Проблемно-ориентированный анализ МО начальных классов
методическая разработка (2 класс) на тему

Татьяна Владимировна Кочнева

Проблемно-ориентированный анализ методического объединения начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poa_2015-16god.docx47 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно - ориентированный анализ

деятельности методического объединения учителей начальных классов

за 2015-2016 уч.год

Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы, объективная оценка результатов, определение проблем методической работы, определение целей и задач на новый учебный год.

Задачи:

  1. Проанализировать состояние методической работы в ШМО учителей начальных классов
  2. Выявить проблемы, снижающие уровень продуктивности методической работы.
  3. Определить возможные пути и средства решения обозначенных проблем.
  4. Сформулировать цели и задачи на новый учебный год.

В    2015-2016 учебном году в состав МО входило 6 учителей: Сидорова Татьяна Георгиевна, Кочнева Татьяна Владимировна, Канина Галина Николаевна, Дулова Наталья Николаевна, Скумс Людмила Георгиевна, Замащикова Светлана Ивановна. В этом учебном году  МО  работало над темой «Создание единого образовательно-воспитательного пространства без возрастных ограничений и без деления форм деятельности на учебную и воспитательную»

Были поставлены следующие задачи:

1.Изучение нестатических форм организации УВП;

2.  Введение в рамках реализации ООП разновозрастных групповых форм работы;

3.  Обучение составлению индивидуальных образовательных маршрутов;

4. Продолжить работу по проведению мониторинга ООП НОО;

5. Продолжить работу по формированию метапредметных умений;

6. Реализация и внесение коррективов в ООП НОО;

7. Продолжить применение технологии проблемно-диалогового обучения как средства развития компонентов учебной деятельности с последующим анализом.

8. Обеспечение преемственности между начальным и основным образованием для эффективной апробации ФГОС ООО;

9. Изучение изменений процедуры аттестации педагогических работников;

10. Обобщение педагогического опыта педагогов.

Функционирование в течение нескольких  лет методического объединения учителей начальных классов дало свои положительные результаты и одновременно обозначило ряд проблем.

Анализ осуществлялся по следующим параметрам:

  • качественный состав педагогических кадров методического объединения;
  • анализ учебной деятельности;
  • результаты участия школьников в олимпиадах; внеклассная работа
  • деятельность методического объединения.

Прежде всего анализу подвергался качественный анализ педагогических кадров методического объединения (см. таблицы 1 и 2 )

                              Качественный состав педагогических кадров по разрядам

Таблица 1

Разряд по ETC

Количество учителей

%

2015-2016

2015-2016

1

12

4

50%

Анализ распределения педагогов методического объединения по разрядам показывает, что по сравнению с прошлым годом процент учителей с первой категорией на прежнем уровне.50% учителей прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности.

              Качественный состав педагогических кадров по стажу

Таблица 2

Педагогический стаж

Количество учителей

%

2015-2016

2015-2016

1

от 15 до 25

4

67%

2

свыше 25лет

2

33%

Значительная часть учителей 67 %, входящих в состав методического объединения имеет стаж педагогической работы по преподаваемому предмету от 15 до 25 лет, а 33% - свыше 25 лет, что свидетельствует о наличии у них достаточного опыта педагогической деятельности для достижения действенных результатов в обучении и воспитании школьников. Образовательный ценз учителей: 83 % педагогов имеют высшее специальное образование.

            Большое внимание уделялось анализу уровня обученности и качества знаний.   В этом году промежуточный контроль знаний  проходил в  форме тестов, комбинированных контрольных работ.

Процент качества знаний по предметам начальной школы за 2014-2015 учебный год составил:

Результаты обученности учащихся по итогам года

Предмет

Класс

Кол-во уч-ся

Успевают на 4и 5

Не успевают

Средний %успеваемости

Средний % качества

Средний балл по предмету

Математика

1

10

6

2

80%

60%

3,4

Математика

2

10

5

2

80%

50%

3,4

Математика

3

8

2

1

88%

25%

3,1

Математика

4

9

5

-

100%

56%

4

Средний балл по предмету

(1-4кл)

37

18

5

87%

48%

3,5

Русский язык

1

10

3

2

80%

30%

2,5

Русский язык

2

10

3

2

80%

30%

3,1

Русский язык

3

8

2

1

88%

25%

3,1

Русский язык

4

9

5

-

100%

56%

4

Средний балл по предмету

(1-4кл)

37

13

5

87%

35%

3,1

Литературное чтение

1

10

8

-

80%

80%

3,9

Чтение

2

10

7

-

100%

70%

3,9

Чтение

3

8

5

-

100%

50%

3,6

Чтение

4

9

6

-

100%

67%

4

Средний балл по предмету

(1-4кл)

37

26

-

95%

67%

3,9

Окружающий мир

1

10

6

-

100%

60%

3,7

Окружающий мир

2

10

3

-

100%

30%

3,5

Окружающий мир

3

10

5

-

100%

50%

3,5

Окружающий мир

4

9

6

-

100%

67%

4

Средний балл по предмету

(1-4кл)

37

20

-

100%

52%

3,7

Класс

Всего учащихся

Учатся на «4» и «5»

Не успевают

Успеваемость

Качество

1

10

3

2

80%

30%

2

10

3

2

80%

30%

3

8

2

1

88%

25%

4

9

3

-

100%

33%

итого

37

11

5

86%

30%

Результаты обученности по предметам показывают, что имеются неуспевающие по русскому языку и математике в 1 классе Чувашова Ксюша, оставлена  на повторное обучение  (решение ПМПК протокол от 08.02.2016г),  Черняев Слава оставлен на повторное),  во 2 классе Земляков Толя, Лысцов Миша оставлены  на повторное обучение, Павлова Ира оставлена на повторное обучение в 3 классе.

В 4 классе была проведена Всероссийская проверочная работа

Предмет

Класс

Количество

Успеваемость

Качество

Русский язык

4

9

56%

44%

Математика

4

9

67%

44%

Окружающий мир

4

9

89%

56%

     Результаты Всероссийской проверочной работы обучающихся4 класса, проводимого в мае  2016 года показали удовлетворительные  результаты, что говорит о проведении  качественной подготовки обучающихся к выполнению данной работы.

Большое внимание педагоги уделяют организации внеклассной и внеурочной работе по предметам. Традиционно проходит неделя начальных классов.

Неделя начальных классов проводилась со 2 по 10 февраля.

Такие мероприятия в начальной школе – это праздник длиною в целую неделю. Это было увлекательное путешествие по учебным наукам, старт, которому был дан в начале недели.

Станцию под названием «Математика- царица наук»  подготовила учитель  2 класса Канина Галина Николаевна.  Ребята с удовольствием разгадывали математические кроссворды и ребусы.

Победителями стали: Нечаев Никита, ученик 3 класса, Канина Ира-1 класс.

Следующую станцию «Чтение- лучшее учение» подготовила учитель 4 класса Сидорова Татьяна Георгиевна.  Здесь ребята показали свои знания по сказкам, ловко подбирали синонимы и антонимы к словам, разгадывали загадки.

Станцию под названием «Великий русский язык», подготовила учитель 1 класса Кочнева Татьяна Владимировна. Ребята показали себя эрудитами в отгадывании кроссвордов, ребусов, пословиц.

И завершила путешествие станцией «Знаток окружающего мира» Дулова Наталья Николаевна, учитель 3 класса.

Лучшими знатоками окружающего мира стали: Скумс Диана, Павлова Алина, ученицы 3 класса, Салова Наташа, ученица  2 класса.

Также активное участие в путешествии приняли: Купцова Настя, Овечкин Егор, Алферов Стас, Лысцова Настя, Труфанова Соня,  Павлов Данил, Павлов Кирилл, ученики 4 класса,  Павлова Алина, Павлова Ира, Отчесова Кристина, ученики 3 класса, Чувашов Владислав, ученик 2 класса.

Также учителя начальных классов провели открытые уроки.

Проводимые уроки отмечались разнообразием приемов и методов обучения, форм организации урока. Учителя стараются работать творчески, так как современный урок- это творчество самого учителя, его стремление к проявлению профессиональной индивидуальности. На уроках в начальных классах ученики совершали интересные открытия, увлекательные путешествия, наблюдения, проявив неиссякаемую радость познания.

В 4  классе был проведён урок математики « Задачи на движение» (учитель  Сидорова Т.Г.). На уроке были использованы современные средства обучения, также элементы проблемного обучения, развития мыслительной деятельности и творческих способностей учащихся.

     Урок математики в 1 классе на тему «Название чисел при вычитании», (учитель Кочнева Т.В.) На уроке учитель поддерживала стремление ребёнка к размышлению и поиску правильных ответов. В ходе исследования учащиеся сами делали выводы по теме урока, работали в парах.

    А на уроке русского языка в 3 классе по теме: « Дательный падеж имен существительных» (учитель Дулова Н.Н.) , ученики показали гостям, что умеют нестандартно мыслить, логически рассуждать.

Урок Русского языка во 2 классе по теме «Имена собственные» (Канина Г.Н.)

Скумс Л.Г. провела увлекательное внеклассное занятие по географии. Ребята поразили жюри знаниями по географии, а умением ребят пользоваться географической картой,  можно просто позавидовать.

Для учащихся 1-4 классов был проведен  КВН по сказкам. Каждая команда желала одержать победу. Болельщики активно поддерживали одноклассников. Строгое жюри справедливо оценивало работу каждой команды.                                                              

    На всех уроках применялись информационные технологии, которые способствовали укреплению интереса детей к учёбе, все учителя используют на уроках приемы проблемно-диалогового обучения.

         Такие формы работы дают большой эмоциональный заряд, надолго запоминаются детям, способствуют формированию положительной мотивации учебной деятельности.

Следует  отметить,  по  сравнению  с  прошлыми  годами, количество участников и их результаты в различных дистанционных и районных    олимпиадах и конкурсах   по всем предметам  значительно повысилось.  ( см. Таблицу3 )

Таблица 3

№ п/п

ФИО ученика

Предмет

ФИО учителя

Класс

Дата проведения

Призовое место

1

1-4 классы 5 участников

Международный конкурс «Муравей»

Кочнева Т.В.

Сидорова Т.Г.

Дулова Н.Н

Канина Г.Н.

1-4

21.10.2015

-

2

Рудых Алена

Конкурс-игра Слон

Дулова Н.Н.

3

12.12.2015

-

3

Сукасян Карина

Всероссийская олимпиада «Олимпус» по русскому язвку

Сидорова Т.Г.

4

октябрь

3 место

4

Скумс Диана

Олимпиада проекта «Инфоурок»

Кузнецова Н.П.

1

апрель

1 место

5

Наумов Дима

Павлов П.В.

Бузикова Валерия

Канина Ира

Олимпиада «Центр поддержки талантливой молодежи»

Кочнева Т.В

1

1

1

4

апрель

Окр.мир 2м.

Лит.чт. 2м.

Лит.чт.2м.

Чт. 1м.

Впервые в этом году, исходя из темы работы школы, методической темы, по решению методических советов в учебном плане школы введены в начальной школе образовательные модули  на основе  создания разновозрастных групп, без деления форм деятельности на учебную и воспитательную, занятия проводились по четвергам и  являлись неаудиторными занятиями.

Учителями  начальных классов были предложены образовательные модули:

Сидорова Т.Г. - образовательный  модуль  творческая лаборатория «Занимательная грамматика», который  реализует раздел основной образовательной программы начального общего образования  «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся».

Дулова Н.Н. - Экологическая мастерская «Хранители природы», который  реализует раздел ООП НОО «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».

Язина С.Н. - образовательный модуль конструкторское бюро «Фантазёры», который включает в себя элементы робототехники,  для формирования  логического и алгоритмического мышления.

Канина Г.Н. - образовательный  модуль «Здорово жить здорово», который введен с целью   сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья учащихся.

Образовательная

область

Название

Филология

Образовательный модуль «Творческая лаборатория «Занимательная грамматика»

Математика

Информатика

Образовательный модуль «Конструкторское бюро: «Фантазёры»

Естествознание

Образовательный модуль «Экологическая мастерская «Хранители природы»

Физическая культура

Образовательный модуль «Здорово -жить здорово»

В связи с введением образовательных модулей были сформированы среди учащихся 2-4 классов разновозрастные группы, занятия проводились по четвергам и  являлись неаудиторными занятиями.

Итоговым  продуктов в конце модуля были представлены:

Дулова Н.Н.-викторина

Канина Г.Н.-стенгазета

Сидорова Т.Г.-творческий проект

В этом году учителями предложены новые межпредметные образовательные модули

Образовательная

область

ФИО учителя

Название

Филология

Кампф М.В.

Образовательный модуль «Вдумчивый читатель»

Технология

Канина Г.Н.

Образовательный модуль Творческая мастерская. «Мастерим сами»

Естествознание

Дулова Н.Н.

Образовательный модуль «Экологическая мастерская «Хранители природы»

Кочнева Т.В.

Образовательный модуль «Путешествие в космос»

Работа в ШМО строится на основе диагностики затруднений педагогов.  

Изучение профессиональных затруднений учителей над проблемой  «Личностно-ориентированный подход в обучении  - один из важнейших путей развития и воспитания школьников» на основе анализа диагностических анкет позволило выявить те проблемы, которые требуют дальнейшего решения и спланировать деятельность методического объединения по оказанию теоретической и практической помощи учителям ( см. Таблицу 4)

Результаты диагностики профессиональных затруднений у учителей

предметов школы

Таблица 4

Параметры

Затрудняюсь

%

Успешно решаю

%

Могу поделиться опытом

%

1

Использование проблемных творческих заданий

0%

50%

50%

2

Использование современных образовательных технологий

0%

50%

3

Организация работы с одаренными детьми

0%

90%

10%

4

Организация работы с детьми, имеющими низкий уровень обучаемости

0%

100%

10%

5

Использование

Информационных технологий

технологий

30%

70%

6

Использование межпредметных связей

10%

90%

Анализ данных таблицы свидетельствует о положительной динамике    в решении отдельных проблем, так как увеличился % учителей, которые успешно решают и могут поделиться опытом по следующим вопросам:

  • использование межпредметных связей;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • организация работы с детьми, имеющими низкий уровень обучаемости.
  • организация работы с одаренными детьми;
  • использование современных образовательных технологий;

Большое внимание уделяется вопросам самообразования педагогов.Исходя из методической темы школы: «Создание единого образовательно-воспитательного пространства без возрастных ограничений и без деления форм деятельности на учебную и воспитательную» все учителя начальных классов работают по одной теме самообразования ««Разработка программ образовательного модуля»

Каждый учитель совершенствует свое профессиональное мастерство через систему взаимопосещений уроков, проведение методических консультаций, круглых столов, обобщают свой педагогический опыт.

В  2015-2016 учебном году администрацией школы, членами комиссии во время аккредитации и учителями школы были посещены уроки учителей начальных классов. Цель посещения связана с вопросами внутришкольного контроля, тематикой педагогических советов и заседаний МО, формирование УУД..

Открытые уроки получили хорошую оценку. Анализ уроков показывает,

что учителя владеют методикой проблемного урока, применения ИКТ. Компьютер применяется как средство изучения  и закрепления нового материала, контроля над знаниями учащихся, привития интереса к предмету,  постоянно ищут пути повышения эффективности обучения, развивающие принципы обучения осуществляют на практике путем умело организованной дифференцированной работы с учащимися, систематически используют дополнительную литературу на уроках, углубляя практические и теоретические знания учащихся. Хочется отметить уроки педагогов: Скумс Л.Г., Сидоровой Т.Г., Кочневой Т.В., Каниной Г.Н., Дуловой Н.Н.

Кроме этого, педагоги участвуют в дистанционных конкурсах. Канина Г.Н. (2 класс), Призер Всероссийской Блиц-олимпиаде «Формирование навыка чтения у школьников младших классов 3 место, приняла участие в вебинарах  «Развитие творческого потенциала и личностных возможностей ребенка в процессе обучения и воспитания», «Внеурочная деятельность как компонент формирования экологической грамотности школьников», «Технология критического мышления в условиях ФГОС».

 Педагогами Кочневой Т.В., Каниной Г.Н., Сидоровой Т.Г. создан собственный сайт в сети ИНТЕРНЕТ, где они публикуют свои методические разработки, участвуют в форумах и т.д. Имеются свидетельства публикаций.

В следующем учебном году необходимо рекомендовать педагогам более активно участвовать в педагогических конкурсах.

В прошедшем учебном году при определении тематики заседаний методического объединения, прежде всего, особое внимание было уделено усилению их практической значимости. Поэтому проводимые занятия   МО стали более насыщенными, а работа учителей между заседаниями более плодотворной. Практическую работу педагогов в каникулярное  время  методическое объединение направляло на разработку методического обеспечения с учетом использования технологий, направленных на развитие личности: карточек-заданий, тестовых, проверочных и контрольных работ, пособий и т.д.  На заседания МО обсуждались вопросы, связанные с главными составляющими модернизации школьного образования: было доработано Положение о безотметочном обучении, доработана программа НОО, разработано критериальное оценивание по предметам. Учителями подобран инструментарий для мониторинга ООП НОО. Результаты мониторинга фиксируются в протоколах по каждому классу.

В систему работы методического объединения вошло изучение нормативно-правовых документов по организации начального  образования, новинок методической литературы.

Для удовлетворения потребностей и запросов обучающихся, учителя работали индивидуально. Все учителя создают свою копилку дидактического материала и тестов, которые используют при проведении уроков.

Анализ использования учебных кабинетов

в образовательном процессе по предмету

Учебный кабинет является одним из важных составляющих в вопросе повышения качества обучения. Кабинеты являются учебным центром организации УВП. В кабинетах проводятся уроки, организуется работа спецкурсов, внеклассная работа по предмету, поэтому необходимо его оснащение современными средствами обучения, дидактическим материалом, литературой, справочными пособиями, ТСО, немаловажную роль играет эстетическое оформление кабинета.

Все кабинеты паспортизованы -  школьного уровня.Количество  кабинетов

Имеющееся  оборудован.

(кол-во)

Оснащение дидактич.  материалом

Категория уровня кабинета

Кабинет 1 класса

Компьютер

достаточное

школьный

Кабинет 2 класса

Компьютер

удовлетворительное

школьный

Кабинет 4 класса

Компьютер, экран

удовлетворительное

школьный

Кабинет 1 класса

Компьютер, сканер. Интерактивная доска.

удовлетворительное

школьный


Общие выводы:

В этом учебном году  МО закончило работу  над темой «Создание единого образовательно-воспитательного пространства без возрастных ограничений и без деления форм деятельности на учебную и воспитательную»

Проанализировав работу ШМО за 3 года можно сделать выводы, задачи, поставленные по этой теме реализованы, проведен отчет по темам самообразования педагогов.

Учителя МО для реализации личностно-ориентированного  подхода в обучении стремились сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия,  самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных задач, логически мыслить, принимать активное участие в обсуждении, что формировало устойчивый познавательный интерес к предметам. Педагоги постоянно используют на уроках мультимедийные диски, игровые моменты, дополнительный материал.

Большое внимание учителя начальных классов уделяли привитию интереса к предметам, удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес и способности к предметам.

Педагоги используют дифференцированный подход в изучении учебного материала, применяя дифференцированные задания, много внимания уделяют  работе с дополнительной литературой при работе со слабоуспевающими и одаренными детьми, разработаны индивидуальные образовательные маршруты, как для одаренных, так и для неуспевающих учащихся.

Весь программный материал и тематическое планирование по предметам начальной школы по итогам года выполнено.

Таким   образом,   в   ходе   проведения   проблемно-ориентированного анализа выявлены следующие проблемы:

  1. Изучение, использование нестатических форм организации УВП, использование компетентностно-ориентированных заданий;;
  2. Межпредметные модули, продумать итоговый продукт по завершению модуля;
  3. трудности  в системе формирования метапредметных умений;
  4. Определить количество контрольных работ, которые выставляются в  классном журнале.

Организуя работу   учителей по решению выявленных проблем, методическое объединение ставит следующие задачи в 2016-17 учебном году:

  • Использование нестатических форм организации УВП, использование компетентностно-ориентированных заданий ;
  • Продолжить работу по  проведения мониторинга ООП НОО;
  • Продолжить работу по  формированию метапредметных умений;
  • Внесение коррективов в ООП  НОО;
  • Продолжить мониторинг успеваемости и качества  обучающихся по предметам;
  • Внедрение и использование разнообразных форм методической работы внутри МО для оптимального решения проблем педагогов;
  • Продолжить применение технологии проблемно-диалогового обучения как средства развития компонентов учебной деятельности с последующим анализом.
  • Начать работу над новой темой МО начальных классов.

                               Руководитель ШМО: Кочнева Т.В.                         29.05.2016 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ ШМО начальных классов за 2011-12 г.

Просмотрела много анализов в интернете и сделала так....

Анализ ШМО начальные классы

2012-2013 учебный год...

Анализ МО начальных классов

Анализ методической работы начальных классов за 2013-2014 учебный год....

АНАЛИЗ РМО начальные классы 2014 год

     В школах Правобережного района  в начальной школе  преподает 105 учителей. Из которых 58 учителей работают в школах города Беслана, 47 учителей в сельских школах....

Анализ ШМО начальных классов за год

Материал содержит годовой анализ работы методического объединения учителей начальных классов....

Анализ недели начальных классов 2015-2016 учебный год

В документе представлен подробный анализ открытых уроков и внеклассных мероприятий проведенных в течении недели начальных классов....

Проблемно-ориентированный анализ учителя начальных классов Цыденжаповой С.Ц.

Проблемно-ориентированный анализ за 2013-2014 учебный год. 1 класс...