Методическая разработка «Развитие творческих способностей учащихся через уроки литературного чтения в начальных классах»
методическая разработка

Серкова Наталия Геннадьевна

Методическая разработка «Развитие  творческих способностей учащихся через уроки литературного чтения в начальных классах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare_serkova.docx39.89 КБ

Предварительный просмотр:

ГМО учителей начальных классов

Семинар «Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников»

Методическая разработка «Развитие  творческих способностей учащихся через уроки литературного чтения в начальных классах»

через уроки литературного чтения 

в  начальных 

классах»

Учитель начальных классов МОУ СОШ №289

Серкова Наталия Геннадьевна

Литература является богатейшим источником познания жизни и инструментом воздействия на все стороны человеческой личности. Именно через чтение человек познает окружающий его мир. В. С. Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,  когда наряду с чтением одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом…» На протяжении всего обучения в начальной школе у младших школьников отчётливо проявляется потребность в слушании и воспроизведении, которая реализуется в читательской самостоятельности. Эту потребность необходимо стимулировать и использовать её на уроках в качестве фактора, активизирующего познавательную активность учащихся. Именно с шести – семи лет у ребенка уже может формироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление  содержания, а главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом.

 Обращая внимание на эту способность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.   В организации творческого подхода к выполнению задания можно выделить три этапа:

 Первый этап - это формирование у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, воображение. Предпосылки творческой деятельности школьников я формирую на уроках литературного чтения языковыми играми и различными конкурсами, викторинами; выступлениями учащихся на утренниках и на обычных уроках, так как эти выступления выходят за рамки повседневности и стандарта.

Второй этап - это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач.

Третий этап - это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства. Исполнительская деятельность тоже может подняться до уровня искусства, до самовыражения: в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя, и тогда в произнесении реплик он поднимется до самовыражения. То же можно сказать и об иллюстрировании, когда прошу детей нарисовать сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и, разумеется, знания жизни, они вносят что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события,- это самовыражение.  Проводя урок чтения, нужно разнообразить задания, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе. Для развития речи и отработки литературного языка проводить речевые разминки. Это могут быть и стихотворения, и пословицы, и скороговорки, и даже задания на смекалку.        

Задания направленные на развитие творческих способностей.

I. Задания на формирование умений воспринимать художественный текст.

1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2. Озаглавливание текста.

3. Деление текста на части, составление плана.

4. Определение темы текста, главной мысли.

5. Определение типа текста.

6. Подбор иллюстраций к тексту.

7. По иллюстрации определить содержание текста.

8. Составление диафильма.

9. Выборочное чтение.

10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.

11. Чтение для подготовки к пересказу.

12."Пропущенное слово" (учитель читает текст и пропускает одно слово, дети должны вставить слово, подходящее по смыслу).

13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет, разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

14. Восстановление текста (небольшой текст пишется крупными буквами на листе, разрезается на мелкие кусочки, бригада из 2—3 человек восстанавливают его).

II. Задания на формирование литературно-творческих умений учащихся.

1. Построение к предложенному слову цепочки ассоциаций, метафор, эпитетов.

2. Достроить текст по предложенному началу, придумать свой финал, включить новые обстоятельства и, исходя из характеров, достроить действия героев.

3. Пересказ текста с определенным заданием.

4. Составление по тексту кроссвордов.

5. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

6. Подбор загадок к словам из текста.

7. Тематическая подборка пословиц к текстам учебника.

8. Составление ребусов к словам из текста.

9. Работа со словарем фразеологизмов.

III. Задания, обучающие приемам творческого фантазирования.

«Продолжи ряд» (небо хмурится; ива...; звезды...; осень...)

1. Пофантазируй, о чем может думать: (муха на потолке, рыбка в аквариуме).

2. Что сказали бы про одно и тоже разные по характеру персонажи:

Волк и Красная Шапочка — про бабушку.

3. Предложи своего героя. Сочини рассказ от его лица. Не беда, если смешаются правда и вымысел.

4. Пофантазируй, каким представляется человек, если посмотреть на него глазами: кошки, собаки, лошади.

5. Придумай легенду о цветах: незабудке, ромашке, васильке.

6. Придумай фантастическое животное, нарисуй и объясни детали его облика, его фантастические способности.

7. Задание «Если бы» (если бы я видел в темноте как филин...)                                              

При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Литературное чтение в начальной школе специфично: ученик должен освоить чтение как речевую и в то же время как читательскую деятельность, а поэтому необходимо параллельно работать над навыками чтения (речевой деятельностью).  Навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Словосочетание «навык чтения» прочно вошло в школьную жизнь. Оно охватывает сложный комплекс умений и навыков. Навык чтения – это:

- умение понимать смысл читаемого текста (осознанность, понимание прочитанного);

- способ чтения (по буквам, по слогам, словами и по слогам, словами);

- умение правильно читать (без технических ошибок и искажений);

- выразительность чтения, ориентированная на знаки препинания и содержание текста;

- темп, скорость чтения;

Ведущее место в комплексе умений и навыков чтения занимает такой компонент, как осознанность, понимание того, что ребенок читает.

1.Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения.

1.        Назови одним словом.

Чиж, сова, ласточка, стриж, грач; Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли; Шарф, варежки, пальто, кофта; Телевизор, утюг, пылесос, холодильник; Картофель, свекла, лук, капуста; Лошадь, корова, свинья, овца; Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; Липа, береза, ель, сосна; Курица, гусь, утка, индейка; Зеленый, синий, красный, желтый;

2.        Что общего в словах и чем они отличаются.

Мел - мель, мал - мял, мыл - мил.

3.Какое слово лишнее и почему.

Красивый, синий, красный, желтый; Минута, время, час, секунда; Дорога, шоссе, тропинка, путь; Молоко, сметана, простокваша, мясо; Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр; Ель, сосна, кедр, осина; Лук, огурец, морковь, яблоко; Гриб, ландыш, ромашка, василек;

4.Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза; Кора, лото, боксер; Молоко, нерест, тарелка;

2.Упражнения для развития беглого чтения.

Упражнения для расширения поля зрения

1. Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке, на картинке ставим
зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем
предметы справа, слева, вверху, внизу.)

2.        Работа по таблице Шульте.
Развитие поля зрения по горизонтали.

Развитие зрения по вертикали:

8

75

5

13

4

64

29

17

7

36

78

43

6

7

90

85

13

8

25

76

12

12

43

99

22

26

67

72

15

45

94

61

23

87

9

34

3.Упражнения для развития выразительности чтения.

1.        Чтение слова с разными оттенками интонации.

  1. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
  2. Упражнения для дыхания.
  3. Упражнения для развития голоса.
  4. Упражнения для дикции.
  5. Чтение небольших стихов, например:

Кто на льду меня догони,

                   Мы  бежим  вперегонки.

                   И  несут  меня  не  кони,

                   А  блестящие  коньки.

7. Прочитать  передавая  радость (возмущение, печаль, гордость).

8. Чтение  по  ролям, в  лицах.

Оптимальный темп чтения  должен быть приближен к скорости  разговорной речи ученика, т.е. 120 – 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками.

       Чтобы добиться такой скорости чтения, существуют различные комплексы упражнений направленные на отработку навыка и скорости чтения, и, конечно же, необходимо много читать. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.  Чтобы правильно говорить и читать надо уметь ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием, уметь говорить звонко, громко, но без крика. Речевая разминка представляет собой комплекс, в который входят дыхательные, артикуляционные и дикционные упражнения.

 1 группа упражнений (дыхательные) -  для постановки правильного речевого дыхания учащихся.

Различают дыхание физиологическое и речевое. В жизни человека дыхание является непроизвольным.  Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Правильное дыхание – это здоровье.

В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, однако в результате тренировки этот процесс постепенно становится непроизвольным.

2 группа упражнений (артикуляционные) – для отработки правильного произнесения гласных и согласных звуков.

 Перед выполнением упражнений рекомендуется пластическая (артикуляционная) гимнастика «Разомнем язычок». Ее цель: разогреть мышцы языка, губ, щек, чтобы обеспечить их подвижность при говорении. Гимнастика направлена на развитие и укрепление мышц губ, языка, челюстей и рта.  

3 группа упражнений (дикционные) – для отработки четкого произношения  в соответствии с заданным темпом. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения.

Упражнения для развития речевого дыхания.

Лети, бабочка!

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.



Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
«Посмотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.»
Педагог дует на бабочек. «Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?»

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.


Ветерок

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.


- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Вертушка

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку.

- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

    Под выразительностью чтения  следует понимать умение читателя использовать паузу, ставить логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.

Значит, прежде чем прочитать произведение выразительно, надо предварительно изучить его, понять содержание (идею и замысел писателя) и только после этого преподнести слушателю, причем произнести текст вслух так, чтобы он дошёл до слушателя и эстетически, эмоционально воздействовал на него.   А для того, чтобы выразительно читать, необходимо учитывать темп речи, эмоциональность, энергичность, тон, манеру чтения.

Хорошим материалом для выработки дикции являются скороговорки. Работа над скороговоркой проводится в несколько этапов. На первом этапе работа со скороговорками идет медленно, с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе. Сначала отбираются короткие, а затем более сложные скороговорки.

Скороговорки.

1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
2. От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.
3. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.
4. Говорил попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугаю". Отвечает ему попугай: "Попугай, попугай, попугай!"
5. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
6. Курил турка трубку, клевала курка крупку: не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!
7. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
8. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
9. Течет речка, печет печка.
10. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
11. Попомни, поповна, как по пожне шла.
12. По семеро в сани уселись сами.
13. Вашему понамарю нашего пономаря не перепонамаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
14. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
15. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
16. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

       Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. И только поставленное обучение должно совершенствовать эту исследовательскую склонность, способствовать развитию творческих способностей.

Из выше описанного, видно, что данные методы и приёмы работы создают условия для естественного развития устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса, и самое главное - повышение техники и качества чтения, что является одной из ведущей задач начальной школы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения и русского языка»

Актуальность моей темы исходит из следующих проблем:1.Снижения общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;2.Отсутствия нравственного ориентира, просмотра ненужных телепередач,...

02. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaВ статье рассматривается важность развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальных класса...

Развитие критического мышления у учащихся на уроках литературного чтения в начальных классах

Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель-воспитание: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого,...

1,2,3,4 классы Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения. Педагог: Кузьмина Светлана Викторовна.Развивать творческие способности надо с раннего возраста и продолжать в течении жизни. Д...

Развитие метапредметных компетенций учащихся на уроках литературного чтения в начальных классах.

К метапредметным универсальным учебным действиям относятся:§Регулятивные (организация учебной деятельности)§Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)§Комму...

Методическая разработка. Достижения личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов в образовательном процессе через уроки литературного чтения в начальной школе.

Методическая разработка рассматривает вопросы достижения личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов в образовательном процессе через уроки литературного чтения в начальной ...