Формирования учебно-познавательных компетенций в начальной школе. ( из опыта работы)
методическая разработка (4 класс)
формирование познавательной компетентности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Учитель в процессе обучения опирается на веру во всеобщую талантливость детей, на известный со времен античности девиз “Учись обучая” и на психологическую парадигму “Успех рождает успех”
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирования учебно-познавательных компетенций в начальной школе.
( из опыта работы)
Соломонова И.А. учитель начальных классов МБОУ СОШ№188 г.Новосибирск
Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; обучения в глобальном информационном сообществе и другие.
Учебный процесс, целью которого является формирование учебно-познавательной компетентности, должен развиваться в рамках личностно-деятельностного подхода. Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Для этого использую приём «Привлекательная цель». Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.
Например.
Тема: «Свойства воды». Цель учителя - рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками же я ставлю иную цель - узнать, почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого мне позволяет приём “Отсроченная отгадка”.
1 вариант. В начале урока задается классу загадка (излагается удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Пример: « Это и фильтр, и печка, и сторожевой пост» (нос)
2 вариант. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. «На следующем уроке учащиеся узнают о лучшем пылесосе в природе». (Растения, а именно - тополь). Тема: Воздух должен быть чистым».
Также при сообщении темы урока и его цели используется приём «Прогнозирование». Например, урок литературного чтения. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».
Создаю проблемные ситуации, провожу творческие работы (сочинение сказок, стихотворений, рассказов, работа с пословицами, языковые игры).
Использую исследовательский метод (исследование словарных слов, фразеологизмов, текста) и проектную деятельность (проекты «Загадки», «Пословицы и поговорки», «Виды текстов»). Привлекаю учащихся к работе со справочной литературой (использование различные словарей: толковые, синонимов, антонимов, орфографических, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники).
С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.
Приведу примеры заданий, используемых на уроках русского языка.
1. Исправь ошибки и запиши предложение.
2. Найди лишнее слово в каждой строке.
3. Найди неверно употребленные словосочетания. Запиши верный ответ.
Дружеский коллектив, дружная улыбка, цветастый фильм, цветной сарафан, дружелюбные ребята.
4. Замени каждый фразеологизм глаголом-синонимом.
Водить за нос - обманывать, прикусить язык - замолчать, как снег на голову - неожиданно и т.д..
#1055;ереставь буквы так, чтобы получились названия учебных принадлежностей.
#1057;очинение сказок, стихотворений, рассказов по опорным словам.
На уроках предлагаю учащимся учебно-познавательные задания в необычной форме, создавая различные игровые ситуации. И здесь на помощь приходят игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Для того, чтобы игра стала методом, необходимо соблюдение ряда условий:
1. Учебная задача должна совпадать с игровой;
2. Наличие учебной задачи не должно “задавить” игровую задачу. Важно сохранить игровую ситуацию;
3. Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.
На своих уроках я использую игры «Поле чудес», «Угадай слово», «Математический бой», «Буквоград», «Блиц-турнир» и многие другие. Изучая тему по окружающему миру «Растительный и животный мир», дети любят играть в такие игры, как «Заочное путешествие в лес (в парк, на луг, на поле, к водоёму и т.п.)». На уроках использую «творческие пятиминутки», где дети сочиняют стихи, загадки, пословицы, поговорки, «вредные советы».
Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, включаем в урок учебные сказки.
Как правило, становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. На каждом этапе мы стремимся активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению, применяя различные методы, формы и виды работы.
Например:
Вот некоторые из них.
1) Развитие умений видеть проблемы. Цель: формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Задания:
• “Посмотри на мир чужими глазами”;
• “Тема одна – сюжетов много”;
• “Составь рассказ, используя данную концовку”.
2) Развитие умений выдвигать гипотезы. Цель: формирование способности предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное. Задания:
• “Давайте вместе подумаем”;
• Упражнения на обстоятельства;
• “Найди возможную причину события”.
3) Развитие умения задавать вопросы. Цель: развитие умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?). Задания:
• “Найди загадочное слово”;
• Игра “Угадай, о чем спросили”.
4) Развитие умения подбирать литературу по заданной теме.
Рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:
• об использовании человеком науки и техники;
• об истории человечества;
• об исследователях и учёных.
5) Развивать умение ориентироваться в словаре, справочной литературе.
• возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о …;
• найди по оглавлению рассказ Л. Толстого “Какая бывает роса на траве”. Запиши, на какой странице заканчивается этот рассказ;
• какое слово стоит в словаре В. Даля после слова мастерица.
6) Развивать умение ориентироваться в тексте, находить ключевые слова.
Найди ключевое слово третьего абзаца. Запиши его и др.Почему ты выбрал это слово?
7) Развивать умение находить ответы на вопросы к тексту.
• найди статью “Растения луга”. Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить;
• найди статью “Вода и её свойства”. В конце статьи есть вопросы для повторения. Прочитай вопрос №3. Найди на него ответ в тексте. Ответь одним предложением;
• в разделе “Растения и животные водоёма” определи тему статьи.
На уроках используются опорные схемы для моделирования, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности.
Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной компетентности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Учитель в процессе обучения опирается на веру во всеобщую талантливость детей, на известный со времен античности девиз “Учись обучая” и на психологическую парадигму “Успех рождает успех”
Список литературы.
#1065;укина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. – М., 2000.
2. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. Ростов-на-Дону. Феникс.2006. с.130-136.
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.2005. с.75-85.
4. Малыхина Т.В. «Формирование учебно-познавательной компетенции»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...
"Исследовательский проект – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы" (из опыта работы учителя)
Опыт работы учителя по формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы МБОУ "Гимназия №8" с презентацией творческой работы....
«Методика проведения классного часа по формированию нравственной культуры обучающихся в начальной школе» (из опыта работы)
«Методика проведения классного часа по формированию нравственной культуры обучающихся в начальной школе»(из опыта работы)...
"Деятельность учителя по формированию УУД на уроках в начальной школе" из опыта работы
выступление на педагогическом совете "Деятельность учителя по формированию УУД на уроках в начальной школе"...
Здоровьесберегающие компетенции. Практическое применение технологий В.Ф.Базарного в начальной школе (из опыта работы).
Здоровьесбережение в начальной школе веду по технологии доктора-офтальмолога В.Ф.Базарного. Составленный мною проект охватывает урочную, внеурочную деятельность и воспитательную работу....
Презентация "Формирование коммуникативных универсальных действий в начальной школе (из опыта работы)".
Презентация "Формирование коммуникативных универсальных действий в начальной школе (из опыта работы)". Подготовила: Алексеева Нина Петровна....
«Деятельность учителя по формированию УУД в начальной школе. Из опыта работы».
Применение на практике УУД...