Доклад "Формирование УУД во внеурочной и урочной деятельности"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Не для кого не секрет, что в настоящее ввремя школа пока еще продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - -квалифицированного исполнителя, тогда как сегоднящнее информационное общество запрашивает человека обучанмого, способного самостоятельно учиться и готового многократно переучиваться в своей жизни, готового к самостоятельным действиям и к самостоятельному принятию решений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud_v_urochnoy_i_vneurochnoy_deyatelnsoti.docx | 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Формирование УУД во внеурочной и урочной деятельности
(из опыта работы)
Работа выполнена
Федотовой Еленой Васильевной
учителем начальных классов
МАОУ СОШ №12 им. Маршала Жукова
2017-2018 уч. год
Не для кого не секрет, что в настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и готового многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и самостоятельному принятию решений. (слайд 2) В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» данная задача звучала так: школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»
Чему и как должен научиться ребенок?
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод".
Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.
Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно – деятельностный подход. (слайд3)
Системно- деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели,
- решать задачи,
- отвечать за результаты.
(слайд 4)
Структурная «единица» учебной деятельности: ее полный замкнутый цикл: дети – самостоятельно или с помощью учителя – обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают. По утверждению В.В. Давыдова в процессе учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться.
(слайд 5)
Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия подразделяются на следующие виды:
Предметные - освоение учебного предмета.
Коммуникативные - обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Познавательные - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Регулятивные- обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
Личностные - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
(слайд 6)
Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.
Формирование универсальных учебных действий происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
(слайд 7)
Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение.
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Проектное обучение предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
(слайд8)
В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель и группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
(слайд 9)
Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил.
(слайд10)
В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностной сфере: базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению; коммуникативной сфере: участие в диалоге; познавательной сфере: отвечали на простые вопросы учителя, регулятивной сфере: работа по инструкции, которую сами выработали.
(слайд 11)
Группы можно формировать различными способами, в зависимость от поставленной целей и необходимого результата. (по выбору педагога, по выбору лидера, по желанию, случайным образом, либо по определенному признаку.
В начальной школе детям нравиться комплектования групп «методом Пазл». Картинки одинакового размера режем на 4 части или на 6 частей (в зависимости от того какие по численности группы вам нужны). Разрезанные части смешиваем. На сдвинутые по 2 парты, уже подготовленные для работы в группах ставиться такая же картинка, но целая. Задача детей найти свое место в своей группе. Совместив выбранный мотив с целой картинкой.
Работу в группах можно использовать на любом уроке.
(Слайд 12)
Например, на уроке русского языка детям нравятся игровые моменты по группам. Это орфографическое лото, «Четвертое лишнее», орфографическая эстафета, «Кто больше», «Кто быстрее», «Подбери пару», «Из двух - третье», «Вырасти дерево» и т.д.
(слайд 13)
Например, при изучении темы «Словообразование» группы получили карточки со словами «пол», «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и т.д. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает тот, кто сделает это быстрее (полоса, ярмарка). Можно усложнить это задание: из двух слов, переставляя буквы каждой пары, попробуйте образовать новое: «боб» + «уста» = «суббота» , «ива» + «карп» = «крапива».
(слайд14)
Или, например, игра «Вырасти дерево», где каждый член группы должен на веточке написать однокоренное слово. Чье дерево пышнее, гуще?
(слайд 15)
На уроке математики так же я использую работу в группах. Очень любят ребята такие игры как: «Цифровой лабиринт», «Математическое лото», «Бабочки и цветы», «Поезд», «Наряди елку», «Математическая эстафета», «Рыбалка» и т.д.
(слайд16)
Например, игра поезд: Необходимо посадить матрешек в свой вагон.
Так же в группах хорошо работать с играми где необходимо переложить счетную палочку, для получения другой фигуры.
(Слайд 17)
На уроках литературного чтения, окружающего мира и кубановедения без групповой и проектной работы просто не обойтись. При изучении растительного мира родного края, мы вместе с детьми создали книгу «Гербарий нашей местности» с описанием растения и указанием его частей. Это был один из больших проектов. А групповая работа, создание проблемных ситуаций, метапредметные связи на уроке прослеживаются постоянно. Например на уроке окружающего мира при изучении осадков можно послушать музыку дождя(шум дождя) – окружающий мир и музыка. Подобрать к слову дождь - однокоренные слова – связь с русским языком. Вспомнить какие бывают дожди и почему они так называются(грибной, косохлест, ситничек, ливень). Так же можно предложить детям ответить в группах на вопрос «Может ли дождь идти на Луне?», и обосновать свой ответ.
При подготовке празднования 9 мая в классе появилась «КНИГА памяти нашего класса», в которую мы вложили исследовательские работы выполненные вместе с родителями. В работах воспоминания о родственниках защитниках нашей Родины в годы ВОВ.
В классе есть «Кубанский уголок» созданный силами детей и родителей, который так же помогает изучать нам историю родного края. Каждая вещь в этом уголке имеет свою историю, свою значимость.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте связи между разными учебными предметами. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большее внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий._________________________________________________________
На примере этого же урока окружающего мира предлагаю вам просмотреть все этапы.
С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся:
• целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока.
При повторении изученного материала ставится перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения о Луне, после чего они должны ответить на вопросы: Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? После предположений учащихся начинается совместное открытие нового.
А, почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по – разному, но опыт помог нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).
Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:
-личностные (формирование интереса)
- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)
- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)
- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)
В образовательной практике происходит переход от обучения, как преподнесения учителем обучающимся системы знаний, к активному решению проблем с целью выработки определённых решений.
На доску прикрепляется название дождей. Начинается работа в группах. Возьмите карточки, соберите пазлы и узнайте, какой дождь нарисован на вашей картинке?
К слову дожди подберите родственное слово. И, вновь, работа в группах. Задание: составьте предложение из слов с новым словом дождевик. Все выполненные работы помещаются на доску.
Перед детьми возникает новая проблема:
- Знаете ли вы, почему дождь бывает косой?
- Откуда появляется ветер?
- Почему он дует?
Ребята отвечают на эти вопросы после небольших опытов. Проводится физминутка «Ветер дует нам в лицо…»
- Что вы чувствовали, когда махали руками у себя перед лицом?
Ребята сделали вывод о том, что ветер – это движущийся воздух. Свой вывод учащиеся сравнили с выводом, данным в учебнике. Итогом данного этапа урока послужило задание: Какой ветер бывает, а какой не бывает? За активную работу на уроке каждая группа получила в подарок капельку дождя.
Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
- Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.
- А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.
Слайд18.
Я пришла к выводу, что наличие традиционной самостоятельной работы предполагает закрепление знаний на репродуктивном уровне, т.е. при применении их по образцу или в сходных ситуациях, творческие задания предполагают применение знаний в измененных ситуациях. Задача учителя найти такие методы, при которых была бы обеспечена активная деятельность всех учащихся.
Особую роль в формировании личностных УУД играют внеурочные мероприятия.
К личностным УУД относятся:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования.
Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Презентация к занятию во вне урочной деятельности по изобразительной деятельности "Образ осени". В рамках творческого объединения "Палитра"
Данная презентация поможет создать женский портрет и отразить приметы осени, как времени года.. Это занятие пошагово обяснит как создать портрет человека. Основным материалом для работы лучше...
Формирование рефлексивных навыков в процессе интеграции внеурочной и урочной деятельности.
Выступление...
Презентация к докладу "Формирование УУД во внеурочной и урочной деятельности"
Презентация к докладу ....
Современные воспитательные технологии во внеурочной и урочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...
Значение игровых технологий в организации внеурочной и урочной деятельности младших школьников
Значение игры в обучении и воспитании младших школьников....
"Интеграция внеурочной и урочной деятельности"
В публикации освещены вопросы интеграции внеурочноу и урочной деятельности. Показаны приёмы интегрирования....