Перспективы развития образования: возможности и риски
статья на тему
Перспективы развития образования: возможности и риски
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivy_razvitiya_obrazovaniya_vozmozhnosti_i_riski.docx | 15.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Перспективы развития образования: возможности и риски»
В 21 веке и новом тысячелетии проблемы образования становятся приоритетными во всем мире, так как они определяют будущее каждой страны в отдельности и планеты в целом. Развитие школы без освоения новых идей невозможно, необходим инновационный процесс. Мы должны ответить для себя на вопрос, какую школу мы создаем, что это за школа будущего? Будет ли наш ребенок радоваться, встречаясь с учителем, или будет просто бояться его? Будет ли он приучаться думать? Будет ли школа заниматься его воспитанием?
Во времена советской власти проблема социализации личности ребенка практически решалась с помощью обобществления личности.
Начиная со вступления в октябрята, ребенок нес на себе ответственность перед коллективом. Пионерская, комсомольская организация также обязывали к определенному стилю поведения. Дети с раннего возраста чувствовали себя причастными к общественной жизни, воспитывались на примерах патриотизма, любви к животному и растительному миру.
К середине прошлого века в стране была создана одна из лучших в мире систем школьного образования. Мы обоснованно гордились её достижениями. Но ничто, даже самое лучшее, не может существовать не развиваясь. К концу 1980-х гг. начали снижаться рейтинги отечественного школьного образования по оценкам сравнительных международных исследований учебных достижений учащихся. За предметными результатами терялась личность ребенка, развитие которой – смысл и цель образования. Осознание этого привело к формированию его новых целей и ценностей, к новому пониманию образовательных результатов, определяющих качество образования в его современном звучании.
В настоящее время во главу развития ставится самообразование. Оно возможно в условиях создания разнообразной социокультурной образовательной сферы.
Чему должен научиться ребёнок? Мы все помним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить её. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которое формируют фундаментальное ядро образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения – принципиально новый для отечественной школы документ, назначение и функции которого беспрецедентны в её истории. По сравнению со стандартами первого поколения его предмет, сфера действия значительно расширились и стали охватывать области образовательной практики, которые с единых системных позиций никогда ранее не нормировались.
Перед нами стоит стратегическая задача воспитания образованной и ответственной личности, способной обеспечить не только собственное жизнетворчество, но и разумную жизнедеятельность других людей.
Следовательно, для реализации этой задачи школа должна создать условия для обучения и разностороннего развития личности ребенка в соответствии с его склонностями, способностями и интересами, а также для удовлетворения потребностей детей и их родителей (законных представителей) в получении дополнительного образования. Очевидны неизбежность перемен в управлении образованием, деятельности руководителя; поиск подходов, способных обеспечить дальнейшую жизнедеятельность образовательной организации на высоком уровне.
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В этой связи у образовательного учреждения появляется возможность идти разными путями в предоставлении образовательных услуг с учетом социальных потребностей населения. Таким образом, на сегодняшний день у нас есть возможности в повышении уровня профессионального и общего образования на протяжении всей жизни, равные шансы на получение образования нужного уровня путем поступления в любое учебное заведение открытого типа, условия сохранения конкурентоспособности на рынке труда, индивидуальная свобода выбора времени, места, темпов и траектории обучения. Важнейшими качествами жизни становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь.
Но такой открытый выход в образовательное пространство увеличивает степень профессионально-личностных рисков. К ним можно отнести: культурный шок от встречи с новой образовательной практикой; синдром проектно-сетевой зависимости, постоянное участие в образовательных акциях, мероприятиях, становящееся самоцелью, никак не преломляющееся в деятельности на благо своей страны, своего учреждения.
Таким образом, перспективы успешного развития образования, в соответствии с государственной политикой, зависят от интеграции отечественных и мировых стандартов. В любом случае, его развитие должно соответствовать общемировым тенденциям и удовлетворять всех участников образовательного процесса. А для этого необходимо, чтобы изменения, происходящие в российском образовании, находили отражение в образовательных программах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в краевом семинаре-практикуме по теме: «Проблемы и перспективы развития детского театра в системе дополнительного образования детей Ставропольского края
Опыт работы Учителя начальных классов и руководителя театрального кружка «Буратино» МБОУ «Начальная школа»г-к Железноводска.Ребенок, как солнечный зайчик, как капелька солнца....
Проектная деятельность как средство коррекции и развития потенциальных возможностей у детей с проблемами обучения и здоровья в условиях перехода на интегрированное (инклюзивное) образование
Доклад на тему "Проектная деятельность как средство коррекции и развития потенциальных возможностей у детей с проблемами обучения и здоровья в условиях перехода на интегрированное (инклюзивное) ...
Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в современной России.
Тема статьи "Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в современной России" достаточно актуальная, т.к. это один из процессов трансформации общего образования, основанн...
«Повышение качества образования основные проблемы и перспективы развития» Педагогический совет
Педагогический совет проведен с целью: определения направления развития школы в соответствии с современными преобразованиями имеющимися в ОУ ресурсами....
Тема: «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития».
Здоровье школьников находится под мощным прессингом разнообразных факторов среды и деятельности, что обусловлено значительной учебной нагрузкой, неправильной организацией учебного процесса...
Повышение качества образования в МОУ: основные проблемы и перспективы развития
В статье "Повышение качества образования в МОУ: основные проблемы и перспективы развития" рассматриваются основные проблемы неуспешности учащихся, работа с одарёнными детьми...
Проблемы и перспективы развития начального образования
Задача современной школы – подготовить человека думающего и чувствующего, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой, а также способного не просто получать знания, но и использова...