«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».
опыты и эксперименты на тему

Комина Ольга Ивановна

    В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, такие как обобщенные способы решения учебных задач (формулировка вопроса, наблюдение, фиксация и организация данных, их первичная интерпретация, презентация результатов), умение работать с разными источниками информации – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой.

 

    На базе нашей школы вот уже 2 года работает региональная опытно-экспериментальная  площадка по развитию ключевых компетентностей младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Пути и средства

достижения планируемых результатов

средствами учебно-методического комплекта

в системе Л.В. Занкова через формирование

универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

     В середине XVIII века Ян Амос Каменский создал учебное пособие, которое включало в себя «Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни». Сегодня уже невозможно отобрать в качестве содержания школьного образования «все важнейшие предметы в мире и действия в жизни». Объем знаний быстро растет, и все их уже давно невозможно включить в школьные курсы.

     Неоспоримо, что социально-экономические, научно-технические, экологические и социально-культурные изменения, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой радикальные изменения в образовании.

В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:

•от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;

•от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;

•от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

•от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

•от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

    В 2006 г. была начата работа над новыми стандартами образования в Российской Федерации. Концепция стандартов второго поколения базируется на следующих принципах:

•непрерывности образования;

•учета возрастных возможностей ребенка;

•учета его индивидуальных особенностей;

•здоровьесбережения;

•взаимосвязи с окружающим миром;

•развития личности как субъекта творческой деятельности;

•признания ребенка как активного субъекта познания;

•доступности и достаточности;

•духовно-нравственного воспитания;

•психологической адаптации;

•взаимодействия семьи и педагога.

    В стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

   В связи с этим, авторы проекта новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения выделяют следующие характеристики основных результатов начального образования:

•формирование предметных и универсальных способов действия (именно несформировавшиеся универсальные действия, как показывает практика, затрудняют дальнейшее образование выпускников школ), обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

•воспитание умения учиться – способности к самоорганизации в целях решения учебных задач;

•индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции;

•желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

•инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

    В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, такие как обобщенные способы решения учебных задач (формулировка вопроса, наблюдение, фиксация и организация данных, их первичная интерпретация, презентация результатов), умение работать с разными источниками информации – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой.

    На базе нашей школы вот уже 2 года работает региональная опытно-экспериментальная  площадка по развитию ключевых компетентностей младших школьников. Научными руководителями площадки являются: Ценарева Нина Николаевна, доцент, зав. кафедрой дошкольного и начального образования ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», Заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения; Парасотченко Татьяна Валерьевна, методист кафедры дошкольного и начального образования ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». Научным консультантом площадки является Петрова Елена Николаевна, зам. директора, научный консультант ФНМЦ им. Л.В. Занкова, г. Москва.

     Педагогической целью эксперимента является определение необходимых и достаточных организационно-педагогических условий реализации компетентностного подхода   при формировании универсальных учебных действий учащихся в условиях выполнения стандарта начального общего образования. Учителя – участники эксперимента: Такиулина М.А., Авдейчик Е.А., Комина О.И., Николаева Н.В.  работают над разработкой, теоретическим обоснованием и экспериментальной апробацией модели формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы.

   Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1. Познавательный (Николаева Н.В.).

2. Регулятивный (Такиулина М.А.).

3. Коммуникативный (Авдейчик Е.А.).

 4.Личностный (Комина О.И.).

    В сентябре – октябре 2009 года с целью внедрения системы контрольно-измерительных материалов, позволяющих оценить сформированность УУД младших школьников, участниками эксперимента были  разработаны мониторинговые тесты. Задания были предназначены для учеников 2 классов, обучающихся по системе Л.В.Занкова, так как именно эта программа позволяет достигать требования новых стандартов по формированию УУД. В качестве контрольного  был отобран класс, ученики которого занимаются по программе «Школа России». Учителя проанализировали учебники по данным программам и обозначили  задания, направленные на формирование  различных аспектов УУД. Тестовые задания составлены на основе заданий учебников и методических разработок. Каждая работа представлена в двух вариантах одинаковой сложности. Тест содержит 12 заданий, которые объединяются по трем уровням сложности. К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых нужно выбрать только один верный. Например (задания, направленные на выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий):

I уровень сложности:

 В каком ряду чисел имеет место закономерность?

а) 8, 17, 25, 31

б) 6, 12, 18, 24

в) 33, 34, 38, 2

г) 22, 84, 7, 35

II уровень сложности:

Какая пара слов не соответствует смысловому значению?

а) грибы – корзина

б) деньги – кошелёк

в) птицы – гнездо

г) щуки – море

III уровень сложности:

Построй выражение: тькуса тикло. Выбери верное ему объяснение:

а) радоваться чему-то

б) жалеть о чём-то

в) верить чему-то

г) восхищаться чем-то

    Аналогичные  тестовые задания были разработаны для выявления уровня сформированности и других УУД.

    В ноябре 2009 года прошла апробация контрольно-измерительных материалов и проведено совещание с участниками эксперимента с целью отслеживания результатов.

Результаты мониторинга оказались следующие:

Программы

Универсальные учебные действия

Итог

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Программа

Л.В.Занкова

74%

82%

78%

52%

71%

«Школа России»

35%

53%

42%

28%

40%

        В декабре 2009 года на заседании круглого стола с участниками и научными руководителями эксперимента были сделаны выводы об уровне сформированности ключевых компетентностей младших школьников:

1. Высокий уровень сформированности  УУД показали ученики, обучающиеся по системе Л.В.Занкова, т.к. эта программа направлена на развитие ума, воли, чувств, духовных потребностей младших школьников, пробуждение у них интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением, развитию любознательности, а также на обеспечение условий для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира.

2. Уровень сформированности УУД учеников зависит  от опыта педагога, в какой мере он владеет методикой развивающего обучения.  

      Было выработано решение о целесообразности внедрения в урочную и внеурочную деятельность ученика заданий и мероприятий, направленных на формирование УУД; о применении теоретических знаний о новейших педагогических технологиях на практике.

         В апреле 2010 года были разработаны диагностические задания для учащихся 2-х классов с целью определения степени сформированности УУД за 2009/2010 учебный год.

        В мае мониторинг был проведен. Результаты оказались следующие:

 Программы

Универсальные учебные действия

Итог

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Программа

Л.В.Занкова

88%

90%

85%

82%

86%

«Школа России»

59%

58%

64%

40%

55%

   

Сравнительный анализ входного и итогового мониторингов:

          Участниками эксперимента были рассмотрены и проанализированы результаты мониторинга. Были сделаны следующие выводы:

1. Ученики экспериментальных классов показали повышение качества выполнения тестовых заданий. Это произошло потому, что учителя данных классов включали в урочную и внеурочную деятельность учащихся задания, направленные на формирование УУД.

2. Качественное выполнение на  высоком уровне  заданий учащимися, обучающихся по системе Л.В.Занкова произошло вследствие того, что на уроках обеспечиваются условия для самореализации, самостоятельности каждого ученика, для раскрытия и максимального использования личного опыта ребенка, для стимулирования потребности учащихся в использовании разнообразных способов выполнения заданий.

      В октябре 2011 года был разработан и проведен мониторинг в третьих контрольных классах. Задания были усложнены по сравнению с заданиями предыдущего года, предназначенными для учащихся 2 классов. Например (задания, направленные на формирование личностных действий):

2 класс

3 класс

I уровень

Кто из детей нарушает правила поведения за столом?

а) Ира положила локти на стол.

б) Оля кушает молча.

в) Аня перед едой помыла руки.

г) Таня пережевывает пищу.

Вставьте пропущенное слово:

Когда живется …., что может лучше быть!

И ссориться не нужно, и можно всех любить.

а) хорошо     б) дружно    

в) весело     г) грустно

II уровень

Как должен поступить твой друг, если ты не можешь решить задачу?

а) дать ее списать  

б) сказать об этом учителю  

в) объяснить, как решается эта задача  

г) пройти и не обратить на тебя внимание

Определите тему пословиц:

Ученье-путь к уменью.

Знание-сила.

Жизнь прожить - не поле перейти.

Одна голова хорошо, а две лучше.

а) о труде

б) о природе  

в) о дружбе  

г) о знании и учении

III уровень

Как не может вести себя человек?

а) обезьянничать

б) петушиться

в) свинячить

г) змеиться

«Однажды на пляже

Случилась пропажа:

У краба украли жабры.

И краб заподозрил желтую жабу

И подал на жабу жалобу».

- А как поступил бы ты?

а) не отреагировал бы никак

б) попытался разобраться

в) начал кричать

г) ударил

    Аналогичные  тестовые задания были разработаны для выявления уровня сформированности и других УУД.

Результаты входного мониторинга, проведенного

 в I четверти 2010/2011 учебного года:

Программы

Универсальные учебные действия

Итог

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Программа

Л.В.Занкова

81%

97%

87%

80%

86%

«Школа России»

47%

51%

46%

37%

45%

     

Сравнительный анализ итогового и входного мониторингов:

Результаты проведенных мониторингов в 2009, 2010 годах.

Программы

Время проведения

Универсальные учебные действия

Итог

Регулятив

ные

Личностные

Познава

тельные

Коммуника

тивные

Программа

Л.В.Занкова

ноябрь 2009 г.

апрель 2010 г.

октябрь 2010 г.

74%,

88%,

81%

82%,

90%

97%

78%,

85%,

87%

52%,

82%

80%

71%,

86%,

86%

«Школа России»

ноябрь 2009 г.

апрель 2010 г.

октябрь 2010 г.

35%,

59%,

47%

53%,

58%,

51%

42%,

64%,

46%

28%,

40%,

37%

40%,

55%,

45%

     

    Исходя из результатов мониторинга видно, что ученики, обучающиеся по системе Л.В.Занкова, показали стабильно высокие результаты. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Учащиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) в процессе изучения разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Опираясь на знания о ребенке, полученные разными специалистами, Л.В. Занков и его сотрудники на практике доказали положение о том, что развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов (индивидуальных качеств ребенка). Такому пониманию соотношения обучения и развития отвечает особый тип обучения, который характеризуется: 1) исключительным вниманием к построению обучения, его содержанию, принципам, методам и проч. как отражающим социальный опыт, социальный заказ; 2) столь же исключительным вниманием к внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, детским потребностям и интересам.

   Вслед за классиками психологии Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном, Л.В. Занков понимает развитие как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного – тех образований метапредметного характера, которые составляют основные планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального образования. Методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход, сформировавшийся в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и их реализации в практике.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ян Амос Каменский «Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни»

Слайд 2

Т енденции развития образования: • от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач ; • от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития ; • от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий ; • от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения ; • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Слайд 3

Концепция стандартов второго поколения базируется на следующих принципах : • непрерывности образования ; • учета возрастных возможностей ребенка; • учета его индивидуальных особенностей; • здоровьесбережения ; • взаимосвязи с окружающим миром; • развития личности как субъекта творческой деятельности ; • признания ребенка как активного субъекта познания; • доступности и достаточности; •духовно-нравственного воспитания; •психологической адаптации; •взаимодействия семьи и педагога.

Слайд 4

В стандарте особое место отведено деятельностному , практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности , применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Слайд 5

Характеристики основных результатов начального образования : • формирование предметных и универсальных способов действия, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе ; • воспитание умения учиться – способности к самоорганизации в целях решения учебных задач ; • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной , познавательной, саморегуляции ; • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию ; • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Слайд 6

Основания для открытия опытно-экспериментальной площадки : высокий профессиональный уровень учителей начальных классов школы (95% имеют высшую и первую категории ); стабильные результаты по формированию знаний, умений, навыков младших школьников ( 100% успеваемость, 70-75% качество знаний ); использование в работе учителями школы современных педагогических технологий , способствующих формированию ключевых компетентностей.

Слайд 7

Цель эксперимента - определение необходимых и достаточных организационно-педагогических условий реализации компетентностного подхода при формировании универсальных учебных действий учащихся в условиях выполнения стандарта начального общего образования.

Слайд 8

Основные этапы эксперимента : Подготовительный этап (январь-август 2009г .) Формирующий этап (сентябрь-май 2009-2011г.) обеспечить средствами инновационных образовательных программ; выявить особенности содержания инновационных программ по формированию ключевых компетентностей; разработать диагностические материалы для определения уровня развития компетентностей; организовать мониторинг результатов и корректировку работы; оформить аналитические материалы экспериментальной работы . Результативно-обобщающий этап .(2011-2012г.) провести окончательные выводы по эксперименту; разработать рекомендации по внедрению экспериментальной работы; обобщить опыт работы опытно-экспериментальной площадки

Слайд 9

I уровень сложности: В каком ряду чисел имеет место закономерность? а) 8, 17, 25, 31 б) 6, 12, 18, 24 в) 33, 34, 38, 2 г) 22, 84, 7, 35 II уровень сложности: Какая пара слов не соответствует смысловому значению? а) грибы – корзина б) деньги – кошелёк в) птицы – гнездо г) щуки – море III уровень сложности: Построй выражение: тькуса тикло . Выбери верное ему объяснение: а) радоваться чему-то б) жалеть о чём-то в) верить чему-то г) восхищаться чем-то

Слайд 10

Универсальные учебные действия ноябрь 2009 года

Слайд 11

Универсальные учебные действия апрель 2010 года

Слайд 12

2 класс 3 класс I уровень Кто из детей нарушает правила поведения за столом? а) Ира положила локти на стол. б) Оля кушает молча. в) Аня перед едой помыла руки. г) Таня пережевывает пищу. Вставьте пропущенное слово: Когда живется …., что может лучше быть! И ссориться не нужно, и можно всех любить. а) хорошо б) дружно в) весело г) грустно

Слайд 13

II уровень Как должен поступить твой друг, если ты не можешь решить задачу? а) дать ее списать б) сказать об этом учителю в) объяснить, как решается эта задача г) пройти и не обратить на тебя внимание Определите тему пословиц: Ученье-путь к уменью. Знание-сила. Жизнь прожить - не поле перейти. Одна голова хорошо, а две лучше. а) о труде б) о природе в) о дружбе г) о знании и учении

Слайд 14

III уровень Как не может вести себя человек? а) обезьянничать б) петушиться в) свинячить г) змеиться «Однажды на пляже Случилась пропажа: У краба украли жабры. И краб заподозрил желтую жабу И подал на жабу жалобу». - А как поступил бы ты? а) не отреагировал бы никак б) попытался разобраться в) начал кричать г) ударил

Слайд 15

Сравнительный анализ итогового и входного мониторингов: 86 % 55 % 86% 4 5% 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% Система Л.В.Занкова " Школа России "

Слайд 16

Итоговые результаты мониторингов проведенных в 2009, 2010 годах .

Слайд 17

Особенности типа обучения исключительным вниманием к построению обучения, его содержанию, принципам, методам и проч. как отражающим социальный опыт, социальный заказ; 2) столь же исключительным вниманием к внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, детским потребностям и интересам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемные задания на уроках русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Проблемные задания на уроках русского языкакак средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы...

Проектная технология , как условие формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Компетентностный подход - необходимое условие повышения качества образования. Особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, которое возможно только при использовании совреме...

Компетентностный подход в формировании универсальных учебных действий учащихся начальной школы.

Компетентностный подход - необходимое условие повышения качества образования. Особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, которое возможно только при использовании совреме...

Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы"

В статье раскрывается актуальность данной темы, даётся классификация УУД, не примере различных учебных дисциплин доказывается возможность формирования различных УУД....

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы.

Характеристикарезультатов формирования универсальных учебных действий....

Проектно-исследовательская работа как средство формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы

ull;Тема над которой я работаю в течении многих лет «Проектно-исследовательская работа как средство  формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы».Парадоксом ...

«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»

Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....