«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕНИКА НА УРОКЕ»
статья

Лихачева Татьяна Александровна

Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей и логического мышления учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых.

В настоящее время всем очевидно необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных , инициативных. творчески мыслящих людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Луховицкая средняя общеобразовательная школа №9»

     

            Доклад на тему: 

«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕНИКА НА УРОКЕ»

Учитель:   Лихачева Татьяна Александровна, стаж работы –23года,

высшая квалификационная категория.

                                                    2019г.

Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей и логического мышления учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых.

В настоящее время всем очевидно необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных , инициативных. творчески мыслящих людей.

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Согласно мысли Л.С. Высотского обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка. Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи , такие как Ж. Пиаже, Л.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Е.И. Рогов . они углубили теорию развития мышления и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия. способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.

Большой рост объема информации требует от ученика таких качеств как инициативность, способность быстро и безошибочно принимать решения. а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. И именно школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия развитием творческих и логических способностей учащихся и воспитанием активной личности .

Творчество-это созидание . Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Педагогу важно разборчиво подходить к каждому ученику, развивать творческие начала. В процессе формирования творческого, логического мышлений детей, самое важное научить ребят делать пусть самые маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи , которые требовали от него не просто действий по аналогии ( копирование действий учителя ), а таили бы в себе возможность для умственного прорыва. Полезен не сколько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками. Сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.

Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень многое придумывать, открывать, быть увлеченным человеком и любящим свой предмет и учеников.

Обучение в начальной школе является стартовой площадкой в развитии их творческого и логического потенциала. Любопытство, жажда новизны, характерна для каждого ребенка и очень важно, чтобы эти качества переросли в любовь к знаниям-позновательную конкретность. В условиях быстро меняющего мира от ученика требуется все большее применение его творческих и логических возможностей.

Совершенствовать и развивать творческое и логическое мышление необходимо всю жизнь. Ими должны заниматься все преподаватели. Математик должен приучить ученика к краткому и логически полноценному изложению. Литератор – к выразительной и насыщенной речи. Человек рождается без умения мыслить, лишь с задатками к нему. Мыслить он научится постепенно, особенно в процессе обучения.

Одним из наиболее важных качеств мышления является его логичность, то есть способность делать правильные выводы. Находить правильные следствия из имеющихся фактов. Хорошо развитое логическое мышление предостерегает человека от промахов и ошибок в практической деятельности. Педагог учит ученика добывать знания. Быть самостоятельным, то есть зажечь его. Поэтому урок надо построить так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным, не боялся получать двойки за неправильный ответ. Был защищен от насмешек одноклассников. Чтобы учеба была для него в радость.

Психологами установлено. Что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии логического мышления учащихся- обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы. называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что главными условиями формирования развития творческого потенциала и логического мышления школьников ученые выдвигают следующее:

  1. Раннее начало, предоставление свободы выбора, среда, окружающая ученика, поощрение творчества.
  2. Активные методы обучения: диалогические, организация дискуссий, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, проблемный диалог.
  3. Творческий потенциал самого учителя, его тактичность.

Развивать логическое мышление и творческий потенциал в процессе обучения это значит:

  1. Развивать у учащихся умение сравнивать наблюдаемые предметы, находить в них общие свойства и различия.
  2. Вырабатывать умение выделять существенные свойства предметов и отвлекать ( абстрагировать) их от второстепенных, несущественных.
  3. Учить школьников делать правильные выводы из наблюдений или фактов, уметь проверять эти выводы, развивать у учеников умение убедительно доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения.
  4. Следить за тем, чтобы мысли учащихся излагались определенно, последовательно. Обоснованно.
  5. Учить детей расчленять ( анализировать) расчлененные мысленно предметы в одно целое.

Вряд ли в классе можно найти ребенка, который бы не старался думать и работать в меру своих сил, если он видит, как мы взрослые ценим его достижения. А вот если ребенок постоянно познает горечь поражения, то вряд ли у него останется надежда на успех в будущем.

Каждый урок должен иметь свою неповторимость. чтобы ученик чувствовал себя личностью, творцом. Каждый работает на пределе своих возможностей. реализует и развивает свой творческий потенциал.

Чем выше уровень эмоционального комфорта. тем больше шансов на успех в учебе.

Каждый из нас думает о завтрашнем дне. Каким оно будет -будущее наших сегодняшних учеников, а это зависит от педагогов. Целенаправленно развивать в каждом ребенке творческий потенциал, тем самым дать возможность ему во взрослой жизни реализовать свой идеи и быть независимым от обстоятельств. Если мы развиваем словесно-логическое мышление, то это позволит в будущем каждому ученику быть социально-активным, умеющим отстаивать свою точку зрения.

Развивая абстрактное мышление, мы формируем умение легко адаптироваться к новому и быстро принимать решения.

Споры о том, в каком возрасте ребенок способен логически мыслить, ведутся уже давно. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, педагогические эксперименты, убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и были найдены пути их развития.

Уроки математики и русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучая их умению кратко, точно, ясно излагать свои мысли.

Именно в младшем школьном возрасте уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни является эмоциональная сфера, мышление, формирование творческого потенциала, Главными образующими личности остаются воображение и основанное на нем творчество, потребность ребенка активно действовать в мире.

Необходимость развивать логическое мышление и творческий потенциал не нуждаются в доказательствах. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, бессодержательными мультфильмами, что порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время особенно необходимо.

Логическое мышление у младших школьников можно продуктивно развивать с помощью интересных задачек, загадок, головоломок. Для развития логического мышления и творческого потенциала школьников придумано огромное количество игр. Задачей и упражнений. Умелое использование их в школьной и родительской практике принесет наилучшие результаты. Главное здесь – желание и инициативность.

Чтобы развитие логики и творчества были на высоком уровне , учителя и родители должны объединить усилия.

Если эти качества станут частью личности каждого ученика – это гарантия успешности его жизни и жизни общества.


Литература:

  1. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. – С. 261–265. – URL: http://e-koncept.ru/2013/64054.htm.
  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А. Гин. — 13-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. — 112 с.
  3. Красс Э.Ю., Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 5-6 классах. – М.: ИЛЕКСА, 2014. – 64 с.
  4. Мерзляк А.Г. Математика. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, И.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 304 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задания на развитие логического мышления и творческих способностей у учащихся 1 класса

задания на развитие логического мышления и творческих способностей у учащихся 1 класса...

"Развитие логического мышления младших школьников с ЗПР на уроках математики"

Проблема развития логического мышления у учащихся с задержкой психического развития волнует не только педагогов-психологов, но и учителей. В своей работе приведу только некоторые приёмы развития логич...

Развитие логического мышления и творческого потенциала как способ формирования универсальных учебных действий

В работе представлена приблизительная система приёмов по  развитию логического мышления и творческого потенциала по строго определённой последовательности....

Развитие креативного мышления и творческих способностей учащихся на уроках математики в условиях внедрения ФГОС НОО

В статье рассматриваются методы и приёмы развития креативного мышления и творческих способностей учащихся начальных классов на уроках математики в условиях внедрения ФГОС НОО. Приводятся примеры задан...