Мастер класс : "Игра как средство достижения планируемых результатов"
методическая разработка на тему
Данный мастер-класс включает в себя игровые приемы технологии ТРИЗ и не только
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_vystuplenie_gotovo.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги!
Начинаю свой мастер-класс, а помогать мне сегодня будет моя группа поддержки и, надеюсь, весь зал.
Чтобы узнать, чему посвящён мастер-класс, предлагаю отгадать загадку:
Обучает, но не учебник.
Побуждает, но не учитель.
Развивает, но не тренажёр.
Активизирует, но не проблема.
Увлекает, но не сказка.
Мотивирует, но не отметка. Что это? (игра)
Действительно, это игра. Поднимите руки, кто использует игры в своей профессиональной деятельности. Наверняка, каждый из нас, применяя на уроке игру, ждёт какого-то положительного результата. Давайте эту вместительную корзину наполним предполагаемыми результатами, которые формируются у детей в процессе игры (формируются и закрепляются знания, развивается умения анализировать, общаться, сравнивать, классифицировать, обобщать… ; активизируется мышление, внимание, память, интерес…..)
Если сгруппировать все названное вами, мы получим планируемые результаты (предметные, личностные и метапредметные), которые в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования мы, учителя, должны формировать у учеников.
Поэтому тема мастер-класса: «Игра как средство достижения планируемых результатов».
Цель: продемонстрировать эффективность игры в достижении планируемых результатов.
А задачи попробуем сформулировать вместе с помощью кубика Блума:
Дополните вопросы…
1)какие игры можно использовать на уроке;
2)какие планируемые результаты формируются в процессе игр;
3)когда можно проводить игру;
4)как организовать игру;
5)для чего проводить игры на уроке.
На последний вопрос мы уже частично ответили, но необходимо сказать, что роль игры в развитии, обучении и воспитании признавали и признают все выдающиеся педагоги. Вот лишь несколько высказываний о значении игры в развитии ребенка. Но хочется остановиться на последнем высказывании:
-«Без игры нет и не может полноценного умственного развития детей» - В.А. Сухомлинский.
-«Каков ребёнок в игре, таков будет и в работе, когда вырастет» - А.С. Макаренко.
-«Игра необходима для счастья детей, для их правильного развития» -Д.В. Менджерицкая.
- «Ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело» - А. С. Макаренко.
Как вы думаете, что для детей - школьников является самым серьезным делом? (учёба, образование, научиться учиться…)
Да, для детей - школьников самое серьёзное дело – это получение образования, процесс которого можно сделать более доступным и увлекательным с помощью игры, потому что именно игра мотивирует познавательную активность.
А как это сделать?
Уважаемые коллеги, давайте проведём небольшую игру: «Да-нетки». На мои вопросы вы отвечаете односложно «да» или «нет».
Итак,
Проводить игру легко?
Будет ли игра результативной без соблюдения правил проведения этой игры?
Все ли вы знаете общие правила проведения игры?
Вижу, на многие вопросы вы дали отрицательный ответ. Значит необходимо разобраться, как правильно организовать игру, чтобы добиться цели, поставленную педагогом перед игрой.
Для организации игры педагогу необходимо знать её структуру. Чтобы определить структурные элементы игры, или иначе правила, предлагаю фокус-группе найти пару.
Слева вы видите реплики учителя в процессе проведения игры «Снежный ком», справа – структурные компоненты игры. Уважаемые коллеги, вам нужно соотнести содержание двух столбиков, чтобы определить правила игры. На выполнение задания даю 2 минуты.
А мы с залом тоже поиграем в игру «Снежный ком». Алгоритм и пример игры перед вами
Пример: (СЛ)
слово | Предложение |
предложение | Предложение - это слова, связанные между собой по смыслу. |
вопрос | Какие бывают предложения? |
ответ | Предложения бывают простыми и распространенными. |
А теперь, предлагаю свое слово.
-например, слово «конкурс»
слово | Конкурс |
предложение |
|
вопрос |
|
ответ |
|
вопрос | |
ответ |
-Кто составит предложение с этим словом? (Сейчас идёт конкурс молодых педагогов)
-Составьте вопрос по этому предложению (Для чего нужно проводить конкурсы молодых педагогов?)
-Ответьте на вопрос (Молодые педагоги показывают свои профессиональные умения)
- Ещё один вопрос (…)
-Кто ответит? (…)
(СЛ)
И так можно проводить до бесконечности.
Вы заметили, что мы играли по определенным правилам. И эти правила нам сейчас озвучат мои помощники . (СЛ)
1.Установка на игру (игровая ситуация, игровой замысел)
2.Игровые задачи
3.Игровые действия (правила игры)
4.Игровое состояние (эмоциональная составляющая)
5. Игровой результат.
Как видим, необходимо помнить о структурных элементах игры, чтобы добиться определённой цели, которую мы ставим перед игрой.
А каких целей, т.е планируемых результатов можно добиться в процессе игры, мы сейчас выясним.
Для этого вспомним игры, которые были использованы в мастер-классе и назовём их. (СЛ – по кругу). Попробуем определить, на каких этапах урока их можно применять и для достижения каких планируемых результатов.
Моим помощникам предлагаю выбрать 2 игры и защитить их так, будто они являются авторами этих игр. В качестве аргументов вы должны назвать этап урока и планируемые результаты. («Вместительная корзина», «Да – нетки»)
А для зала объявляется свободный микрофон.
Я называю игру, а вы должны назвать, 1)на каком этапе урока можно её использовать и 2) какие планируемые результаты при этом достигаются. Для зала я подготовила шпаргалку с планируемыми результатами и этапами урока (СЛ)
«Угадай по загадке» -
«Снежный ком» -
«Кубик Блума» -
Проверка.
Я вижу, что мои помощники готовы. Вашу работу мы тоже проверим в виде игры «Я – автор». Напоминаю, что вы должны игре сделать своего рода рекламу
Спасибо коллегам за ответы. Как видим, с помощью игры «Я–автор» в занимательной форме можно не только закрепить и проверить изученный материал на уроке и дома, но и развивать творческие способности, а также формировать все УУД.
Уважаемые коллеги, вернёмся к вопросам, которые мы сформулировали в начале мастер-класса с помощью кубика Блума, чтобы результативность нашей работы. Постараемся на них ответить. (СЛ: кубик сразу с полным вопросом)
-Когда можно проводить игру на уроке? – На всех этапах урока
-Какие планируемые результаты формируются в процессе игр? –
Да, мы убедились, что игра – это эффективное средство достижения планируемых результатов: предметных, метапредметных, потому что она мотивирует познавательную деятельность детей разного возраста.
-Какие же игры можно проводить на уроке? На этот вопрос я отвечу сама. Если обобщить все названные сегодня игры, то это игры дидактические. Большинство игр, продемонстрированных на мастер- классе, предлагает технология ТРИЗ, то есть теория решения изобретательских задач. Составить игру можно на основании методических приемов любой образовательной технологии, главное - помнить о правилах проведения игры. Надеюсь, что игры, которые вы сегодня увидели, вы будете использовать в своей профессиональной деятельности. Некоторые игры вы сможете найти в памятке.
Уважаемые коллеги! В использовании игр на уроке много положительного, но есть и недостатки.
Чтобы подвести итог мастер-класса, обобщить все плюсы и минусы применения игровых приёмов, проведём с фокус-группой ещё одну игру «Хорошо – плохо». Одна половина группы называет положительные стороны применения игр, другая – отрицательные. Могут присоединяться к игре желающие из зала.
Например, игра на уроке – это хорошо, потому что...
- мотивирует разные виды деятельности;
- активизирует познавательные интересы;
-закрепляет знания;
- тренируют память, внимание;
- развивают коммуникативные умения;
- способствуют преодоление пассивности;
- повышают работоспособность;
- раскрепощают деятельность;
- стимулируют умственную деятельность.
Игра на уроке – это плохо, потому что…
-Сложно организовать,
-трудно держать дисциплину,
-требует большой подготовки,
-сложно оценить.
Как видим, положительного в применении игры на уроке гораздо больше, чем отрицательного. Как сказал В.А.Сухомлинский, «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Пусть это окно будет всегда открыто для познания окружающего мира нашими учениками.
Благодарю вас за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ - средство достижения планируемых результатов по ФГОС НОО
Нужных «хороших» с точки зрения ФГОС заданий очень мало в учебниках или совсем нет. Данный матодический конструктор представляет собой авторскую инновационную разработку по конструир...
мастер-класс "Способы решения нестандартных математических задач как средство достижения планируемых результатов"
Мастер класс содержит текстовое выступление и презентацию....
«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...
Мастер-класс "Решение нестандартных задач как средство достижения планируемых результатов"
В ходе мастер-класса рассматривается вопрос о том, как решение нестандартных задач помогает формировать познавательные УУД....
Урок как средство достижения планируемых результатов в рамках ФГОС для детей с ОВЗ
Урок как средство достижения планируемых результатов в рамках ФГОС для детей с ОВЗ на примере урока обучения грамоте «Звуки [н[,[н’[,буква н,Н» Основные требования к знаниям и умениям учащих...
Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. Дети младшего школьного возраста , как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любо...
Мастер-класс «Решение нестандартных задач как средство достижения планируемых результатов».
Нестандартные задачи – абсолютно универсальное средство. Они активизируют учащихся, помогают вовлечь в универсальную учебную деятельность, а значит помогают выходить на прирост результатов всех ...