Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка начальной школы
статья по русскому языку (1 класс) по теме
Основные положения и понятия об орфографии и путях повышения орфографической зоркости учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_orfograficheskoy_zorkosti_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx | 16.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
Термин “орфография” создан на базе корней греческих слов orthos "правильный" и grapho "пишу"; буквальным переводом (калькой) его на русский язык является термин “правописание”;
В современном понимании орфография — это система правил написания слов. Правила эти не однотипны, поэтому и в самой орфографии выделяется несколько относительно самостоятельных частей.
Наибольшие затруднения встречаются у учащихся на первом этапе формирования орфографического навыка, т.е. в начальной школе.
Начальным этапом в работе над ошибками является их предупреждение.
Приемы предупреждения ошибок разнообразны. Их применение на уроке зависит от характера орфограммы, этапа ее усвоения, возраста учащихся, их развития и индивидуальных способностей. Как отмечает Т. Г. Рамзаева, « предупредить- это не значит только подсказать написание слова . Предупреждение – это и способ развития орфографической зоркости».
При создании системы орфографических упражнений надо заботиться о том, чтобы в ходе выполнения специальных орфографических упражнений обеспечивалось участие не только слуха и речедвигательных восприятий, но и зрения.
Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, учащийся должен:
— обнаружить орфограмму (опознавательный этап анализа);
— установить, какое орфографическое правило необходимо применить в данном случае (выборочный этап анализа);
— решить вопрос о конкретном написании, выделив существенные признаки, необходимые и достаточные для применения орфографического правила (заключительный этап анализа).
Задача первого этапа — опознать орфограмму, задача второго этапа — выбрать нужное правило, задача третьего этапа — применить правило к данному конкретному случаю. Таковы различия в задачах отдельных этапов применения орфографических правил.
Навыки грамотного письма, относящиеся к числу сложнейших, требуют непрерывной целенаправленной работы.
На каждом уроке проводится словарно-орфографическая работа. Это или "По следам ошибок", когда вызываются двое-трое учащихся (поочередно) и получают задание записать слова, в которых ранее были допущены ошибки; или работа над новыми словами, которые даны в учебнике для заучивания; или словарные диктанты .
.
Полезным видом словарно-орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, может быть работа с готовым текстом, в котором нужно устно дли при списывании выделить орфограммы и объяснить их. Для устной работы целесообразно использовать детские стихи, считалки и под.
Очень результативна работа по карточкам, на которых даны несколько картинок с изображением предметов, явлений, действий, называемых словами с трудными орфограммами. Ученик, получая такую карточку-задание, записывает слова на доске и выделяет орфограмму. Оценки за эти ответы обычно бывают положительные. Вот примерные наборы слов для карточек-картинок.
1. Скворечник, корова, ученица, мыши, снегирь, снежинка.
2. Арбуз, лыжи, следы, ученики, цыпленок.
3. Сова, машина, трамвай, гриб, деревья, синичка. 4. Солнце, собака, заяц, петух, щетка.
Очень хорошо, что подобные работы включены сейчас в учебники. Насколько тщательно выучены и повторены правила правописания, проверять нужно постоянно.
В классе постоянно проводится работа над ошибками, но некоторым ученикам после проведенных диктантов я предлагаю индивидуальные задания по допущенным ошибкам.
Это задание можно дать ученику на уроке, а можно - для работы дома. Такие индивидуальные карточки очень помогают повышать грамотность.
Важно так организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Особенно пристальный контроль следует установить за слабо успевающими учениками, которым необходимо оказывать повседневную помощь в работе на уроках русского языка.
Выработка навыков правописания — процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет.
Необходимы систематическая проверка усвоения именно опорных знаний и формирование на их основе умений и навыков учащихся. Осуществлять ее можно с помощью проверочных работ, которые позволяют выявить уровень подготовленности каждого ученика, проследить темпы его продвижения в обучении, а также своевременно обнаружить и устранить пробелы в знаниях отдельных учащихся, предупредить неуспеваемость.
Для проверки первичного усвоения я даю наиболее простые задания, позволяющие определить степень понимания учащимися изучаемого материала.
Для проверки прочности усвоения материала и умения оперировать изученным брались более сложные задания, включающие и вопросы по повторению.
Практика показывает, что формирование орфографического навыка — очень трудный и длительный процесс, так как для правильного письма необходима быстрая орфографическая ориентировка, а она становится возможной в том случае, когда весь процесс обучения обеспечивает такой уровень овладения опорными знаниями, при котором учащийся способен переносить правило правописания на любой вариант орфограммы, относящийся к данному конкретному правилу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчёт «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».
«Развитие орфографической зоркостина уроках русского языкав начальной школе»....
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники ...
Компетентностно-ориентированные задания, как средство развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Ключевая идея данной работы в возможности систематизации и обобщения комплексного подхода учителя по целенаправленному развитию орфографической зоркости и предупреждению ошибок на уроках русского язык...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе. Упражнения...
Курсовая работа на тему"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформ...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
Формирование орфографической грамотности - актуальная задача обучения русскому языку школьников в современном обществе. Она является одной из составных частей общей ...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
материалы по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе...