»

На доске таблички со словами: подводник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, водоросль, водомер.

Первая команда должна собрать таблички со словами, родственными слову ВОДА, вторая команда – ВОДИТЬ. 

Игра «Загадка в загадке»

Задание: вставить пропущенные буквы и написать отгадки.

По Полотняной стране,

По реке Простыне

Плывет парохо...

То наза..., то впере...,

А за ним такая гла...ь,

Что и зыби не видать.

(Утюг)

Через поле и лесок

Подается г...л...сок,

Он бежит по пр...в...дам -

Скажешь здесь,

А слышно там.

 (Телефон)

 

Конкурс капитанов

Задание: отгадайте слово.

Его корень в слове писать,

Приставка в слове рассказать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода.

(Расписка)

Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове сказка,

Окончание в слове рыба.

(Завязка) 

Викторина пословиц        

Задание: закончить пословицу, объяснить смысл каждой.

Кто много читает…(тот много знает)

Не спеши языком…(торопись делом)

Не тот друг, кто медком мажет…(а тот, кто правду скажет)

Не красна изба углами…(красна пирогами)

Чем дальше в лес…(тем больше дров)

Друзья познаются (в беде)

Скороговорная пятиминутка

Задание: произнесите скороговорку на скорость

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят как галчата

И как волчата галчата молчат.

Шарады

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь.

(Сосна – насос) 

Известное я блюдо,

Когда прибавишь «м»

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(Уха - муха)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка начальной школы

Основные положения и понятия об орфографии и путях повышения орфографической зоркости учащихся....

Урок русского языка 3 класс с использованием диалоговой технологии УМК "Система Занкова" тема урока Творительный падеж

Урок построен  в режиме развивающего обучения с использованием проблемно-диалоговой технологии. Тема урока "Творительный падеж" Урок решает предметные и метапредметные ууд...

Урок русского языка 3 класс с использованием исследовательской технологии "Творительный и предложный падежи существительных 2 склонения" УМК "Система Занкова"

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ В ТВОРИТЕЛЬНОМ И           ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО    СКЛОНЕНИЯ....

Грамматика - это весело. Эффективные способы обучения грамматики английского языка в начальной школе с использованием игровых технологий.

ФФормирование у детей устойчивого интереса к изучению предмета, а также уверенности в успешном овладении им – первоочередная задача для каждого учителя. Грамматика английского языка в том виде, в кото...

Урок русского языка во 2-м классе (игровые технологии).

Урок русского языка во 2-м классе (игровые технологии)....

Презентация к уроку русского языка "Начальная школа 21 век" 4 класс .Тема"Правописание тся- ться в глаголах" (урок 45) Учитель начальных класов Мозгунова Н.А.

Данная презентация создана к уроку правописания , русский язык , 4 класс, урок 45 по прграмме "Начальная школа 21 век" в соответствии с требованиями ФГОС...