Выступление на тему "Система оценки знаний в условиях работы по новому стандарту"
материал на тему

Савченко Ирина Фёдоровна

Руководительшкольного методобъединения освещает опыт работы коллектива начальной школы по оценке знаний в условиях работы по новому стандарту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценки знаний в условиях нового стандарта

   В соответствии со Стандартом основнымобъектомсистемы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Планируемые результаты включают личностное развитие, метапредметные и предметные результаты.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

  • междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», в которой прописаны личностные и метапредметные результаты;
  • программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура», в которых представлены предметные результаты.

Сначала остановлюсь на первой программе – «Формирование универсальных учебных действий»(личностные и метапредметные результаты).

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

   Личностные и метапредметные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Но формируется накопительная оценка, начиная с 1 класса, в результате проведения бесед с психологом и учителем, заполнения обучающимися анкет и тестов, выполнения различных творческих заданий. С этой целью в гимназии разработан Банк методик по формированию УУД, в который входят:

- циклограмма мероприятий по мониторингу уровня сформированности УУД с указанием методов сбора информации, периодичностью и сроков проведения;

- 4 технологические карты (по каждому блоку УУД) с критериями оценки уровней сформированности УУД (высокий, средний, низкий) в 1, 2, 3 и 4 классах, включая рекомендации для учителя по дальнейшей работе с каждой группой детей и индивидуально;

- списки методик для мониторинга с указанием, в каких классах какая из них применяется;

- а также непосредственно описание методик по выявлению уровня сформированности всех видов УУД по классам (с 1 класса по 4-ый) на 100 страницах;

- образцы анкет, тестов, творческих заданий с инструкциями для работы с ребёнком (все эти листы складываются в Портфолио обучающихся после проведения данных исследований в разделе «Диагностика УУД», с указанием полученного результата для ребёнка и родителей (Портфолио хранятся у учителя, родители знакомятся с результатами исследований на ближайшем родительском собрании)).

      Для анализа и эффективности работы учителя с каждым обучающимся учителя ведут учет результативности проведённых исследований в сводной таблице, где буквы Н, С, В обозначают уровень полученных результатов (низкий, средний, высокий); строят диаграммы по формированию всех видов УУД у детей класса, также по каждому ребёнку для отслеживания сформированности УУД от класса к классу (диагностика проводится один раз в год с февраля по апрель).Чрезвычайное значение приобретает своевременное выявление детей, имеющих разные уровни развития, и создание условий для оптимизации развития каждого ребёнка.

Напомню, что в соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.

   В качестве примера хочу представить общие результаты первичного обследования  учителями первых классов личностных УУД (показатель – нравственно-этическая ориентация), которое проводилось в виде фронтального анкетирования на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». [Эта информация с целью анализа хранится у руководителя МО]. Отслеживалось знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

    Ещё одна письменная фронтальная работа - «Рисование по точкам» - помогла выявить уровень сформированности регулятивных УУД, обеспечивающих обучающимся организацию их учебной деятельности. Проверялось умение самостоятельно планировать: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план и последовательность своих действий.

По результатам проведённой диагностики сформированности УУД учителям было рекомендовано поработать с родителями  детей, показавших низкий уровень по отдельным УУД, направить на консультацию с психологом гимназии, проводить коррекционные занятия с этими детьми (составить график таких занятий).

   Учителям для достижения более высоких результатов при повторной диагностике  во 2 классе для повышения уровня личностных УУД было рекомендовано стимулировать у детей чувствительность к переживаниям других людей, продолжать изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т. д.); а для повышения уровня регулятивных УУД - включать  в уроки упражнения на развитие объёма и концентрации внимания.

   Таким образом, эта новая для нас, сложная и кропотливая работа по достижению обучающимися личностных и метапредметных результатов освоена, и детям очень нравится. Ну, а к каким итоговым результатам она приведёт к концу 4 класса – время покажет.

   Наряду с этим, вы помните, в системе планируемых результатов особо выделяются предметные результаты. Теми же 4 видами УУД, но ужепреломлёнными через специфику содержания того или иного предмета,  обучающиеся овладевают в ходе образовательного процесса. С этой целью учитель планирует выработку тех или иных УУД на каждом уроке. Перечень всех УУД по конкретному предмету на определенном этапе обучения в начальной школе должен быть в Рабочей программе учителя.

Структура планируемых результатов по каждому предмету выстраивается следующим образом:

  1. цели-ориентиры характеризуют вклад предмета в развитие личности, оценка достижения этих целей не носит персонифицированный характер, поскольку характеризует систему образования в целом;
  2. «выпускник научится»  - планируемые результаты этого блока характеризуют и позволяют оценить персонально освоение обучающимися опорного, базового уровня учебного материала по предмету;
  3. «выпускник получит возможность научиться» -  планируемые результаты этого блока характеризуют и позволяют оценить освоение обучающимися повышенного уровня учебного материала по предмету.

Для изучения результативности освоения учебных программ в гимназии разработаны материалы по диагностике школьной зрелости, результативности формирования универсальных и предметных учебных действий в виде комплексных контрольных работ для 1, 2, 3 и 4 классов, включающих задания по четырём учебным предметам (математика, русский язык, чтение, окружающий мир). Работы представлены в 4 вариантах, имеют 3 уровня сложности: для продвижения в развитии одарённых детей, для детей со средними способностями к обучению и для детей, требующих специально организованной коррекционной работы. В соответствии с требованиями к освоению учебных программ, каждый вариант работы предусматривает две части: основную (базовый уровень) и дополнительную (повышенный уровень). Разработаны критерии оценки в баллах, в соответствии с которыми можно сделать следующие выводы об уровнях подготовки обучающихся к концу … класса:

- усвоил базовый и повышенный уровни подготовки (БП);

- усвоил базовый уровень подготовки (Б);

- не усвоил базовый уровень подготовки.

Данный вид работы обязательно складывается в Портфолио ученика. Учитель по итогам каждой такой работы заполняет Оценочный лист с указанием результата выполнения каждого задания каждым обучающимся. Но опыт показал, что такие комплексные работы нужно проводить не только в конце учебного года. Учителям совместно с руководителем МО необходимо разработать как минимум входные и полугодовые комплексные работы, которые дадут возможность детям тренироваться в таком особом виде контрольной работы.

Итак, подводя итоги вышесказанного, в 1 классе мы имеем уровневый подход в системе оценки планируемых результатов обучения. Во 2 и последующих классах это будет бинарная система оценивания: уровневая и количественная оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся работать по новым стандартам.

Рекомендательный список литературы для учителей, работающих по ФГОС НОО. Методические журналы....

«Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты»

Сегодня выпускнику средней школы недостаточно владеть определенным объемом знаний, умений и навыков, у него должно быть сформировано умение самостоятельно добывать знания и оперировать ими. Современна...

Работаем по новым стандартам

В настоящее время возникла необходимость пересмотреть приоритеты образования и воспитания личности. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде зн...

Индивидуальный образовательный план профессионального развития, направленный на освоение и работу по новым стандартам

Индивидуальный образовательный план профессионального развития, направленный на освоение и работу по новым стандартам....

НОВОЕ КАЧЕСТВО УРОКА. РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ.

НОВОЕ КАЧЕСТВО УРОКА... КАКИМ ЕМУ БЫТЬ? КАК ПОСТРОИТЬ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ФГОС? ЭТИ ВОПРОСЫ ЯВЛЯЮТСЯ АКТУАЛЬНЫМИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФГОС ОНН....

Доклад на тему: " Требования к учителю начальных классов в условиях работы по новым государственным образовательным стандартам" (с презентацией).

В докладе раскрыты следующие темы:- требования ФГОС к современному учителю;- основные компетенции современного учителя;- новизна стандартов второго поколения и современного урока....

Доклад по теме: "Основные аспекты ИКТ-компетентности педагогов в условиях перехода на новые стандарты"

В докладе освещается как учитель в современных условиях использует ИКТ....