Формирование рефлексивных навыков в процессе интеграции внеурочной и урочной деятельности.
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Краевой семинар
Активные методы обучения в начальной школе
в условиях реализации ФГОС НОО
Секция: Организация рефлексии и подведение итогов урока (занятия).
Тема: Формирование рефлексивных навыков в процессе интеграции внеурочной и урочной деятельности.
Автор: Хмелёва Татьяна Юрьевна
МБОУ СОШ №20
имени Н.И. Ходенко
2015 год
В настоящее время деятельность школы направлена на реализацию ФГОС НОО. Приоритетным направлением в работе учителя является формирование универсальных учебных действий у школьников. К регулятивным УУД относится рефлексивная деятельность. Рефлексивная деятельность обучающихся, т. е самоанализ деятельности и её результатов, является существенным моментом современного урока. Рефлексивные навыки, проявляющиеся в познавательной деятельности, являются основным психическим новообразованием у детей младшего школьного возраста. Так как сформированность рефлексивных навыков напрямую влияет на развитие самосознания личности ребенка, поэтому необходима систематичная работа в этом направлении. В связи с этим возникает проблема – как организовать рефлексивную деятельность младших школьников.
Гипотеза: Формирование рефлексивных навыков возможно в процессе интеграции внеурочной и урочной деятельности.
Цель: определить систему работы по формированию рефлексивных навыков в процессе интеграции внеурочной и урочной деятельности.
Задачи:
- изучить современный опыт по формированию рефлексивных навыков;
- проанализировать методические приёмы по формированию рефлексивных навыков;
3) проверить эффективность методических приёмов на практике;
4) систематизировать работу по формированию рефлексивных навыков в процессе интеграции внеурочной и урочной деятельности.
Теоретико-методической основой исследования является курс «Мир деятельности» Л.Г. Петерсон, реализуемый во внеурочной деятельности. Чтобы сформировать у учащихся универсальное учебное действие (УУД) необходимо:
- сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
- основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
- сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости - коррекцию;
4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Анализ этапов формирования универсальных учебных действий с позиций общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) показывает, что этапы 1 и 3 целесообразно реализовывать в учебной деятельности, а для организации этапов 2 и 4 во внеурочной деятельности при реализации программы «Мир деятельности», целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих общеучебных умений, а в последующем - для адекватного самоопределения, саморазвития, самовоспитания и успешной самореализации личности каждого ученика.
Методической основой формирования рефлексивных навыков является технология деятельностного метода (в структуру входят этапы по организации рефлексии.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ( на данном этапе дети фиксируют правильно неправильно, есть ошибки, нет ошибок)
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1. «Открытие нового знания» во внеурочной деятельности. Самооценка знания эталона.
Во внеурочной деятельности на занятии, например, по теме «Учимся дружно. Работа в парах» дети «открывают новое знание»- правила работы в парах, выводы фиксируются в эталоне, который представляет собой карточку с записью правил. Учитель выдаёт эталон - карточку в середине или в конце занятия. Ученик вклеивает новую карточку - эталон в специальную тетрадь «Мои открытия» и пользуется ею как критерием для обоснования своих суждений при выполнении задач на повторение и закрепление изучаемого материала, а также при самооценке своей учебной деятельности. В конце занятия проводится рефлексия деятельности с использованием приёма определения самооценки «Волшебная линеечка». Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи
- носит информативный характер;
- способствует формированию позитивной самооценки.
На шкале ученик фиксирует свой результат любым значком (крестиком, штрихом) следующим образом: высокий уровень — выше средней линии (на сколько — ученик решает сам), средний уровень — на уровне средней линии, ниже среднего и низкий — соответственно немного или много ниже средней линии. Таким образом, учитель имеет возможность оценить, на сколько выше или ниже среднего оценивает себя ученик. На данном этапе самооценка ребёнка осуществляется только на шкале «ЗНАЮ», так как он только «открыл новое знание»
Самооценка уровня знаний организуется по алгоритму:
- Какую цель вы перед собой ставили?
- Достигли ли вы цели? Докажите. (Мы достигли цели, мы составили эталон.)
- Я предлагаю вам оценить свою работу.
- Что вы можете оценить с помощью этой шкалы? (Насколько мы знаем новое знание , и как мы умеем их применять.)
- Сможем ли мы сейчас оценить свое умение? (Пока нет, надо сначала потренироваться применять эти знания на уроках.)
- Верно. Сейчас вы будете оценивать только свое знание.
- Те, кому новое знание не понятно- низкий уровень
- Те, кто запомнил новое знание и может его рассказать - высокий уровень.
- Те, кто испытывает сомнение в понимании нового знания - хороший уровень.
- Те, у кого остались вопросы, и еще надо время, чтобы их осмыслить- средний уровень.
Результат фиксирует на «волшебной линеечке» индивидуальной карты (шкала самооценки) в специальной тетради «Копилка моих достижений».
- Самодиагностика обучающихся на предметных уроках.
Учитель организует самодиагностику обучающихся в течение последующих дней на предметных уроках с целью определения динамики знаний эталона и применения знаний на практике в процессе урока. Например, если тема на внеурочном занятии «Учимся дружно. Работа в парах». Учитель включает в предметный урок работу в парах, самооценку знаний правил парной работы, а также использование этих правил в учебной деятельности. Результаты фиксируются на шкалах «знаю», «умею» в тетради « Копилка моих достижений»
- Подведение итогов. Работа с лесенкой «Успеха».
Приём критериального оценивания (оценочная лесенка « Успеха»).
Лесенка « Успеха» состоит из двух разделов: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ». Таким образом, формируется у учащихся понимание того, что «знать» не значит «уметь». Учащиеся отдельно оценивают свои знания по теме и умение это знание правильно применять.
После того как в течение нескольких дней шкалы «знаю», «умею» индивидуальной карты «Копилка моих достижений» заполнились, дети подводят итог, работая с лесенкой «Успеха». Сначала заполняется раздел «ЗНАЮ», затем - «УМЕЮ». Заполнение ведётся по следующим критериям:
- я ступенька — ученик оценивал свои знания/умения в течение недели ниже середины шкалы;
- я ступенька — ученик в течение недели оценивал свои знания/умения примерно на середине шкалы;
- я ступенька — ученик оценивал свои знания/умения немного выше середины шкалы;
- я ступенька — ученик всегда оценивал свои знания/умения на самом высоком уровне, близко к верхней границе шкалы.
Если в классе будет ребенок, который отметил себя на нижней ступеньке, его необходимо похвалить за смелость и честность и морально поддержать, например, сказать, что работа по данной теме еще будет продолжаться и у него все получится. Важно, чтобы ученик понимал, что адекватная («правильная», «честная») самооценка поможет ему выявить свои затруднения, преодолеть их и получить в дальнейшем хороший результат.
Важно учителю провести рефлексию оценивания.
- Поднимите руку те, кто отметил себя на нижней ступеньке? на 2-й или 3-й ступеньке? на верхней ступеньке? Используется прием выявления причин для преодоления имеющихся трудностей, параметров полученных знаний, умений, навыков (незаконченные предложения «Мне было нетрудно ( нетрудно) ….., потому что...»,
- Кто из вас может рассказать почему?
- Над чем вам еще надо поработать?
- Мониторинг формирования рефлексивных навыков обучающихся
Тетрадь обучающихся «Копилка моих достижений» регулярно просматривается учителем для получения общей картины деятельности ученика, сопоставляются результаты наблюдений учителя с результатами самодиагностики ученика. Результаты мониторинга помогают учителю спланировать индивидуальную работу с ребёнком, выявить проблемные зоны и скорректировать свою деятельность.
Заключение
В настоящее время рефлексивные умения обучающихся имеют важное значение. Дети могут самостоятельно сформулировать учебные задачи для дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь, а это в свою очередь делает их ответственными и успешными в учебной деятельности.
Формирование рефлексивных навыков возможно в процессе интеграции внеурочной и урочной деятельности.
В систематической рефлексивной деятельности мои ученики понимают что «знать» не значит «уметь», учатся адекватно оценивать результат деятельности, отслеживать динамику своих результатов, имеют мотивацию в достижении высокого результата.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: определить систему работы по формированию рефлексивных навыков в процессе интеграции внеурочной и урочной деятельности. Задачи: 1) изучить современный опыт по формированию рефлексивных навыков; 2) проанализировать методические приёмы по формированию рефлексивных навыков; 3) проверить эффективность методических приёмов на практике; 4) систематизировать работу по формированию рефлексивных навыков в процессе интеграции внеурочной и урочной деятельности.
Этапы формирования УУД 1. Сформировать первичный опыт выполнения действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию; 2.Основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД 3.Сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию. 4. Организовать контроль уровня сформированности данного УУД. учебная деятельность, урок в неурочная деятельность
1. Технология деятельностного метода Мотивация к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности.
«Открытие нового знания» во внеурочной деятельности. технология деятельностного метода эталон Тетрадь «Мои открытия»
Работа в тетради « Мои открытия» Фиксация новых знаний
«Открытие нового знания» во внеурочной деятельности. технология деятельностного метода эталон Тетрадь «Мои открытия» Рефлексия учебной деятельности
Самооценка деятельности « Волшебная линеечка» Низкий уровень Средний уровень Хороший уровень Высокий уровень ЗНАЮ УМЕЮ -Какую учебную задачу вы перед собой ставили? - Смогли решить? Докажите . (Мы составили эталон.) - Я предлагаю вам оценить свою работу. -Что вы можете оценить с помощью этой шкалы? - Сможем ли мы сейчас оценить свое умение? (Пока нет, надо сначала потренироваться применять эти знания на уроках.) -Верно . Сейчас вы будете оценивать только свое знание . -Те , кому новое знание не понятно- низкий уровень -Те , кто запомнил новое знание и может его рассказать - высокий уровень. - Те, кто испытывает сомнение в понимании нового знания - хороший уровень. -Те , у кого остались вопросы, и еще надо время, чтобы их осмыслить- средний уровень
«Открытие нового знания» во внеурочной деятельности. технология деятельностного метода эталон Тетрадь «Мои открытия» Рефлексия учебной деятельности Фиксация результата в тетради « Мои достижения »
«Открытие нового знания» во внеурочной деятельности технология деятельностного метода эталон Тетрадь «Мои открытия» Рефлексия учебной деятельности Фиксация результата в тетради « Мои достижения » Предметные уроки Самодиагностика обучающихся «Волшебные линеечки» Шкалы «знаю», «умею » Фиксация результата в тетради « Копилка моих достижений »
Самодиагностика обучающихся на предметных уроках
«Открытие нового знания» во внеурочной деятельности технология деятельностного метода эталон Тетрадь «Мои открытия» Рефлексия учебной деятельности Фиксация результата в тетради « Мои достижения » Предметные уроки Самодиагностика обучающихся «Волшебные линеечки» Шкалы «знаю», «умею » Фиксация результата в тетради « Копилка моих достижений » Подведение итогов Работа с лесенкой «Успеха »
Подведение итогов. Работа с лесенкой «Успеха » 1ступенька — ученик оценивал свои знания/умения в течение недели ниже середины шкалы; 2 ступенька — ученик в течение недели оценивал свои знания/умения примерно на середине шкалы; 3 ступенька — ученик оценивал свои знания/умения немного выше середины шкалы; 4 ступенька — ученик всегда оценивал свои знания/умения на самом высоком уровне, близко к верхней границе шкалы.
Мониторинг формирования рефлексивных навыков обучающихся
В ыводы В систематической рефлексивной деятельности мои ученики понимают что «знать» не значит «уметь», учатся адекватно оценивать результат деятельности, отслеживать динамику своих результатов, имеют мотивацию в достижении высокого результата . Дети могут самостоятельно сформулировать учебные задачи для дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь, а это в свою очередь делает их ответственными и успешными в учебной деятельности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Формирование духовно – нравственных качеств личности младших школьников в урочной деятельности
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Данная презентация поможет разъяснить родителям ва...
Доклад "Формирование УУД во внеурочной и урочной деятельности"
Не для кого не секрет, что в настоящее ввремя школа пока еще продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - -квалифицированного исполнителя, тогда как сегоднящнее...
Презентация к докладу "Формирование УУД во внеурочной и урочной деятельности"
Презентация к докладу ....
Современные воспитательные технологии во внеурочной и урочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...
Значение игровых технологий в организации внеурочной и урочной деятельности младших школьников
Значение игры в обучении и воспитании младших школьников....
"Интеграция внеурочной и урочной деятельности"
В публикации освещены вопросы интеграции внеурочноу и урочной деятельности. Показаны приёмы интегрирования....