Профилактика стрессовых и конфликтных ситуаций в образовательном процессе? Мастер-класс
учебно-методический материал на тему
Здравствуйте, У каждого человека за период его жизни могут возникнуть межличностные проблемы или конфликты. У учителя, поверьте мне, их в разы больше. Сегодня мы с вами попробуем разобрать несколько ситуаций. И так начнем…
Жизнь невозможно прожить без конфликтов, не найдется ни одного человека, который бы сказал, что у него не было конфликтов. Так что же такое конфликт?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikt_i_ego_razreshenie.doc | 57 КБ |
profilaktika_stressovyh_i_konfliktnyh_situatsiy_v_obrazovatelnom_protsesse.pptx | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Здравствуйте. Жизнь невозможно прожить без конфликтов, я думаю, и среди вас, нет человека, который бы сказал: «У меня никогда не было конфликтов»! У каждого человека в любой период его жизни могут возникнуть межличностные проблемы или конфликты.
А у учителя, поверьте мне, их в разы больше. Сегодня мы с вами попробуем разрешить несколько таких конфликтов. Но сначала давайте определимся…
Что же такое конфликт? Как вы понимаете значение этого слова?
Обсуждение. Ответы на вопросы.
Слайд 2
Конфликт – это столкновение интересов партнеров по общению.
Все очень даже просто) если бы –это решалось так легко? но это И нервы, слезы, не допонимание. Так что давайте продолжим…
Конфликты бывают, помогайте мне…
Слайд 3
Ответ: бытовые, административные, психологические, этические, идеологические, амбициозные. Времени у нас мало и раскрывать их понятия мы не будем, но на типах конфликтов мы на минутку остановимся
И так.. конфликты делятся на
Слайд 4: внутриличностные,(воюю сама с собой) межгрупповые (Класс на класс), межличностные (учитель-ученик) и на конфликты между группой и личностью (Учитель и класс).
Обратите внимание- Последний два случая – наши)))
Я хочу научить, а ты – ученик, пока совсем не хочешь)))конфликт?
Когда возникает конфликт между группой и личностью? т.е между классом и учителем.
( например: Я что то ожидаю (ЕГЭ), а весь класс об этом и не знал)))
Конфликт не возникает на пустом месте, это как вирус- и есть такие вирусы конфликта (щелчок)-конфликтогены
Ответ: Конфликтогены – слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта.
Можно ли избежать конфликтогенов? Можно!
Слайд 5 Ответ: Нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт. Быть терпимее к другому.
1) помнить, что любое неосторожное, негативное высказывание о ребенке может спровоцировать конфликт, и не только с ребенком
2) для избежать конфликт необходимо проявлять симпатию к собеседнику. Для этого нужно войти в его положение и представить, как отзовутся в его душе ваши слова, действия и поступки.
Выходы из конфликтов делятся на две очень интересные группы
Слайд 6
Деконструктивные и Конструктивные
На Деконструктивные не смотрим-это плохо, до этого доводить нельзя.
Конструктивные! Вот это уже интересно
Конкуренция – это открытая «борьба» за свои интересы. Однако конкуренция редко приносит долгосрочные результаты; тот, кто сегодня проиграл, в последствии может отказаться от сотрудничества.
Сотрудничество - «Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы получить то, что мы оба хотим» Это лучший вариант выхода из конфликта
3. Компромисс – позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и есть возможность выработать временное решение.
4. Избегание – это стремление выйти из конфликта, не решая его, (пословица «Утро вечера мудренее») Извините, в школе это не пройдет)))
5. Приспособление –ну, если только нужда другого человека окажется более важной, чем ваша, а переживания – сильнее, то эта стратегия является единственной для разрешения конфликта.
- А теперь разберем такой пример: в темном переулке на тебя напал грабитель, который требует отдать ему все деньги. Возможные сценарии действия:
1. конкуренция – оказать физическое сопротивление.
2. Сотрудничество – попытаться «навести» этого грабителя на более богатого знакомого, поставив условие: вырученные таким путем деньги поделить.
3. Компромисс – договориться с грабителем, что он берет только часть имеющихся денег в обмен на обещание жертвы не обращаться с заявлением в полицию.
4. Избегание – попытаться убежать.
5. Приспособление – безропотно всё отдать
- Таким образом, мы еще раз вспомнили, что такое конфликт, какие типы и виды конфликтов бывают, и что является причиной возникновения конфликта.
Слайд 7 А теперь переходим к теме нашего занятия
И давайте уже определим, какую стратегию поведения в конфликте вы используете чаще всего…..
Мы учителя и по роду нашего занятия, мы обязаны быть немножко артистами и сейчас мы поиграем в ситуации.
Мне будут нужны помощники) выходим и думаем…(раздать листочки с ролью)
Сейчас мы с моими помощниками представим миниспектакль-конфликт, а вы, зрители, попробуйте его разрешить…
Ситуация «Задача»
Ученик у доски решает задачу по физике. Учитель долго добивается от ученика правильного решения. (- Нет, это неверное решение. – Думай! - Ну, подумай еще!) Наконец ученик говорит: (-Да вы сами то, знаете, как она решается?)
Найдите выход из ситуации. (готовься к уроку)
Правило 1. Готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета». Ослабление воспитательного влияния учителя на школьника происходит в силу недостаточной компетентности молодого специалиста как предметника. |
Ситуация «Замечание»
Школа, перемена, дети, коридор. Учитель останавливает, бегущего ученика репликой ( Куда, ты летишь?) ученик бурно реагирует (- А чё? ) учитель делает ему замечание («Как ты разговариваешь с учителем?») В ответ на замечание учителя, ученик говорит: ( «Человек, который неправильно произносит слова пиджак и коридор вообще не имеет права быть учителем»)
Погасите данный конфликт, но помните! ПЕРЕМЕНА и мы (дети) замерли и ждем(что будет???)
Ответ. Извини, я допустил оплошность при произношении слов. Спасибо за помощь… и всё, идите дальше по коридору…конфликт на сегодня исчерпан
Правило 2. Если вы не правы, не стыдно признать свою ошибку. Учитесь извиняться
Ситуация «Двойка»
Получив двойку на уроке английского языка, ученик шумно и демонстративно садится и начинает проявлять свое недовольство всем своим видом. На замечание учителя (Ты еще побурчи мне!) он грубо обозвал ее (Зараза) и вышел из класса. Учительница классу: - передайте Игорю, чтобы ко мне на урок он больше не приходил.
Как установить нормальные взаимоотношения между учеником и учителем? Каковы будут действия учителя?
Правило 3. Прежде всего – ты учитель! И развивать конфликт не позволяет вам ВАШ статус.
Пусть пройдет время, остынете вы, забудет ребенок- вот тогда, в спокойной обстановке, и поговорите с ребенком, это трудно, но это надо сделать…
Ситуация «Смелый поступок»
Артем, ученик шестого класса, на перемене вылез в окно и, пройдя по карнизу следующие три окна, снова забрался в класс. Классный руководитель видел по горящим глазам своих воспитанников, какое впечатление произвел на них поступок мальчика. Некоторые шептались между собой: «Вот это да! Какой он смелый, ничего не боится». Классный руководитель хорошо понимал, что среди ребят найдутся те, которые захотят повторить этот «геройский поступок». И в то же время ясно, что Артем действительно смелый мальчик.
Ваши действия?
Я ужасно испугалась, и мне придется сообщить об этом директору и твоим родителям. Ты конечно смелый, но больше так не делай, у тебя это получилось, но могут захотеть сделать так же Саша, Кеша и упасть. Подумай над моими словами.
Правило 4. «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательное».
Ситуация «Жучок»
В пятом классе учился Вова, сразу скажем – хулиган, но его слушал класс, пакостник-но лидер. Учителей не слушал и этим гордился. В школу пришла новая учительница. На второй день Вова решил проучить новую учительницу, а себе прибавить славы. Когда учительница пришла на урок, он, как дежурный, доложил, что положено, и вдруг что-то сунул ей в руку. Молодая учительница вскрикнула, потом вдруг поняла, что это жучок, сделанный из катушки с резинкой...
ну как бы вы среагировали?
-Надо, же) как настоящий. Давайте как- нибудь соберемся всем классом, а ты, Вовочка, покажешь, как ты это сделал. Может и у меня получится!
Правило 5. «Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет» (если она хорошо организована).
Итак, нами были разыграны совершенно разные конфликтные ситуации, взятые из жизни школы. Мы с вами попытались найти более эффективные пути разрешения конфликтов. Хочу, чтобы вам наше занятие пригодилось. Всем спасибо.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрений, ситуаций, взглядов партнеров по общению, когда одна сторона противостоит другой.
, Виды конфликтов психологические административные этические идеологические амбициозные бытовые
Типы конфликтов Внутриличностные Межгрупповые Межличностные Конфликты между группой и личностью. Конфликтогены
Для разрешения конфликта Хорошо владеть собой Дать партнеру высказаться Предложить обосновать претензии Вызвать у партнера положительные эмоции. Найти общие точки понимания проблемы. Найти общую основу Всегда держаться на равных. В конце обязательно высказать надежду на продолжение сотрудничества.
1. Конкуренция 2. Сотрудничество 3. Компромисс 4. Избегание 5. Приспособление 1.Разрушаются межличностные связи 2. Резко снижается эффективность работы 3. Решение проблемы становится невозможным. к онструкти деконструктивные конструктивные конфликты
Профилактика стрессовых и конфликтных ситуаций в образовательном процессе.
Готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета…
Если вы не правы, не стыдно признать свою ошибку. Учитесь извиняться…
Прежде всего – ты учитель! И развивать конфликт не позволяет вам ВАШ статус …
Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательное...
Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет…
Не бывает конфликтных ситуаций, которые нельзя разрешить мирным способом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации (когда ссоритесь)?»
Тест "Поведение во время конфликта"...
Причины конфликтных ситуаций
Планируется цикл статей по анализу конфликтных ситуаций в современной школе.В первой вступительной статье(которая пока отличается несовершенностью и незавершенностью) предпринята попытка описать причи...
ПРОГРАММА образовательного модуля «Мастер класс для начинающих работать на смарт доске»
Программа для проведения мастер класса для начинающих работать на смарт доске...
Использование ИКТ и интернет технологий в образовательной деятельности. Мастер-класс.
Делюсь опытом работы в интернете....
Профилактика стрессовых ситуаций и эмоционального выгорания педагога
Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно дл...
Памятка учителю по профилактике конфликтных ситуаций
Памятка по профилактики конфликтов ,где четко все прописано в 14 пунктах...