« Проектная деятельность учащихся , как средство эффективности обучения.»
методическая разработка на тему
« Проектная деятельность учащихся , как средство эффективности обучения.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
« Проектная деятельность учащихся , как средство эффективности обучения.»
В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов как образовательная технология, ориентирован на формирование опыта творческой деятельности учащихся.
Ни для кого не секрет, что школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки и раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. А учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Поэтому проектная деятельность в начальных классах – это в основном творческие проекты.
Творческие проекты – в отличие от исследовательских предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результатом могут быть: поделки (игрушки, книги, рисунки, плакаты, сочинение, видеофильм, открытки, макеты, фильм и т.д.); мероприятия (спектакли, игра, праздник, экспедиция, викторины и т. д.);
Ещё одной особенностью организации проектной деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Задачи учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее решить множество задач по развитию и воспитанию личности учащихся.
У меня накопился некоторый опыт, которым хотелось бы поделиться со своими коллегами.
Работа над проектами дает хорошие результаты: учебный материал усваивается легко, дети заинтересованы в получении новых знаний. 1 – 2 класс – это простые, в 3 – 4 классах учащиеся будут выполняют более сложные проекты. Это могут быть практико - ориентированные, творческие, информационные с исследовательской, поисковой, творческой или прикладной деятельностью. В 4 классе по сравнению с предыдущими этапами обучения увеличивается сложность учебно-исследовательских задач, ведется работа над умением делать осознанные и развернутые рассуждения, обобщение и выводы.
Проекты могут быть выполнинены как в бумажном виде, так и с использованием компьютерных технологий. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей.
Темы детских проектных работ обычно выбирают из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Творческие проекты, информационные проекты:
Приведу несколько примеров проектов, которые мы выполняли вместе с ребятами.
- С целью знакомства учащихся друг с другом в первый день в школе выполняем Проект «Бейджик» ( индивидуальный).
- Проект «Я умею» (индивидуальный) – дети рассказывают о том, что они уже умеют придя в школу. Цель: повышение самооценки и учебной мотивации.
Проекты с элементами поисково – исследовательской деятельности.
- Проект «Моя малая родина» . Дети рассказывают о своей малой родине (проводят небольшое исследование с помощью родителей о том месте, где они родились, росли). Это Рязань и Рязанская обл., поэтому проекту было дано продолжение: исследовать район, сфотографировать какой – либо объект, изучить его историю.
- Проект «Моя семья»
Урок Окружающего мира «Моя семья» не может не подтолкнуть к созданию проекта «Генеалогическое древо семьи». Дети с помощью родителей проводят небольшое исследование в области биографии, совместно создают проект. Объект исследования – учащиеся и их семьи. Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач практики непрерывного образования педагога, как повышение самооценки ребёнка в семье, воспитание чувства гордости за своих предков.
- Проект «По страницам детских журналов». Сначала на уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с разнообразием детских журналов, каждый ученик готовит проект «Мой любимый журнал». Затем я предложила ребятам попробовать себя в роли автора журнала, дизайнера и создать обложку своего журнала. Кто-то разработал только обложку, кто-то увлекся и создал несколько страниц своего журнала.
- Проект «Волшебная сказка». На уроках литературного чтения мы читали волшебные сказки, определяли признаки волшебной сказки, затем пробовали сочинять свои волшебные сказки
- Проект «Будь природе другом». Это серия экологических проектов, в процессе которых учащиеся учатся выяснять, как деятельность человека влияет на окружающую среду. Это письма о том, как можно помочь животным зимой, рассказ о своих добрых делах по отношению к природе.
- В продолжении темы «Времена года», Проект «В гости к зиме». Это индивидуальные проекты, в процессе которого на уроках мы знакомимся с сезонными изменениями в природе.
Заключение.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с различными источниками информации. Они стали проявлять инициативу, учатся мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация.
Учебная деятельность не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное, при обработке навыков и умений его практического применения, этот метод, по моему мнению, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных.
Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы: 1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счёт обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.
5. повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности.
Работа над проектами дает хорошие результаты: учебный материал усваивается легко, дети заинтересованы в получении новых знаний, т.о. повышается мотивация учащихся к учению.
Я буду продолжать начатую работу, буду искать новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе. Надеюсь, представленный материал показался вам полезным и породил новые идеи для новых проектных работ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания патриотизма
Данные рекомендации содержат описание работы над общешкольным проектом «Красный день календаря». Реализация данного проекта позволяет решить одну из главных задач воспитания младших школьников –...
Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед ...
Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций
Материал содержит информацию о методе проектов как дидактическом средстве, позволяющем формироватьучебные навыки и компетенции младших школьников....
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность. Воспитание экологической культуры младших школьников во взаимодейст...
Проектная деятельность в начальной школе - эффективный метод обучения в свете ФГОС
Я убеждена, что в проектную деятельность необходимо включать школьников с 1 класса, постепенно. Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с у...
Введение в проектную деятельность учащихся начальной школы при обучении финансовой грамотности
В статье содержатся ряд примеров для организации обучения финансовой грамотности на уроках английского языка. Участвуя в проектной деятельности учащиеся активно пользуются новой лексикой, запоминают е...