Формирование учебно-познавательных компетенций в начальной школе
учебно-методический материал на тему
Современное образование рассматривается во всем мире как важный фактор становления и развития личности, как неотъемлемая часть среды, в которой живет человек.
Начальная школа — наиболее ответственный период в жизни человека. Здесь закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Сегодня младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, требующими применения знаний, умений и навыков. Вместе с тем, эксперты отмечают неумение выпускников начальной школы пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации.
Федеральные государственные стандарты нового поколения нацелены сократить разрыв между требованиями современности и результатами образовательной программы.
Уточним, что же такое -учебно-познавательная компетенция?
Она представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и как объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идёт о самообучении и самообразовании.
Остановимся на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции - владение механизмами планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности; владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем; владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование учебно-познавательных компетенций
в начальной школе
Стремительно развивающийся мир выдвигает новые требования к развитию личности человека, его профессиональной подготовке. Современное образование рассматривается во всем мире как важный фактор становления и развития личности, как неотъемлемая часть среды, в которой живет человек.
Начальная школа — наиболее ответственный период в жизни человека. Здесь закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Сегодня младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, требующими применения знаний, умений и навыков. Вместе с тем, эксперты отмечают неумение выпускников начальной школы пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации.
Федеральные государственные стандарты нового поколения нацелены сократить разрыв между требованиями современности и результатами образовательной программы.
Формирование ключевых компетентностей становится сегодня главной целью обучения, так как дает возможность ученику повысить свои учебные достижения.
Компетенция - круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен.Ожегов
Компетентность – это способность делать что-либо хорошо или эффективно.
В своей деятельности мы ориентируемся на формирование следующих ключевых компетенций :
Ключевые компетенции в начальной школе:
- учебно-познавательная
- ценностно-смысловая
- коммуникативная
- информационная
Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова
- Искать
- Думать
- Сотрудничать
- Приниматься за дело
- Адаптироваться
Уточним, что же такое -учебно-познавательная компетенция?
Она представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и как объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идёт о самообучении и самообразовании.
Остановимся на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции - владение механизмами планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности; - владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем; - владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
Основную свою задачу мы видим, не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться.
Как правило, становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. На каждом этапе мы стремимся активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению, применяя различные методы, формы и виды работы.
Например:
Вот некоторые из них.
1) Развитие умений видеть проблемы. Цель: формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Задания:
- “Посмотри на мир чужими глазами”;
- “Тема одна – сюжетов много”;
- “Составь рассказ, используя данную концовку”.
2) Развитие умений выдвигать гипотезы. Цель: формирование способности предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное. Задания:
- “Давайте вместе подумаем”;
- Упражнения на обстоятельства;
- “Найди возможную причину события”.
3) Развитие умения задавать вопросы. Цель: развитие умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?). Задания:
- “Найди загадочное слово”;
- Игра “Угадай, о чем спросили”.
4) Развитие умения подбирать литературу по заданной теме.
Рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:
- об использовании человеком науки и техники;
- об истории человечества;
- об исследователях и учёных.
5) Развивать умение ориентироваться в словаре, справочной литературе.
- возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о …;
- найди по оглавлению рассказ Л. Толстого “Какая бывает роса на траве”. Запиши, на какой странице заканчивается этот рассказ;
- какое слово стоит в словаре В. Даля после слова мастерица.
6) Развивать умение ориентироваться в тексте, находить ключевые слова.
Найди ключевое слово третьего абзаца. Запиши его и др.Почему ты выбрал это слово?
7) Развивать умение находить ответы на вопросы к тексту.
- найди статью “Растения луга”. Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить;
- найди статью “Вода и её свойства”. В конце статьи есть вопросы для повторения. Прочитай вопрос №3. Найди на него ответ в тексте. Ответь одним предложением;
- в разделе “Растения и животные водоёма” определи тему статьи.
На уроках используются опорные схемы для моделирования, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности.
Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство — причину познавательного интереса, я использую следующие приемы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на прежние знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, задавая вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?", «что открыли, узнали на уроке?" и т. д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы.
Для обучения учащихся осознанию целей учения и их реализации так же применяю: 1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности.
(Например, даём детям задачу, при решении которой встречается ещё неизученный способ деления); 2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке; 3) реакция на ошибку, через приём «Помоги Незнайке найти ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий; 4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала. (Например, на уроках математики предлагаем детям найти длину забора, которым нужно обнести участок или найти площадь поля, засеянного пшеницей, при решении которых применяются правила нахождения периметра и площади.)
Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством следующих упражнений.
Система упражнений для развития интеллектуальной деятельности
1. «Анаграммы». Решите анаграммы и исключите лишнее слово. НИАВД АТСЕН СЕОТТ КАОЛД
3. «Вставьте пропущенную букву и число».
4. «Вставьте недостающее число». 6. «Ребусы». 1очка (одиночка), 1бор (разбор), ш1а (школа), ф1а (фраза), 2д (парад)
5. «Волшебные картинки». Детям предлагаю дорисовать фигуры, чтобы получился интересный рисунок (3–5 минут), затем ответить на вопросы: «Кем будет (или чем будет) яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый?»
6 «Умозаключения». Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода); Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки); Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат); Треугольник (угол, сторона, отрезок, длина, периметр).
7 «Интеллектуальная разминка». Порядковый номер пятницы в неделе? Какого числа последний день года? Что мы слышим в начале урока? и т. д. 8. «Задачи частично-поискового характера». ВАТА (ФАТА), СОВА (СОФА), ДРОВА (ДРОФА), ОЛИВА (ОЛИФА) Замените одну букву так, чтобы получились новые слова. СЕНЬ БЕДА КОРЬ Прибавьте к каждому слову одну букву так, чтобы получилось новое слово.
8. «Языковые пропорции». Чёрное — белое = огонь — … (вода). Война — смерть = жизнь —… (мир).
Уровень сформированности учебно-познавательной компетенции в целом заключается в:
- ставить цель, пояснять и достигать ее;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию,
самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
- выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;
- использовать различные методов познания;
описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего
- исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации)
и оцениваются в основном, наблюдая за общением детей в группах и парах, вовлекая их в дискуссии, давая им возможность высказывать свое мнение, суждение. В школе для выявления уровня сформированности ключевых компетентностей используют методы анкетирования и тестирования. Достоинством этих методов является их универсальность, удобство и экономичность в проведении исследования и обработке результатов.
Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, профессиональным развитием учителя и развитием ученика, связана с воспитанием ,внеурочной и внеучебной деятельностью. Работая над формированием учебно-познавательной компетенции стараемся создать благоприятную образовательно-развивающую среду, которая помогает учащимся стать конкурентными, активными, способными адаптироваться на второй ступени образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»
Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...
Педагогический проект "Формирование учебно- познавательной компетенции на примере программы "Школа дошкольника АБВГДейка"
В соответствии с ФГОС на ступени предшкольного и начального общего образования была составлена программа АБВГДейка...
"Личностно - ориентированное обучение, как средство формирования учебно - познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе"
В настоящее время в России идет становление новой системы образования В центре внимания - целостная личность, которая стремится к максимальной реализаци своих возможностей, открыта для восприятия ново...
Формирование культуры учебно-познавательных компетенций в начальной школе.
Из опыта работы....
презентация "Учебно-познавательная компетенция в начальной школе"
Данная презентация знакомит с основными компетенциями в начальной школе, раскрывает сущность одной из них - учебно-познавательной....
Формирования учебно-познавательных компетенций в начальной школе. ( из опыта работы)
формирование познавательной компетентности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.Учитель в процессе обучения о...