Методическая разработка раздела общеобразовательной программы «Творческая деятельность на уроках литературного чтения».
методическая разработка на тему

Лобастеева Ольга Ивановна

     Большое внимание в курсе литературного чтения, по программе                                 «Начальная школа ХХI», уделяется развитию творческой деятельности младших школьников. В программу каждого года обучения включен раздел "Творческая деятельность".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Криушинская средняя общеобразовательная школа»

Вознесенского района, Нижегородской области

Методическая разработка

раздела общеобразовательной

программы

 «Творческая деятельность на уроках литературного чтения».

Работу выполнила:

 учитель   начальных классов

 МБОУ « Криушинская СОШ»  

Лобастеева Ольга Ивановна

Содержание.

  1. Пояснительная записка………………………………………… 1стр.  
  2. Цели и задачи…………………………………………………… 2 стр.
  3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоение учебного материала в соответствии с возрастными особенностями……………………………………………………3-4стр.
  4. Методы и формы организации творческой

деятельности учащихся……………………………………………4-9 стр.

  1. Содержание раздела……………………………………………9-11стр.
  2. Ожидаемые результаты освоения раздела программы………11 стр.
  3. Заключение……………………………………………………   11-12стр.

8. Список литература………………………………………………13 стр.

  1. Приложения.

 Пояснительная записка.

      Каким быть человеку ХХI века, который сейчас сидит за партой? Что тревожит в нем сегодня? Какими бы хотелось увидеть детей через два десятилетия? Всматриваясь в лица своих учеников, мучительно ищешь ответы на непростые вопросы: как изжить пассивность на уроке? Чем увлечь? Как увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза, и открылась навстречу тебе душа?

      Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях. Именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников,

     Большое внимание в курсе литературного чтения, по программе                                 «Начальная школа ХХI», уделяется развитию творческой деятельности младших школьников. В программу каждого года обучения включен раздел "Творческая деятельность". 

     Уроки чтения являются самыми благоприятными, на которых можно повысить уровень развития творческих способностей, если регулярно использовать упражнения творческого характера.

Цели:

Образовательные:

  • Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
  • Обогащение читательского опыта.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности учащихся на уроках литературного чтения.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к книге.

Задачи раздела:

  • Через разные виды творческих работ помочь учащимся глубже осознавать свои чувства, приучать к строгому и последовательному мышлению, повышать самоуважение, развивать интерес к литературному творчеству.
  • Разнообразить формы работы с учащимися на уроках литературного чтения.
  • Обогащать и пополнять активный словарный запас учащихся.
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости и эстетических качеств при восприятии художественного произведения.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоение учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

 Творческая деятельность. Что это значит?             

- Это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, развитие воли, воображения. Развитие творческого мышления и творческой деятельности необходимо осуществлять с учетом психолого-возрастных особенностей детей, а также средств и методов творческого развития, соответствующих этому возрасту. Психологи считают творчество критерием развития  человека. Если человек не умеет быть творцом, ему будет трудно в его будущей профессиональной деятельности, будет трудно взаимодействовать с людьми.

Основой творчества является воображение. По мнению психологов, развитое воображение играет огромную роль для становления интеллектуальных умений школьников.

Возраст от 2 до 12 лет – благоприятный период для развития воображения. По мере увеличения возраста теряется живость, свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений. Поэтому для стимулирования познавательных процессов важно включить учащихся в творчество.

Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки.

   На уроках литературного чтения мной используются различные методы и приемы, развивающие творческую деятельность юного читателя.

Методы и формы организации творческой деятельности учащихся.

    В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 4 группы  методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:

   1. Словесное развертывание образов произведения.

  - Метод творческого чтения.  Цель- активизация художественного восприятия, как в начале изучения произведения, так и после.

   - Выделение и чтение отдельных эпизодов.

   - Характеристика героев, сравнение героев, их поступки.

    - Творческие пересказы. 

   - Приём стихосложения и сочинительства сказок  (а также дописывание, списывание).

  - Приём интерпретации.

  - Приём моделирования. 

 

 2. Театральная творческая деятельность.

- Игра-драматизация.

- Постановка «живых картин» к произведению.

     - Работа с иллюстрацией.

    - Словесное рисование.

- Игровые приёмы - работа с кроссвордами, дидактические игры.

В.А.Сухомлинский писал, что «в игре раскрывается перед детьми мир и творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного творческого развития».

   -3. Изобразительная творческая деятельность.

- Рисование эпизода, который больше всего понравился.

- Рисование заданного эпизода персонажа, серии рисунков.

- Составление диафильма.

- Аппликация, лепка, изготовление макета книги, раскрашивание.

- Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников.

   4. Музыкальная творческая деятельность.

- Сочинение песни персонажа.

- Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений.

Приёмы творческой деятельности нацелены на стимулирование творческой активности школьников, воспитание самостоятельности мышления, на развитие умения рассуждать и анализировать, позволяют развивать образно-эмоциональное мышления, развивают фантазию младшего школьника.

Для развития творческого воображения учащихся использую на уроках чтения приемы перевоплощения, сравнения. Ребенок должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Поэтому учащиеся перевоплощаются в любого из героев произведения.

Прием уподобления, применяемый на уроках, позволяет детям по-другому взглянуть на себя, на окружающих. 

Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер.

Активизируя познавательную и творческую деятельность на уроках литературного чтения, я использую:

1) Компьютерные технологии, которые  открывают широкие возможности для развития принципиально нового обучения. 

Использование ИКТ позволяет:

·        проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

·        рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность урока;

·        привлекает большое количество наглядного;

·        повышает объём выполняемой работы на уроке;

·        активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся;

·        расширяет возможность самостоятельной деятельности;

·         в целом способствует повышению качества образования.

Практика показывает, что уроки литературного чтения с использованием компьютерных технологий имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения.  

2) Работа с интерактивной доской.  

С помощью интерактивной доски можно:

  •  демонстрировать презентации;
  • создавать модели;
  • активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала;
  • улучшать темп и течение занятия;
  • на ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета.

3) Работа с учебником и тетрадью. Развитие читательского интереса, творческой деятельности обеспечивается содержанием программы, учебниками по литературному чтению, тетрадями.

У автора Л. А. Ефросининой учебник  “Литературное чтение” (УМК «Начальная школа XXI») построен так, что ученик - не пассивный читатель, а соавтор или соучастник событий, и для него – большое количество заданий для роста творческих способностей:

        * дополнить                        * нарисовать                     * придумать

        * изменить                          * предположить            * разыграть по    ролям

         Задания при работе с учебником и тетрадью могут носить различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении.

4) Нетрадиционные формы урока, которые помогают проявить учащимся свои творческие способности. Это урок-сказка, урок-утренник, уроки творчества, путешествие по литературной стране, урок-КВН и др. На таких уроках повышается работоспособность, результативность возрастает. Нестандартные уроки активизируют творческие силы ученика, развивают его способности.

Все творческие работы лучше проводить в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное,    «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность.

Самостоятельная работа предполагает различные виды деятельности учеников, способствующие творческому развитию детей и успешному процессу обучения, воспитания и развития:

 - творческие задания (сочинение, рисунок, пересказы и др.);

-задания по работе с учебником и тетрадью (его текстом, иллюстрациями), которые не перегружают учеников, а помогают им лучше разобраться в произведении, легче его запомнить, воспитывают в них тщательность, аккуратность, систематичность в работе.

- составление кроссвордов. Ученики любят не только решать кроссворды, но и составлять их, проявляя при этом все свои интеллектуальные и творческие способности.

- опережающие домашние задания.  Дома ученики знакомятся с содержанием нового произведения, обдумывают ответы на вопросы учебника. Многое могут понять самостоятельно, часть материала рождает вопросы к учителю. С этим ученик приходит в школу. Он готов к общению с учителем для более глубокого изучения данного произведения.

Содержание раздела:

В 1 классе дети еще не умеют читать. Проявляют интерес к словесному творчеству, участие в коллективном сочинительстве небольших сказок и    историй. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героя.

Во 2 классе дети придумывают продолжение (сказки, рассказа), изменение начала и продолжение произведения. Уделяется внимание коллективным творческим работам.

В 3 классе используется развитие к художественному слову. Сочинение загадок, потешек, небылиц, сказок, историй, «дописывание», «досказывание» известных сюжетов. Коллективная творческая работа. Проведение уроков – отчётов.

В 4 классе творческая деятельность направлена на умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам произведений. Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить каталожную карточку.

Удачным в курсе литературного чтения является  «нерасчленённость» и "переплетённость" произведения и работы с детской книгой, что позволяет максимально достичь литературного и читательского развития ребенка. Этому способствуют удачно подобранный круг читаемых произведений, разнообразие тем и жанров художественных произведений, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного.

Поурочное планирование раздела «Уж небо осенью дышало…»

№ урока.

Тема урока.

Творческая деятельность

1.

А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

- Составление кластера. (Составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с текстом.)

-Картина по представлению. (Изобра-зительная творческая деятельность )

2.

Г.Скребицкий «Осень»

- Словесное рисование картины.                ( Представь, что ты Осень?)

3.

Е.Трутнева «Осень»

- Коллективная творческая работа. Составление диафильма.

4.

Э.Шим «Белка и Ворон»

- Инсценирование сказки.

- Составление модели обложки.

5.

Н.Сладков «Эхо»

-Сравнение произведений по жанру.

- Игра «Ты-мне, я-тебе» (составление вопросов)

6.

Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки…». Загадки.

-Сочини загадки о грибах.

7.

М.Пришвин «Недо-

смотренные грибы»

-Отгадай загадки.

-Составь рассказ о грибах.  на выбор)

8.

Э.Шим «Храбрый Опёнок»

-Творческий пересказ от имени Опёнка.

9.

К. Бальмонт «Осень»

-Составить рассказ об осеннем лесу.

10.

Проверь себя

-Приём « Стихотворство»( доскажи словечко)

Вашему вниманию предлагаются   творческие задания отдельных уроков, на которых хотелось бы остановиться, так как именно они, по моему мнению, представляют определенную ценность для развития творческих способностей на уроках литературного чтения.  (Приложение 1).

Разработка урока.

             Особое внимание хотелось бы уделить  уроку  :

        А.С. Пушкин «Уж небо осенью  дышало…» (Приложение 2).

Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

 Результатом работы считаю:

  • повышение качества знаний,
  • стремление к творческому решению поставленных задач,
  • рост учебной мотивации,
  • создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива.

С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл.

Применение различных форм и методов обучения способствует повышению техники чтения. (Приложение 3).

Результативность работы:

  • уроки нравятся детям
  • наблюдается положительная динамика качества знаний
  • рост творческих способностей учащихся
  • развивается логическое мышление
  • повышается техника чтения
  • воспитывается  любовь к книге

(Приложение 4).

Заключение.

Таким образом, начальная школа - важный этап в формировании творческой личности. Ещё Я.А. Каменский призывал сделать труд школьника «источником умственного удовлетворения и душевной радости». С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребёнок почувствовал: учение - это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечение, а не по обязанности.

Учение без творчества - это мучение. Без поиска, испытаний и допустимого риска мучается и ученик, и учитель, а их совместный труд, в конечном итоге, превращается в тяжёлую обузу. Таким образом, основная задача по развитию творческих способностей учащихся ложится на нас, учителей начальной школы. Это мы должны помочь ребёнку понять и принять значимость процесса обучения в школе, показать и дать возможность применять полученное и усвоенное на практике, не стеснять ребёнка рамками школьной программы, а учить мыслить, говорить, отстаивать, доказывать, придумывать, импровизировать, играть – одним словом, творить.

Давайте не бояться развивать творчество в детях и самих себе.

Литература:

1. Алешаева Н.П., Тупарева Н.В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения. // Начальная школа. 2004. №11.

2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс М., Вентана-граф, 2010

3. Мали Л.Д. Обучение школьников основным видам творческих работ // Начальная школа. 1985. №3

4. Никонович Е.В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения. // Начальная школа. 2005. № 6.

5. Оморокова М. И. Основы обучения чтению. 2005 г.

6. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1990.

7. Романова Л.И. Развивать у детей творчество. // Начальная школа. 1985. №10.

8. Cборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» М., Вентана-граф. 2008.

Приложение 3.

Диаграмма проверки техники чтения

Диаграмма проверки техники чтения  за 1 четверть

. 

Техника чтения повысилась, что связано с применением различных форм и методов обучения.

Приложение 1.

Творческие задания на уроках литературного чтения.

  1. Игра «Назови слово по первым буквам».

  1. Составь слова, используя слоги.

Игра  Весёлый клоун».

 

  1. «Старая сказка на  новый  лад»
    Попробуйте придумать новое окончание известным народным сказкам: «Курочка Ряба»,  «Колобок», «Волк и семеро козлят»
    и т.д.  
  2. Прочитай пословицы. Какая из них подходит к произведению?
    По Л.Пантелееву « Две лягушки»
  • У страха глаза велики.
  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Трус и таракана посчитает за великана.

5. Собери пословицу. Подходит ли она к рассказу.

По  В. Сутееву « Снежный зайчик»

Всякий     делу    человек     по   познаётся.

  1. Работа с загадками.

В. Сутеев «Кто лучше?» 

Вспомни и запиши загадку об одном из героев сказки.

 Нарисуй отгадку.

  1. Э. Шим « Белка и Ворон»

Прочитай загадку. Нарисуй или запиши отгадку.

Быстрый маленький зверёк

По деревьям скок-поскок.

__________________________

  1. Придумай загадку об осенней природе. Запиши. Нарисуй отгадку.

_____________________

  1. Стихотворство.
  • Дополни слоги до слов ( му-…, про-…)
  • Закончи фразу.
  • Соедини рифмующие слова.
  • Допиши стихотворение и др.

Н-р; Братья Гримм «Маленькие человечки»

Прочитай песенку маленьких человечков, подчеркни рифмы.

Хороши у нас наряды,

Значит, не о чем тужить!

Мы нарядам нашим рады

И сапог не будем шить!

  1. Приём синквейн.

строка-1 существительное (Растение)

2 строка-2 прилагательных  (  Какое?)

3 строка- 3 глагола  (Что оно делает? )

4 строка- предложение   ( о растении )

5 строка- 1 слово-резюме

( С чем можно сравнить растение?

 Одно слово)

Н-р, Синквейн на тему «Осень».

Осень

Холодная, скучная

Обнажает леса, туманит поля, скучает

Осень - довольно скучная пора

Время года

11.Моделирование произведения.

 

12.Реши кроссворд.

По Н.Носову «Заплатка»

1

2

3

  1. Маленький кусочек материи.
  2. Фамилия автора.
  3. Имя героя рассказа.

13.  Какую картину представляешь, когда читаешь стихотворение. Нарисуй.

По А.С.Пушкину «Уж небо осень дышало…»

___________________________________

14. Какие осенние дни радуют тебя? Каким ты представляешь бабье лето? Объясни, запиши или нарисуй.

Бабье лето-__________________________________________________

По М. Пришвину « Осеннее утро».

15.Раскрась рисунок. Покажи, каким ты представляешь начало осени.

Предлагаю список всевозможных упражнений, направленных на формирование литературно-творческих способностей учащихся. Система творческих заданий состоит из целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов.

I. Задания на формирование умений воспринимать художественный текст.

«Изучение алгоритма работы с художественным текстом» отвечает за формирование понятийного аппарата школьников, без которого невозможно чувство эстетического наслаждения текстом, проникновение в художественный мир.

1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2. Озаглавливание текста.

3. Деление текста на части, составление плана.

4. Определение темы текста, главной мысли.

5. Определение типа текста.

6. Подбор иллюстраций к тексту.

7. По иллюстрации определить содержание текста.

8. Составление диафильма.

9. Выборочное чтение.

10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.

11. Чтение для подготовки к пересказу.

12."Пропущенное слово" (учитель читает текст и пропускает одно слово, дети должны вставить слово, подходящее по смыслу).

13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет, разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

14. Восстановление текста (небольшой текст пишется крупными буквами на листе, разрезается на мелкие кусочки, 2-3 ученика восстанавливают его).

II. Задания на формирование литературно-творческих умений учащихся.

Они развивают умения воспринимать текст в единстве содержания и формы, создавать оригинальный текст, показывая свободное владение литературной речью.

1. Построение к предложенному слову цепочки ассоциаций, метафор, эпитетов.

2. Достроить текст по предложенному началу, придумать свой финал, включить новые обстоятельства и, исходя из характеров, достроить действия героев.

3. Пересказ текста с определенным заданием.

4. Составление по тексту кроссвордов.

5. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

6. Подбор загадок к словам из текста.

7. Тематическая подборка пословиц к текстам учебника .

8. Составление ребусов к словам из текста.

9. Работа со словарем фразеологизмов.

III. Задания, обучающие приемам творческого фантазирования.

Они способствуют воспитанию потребности в творческой активности, эстетическом самовыражении и самосовершенствовании.

«Продолжи ряд» (небо хмурится; ива...; звезды...; осень...)

1. Пофантазируй, о чем может думать: (муха на потолке, рыбка в аквариуме).

2. Что сказали бы про одно и тоже разные по характеру персонажи:

Волк и Красная Шапочка — про бабушку.

3. Предложи своего героя. Сочини рассказ от его лица. Не беда, если смешаются, правда и вымысел.

4. Пофантазируй, каким представляется человек, если посмотреть на него глазами: кошки, собаки, лошади.

5. Придумай легенду о цветах: незабудке, ромашке, васильке.

6. Придумай фантастическое животное, нарисуй и объясни детали его облика, его фантастические способности.

7. Задание «Если бы» (если бы я видел в темноте как филин...)

8. «Изобретатель» («Одуванчик и парашют»).

9. Составление своих иллюстраций, зарисовок к тексту и сравнение их с уже    имеющимися.

10."Фантазии" по пословице, картине, звуку.

11."Сотворчество" (дорисовка образа героя, составление его исповеди, дневника и т. д.)

Приложение 4.

Творческие работы детей.

  1. Дразнилки.

А) Антошка-картошка                                         Б) Алинка - малинка

Соломенная ножка.                                                  Сладка ягода с

Сам с ноготок,                                                          горчинкой.

Голова с локоток.

В) Ксюха,  Ксюха                                                  Г) Ленка, Ленка-самолет

Юбочка из пуха.                                                       Заводи свой вертолёт.

Д) Ванька, Ванечка-сыночек,                        

Приходи есть пирожочек.

Е) Лина- Лина-шоколад,

Две косички вверх глядят.

2.Считалки.

- Раз, два                                                     -  Раз, два,три,четыре,пять

У нас вкусная еда                                        Вышли в прятки мы играть.

Медок, сахарок                                            А потом пришёл Артём

Поди вон в уголок.                                     Выбегай скорей бегом.

3.Сочинение. « Если бы я была волшебница-осень…»

Если бы я была волшебница- осень, то взяла бы волшебную палочку, краски  и раскрасила настроения всех людей. Все вокруг были бы счастливы, не было людей с грустными лицами.

( Арбузова Алина)

4.Коллективная сказка. « Сказка о листочке»

Жил-был маленький листочек. Жил он высоко на дереве. Летят птички, листочек им улыбается. Плывут тучи, листочек указывает, какое деревце им полить. Все были довольны другом.

Но вот прошло лето, наступила осень. Листочек повзрослел и изменил свой цвет. Птички улетели в далёкую страну – Юг. Тучки всё чаще поливают деревья, не спрашивая своего старого друга, кто больше всего хочет пить.  Листику стало грустно, и он упал на землю.

Здесь он встретил своих братьев,  как один похожих на него. Все вместе они устлали разноцветный ковер по дорожкам и тропинкам, радовали людей своей мелодией - листьев.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения (УМК «Школа России»)

Опыт реализации ФГОС. Организация проектной деятельности в урочной деятельности младших школьников....

Методическая работа по развитию нравственных качеств на уроках литературного чтения в ходе анализа художественного произведения

В данной статье описан ряд методов и приемов работы с художественным произведением, способствуюших развитию нравтственных качеств на уроках литературного чтения в процессе анализа художественного прои...

Методическая статья на тему "Проектные задачи на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей"

В связи с ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни и быстро меняющимся условиям, возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к лю...

Статья "Методические рекомендации организации работы с текстом на уроках литературного чтения"

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с э...

проектная деятельность на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта по теме "Устное народное творчество" через проектную деятельность...

Методические приемы для формирования личностных действий на уроках литературного чтения

Материал содержит методические рекомендации,которые помогут учителю разнообразить свою деятельность на уроках. Приёмы,новые формы работы могут увлечь учеников.Развить творчество на уроках литературног...