Профилактика стрессовых и конфликтных ситуаций в образовательном процессе? Мастер-класс
учебно-методический материал на тему

Мощенко Лола Ибрагимовна

Здравствуйте, У каждого человека за период его жизни могут возникнуть межличностные проблемы или конфликты. У учителя, поверьте мне, их в разы больше. Сегодня мы с вами попробуем разобрать несколько ситуаций. И так начнем…

   Жизнь невозможно прожить без конфликтов, не найдется ни одного человека, который бы сказал, что у него не было кон­фликтов. Так что же такое конфликт? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

        Здравствуйте.          Жизнь невозможно прожить без конфликтов, я думаю, и среди вас, нет человека,  который бы сказал: «У меня никогда не  было конфликтов»! У каждого человека в любой  период его жизни могут возникнуть межличностные проблемы или конфликты.

 А у учителя, поверьте мне, их в разы больше. Сегодня мы с вами попробуем разрешить несколько таких конфликтов. Но сначала давайте определимся…

  Что же такое конфликт?  Как вы понимаете значение этого слова?

Обсуждение. Ответы на вопросы.

Слайд 2

Конфликт – это столкновение интересов партнеров по общению.

 Все очень даже просто) если бы –это решалось так легко? но это И нервы,  слезы, не допонимание. Так что давайте продолжим…

Конфликты бывают, помогайте мне…

 Слайд 3

Ответ: бытовые, административные, психологические, этические, идеологические, амбициозные. Времени у нас мало и раскрывать их  понятия мы не будем, но на типах конфликтов мы  на минутку остановимся

И так.. конфликты делятся   на

 Слайд 4: внутриличностные,(воюю сама с собой) межгрупповые (Класс на класс), межличностные (учитель-ученик) и на  конфликты  между группой и личностью (Учитель и класс).

Обратите внимание- Последний два случая – наши)))

Я хочу научить, а ты – ученик, пока совсем не хочешь)))конфликт?

Когда возникает конфликт между группой и личностью? т.е между классом и учителем. 

( например: Я что то ожидаю (ЕГЭ), а весь класс об этом и не знал)))

Конфликт не возникает на пустом месте, это как вирус- и есть такие вирусы конфликта (щелчок)-конфликтогены

Ответ: Конфликтогены – слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта.

Можно ли избежать конфликтогенов? Можно!

Слайд 5 Ответ: Нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся  конфликт. Быть терпимее к другому.

1) помнить, что любое неосторожное,  негативное высказывание о ребенке может спровоцировать конфликт, и не только с ребенком  

2)  для избежать конфликт необходимо проявлять симпатию к собеседнику. Для этого нужно войти в его положение и представить, как отзовутся в его душе ваши слова, действия и поступки.

Выходы из конфликтов  делятся на две очень интересные группы

 Слайд 6

 Деконструктивные и  Конструктивные

На Деконструктивные не смотрим-это плохо, до этого доводить нельзя.

Конструктивные! Вот это уже  интересно

Конкуренция  – это открытая «борьба» за свои интересы. Однако конкуренция редко приносит долгосрочные результаты; тот, кто сегодня проиграл, в последствии может отказаться от сотрудничества.

Сотрудничество - «Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, что можно сделать,  чтобы получить то, что мы оба хотим» Это лучший вариант выхода из конфликта

3. Компромисс – позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и есть возможность выработать временное решение.

4. Избегание – это стремление выйти из конфликта, не решая его, (пословица «Утро вечера мудренее») Извините, в школе это не пройдет)))

5. Приспособление –ну, если только нужда другого человека окажется более важной, чем ваша, а переживания – сильнее, то эта стратегия является единственной для разрешения конфликта.

- А теперь разберем такой пример: в темном переулке на тебя напал грабитель, который требует отдать ему все деньги. Возможные сценарии действия:

1. конкуренция – оказать физическое сопротивление.

2. Сотрудничество – попытаться «навести» этого грабителя на более богатого знакомого, поставив условие: вырученные таким путем деньги поделить.

3. Компромисс – договориться с грабителем, что он берет только часть имеющихся денег в обмен на обещание жертвы не обращаться с заявлением в полицию.

4. Избегание – попытаться убежать.

5. Приспособление – безропотно всё отдать

- Таким образом, мы еще раз вспомнили, что такое конфликт, какие типы и виды  конфликтов бывают, и что является причиной возникновения конфликта.  

Слайд 7  А теперь переходим к теме нашего занятия

И давайте уже определим, какую стратегию поведения в конфликте вы используете чаще всего…..

Мы учителя и по роду нашего занятия,  мы обязаны быть немножко артистами и  сейчас мы поиграем в ситуации.

Мне будут нужны помощники) выходим и думаем…(раздать листочки с ролью)

Сейчас мы с моими помощниками  представим миниспектакль-конфликт, а вы, зрители, попробуйте его разрешить…

 

Ситуация «Задача»
Ученик у доски решает задачу по физике. Учитель долго добивается от ученика правильного решения. (- Нет, это неверное решение. – Думай! - Ну, подумай еще!) Наконец ученик говорит: (-Да вы сами то, знаете, как она решается?)


Найдите выход из ситуации. (готовься к уроку)

Правило 1. Готовьтесь к  уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета». 

Ослабление воспитательного влияния учителя на школьника происходит в силу недостаточной компетентности молодого специалиста как предметника.

Ситуация «Замечание»

Школа, перемена, дети, коридор. Учитель останавливает, бегущего  ученика репликой ( Куда, ты летишь?) ученик бурно реагирует       (- А чё? ) учитель делает ему  замечание («Как ты разговариваешь с учителем?») В ответ на замечание учителя,  ученик говорит: ( «Человек, который неправильно произносит слова пиджак и коридор вообще не имеет права быть учителем»)

Погасите данный конфликт, но помните! ПЕРЕМЕНА и мы (дети) замерли и ждем(что будет???)          

Ответ. Извини, я допустил оплошность при произношении слов.  Спасибо за помощь… и всё, идите дальше по коридору…конфликт на сегодня исчерпан

Правило 2. Если вы не правы, не стыдно признать свою ошибку. Учитесь извиняться


Ситуация «Двойка»
Получив двойку на уроке английского языка, ученик шумно и демонстративно садится и начинает проявлять свое недовольство всем своим видом. На замечание учителя (Ты еще побурчи мне!) он грубо обозвал ее (Зараза) и вышел из класса. Учительница классу: -  передайте Игорю, чтобы ко мне на урок он больше не приходил.


Как установить нормальные взаимоотношения между учеником и учителем? Каковы будут действия учителя?

Правило 3. Прежде всего – ты учитель! И развивать конфликт не позволяет  вам ВАШ статус.

        

Пусть пройдет время, остынете вы, забудет ребенок- вот тогда,  в спокойной обстановке, и поговорите с ребенком, это трудно, но это надо сделать…

Ситуация «Смелый поступок»
Артем, ученик шестого класса, на перемене вылез в окно и, пройдя по карнизу следующие три окна, снова забрался в класс. Классный руководитель видел по горящим глазам своих воспитанников, какое впечатление произвел на них поступок мальчика. Некоторые шептались между собой: «Вот это да! Какой он смелый, ничего не боится». Классный руководитель хорошо понимал, что среди ребят найдутся те, которые захотят повторить этот «геройский поступок». И в то же время ясно, что Артем действительно смелый мальчик.
Ваши действия?

 Я ужасно испугалась, и мне придется сообщить об этом директору и твоим родителям. Ты конечно смелый, но больше так не делай, у тебя это получилось, но могут захотеть сделать так же Саша, Кеша и упасть. Подумай над моими словами.

Правило 4. «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательное».


Ситуация «Жучок»

В пятом классе учился Вова, сразу скажем – хулиган, но его слушал класс, пакостник-но лидер. Учителей не слушал и этим гордился. В школу пришла новая учительница. На второй день Вова решил проучить новую учительницу, а себе прибавить славы. Когда учительница пришла на урок, он, как дежурный, доложил, что положено, и вдруг что-то сунул ей в руку. Молодая учительница вскрикнула, потом вдруг поняла, что это жучок, сделанный из катушки с резинкой...
ну как бы вы среагировали?

-Надо, же) как настоящий. Давайте как- нибудь соберемся всем классом,  а ты, Вовочка,  покажешь,   как ты  это сделал. Может и у меня получится!

Правило 5. «Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет» (если она хорошо организована).

Итак, нами были разыграны совершенно разные конфликтные ситуации, взятые  из жизни школы. Мы с вами попытались найти более   эффективные пути разрешения конфликтов. Хочу, чтобы вам наше занятие пригодилось.  Всем спасибо.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 х. Маяк Сальского района Профилактика стрессовых и конфликтных ситуаций в образовательном процессе «Школа молодого педагога» 8 октября 2016 год автор: Мощенко Л.И. зам. директор по ВР МБОУ СОШ № 1 х.Маяк Сальского района

Слайд 2

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрений, ситуаций, взглядов партнеров по общению, когда одна сторона противостоит другой.

Слайд 3

, Виды конфликтов психологические административные этические идеологические амбициозные бытовые

Слайд 4

Типы конфликтов Внутриличностные Межгрупповые Межличностные Конфликты между группой и личностью. Конфликтогены

Слайд 5

Для разрешения конфликта Хорошо владеть собой Дать партнеру высказаться Предложить обосновать претензии Вызвать у партнера положительные эмоции. Найти общие точки понимания проблемы. Найти общую основу Всегда держаться на равных. В конце обязательно высказать надежду на продолжение сотрудничества.

Слайд 6

1. Конкуренция 2. Сотрудничество 3. Компромисс 4. Избегание 5. Приспособление 1.Разрушаются межличностные связи 2. Резко снижается эффективность работы 3. Решение проблемы становится невозможным. к онструкти деконструктивные конструктивные конфликты

Слайд 7

Профилактика стрессовых и конфликтных ситуаций в образовательном процессе.

Слайд 8

Готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета…

Слайд 9

Если вы не правы, не стыдно признать свою ошибку. Учитесь извиняться…

Слайд 10

Прежде всего – ты учитель! И развивать конфликт не позволяет вам ВАШ статус …

Слайд 11

Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательное...

Слайд 12

Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет…

Слайд 13

Не бывает конфликтных ситуаций, которые нельзя разрешить мирным способом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины конфликтных ситуаций

Планируется цикл статей по анализу конфликтных ситуаций в современной школе.В первой вступительной статье(которая пока отличается несовершенностью и незавершенностью) предпринята попытка описать причи...

ПРОГРАММА образовательного модуля «Мастер класс для начинающих работать на смарт доске»

Программа для проведения мастер класса для начинающих работать на смарт доске...

Профилактика стрессовых ситуаций и эмоционального выгорания педагога

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно дл...

Памятка учителю по профилактике конфликтных ситуаций

Памятка по профилактики конфликтов ,где четко все прописано в 14 пунктах...