Профилактика стрессовых ситуаций и эмоционального выгорания педагога
статья по зож на тему
Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, пополнять их забывает, не успевает.
Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_stressovyh_situatsiy_.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика стрессовых ситуаций и эмоционального выгорания педагога
Учитель нач. классов МБОУ Лицей №7 Кончева С.Д.,
Учитель нач. классов МБОУ Лицей №7 Аранова Л.О.
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций.
Наше здоровье можно представить в виде равностороннего треугольника: сторонами, которого являются физическое и психическое здоровье, а в основании лежит социальное благополучие.
Учение провели многочисленные исследования и сделали вывод, что наше здоровье на половину зависит от нас самих, от нашего образа жизни.
Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, пополнять их забывает, не успевает.
Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.
50% – образ жизни. Эта та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека. Но для большинства педагогов образ жизни – это школа и профессиональные обязанности.
“Работа съедает”, это признают многие педагоги. Даже наш продолжительный летний отдых не способствует полноценному восстановлению сил: мы проводим его дома, на дачах, ремонтируя школьные кабинеты, приводя в порядок шкафы, составляя рабочие программы. Усталость и стресс накапливаются. Вот некоторые характерные симптомы, о которых упоминают учителя:
– ощущение тупика, одиночество;
– периодически срываешься, начинаешь кричать на детей из-за мелочи;
– ярость и желание ответить очень грубо на провокации;
– понимаешь, что ждешь звонка с урока с самого начала урока;
– резкость и несдержанность в общении с коллегами;
– не удается быстро восстанавливаться, часто болеешь, боишься перемен;
– начинаешь много есть по вечерам (или забываешь поесть);
– непроходящая усталость, бессонница, постоянные мысли о работе;
– ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата;
– желание плакать, грусть, повышенная раздражительность, чувство тревоги;
– ощущение бесправия и принесения себя в жертву;
– желание уволиться, уйти на другую работу, уехать подальше;
– комплекс вины, ощущение, что всем должен и ничего не успеваешь;
– начинаешь хуже выглядеть.
Профессию педагога можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:
– миопия (близорукость);
– ларингит;
– синдром хронической усталости;
– гиподинамия;
– остеохондроз.
Причинами заболеваний являются:
- отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
- снижение двигательной активности;
- эмоциональная перенапряженность;
- большая учебная нагрузка;
- отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки.
Существуют психологические причины, разрушающие здоровье педагога:
- отсутствие навыка управления своими эмоциями;
- частое превышение своих психических возможностей;
- неумение вырастить в себе и освоить эмоции радости;
- неспособность смеяться над жизненными неудачами;
- неумение противостоять стрессам.
Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:
– чтобы не болеть;
– чтобы принимать правильное решение.
Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но, ни в коем случае не подавлять их. Для управления своим состоянием важно отслеживание, осознание, понимание, признание и правильная оценка того, что сейчас с Вами происходит. Если Вы осознаете и признаетесь себе, что Вы сейчас очень злы (расстроены, испуганы, обижены и т.д.), то Ваше неприятное чувство станет меньше. Также для постоянного мониторинга своего состояния, отслеживания и оценки можно использовать такой нехитрый прием:
Имейте под рукой (в доступном месте, ящике стола) стикеры красного, желтого и зелёного цветов. Периодически задаваться вопросом: «В каком состоянии я сейчас нахожусь?» и в зависимости от ответа, наклеивать стикеры перед собой. Зеленый – спокойное, желтый – некритическое, красный – накал. Таким образом, наклеивая зеленый, вы как бы делаете акцент на спокойном состоянии, и оно закрепляется. Наклеивая красный или желтый, вы признаете в себе свои отрицательные эмоции. Накал снижается. Для большего эффекта, наклеивая стикер, можно проговаривать свое состояние. Или наклеить красный стикер со всего размаху (соответственно состоянию).
7 советов по восстановлению душевного равновесия.
- Отдохните и выспитесь! Иногда накопившаяся физическая усталость является причиной душевного дискомфорта.
- Найдите для себя хобби. Начните вязать, вышивать, рисовать, мастерить – займитесь творчеством! Творчество для души помогает быстро восстановить душевное равновесие.
- Послушайте приятную музыку, потанцуйте, в конце-концов!
- Займитесь активным отдыхом, особенно, если ваша основная деятельность сидячая.
- Соберите приятный девичник дома, в кафе или вместе отправьтесь в культпоход (театр, музей, концерт, парк, зоопарк и т.д.).
- Устройте себе спа-процедуры или музыкально-поэтический салон. Удивите себя и близких. Отдохнёте.
Психологи выделяют здоровьеразрушающие эмоции: гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…
А есть эмоции здоровьесоздающие: интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение… Давайте чаще находить способы и возможности, чтобы испытывать положительные, а не отрицательные эмоции. Это тоже зависит от нас самих. У Дейла Карнеги есть замечательная книга «Как перестать беспокоиться и начать жить», в ней много хороших советов, которые помогают сберечь нервы, научиться радоваться каждому дню и спокойно воспринимать неприятности. Он напоминает нам о том, что «умение видеть положительную сторону каждого события – стоит больше тысячи фунтов в год».
Здоровы Вы или нет – это результат того, во что Вы верили и что делали в прошлом.
Мы провели анкетирование в своем коллективе, чтобы выяснить, как наши педагоги относятся к своему здоровью.
Анкета для педагога:
1.Занимаетесь ли физической зарядкой более 3 раз в неделю?_______________
2.Ложитесь ли вы спать в одно и то же время?___________________
3.Спите ли вы 7-8 часов в сутки?______________________
4.Принимаете ли вы лекарства без назначения врача?________________
5.Уделяете ли вы внимание своему здоровью?
-целенаправленно уделяете внимание своему здоровью______________
- время от времени (когда заболит что-то)___________________
Вот какие результаты мы получили:
- 86% не занимаются физической зарядкой более трех раз в неделю:
- 87% не ложатся спать в одно и то же время;
- 62% спят менее 7-8 часов в сутки;
- 78% принимают лекарства без назначения врача;
- 32% не уделяют внимания своему здоровью,
- лишь 13% уделяют целенаправленное внимание своему здоровью.
Как же помочь тем коллегам, которые не уделяют должного внимания своему здоровью? Необходимо напомнить, что основным средством восстановления здоровья является психоэмоциональная и двигательная активность.
Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять:
– лечебно-оздоровительные упражнения:
– упражнения для позвоночника
– упражнения для осанки
– упражнения для шейного отдела позвоночника
Необходимо следить за своим физическим здоровьем:
– полноценное питание
– достаточный сон
– режим труда и отдыха
– занятия спортом
Надо соблюдать психоэмоциональное равновесие:
– позитивное мышление
– оптимизм
– управление эмоциями
– доброжелательное отношение к людям
– любовь к себе.
Наши рекомендации:
– Начинайте каждый день с чувством радости.
– Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
– Любите себя.
И помните, что если вы чувствуете себя особенно усталыми в конце дня или, когда раздражительность свидетельствует, что ваши нервы на пределе, знайте, что в этот день Вы работали неэффективно.
Плодотворной Вам деятельности, уважаемые коллеги, сохранения и укрепления Вашего здоровья и здоровья Ваших близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности
Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....
Психофизиологические основы профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях ФГОС
Успех педагогической деятельности учителя зависит не только от профессиональной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и от психического состояния учителя....
Профилактика эмоционального выгорания педагога и психолога
Как предупредить самовыгорание?...
Профилактика эмоционального выгорания педагогов: способы саморегуляции эмоционального состояния
Оформление стенда школьного психолога...
Программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов
Педагоги в значительной степени подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженност...
Статья: Коррекция и методы профилактики эмоционального выгорания педагога
Эмоциональное выгорание педагога - проблема очень серьезная и не редкая. Данная статья поможет как психологам, работающим в ОО, так и самим педагогам, которые либо склонны к выгоранию, либо уже находя...
Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ
Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ...