План самообразования учителя начальных классов СПИЦИНОЙ АНТОНИНЫ НИКОЛАЕВНЫ 2012-2017 гг.
Новоаганск
ЛИЧНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ Ф.И.О. учителя: | Спицина Антонина Николаевна | | Дата рождения: | 09.05 1965г. | | Образование (когда и какое учебное заведение окончил): высшее 1999 год, Нижневартовский государственный педагогический институт |
| Специальность по диплому: | Педагогика и методика начального образования | Место работы: |
МБОУ «Новоаганская ОСШ №1» | | Нижневартовского района, Ханты-Мансийского АО-Югра | Занимаемая должность: | Учитель начальных классов | | Дата назначения на должность: | 14. 10.1988 г. | | Общий стаж трудовой деятельности: | 27 лет | | Педагогический стаж: | 27 лет | | Квалификационная категория, дата присвоения: | Высшая, 22 мая 2010 г. |
Курсы повышения квалификации: - Тема «Алгоритмы и программирование в начальной школе» в Нижневартовском филиале окружного ИПК и РРО в 2005 году г. Нижневартовск, сертификат.
- Тема «Методика преподавания пропедевтического курса информатики в начальной школе» в Нижневартовском филиале окружного ИПК и РРО в 2005 году г. Нижневартовск. Сертификат.
- Курсы Региональный методический центр «Центр информационных технологий». Тема «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» 2009 ноябрь Удостоверение 72 часа.
- Курсы повышения квалификации на базе лучших школ, отмеченных национальными премиями в Российской Федерации г. Санкт –Петербурга и Ленинградской области 28.09 – 14.10 2008 года.
- Курсы по ФГОС в г. Екатеринбурге на Всероссийском Форуме учителей по теме «Развитие педагогического потенциала как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» 2011 сертификат. Курсы по ФГОС в г. Екатеринбурге на Всероссийском Форуме учителей по теме « Современные образовательные технологии как основа успешной реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» 2011 сертификат.
- Обучение на практическом семинаре по теме «Подготовка специалистов, привлекаемых в период организации и проведения государственной аттестации выпускников в форме ЕГЭ 2011 сертификат.
- Обучение по теме «Эффективное использование сервисов электронного правительства» 15.10. 2012 г сертификат. Обучение на семинаре по теме «Организация и проведение Г(И)А выпускников 9-х классов, освоивших программы основного общего образования в новой форме» с инструктивно- методической подготовкой организатора в пункте проведения экзамена 27.04.2012 сертификат.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Пояснительная записка. Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивают школу, которая вынуждена и должна изменяться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества. Как отмечается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственнее, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Решение этой непростой задачи во многом зависит от эффективности системы образования, которая должна ориентироваться не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Воспитание нового человека, формирование его личности - краеугольный камень педагогической работы. Продукт школы — личность. Стать личностью — значит осознать себя человеком, впитать в себя непреходящие ценности духовной культуры, созданной многовековым народным опытом, вовлечь эти ценности в трудовую, социально значимую деятельность, в общественную жизнь, в человеческие отношения, в повседневный быт. Особая роль в процессе формирования личности отводится школе. Именно в ней закладывается фундамент, на котором строится вся человеческая жизнь. Поэтому учитель в ответе за каждого своего ученика, за то, каким он станет человеком. От духовной культуры учителя, от силы его убежденности, от его педагогического мастерства, человеческого таланта зависит то, что определяет направленность мыслей, интересов, стремлений его воспитан никое. Это обязывает учителя работать над собой беспрестанно и многосторонне, повышать свое педагогическое мастерство, постоянно учиться. То есть непрерывное образование педагога, систематическое повышение его квалификации становятся важнейшими условиями решения задач, стоящих перед современной школой. Обеспечение постоянного и непрерывного обучения педагогов — главная цель методической работы, осуществляемой на разных уровнях. Системообразующим элементом методической работы является самообразование учителя. Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного самообразования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным. Самообразование — средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Устойчивая потребность в самообразовании, изучении новой информации и опыта, самостоятельном приобретении знаний, самоанализе и самооценке своей деятельности — важнейшее требование, которое предъявляется к работнику в современных условиях. Необходимость повышения квалификации диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны — реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к личности педагога, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Таким образом, повышение квалификации характеризует стремление учителя к постоянному повышению своей профессиональной компетентности, его возможности для профессионального роста, саморазвития, самосовершенствования. Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом. Школа работает над проблемой: «Освоение новой модели образования в процессе подготовки и перехода к внедрению ФГОС».
Тема самообразования: Формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования Цель: Изучение основных аспектов и условий формирования универсальных учебных действий у младших школьников при реализации ФГОС НОО. Задачи: - Совершенствовать педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО.
- Изучить ценностные ориентиры начального образования.
- Определить состав и характеристику универсальных учебных действий.
- Выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.
- Установить связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с Рабочими программами учебных предметов.
- Изучить типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; характеристики результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе.
Потребности и мотивы: В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Переход на новые образовательные стандарты требует более тщательной подготовки учителя к каждому уроку. Учитель тот – кто сам постоянно учится. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования, которое приобретает особое значение, так как в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы обучения и воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу. Направления самообразования: профессиональное, методическое. Источники самообразования: Методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет, общения с коллегами. Срок работы над темой: 5 лет. Представление материала: педагогические советы, семинары, заседания районной творчекой группы, открытые уроки, выступления из опыта работы на педагогических чтениях, на ШМО, РМО. Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.
Ожидаемые результаты работы: для педагога: - обеспечит инновационное планирование образовательного процесса в начальной школе,
- конкретизирует требования к результатам начального общего образования,
- обеспечит необходимый/оптимальный уровень преемственности начального и среднего общего образования.
- сформирует совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- Организует поэтапную отработки УУД, обеспечивающую переход от выполнения действий с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действий (с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции).
- оказать практическую помощь коллегам.
для обучающихся – результаты развития УУД: - адекватная школьная мотивация;
- мотивация достижения;
- развитие основ гражданской идентичности;
- формирование рефлексивной адекватной самооценки;
- функционально-структурная сформированность учебной деятельности;
- развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения;
- формирование внутреннего плана действия;
- развитие рефлексии — осознания учащимся содержания, последовательности и основания действий.
Перечень вопросов по самообразованию: - Технологию развития универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.
- Программы формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.
- Содержательные и организационные компоненты формирования универсальных учебных действий.
- Характеристику результатов формирования УУД на разных этапах обучения.
- Связь универсальных учебных действий с учебными предметами.
- Алгоритм проектирования УУД в календарно - тематическом планировании.
- Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий и система оценки.
- Критерии оценивания сформированности универсальных учебных действий у учащихся на I ступени обучения.
- Методики диагностирования УУД.
- Составить типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
- Составить Программу мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе.
индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей иностранного языка, а также через участие в жизни школы.
Источники самообразования:
- чтение конкретных педагогических периодических изданий;
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
- участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
- проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
- организация кружковой и внеклассной деятельности по предметам;
- посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предметам;
- общение с коллегами в школе, городе и в Интернете и т.д.
- медиа-информация на различных носителях
Литература, которую необходимо изучить: - Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М.Просвещение. 2011 год.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М. Просвещение. 2011 год.
- Копылова В.В. Методика проектной деятельности на уроках. М. 2003 г.
- Мухина С.А., Соловьёва А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов-на Дону. 2004 г.
- Урок русского языка, математики, окружающего мира, технологии,изобразительного искусства, литературного чтения: планирование и контроль (методические рекомендации)
- Приложение к газете «Первое сентября» и др.
Методы процесса самообразования: - Изучение ФГОС начального общего образования.
- Изучение проектирования универсальных учебных действий.
- Практическое применение ОУД в процессе образования на основе методологии проектирования концепции развития ОУД.
- Участие в Интернет форумах по заявленной проблеме.
- Сбор и селекционирование информационного материала по проблеме применения ОУД.
По теме самообразования сотрудничаю: ФИО учителя | Образовательное учреждение | Муленкова Ирина Николаевна | «Излучинская ОСШУИОП №1» | Салтыкова Татьяна Андреевна | Учитель начальных классов Излучинская школа | Бондаренко Светлана | Учитель начальных классов Излучинская школа | Учителями начальных классов в сети интернет | | | |
Работая над темой самообразования посетила: Уроки | Внеклассные мероприятия | Бондаренко Светлана Учитель начальных классов Излучинская школа | Бондаренко Светлана Учитель начальных классов Излучинская школа | Муленкова Ирина Николаевна Учитель начальных классов Излучинская школа | Муленкова Ирина Николаевна Учитель начальных классов Излучинская школа | Учитель начальных классов Излучинская №1, №2, Излучинская начальная школа | Новоаганская ОСШ №1 КВН по русскому языку Наговицына К. В. Открытое мероприятие по математике Джива Н. А. | Видеоуроки на сайте http://youtu.be/EALfcSCnJc4 Тема: «Число и цифра 5» Класс: 1Учитель: Каленова Людмила Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ Уренская СОШ № 1 Тип урока: Урок когнитивного типа (ориентирован на структуру учебной деятельности и виды познавательной деятельности) Вид урока: Введение новых знаний |
| Видеоуроки на сайте http://www.youtube.com/watch?v=Umt2fNN1OSY&feature=youtu.be Тема: «Будем маме помогать!» (по стихотворению А.Л.Барто «Помощница») Класс: 1 «б»Учитель: Веселова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ Устанской СОШ Тип урока: урок личностно-ориентированного типа Вид урока: урок нравственно-этического оценивания |
| Видеоуроки на сайте http://youtu.be/e6mJ-oMB3mg Тема: «Органы чувств - ваши верные помощники в познании окружающего мира» Класс: 1 «Б»Учитель: Смирнова Наталья Михайловна, учитель начальных классов МБОУ Арьёвской СОШ Тип урока: урок когнитивного типа Вид урока: аналитический |
| Видеоуроки на сайте http://rghost.ru/36980596 Тема: Знакомство с буквой П, п. Чтение слогов и слов. 1 «А» кл Тип урока: Открытие новых знаний Учитель- О.И. Кузьмичёва |
| Новоаганская ОСШ №1 Белоусова Е. Г. Хомяк Н. А. Стратнева М. И. |
| Лучшие школы, отмеченные национальными премиями нацпроекта «Образование» в Российской Федерации г. Санкт –Петербурга и Ленинградской области |
| Всероссийский Форум учителей по теме «Развитие педагогического потенциала как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» в г. Екатеринбург |
| Всероссийский Форум учителей по теме « Современные образовательные технологии как основа успешной реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» в г. Екатеринбург |
| Всероссийская Педагогическая Видеоконференция «Образовательная система «Школа 2100» в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта» 15.02.2013 Диплом серия Г №39238/2013 |
| Всероссийский интернет-педсовет. Видеовстреча в рамках Международного фестиваля деятелей образования на портале сайта Pedsovet/org |
| Вебинар «Использование образовательных технологий деятельностного типа на современном этапе» |
| Вебинар «Особенности организации деятельности учителя-предметника в условиях введения ФГОС ООС» |
| Международный фестиваль деятелей образования. Видеовстреча с Г. Громыко, инженером-технологом по технологии парного обучения |
| Участие в XIII Всероссийском педагогическом педсовете. |
| Вебинар «ФГОС: организация внеурочной деятельности в современном образовательном процессе» |
|
С собственным опытом выступала: Мероприятие | Тема выступления | Дата | Школьный педагогический советы, семинары | «Использование педагогических технологий в образовательном процессе с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и современных требований». «Компетентности, необходимые для реализации ФГОС второго поколения» | Ноябрь 2012
Январь 2013 | Всероссийский пеагогический совет на сайте Pedsovet.ru | Обобщение опыта по методической теме «Формирование УУД при реализации ФГОС НОО» на сайте Pedsovet/org | 31.05.2013 г Сертификат Запись внесена в открытый реестр по адресу: http//sert/alledu.ru за №25787 | Участие в XIII Всероссийском педагогическом педсовете. |
| Школьный семинар |
|
| Районный семинар |
|
| Заседание школьной творческой группы |
|
| Заседание районной творческой группы |
|
| На районной выставке «Из опыта работы по ФГОС НОО» | «Из опыта работы по ФГОС НОО» |
| На региональной выставке-форуме | Окружная выставка-форум «Образование Югры-2013. Непрерывное образование» Из опыта работы: (6 папок) «Преемственность между ДОУ и начальной школой», |
| В Международном интернет-конкурсе «Творческий учитель – одаренный ученик» в номинации «Авторские программы и разработка занятий для организаций урочной и внеурочной деятельности обучающихся в т.ч. материалы по организации индивидуализации образования» «Разработка диагностического сопровождения формирования УУД в условиях введения ФГОС»
| «Разработка диагностического сопровождения формирования УУД в условиях введения ФГОС»
| ????????? |
Практический выход в форме: Доклад (где, название) | Педсоветы, семинары: - Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.
- Разработка программы индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в ОУ в условиях введения ФГОС
- Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС
- Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.
- Показатели сформированности универсальных учебных действий на ступенях предшкольного и начального образования
| Программы | Программа формирования УУД Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе Программа методического сопровождения при введении ФГОС НОО Программы по внеучебной деятельности: «Оригами», «Риторика», «Информатика», «Дом в котором я живу», «Азбука нравственности», «Узнаем сами», «Чудеса в ладошке» | Статья (где напечатана, название) | «Формирование УУД при реализации ФГОС НОО» на сайте Pedsovet/org «Разработка диагностического сопровождения формирования УУД в условиях введения ФГОС» на сайте htt:ipk74.ru/forum | Работа творческой группы | ФГОС НОО: основные положения, документы. Сравнение стандатров «Использование современных образовательных технологий в практике работы в условиях ФГОС начального образования» Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС. Приемы формирования УУД Методики и диагностики УУД | Методические недели | «Использование современных образовательных технологий в практике работы в условиях ФГОС начального образования» «Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода |
План мероприятий по этапам: Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2012 – 2017 год | Курсы повышения квалификации учителей. Изучение ФГОС начального общего образования. Изучение психолого – педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова), «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений». | Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов
| 2012 – 2017 год
| Участие в педсоветах, семинарах, мастер-классах, творческих лаборатириях (районных и школьных) для учителей начальных классов. Выступление на педсовете, семинаре, на заседании творческой лаборатории в Излучинске «ФГОС НОО в- действии» Работа в группе учителей – по теме «Реализация технологии проектной деятельности в школе, как средство формирования УУД в рамках ФГОС» Работа в районной творческой лаборатории по внедрению ФГОС НОО | Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 2012 – 2017 год
| Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО. Участие в вебинарах: «Достижение планируемых результатов ФГОС НОО средствами курса литературного чтения», «Использование образовательных технологий деятельностного типа на современном этапе», «ФГОС: организация внеурочной деятельности в современном образовательном процессе» Участие во Всероссийской Педагогической Видеоконференции «Образовательная система «Школа 2100» в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта», «Особенности организации деятельности учителя-предметника в условиях введения ФГОС ООС» Участие в XIII Всероссийском педсовете Районная выставка, посвященная Дню Учителя. Папка «ФГОС начального образования. Из опыта работы» Окружная выставка-форум «Образование Югры – 2013. Непрерывное образование» Выступление на педсовете Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС. Разработка программы индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в ОУ в условиях введения ФГОС Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ. Показатели сформированности универсальных учебных действий на ступенях предшкольного и начального образования « Проектная деятельность, как средство формирования УУД». Выступления на заседаниях ШМО «Технология проектной деятельности» (из опыта работы), «Требования к современному уроку». Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей). Участие в олимпиадах, конкурсах. Размещение опыта работы на сайтах «Про школу.ру», «Педсовет.ру», «Открытый класс», «Социальная сеть работников образования» nsportal.ru и др. | Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2016-2017 год | Участие в работе районного МО учителей начальных классов и в проведении семинаров и заседаний творческой лаборатории. Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах Ведение страничек на сайтах: «Про школу.ру», «Педсовет.ру», «Открытый класс», «Социальная сеть работников образования» nsportal.ru и др. Участие в работе школьного сайта Открытые уроки на школьном и районном уровне. Консультативная помощь учителям и учащимся. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Внедренческий | Распространение опыта работы | 2012-2017 год
2012 -2013 год | Участие во Всероссийских конкурсах Публикации на сайтах «Методсовет», в интернет-портале "ProШколу.ru" , «Педсовет» и «Открытый класс». электронный журнал «Большая перемена», "Банк интернет-портфолио учителей". Публикация в сборнике методических рекомендаций «Формирование УУД у младших школьников»
|
| |