Развитие логического мышления и творческого потенциала как способ формирования универсальных учебных действий
статья по теме
В работе представлена приблизительная система приёмов по развитию логического мышления и творческого потенциала по строго определённой последовательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logicheskoe_myshlenie.docx | 391.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тарасова Е.С.
учитель нач.классов
МБОУ СОШ №8
им.В.Солдатенко
ст.Келермесской
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Современное общество предъявляет к личности всё более высокие требования. Общество не может стоять на месте, оно развивается, и для прогресса нужны люди свободные, высокообразованные, творческие, обладающие высоким уровнем развития разных видов мышления. В условиях роста социальной конкуренции необходимо уметь творчески применять свои знания и навыки. Задача современного педагога – развитие творческих способностей, творческого мышления учащихся; формирование полноценного, самостоятельно мыслящего, принимающего правильные решения человека и воспитание активной личности.
Цель работы учителя – сформировывать универсальные учебные действия посредством развития логического мышления и творческого потенциала.
Ребёнок 7 лет обычно мыслит конкретными категориями, именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие мышления, что приводит к качественной перестройке восприятия, памяти, превращая их в произвольные, регулируемые процессы. Развить сразу весь комплекс свойств логического и творческого мышления невозможно.
При продуманном же и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже в начальной школе ребенок полностью овладеет логическими приемами мышления. Такую работу нельзя начинать с любого логического приема, так как внутри системы логических приемов мышления существует строго определенная последовательность, один прием строится на другом.
1.Первое, чему необходимо научить учащегося - это умению выделять в предметах свойства. Необходимо специально обучать детей умению видеть в предмете множество свойств. Для этого полезно показать им прием по выделению свойств в предметах - прием сопоставления (смыслового соотнесения) данного предмета с другими предметами, обладающими другими свойствами.
Высший тип ориентировки - соотнесение с одновременным учётом двух параметров. (Рис. справа: найти домики, выполнив все условия. Рис. слева: впиши буквы в точно такие же фигурки в нижних рядах; прочитай слова. )
2.Некоторые трудности отмечены у младших школьников в овладении такой мыслительной операцией, как сравнение. Для более глубокого и точного познания деятельности, особенно большое значение имеет такое качество мышления, как способность находить главные отличительные признаки в наиболее сходных предметах и общие - в различных. Далее предлагается учащимся привести свои примеры совпадающих, пересекающихся понятий, понятий, не имеющих ничего общего, понятий, полностью входящих в более общее понятие. (Рис. слева, сверху: найди отличия. Рис. справа: раскрась одинаковых рыбок одним цветом. Рис. слева, снизу: сделай все фигуры одинаковыми.)
3. Следующий логический прием, который широко используется в процессе обучения и без которого невозможно полноценное мышление человека, - прием выведения следствий (умозаключений). (Рис.: продолжи ряд, установив закономерность.)
Особые трудности возникают у младших школьников при установлении причинно-следственных связей. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. В этот раздел входят задания с ребусами, магическими квадратами, логические задачи.
Например: «Логическая задача». В корзине лежат 2 яблока и 6 груш. Не глядя достают из корзины 4 фрукта. Какими фруктами они могут оказаться?
Формированию умений строить суждения и умозаключения также отводится большое внимание психологами. В.А. Крутецкий отмечает, что учащиеся первых и вторых классов, обосновывая правильность своих суждений, опираются не на логические доказательства, а на конкретные реально существующие факты или на известные им аналогичные примеры из прошлого опыта. А.З. Зак показывает в своих исследованиях, что обоснованно доказывать положения школьники начинают в третьем и четвертом классе.
4.Очень важным приемом логического мышления, используемым в процессе всего школьного обучения, является также прием классификации.
Например: буквы обведи в кружок, а цифры зачеркни: а н т 1 ф 2 б г 6 9 о к (Рис. слева: раздели фигуры на группы.)
Без специальной работы прием классификации усваивается неудовлетворительно. В состав этого приема входят такие действия, как выбор критерия для классификации; деление по этому критерию всего множества объектов, входящих в объем данного понятия; построение иерархической классификационной системы. Естественно, что формирование этого приема должно происходить постепенно, на материале разных учебных предметов. (Рис.справа: дорисуй нужный предмет.)
5. Уже на первых этапах обучения в школе закладываются основы умения анализировать и выделять основные (главные) признаки и свойства. Синтез и анализ протекают всегда в единстве. Анализируется то, что включает в себя что-то общее, целое. Синтез также предполагает анализ: чтобы объединить какие-то части, элементы в единое целое, эти части и признаки необходимо получить в результате анализа. В мыслительной деятельности анализ и синтез как бы поочередно выходят на передний план. Ребятам можно предложить следующие задания:1.«Наборщик»: составьте, используя буквы, входящие в состав данного слова, как можно больше новых слов. ТЕПЛОВОЗ
2.«Зашифрованное слово»: составьте новое слово, взяв по одному слогу из данных слов. ВОДА ДОРОГА ПРОБА НЕВОД (водопровод)
6.В высказываниях школьников первых и вторых классов о различных предметах на передний план выступают разнообразные действия самих предметов и действия по отношению к ним. К четвертому классу ребята уже могут обобщать, опираясь на признаки, отражающие внутренние существенные связи и отношения между предметами и явлениями действительности. Мысленное объединение предметов и явлений в группы по общим и существенным признакам - обобщение. В учебной работе школьников обобщения обычно проявляется в выводах, определениях, правилах. Школьникам иногда трудно произвести обобщение, так как далеко не всегда им удается самостоятельно выделить не просто общие, но и существенные общие признаки. Теоретическое обобщение основано на глубоком анализе объектов и выявлении скрытых общих и существенных признаков, отношений и зависимостей. На практике можно использовать следующие задания:
- Перед скобками слово, а в скобках — еще 5 слов; найдите 2 слова из
написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова, стоящего
перед скобками: 1) Чтение (книга, очки, глаза, буква, луна).
2) Сад (растение, садовник, земля, вода, забор).
3) Река (берег, тина, вода, рыболов, рыба).
- Сравните понятия: книга - тетрадь. Общие и отличительные черты выпишите на листе в 2 столбика.
- Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпишите его.
1) Дуб, дерево, ольха, ясень.
2) Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий.
- «Поиск общих слов»: даны слова, мало связанные между собой. За 10 минут
напишите как можно больше общих признаков этих предметов.
ЧАШКА, КОНСЕРВНАЯ БАНКА
Систематическая работа по развитию логического мышления и творческого потенциала даёт учащимся возможность научиться путём рассуждений решать логические, нестандартные, комбинаторные и алгоритмические задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно-дидактические задания, а также ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиваться результатов.
Таким образом, именно начальная школа является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических. О человеке, у которого хорошо развито логическое мышление, говорят, что он основательно мыслит, дисциплинированно рассуждает. Такой человек, как правило, не допускает ошибок в своих рассуждениях и выводах. Хорошо развитое логическое мышление предостерегает человека от промахов и ошибок в практической деятельности.
Список литературы :
1. Немов А.И. Общая психология-М.,1990.
2. Петровский А.В. Введение в психологию-М.,1998.
3. Русанов В.Н. Логические задачи на раскрашивание.// Начальная школа. - 1991. - № 6. с. 36-38.
4. Соколова Т. Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 2 класс/ Т. Н. Соколова. – М.: Росткнига, 2007.
5. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг,2000.
6. Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. – М.: Рольф, 2000.
7. Холодова О. юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: В 2-х частях.-М.: Росткнига, 2008.
8.Яковлева С.Г. Развитие логических суждений у младших школьников// Начальная школа. - 2002.- № 12. - с. 84-86.
Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников
"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общ...
Проекты в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта. В основе каждого учебного проекта лежит некая п...
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...
Самостоятельная работа как способ формирования универсальных учебных действий
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и сформирование универсальных учебн...
Статья «Роль творческого потенциала учителя в формировании универсальных учебных действий обучающихся»
Тема самообразования «Роль творческого потенциала учителя в формировании универсальных учебных действий обучающихся»...
«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕНИКА НА УРОКЕ»
Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей и логического мышления учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зар...