ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
методическая разработка на тему
Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность. Воспитание экологической культуры младших школьников во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplennie.docx | 38.33 КБ |
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_uchashchihsya_dlya_povysheniya_effektivnosti_protsessa.pptx | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
(Слайд 1)Организация проектной деятельности учащихся для повышения эффективности процесса экологического воспитания учащихся
(Слайд 2)Проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых общим интересом. У.Х.Кильпатрик
(Слайд 2) Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Н. Луконин
(Слайд 4)Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем многие исследователи относят его к педагогическим технологиям 21 века. Одна из задач метода проектов заключается в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности.
Метод проектов как один из способов организации учебно-познавательной деятельности можно широко использовать в начальной школе. Начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
В рамках процесса обучения проектный метод можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска.
Иными словами, проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюн, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Метод проектов может найти применение на различных этапах обучения в работе с учащимися различных возрастных категорий и при работе с материалом различной сложности. Апробация метода проектов в современных условиях показывает, что с его использованием эффективность процесса воспитания (а конкретно - экологического воспитания) возрастает. Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положений концепции экологического образования, открывает новые возможности в программировании воспитательного процесса.
Работая по методу проектов, осуществляю педагогическое сопровождение ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира, во взаимодействии с окружающей средой.
(Слайд 5) Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особую педагогическую значимость метода проектов вижу в том, что:
- метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром;
- метод проектов является педагогической технологией, активизирующей субъективную позицию ребёнка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность;
- метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир, природную и социальную среду, стихию влияний окружающей среды на ребёнка.
Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их традиционной организации обучения.
(Слайд 6) Структура деятельности учителя и ученика
при использовании метода проектов
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности
| Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует
| Раскрывает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создаёт условия для активности школьника |
Субъект обучения
| Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность
| Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
(Слайд 7) Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, необходимо отметить следующее: как известно, возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдалённые задачи, предлагать дальние перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности и т.д. В связи с этим значимость метода проектов видится мне в том, что маленький конкретный проект младших школьников может выступать именно тем «стёклышком калейдоскопа», из которых складывается общая картинка – процесс экологического образования, грамотного взаимодействия ребёнка с окружающей средой.
(Слайд 8) Экологически организованная деятельность младших школьников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность.
В работе с первоклассниками использую кратковременные простые проекты. Вот некоторые из них .
Птичья «столовая»
Проект осуществляется в зимнее время. Суть его – в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории. Дети придумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки, для каких птиц предусмотреть. Подготовительный этап заключается в накоплении корма и изготовлении кормушек.
Проводится открытие птичьей «столовой», а далее дети ведут наблюдения за «столовой»: подправляют кормушки, насыпают корм .Дети замечают, что птицы привыкают к «столовой» и радуются, когда ученики приходят к ним.
(Слайд 9) Птичий домик. Подготовка к встрече пернатых друзей. Изготовление скворечников. И установка их на деревья. Встреча перелетных птиц.
(Слайд 10) Капелька
Это проект бережливых. Суть его – выявление утечки чистой воды и практических делах, направленных на сбережение запасов чистой пресной воды.
Первая часть проекта предполагает поиск ответа на вопрос «Где мы теряем воду?». Устанавливается контроль за водопроводными кранами в школе и дома, выясняется, как и сколько сами дети пользуются водой. На схему наносятся утечки воды. Дети придумывают, как их устранить. Они делают предупреждающие знаки возле водопроводных кранов. Кроме того, придумывают, как сократить объём потребления воды при выполнении разных домашних дел: при мытье посуды, стирке белья.
При подведении итогов Капелька – главный герой итогового мероприятия – благодарит ребят за полезные советы взрослым и детям, за всю проделанную детьми работу.
(Слайд 11)Дождики
Объектом внимания участников этого проекта становится дождь. Какие бывают дожди? Ответ на этот вопрос – цель проекта. Детям предстоит и понаблюдать за дождями, и вспомнить, каким бывает дождь в разные времена года, и спросить у бабушек , дедушек, как называются дожди, и поискать любопытные названия дождей и загадки о них в книжках. В детских работах непременно появится и ливень, и грибной дождик, и весёлый летний, и холодный со снегом зимний, и грустный осенний, и дождь через солнышко…Часть работ будет посвящена образному употреблению слова дождь. А другая часть работ – тем дождям, которых не должно быть на Земле, - кислотным, радиоактивным.
В ходе проекта постоянно звучит, что дождь необходим растениям, дождь – к урожаю. Земля рада дождю, дождик умывает город. Общий вывод: «Дождь- это тоже хорошая погода».
В результате выполнения таких проектов у первоклассников расширяется словарный запас, кругозор; развивается творчество, литературные способности; активизируется внутренняя и внешняя речь; идёт развитие в интеллектуально-нравственном плане; совершенствуется техника чтения.
(Слайд 12) В течение всего первого года обучения реализуется долгосрочный проект «ЭКО – МИР МОЕЙ СЕМЬИ». Он рассматривается как часть программы сотрудничества семьи и образовательного учреждения в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста и представляет собой тематический цикл творческих экологически ориентированных дел с участием родителей.
ЦЕЛЬ.
1.Воспитание экологической культуры младших школьников во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и школы.
2.Включение родителей в процесс экологического образования, формирование единой экологической воспитывающей среды «образовательное учреждение – дом (семья) ребёнка»
(Слайд 13) ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ – первый год обучения.
СОДЕРЖАНИЕ. Проект включает в себя следующие блоки :
- «Вкусно, полезно, красиво!» «Как питается ребёнок дома и в школе? Режим питания. Что значит экологически чистый продукт?» Над этими и подобными вопросами задумываются участники проекта. Им предстоит принять участие в ряде конкурсов «Экологической кухни»
- «Природа в нашем доме» «Какое место занимает природа в нашем доме? Комнатные цветы, домашние животные – им особое внимание, но не только! Природа в нашем доме, точнее – природа духовной жизни семьи, общение семьи с природой. Как часто семья выезжает на природу? Есть ли дома книги о животных, растениях?» Вокруг этих и подобных вопросов строится работа в данном блоке. Участников проекта ждет ряд конкурсов по теме «Природа в нашем доме»
- «Экология души» В каких красках, образах, словах, мелодиях предстанет перед нами окружающий мир? Как отзывается душа на всевозможные контакты с окружающим? Не пустует ли она, не проникло ли в неё зло? Что доброго способен внести каждый из нас в окружающий мир?» Деятельность заключается в ряде творческих конкурсов, где участники проекта демонстрируют свои способности в творческом преобразовании мира.
- «Экология начинается с улыбки» В данном блоке проекта поднимается проблема взаимоотношений, психологического комфорта детей и взрослых дома и в школе: « Как избежать ссор и конфликтов? Как научиться быть настоящим другом? Знаем ли мы, что любят наши близкие? Есть ли в семьях свои добрые традиции? Как мы обращаемся к родным и незнакомым людям» Под знаком любви пройдут конкурсы, встречи, которые учат добру.
(Слайд 14)Ко второму году обучения у детей уже есть опыт участия проектной деятельности, поэтому они с удовольствием принимаются за новый проект.
Разведка осенних примет
Проект реализуется в игровой форме – играем в разведчиков. Но, следуя методике, надо решить первую из педагогических задач: осуществить целеполагание. Перед детьми должна быть поставлена актуальная для них цель. Это значит, что при игровой форме выполнения проекта игра не является самоцелью, она лишь средство, и именно так должна восприниматься и самими детьми.
Помочь обозначить цель проекта можно, к примеру, начав работу с «неожиданного письма» следующего содержания:
Куда : прогимназия №119
Кому : ученикам 2 класса
Обратный адрес: Заячья поляна леса.
Здравствуйте, уважаемые второклассники!
На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другая говорила, что рано. Одни кричали, что трава ещё зелёная, а другие – что небо уже серое. Одни говорили, что осень уже наступила и скоро начнётся зима, а другие думают, что осень ещё только собирается в наши края.
Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы учитесь в школе и, наверное, сможете определить - наступила ли осень? Говорят, что идёт она через ваш город. Расскажите нам, далеко ли она, когда она будет в лесу?
Только собрание Заячьей поляны просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки – дело для зайцев очень непростое!
Надеемся на вашу помощь!
Заячье собрание.
Работа с письмом подводит детей к цели проекта: узнать, наступила ли осень - не по календарю, а в природе и в городе.
Как это сделать? Цель конкретизируется: провести разведку осенних примет. После разведки начинается подготовительный этап. Он включает две части: разработка плана проекта и подготовка к осуществлению его основного практического дела (в данном случае – путешествие в природу с целью разведки осенних примет). Как узнать: наступила ли осень? Ответ на этот вопрос предлагает каждый разведотряд. В результате получается следующее:
1 этап :
«Советы взрослых»
«Школьный учебник»
«По страницам книг и журналов»
2 этап – «Разведка на местности»: указаны объекты окружающей природной и социальной среды, которые выбраны для наблюдения:
«Облака», «Вода», «САД», «Лес», «Полянка, насекомые, трава», «Городские цветы», «Пешеходы», «Урожай», «В гости к пернатым». «Листопад».
На первом этапе дети собирают информацию о приметах осени и готовятся к празднику – старту. Старт представляет собой конкурсную программу, в которой участвует класс.
- Конкурс стихов об осени, в которых звучат её приметы.
- Конкурс художников «Краски осени».
- Конкурс «Одень прохожих»
- «Копилка народной мудрости»
- «Осенняя мелодия» ,
- « Портрет осени»(домашнее задание- дети демонстрируют нарисованный заранее портрет осени комментируют его, подробно характеризуя это время года)
Второй этап – это путешествие класса по намеченному маршруту с остановками, на которых выполняются задания По окончании разведки на местности дети оформляют свои донесения в форме газет с рисунками и рассказами об увиденном.
Подведение итогов проводится в присутствии родителей с празднично накрытым осенним столом с фруктами, осенними букетами. Частью сценария итогового праздника является чествование осени. Не забываем ответить и на письмо с Заячьей поляны: текст составляется, запечатывается в конверт, а утром (так же неожиданно, как и появился) исчезает.
(Слайд 15) Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
(Слайд 16) Третьеклассники могут подготовить проект экологической направленности, посвящённый к международному празднику «День Земли», который отмечается 22 апреля.
Определение темы проекта. Дети просматривают журналы, газеты, телепередачи, выбирают иллюстрации к теме, делают рисунки.
Пейзаж или фотография какого-то объекта местности выставляется в классе, рядом вопрос: «Что бы вы сделали в этом месте?». Дети, рассмотрев пейзаж, пишут ответ на листке. Проводится интервьюирование учениками 3 класса отдельных лиц по данному вопросу. Ответы собираются и анализируются.
(Слайд 17) Ещё один из примеров проекта для третьеклассников. Ребята создают экологический проект по приведению в порядок территории школы, ближнего сквера. Оформляют проект, обсуждают его с первоклассниками, реализуют и, наконец, защищают его, предъявляя, как результат работы, прибранный сквер.
(Слайд 18) На четвёртом году обучения я реализую проект в форме телепередачи «Круглый год».
Проект:
- интегрированный (взаимосвязь экологического, валеологического, эстетического компонентов) и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;
- долгосрочный состоит из блоков: осень, зима, весна, лето, каждый из которых реализовывается автономно, в виде краткосрочных и среднесрочных проектов;
- предполагает работу творческих групп по интересам;
- совмещает урочную и внеурочную работу при изучении курса окружающего мира;
- комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно-поисковый, природоохранительный. здоровьесберегающий);
- применение в разных сферах: школа, семья, досуг.
(Слайд 19) Цели проекта: расширить систему представлений и первоначальных понятий о природе в разное время года, создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Структура проекта:
- эколого-фенологический компонент:
блок «Зима»: выявление признаков наступления зимы в природе, предсказание погоды по народным приметам; поиск информации о способах зимовки диких животных, подкормка зимующих птиц.
- валеологический компонент;
блок «Зима»: поиск информации о средствах, способах и методах сохранения и укрепления собственного здоровья ( о закаливании, витаминах, значении зарядки и спорта, о профилактике простудных заболеваний) , соблюдение мер безопасности на зимних водоёмах;
(Слайд 20) Этапы проектной деятельности.
Первый этап (мотивационный) – целеполагание, погружение в проект.
Перед реализацией проекта с учащимися проводится беседа «Я выполняю проект», в ходе которой обсуждаются этапы проекта, его продукт и презентация. На родительском собрании знакомлю родителей с очередным проектом. Совместными усилиями определяем оптимальные формы их возможного участия: помощь советом, творческими идеями, информацией
Второй этап (планирование деятельности)
Для реализации проекта учащиеся разделились на творческие группы по интересам. Группы представляют собой редакционные советы телевизионных программ «Круглый год» и пятая группа – зрители, которые готовили вопросы для эфира. Все редакции готовили свою программу и сценарий:
«Прогноз погоды» - передача об основных признаках сезонных изменений в неживой природе, календаре народных примет
«Клуб путешественников» - передача о состоянии почвы, водоёмов и растений в разное время года
«Диалоги о животных» - передача о сезонных изменениях в жизни животных.
«Здоровье» - передача о технологиях укрепления здоровья в разное время года и способах оказания первой медицинской помощи.
Третий этап (практически-деятельный).
Редакция программы «Прогноз погоды» составляет картотеку народных примет, оформляет «фенологическое дерево» зимние явления в природе;
Редакция программы «Клуб путешественников» готовила фотоальбом «Зимушка-зима» с зимними пейзажами.
Редакция программы «Диалоги о животных» организовала выставку детских книг «Как зимуют дикие животные».
Редакция программы «Здоровье» оформляла журнал «Здоровье».
Четвёртый этап (рефлексивно оценочный)
Итог проекта – прямой эфир передачи «Круглый год»
Реализация проекта и его презентация.
« Клуб путешественников» - изготовление фотоальбома: организация экскурсии, выбор объектов для съёмок, разные формы оформления альбома. «Здоровье» также оказана помощь - предложены рубрики журнала: закаливание, правильное питание, употребление витаминов, зимние виды спорта, подбор одежды для прогулок и занятий спортом.
(Слайд 21) Весьма важный вопрос – оценка выполнения проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьники, добившиеся особых результатов в выполнении проекта, отмечаются дипломами или памятными подарками, при этом необходимо поощряется каждый ученик, участвовавший в проекте. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект» ,»Весёлый проект», «Оригинальный проект» , «Дружный проект» и др.
Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта. Это может быть чаепитие, экскурсия, пикник, поездка, поход в музей.
(Слайд 22) Возможные результаты ( «выходы» ) проектной деятельности
младших школьников
Альбом; газета; гербарий; журнал; книжка-раскладушка; коллаж; коллекция; макет; музыкальная подборка; наглядные пособия; паспарту; плакат; план; реферат; серия иллюстраций; сказка; стенгазета; сувенир-поделка; сценарий праздника; учебное пособие; фотоальбом; экскурсия.
Динамика продвижения учащихся
Данные проекты, находят значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ними способствует успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.
После четырёх лет участия в проектной деятельности уровень компетентностей учащихся повышается. Частично проявляется высокий уровень при характеристике компетенции решения проблем.
(Слайд 23) Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берёт на себя ответственность за производимое действие.
Использование проектной деятельности в экологическом образовании младших школьников позволяет охватить очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах.
(Слайд 25) Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых общим интересом . У.Х.Кильпатрик
Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души! Н . Луконин
Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюн , можно охарактеризовать как «обучение через делание» , когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром; метод проектов является педагогической технологией, активизирующей субъективную позицию ребёнка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир, природную и социальную среду, стихию влияний окружающей среды на ребёнка. Специфика метода проектов, его воспитательный потенциал и значимость
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов Ученик Учитель Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания Рекомендует источники получения информации Экспериментирует Раскрывает возможные формы работы Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов Активен Создаёт условия для активности школьника Субъект обучения Партнёр ученика Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, необходимо отметить следующее : как известно, возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдалённые задачи, предлагать дальние перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности и т.д. В связи с этим значимость метода проектов видится мне в том, что маленький конкретный проект младших школьников может выступать именно тем « стёклышком калейдоскопа», из которых складывается общая картинка – процесс экологического образования, грамотного взаимодействия ребёнка с окружающей средой.
В работе с первоклассниками можно использовать кратковременные простые проекты . Птичья «столовая » Проект осуществляется в зимнее время. Суть его – в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории. Дети придумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки, для каких птиц предусмотреть. Подготовительный этап заключается в накоплении корма и изготовлении кормушек. Проводится открытие птичьей «столовой», а далее дети ведут наблюдения за «столовой»: подправляют кормушки, насыпают корм .Дети замечают, что птицы привыкают к «столовой» и радуются, когда ученики приходят к ним. Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность.
«Птичий домик» Подготовка к встрече пернатых друзей. Изготовление скворечников. И установка их на деревья. Встреча перелетных птиц.
«Капелька» Это проект бережливых. Суть его – выявление утечки чистой воды и практических делах, направленных на сбережение запасов чистой пресной воды . Первая часть проекта предполагает поиск ответа на вопрос «Где мы теряем воду?». Устанавливается контроль за водопроводными кранами в школе и дома, выясняется, как и сколько сами дети пользуются водой. На схему наносятся утечки воды. Дети придумывают, как их устранить. Они делают предупреждающие знаки возле водопроводных кранов. Кроме того, придумывают, как сократить объём потребления воды при выполнении разных домашних дел: при мытье посуды, стирке белья . При подведении итогов Капелька – главный герой итогового мероприятия – благодарит ребят за полезные советы взрослым и детям, за всю проделанную детьми работу.
Дождики Объектом внимания участников этого проекта становится дождь. Какие бывают дожди? Ответ на этот вопрос – цель проекта. Детям предстоит и понаблюдать за дождями, и вспомнить, каким бывает дождь в разные времена года, и спросить у бабушек , дедушек, как называются дожди, и поискать любопытные названия дождей и загадки о них в книжках. В детских работах непременно появится и ливень, и грибной дождик, и весёлый летний, и холодный со снегом зимний, и грустный осенний, и дождь через солнышко…Часть работ будет посвящена образному употреблению слова дождь. А другая часть работ – тем дождям, которых не должно быть на Земле, - кислотным, радиоактивным. В ходе проекта постоянно звучит, что дождь необходим растениям, дождь – к урожаю. Земля рада дождю, дождик умывает город. Общий вывод: «Дождь- это тоже хорошая погода».
ЦЕЛЬ. Воспитание экологической культуры младших школьников во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и школы. Включение родителей в процесс экологического образования, формирование единой экологической воспитывающей среды «образовательное учреждение – дом (семья) ребёнка» «ЭКО – МИР МОЕЙ СЕМЬИ».
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ – первый год обучения. СОДЕРЖАНИЕ. Проект включает в себя следующие блоки : « Вкусно, полезно, красиво!» «Как питается ребёнок дома и в школе? Режим питания. Что значит экологически чистый продукт?» Над этими и подобными вопросами задумываются участники проекта. Им предстоит принять участие в ряде конкурсов «Экологической кухни» « Природа в нашем доме » «Какое место занимает природа в нашем доме? Комнатные цветы, домашние животные – им особое внимание, но не только! Природа в нашем доме, точнее – природа духовной жизни семьи, общение семьи с природой. Как часто семья выезжает на природу? Есть ли дома книги о животных, растениях?» Вокруг этих и подобных вопросов строится работа в данном блоке. Участников проекта ждет ряд конкурсов по теме «Природа в нашем доме» « Экология души» В каких красках, образах, словах, мелодиях предстанет перед нами окружающий мир? Как отзывается душа на всевозможные контакты с окружающим? Не пустует ли она, не проникло ли в неё зло? Что доброго способен внести каждый из нас в окружающий мир?» Деятельность заключается в ряде творческих конкурсов, где участники проекта демонстрируют свои способности в творческом преобразовании мира. «Экология начинается с улыбки » В данном блоке проекта поднимается проблема взаимоотношений, психологического комфорта детей и взрослых дома и в школе: « Как избежать ссор и конфликтов? Как научиться быть настоящим другом? Знаем ли мы, что любят наши близкие? Есть ли в семьях свои добрые традиции? Как мы обращаемся к родным и незнакомым людям» Под знаком любви пройдут конкурсы, встречи, которые учат добру.
Ко второму году обучения у детей уже есть опыт участия проектной деятельности, поэтому они с удовольствием принимаются за новый проект. Разведка осенних примет Проект реализуется в игровой форме – играем в разведчиков. Но, следуя методике, надо решить первую из педагогических задач: осуществить целеполагание. Перед детьми должна быть поставлена актуальная для них цель. Это значит, что при игровой форме выполнения проекта игра не является самоцелью, она лишь средство, и именно так должна восприниматься и самими детьми. Второй год обучения
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
Создаётся экологический проект по приведению в порядок территории школы, ближнего сквера. Оформляется проект, обсуждается, реализуется и, наконец, участники защищают его, предъявляя, как результат работы, прибранный сквер. Третьеклассники могут подготовить проект в честь международного праздника «День Земли», который отмечается 22 апреля.
На четвёртом году обучения можно реализовать проект в форме телепередачи «Круглый год». Проект: интегрированный (взаимосвязь экологического, валеологического , эстетического компонентов) и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность; долгосрочный состоит из блоков: осень, зима, весна, лето, каждый из которых реализовывается автономно, в виде краткосрочных и среднесрочных проектов; предполагает работу творческих групп по интересам; совмещает урочную и внеурочную работу при изучении курса окружающего мира; комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно-поисковый, природоохранительный, здоровьесберегающий ); применение в разных сферах: школа, семья, досуг.
Цели проекта: расширить систему представлений и первоначальных понятий о природе в разное время года, создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру . Структура проекта: эколого-фенологический компонент; валеологический компонент;
Первый этап (мотивационный ); Второй этап (планирование деятельности ); Третий этап ( практически-деятельный); Четвёртый этап (рефлексивно оценочный) Этапы проектной деятельности.
Весьма важный вопрос – оценка выполнения проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьники, добившиеся особых результатов в выполнении проекта, отмечаются дипломами или памятными подарками, при этом необходимо поощрить каждого ученика, участвовавшего в проекте. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект» , «Весёлый проект», «Оригинальный проект» , «Дружный проект» и др. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта. Это может быть чаепитие, экскурсия, пикник, поездка, поход в музей.
Альбом ; газета; гербарий; журнал; книжка-раскладушка; коллаж; коллекция; макет; музыкальная подборка; наглядные пособия; паспарту; плакат; план; реферат; серия иллюстраций; сказка; стенгазета; сувенир-поделка; сценарий праздника; учебное пособие; фотоальбом; экскурсия. Возможные результаты ( «выходы» ) проектной деятельности младших школьников
Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берёт на себя ответственность за производимое действие . *** Использование проектной деятельности в экологическом образовании младших школьников позволяет охватить очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах.
http :// www.scienceforum.ru/2014/761/3842 http:// infourok.ru/ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-cherez-proektnuyu-deyatelnost-877983.html http:// www.maam.ru/detskijsad/proektnaja-dejatelnost-v-yekologicheskom-vospitani-doshkolnikov.html Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. //Начальная школа.– 1989, N5, С. 25-27 . Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе. //Начальная школа.–1988, N8, C. 40-46 . Хафизова Л.М. Экологическое воспитание у младших школьников. //Начальная школа.–1989, N3, C. 33-34. 1. 2. 3. 4. 5. 6.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности учащихся начальных классов
Материал для выступления на семинаре по теме "Организация проектной деятельности учащихся начальных классов....
Организация проектной деятельности учащихся начальных классов
Задача сегодняшнего дня - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. А проектная деятельность как раз и является одним из направле...
Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся в начальных классах
Описывается опыт работы над коллективным проектом с учащимися 4 классов....
Организация проектной деятельности учащихся на уроках математики
Статья из опыта работы...
Повышение учебной мотивации через организацию проектной деятельности учащихся.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с со...
« Проектная деятельность учащихся , как средство эффективности обучения.»
« Проектная деятельность учащихся , как средство эффективности обучения.»...