Особенности реализации ФГОС в современной начальной школе
методическая разработка на тему
Мастер-класс Особенности реализации ФГОС в современной начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 27.81 КБ |
раздаточный материал | 71.5 КБ |
seminar_25.11.pptx | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор (слайд 1)
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том. что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим.
Вдруг будет интересно...
Наберись смелости и сделай попытку! ( слайд)
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«-О, вы, подданные мои»,- « У меня есть трудная задача и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.»
Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.
«Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда –либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»- спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.
О, чудо- замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.
Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».
Проводя аналогию с притчей, можно смело сказать, что все мы здесь собравшиеся изо всех сил навалились плечом, набрались отваги…и действовали - решительно!. И о чудо! – ФГОС второго поколения нам покорились! А все почему? – мы надеемся на свои силы и не боимся сделать попытку!
Для того чтобы приблизиться к решению задач, обозначенных новым стандартом, можно решать многие методические проблемы при обучении : развивать отдельные блоки УУД, все блоки в целом, диагностировать метапредметные результаты обучения, но урок остается уроком!
Об уроке написано много книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Поэтому наша встреча посвящена уроку. Уроку в системно-деятельностном подходе.
Как вы уже поняли, сегодня мы с вами будем работать в группах. Для того чтобы начать работу, послушайте, пожалуйста, притчу.
Притча (сотрудничество).
Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.
Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:
- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.
Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.
Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось как в старой притче, я предлагаю принять определенные правила.
«Памятка»
Для группового обсуждения мнений и принятия какого-либо решения рекомендуем соблюдать следующие правила:
- обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего занятия;
- откровенность и доброжелательность в общении;
- «Работаем без погон», то есть все равны в общении без учета заслуг, знаний и педагогического стажа;
- четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным» себе и другим;
- помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа – за каждого.
В настоящее время школьный учитель должен освоить технологии, обеспечивающие достижение новых результатов образования. Достижение этих результатов, а также необходимого развивающего эффекта обучения возможно на базе реализации деятельностного подхода, способствующего интенсификации учебного процесса.
Этот подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний. Главной идеей является формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Обновление образования, естественно, предполагает изменения в деятельности и самого педагога, у которого возникает закономерный вопрос: с чего начать?
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересны, как с современными детьми разговаривать на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаем мы себе, приходя сегодня в класс.
Работая в данном направлении понимаешь, что организуемая учителем деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов и приемов. Методических приемов СДП очень много, главное найти каждому приему свое место в предмете и теме урока. Умение применять различные приемы позволяют учителю быть интересным ученику в той части общения с ним, которая лежит в русле самого ученика.
Многолетний опыт педагогов-экспериментаторов показал, что даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в тему урока, но и организовать их самостоятельную деятельность.
Девизом мастер - класса я беру слова Л. Боровикова «Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом».
Целью мастер - класса я выражу изречениями из китайской мудрости:
"Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь".
- Прием «Удивляй».
Упражнение «Построй свой дом»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Время: 10 минут.
Ресурсы: ватман, маркеры
Ход упражнения - Тренер дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый участник команды должен выбрать, кем он будет в этом доме –дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.
1. Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»?
2.Почему Вы выбрали именно эту роль?
В заключении я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным! - «Морфологический сундучок» (перечислите главные качества вашего дома)
- “Создай паспорт”
Направлен на систематизацию и обобщение полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).
Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик:
на литературном чтении – героев литературных произведений;
на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
на математике – геометрических фигур, математических величин;
на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов.
- Прием «Диктант значений».
Прием экстраактивного обучения. Интересный способ диктанта. Преподаватель диктует не слова, а их значения (определения). Обучающиеся по значениям должны определить слова и записать их.
Задание для участников мастер-класса.
Определите по значениям слова:
Позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности…(деятельностный подход).
Словарь иностранных слов определяет это понятие как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание… (рефлексия).
Тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. (Проблемно-диалогическое обучение)
Этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. (Постановка проблемы)
Тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. (традиционное обучение).
Готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. (Информационная компетентность)
Целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности. (Компетентность разрешения проблемы) - “перевод с русского на русский”
Существует очень много приемов, видов и форм учебных заданий деятельностного метода обучения. Для того, чтобы немного отдохнуть, мы предлагаем каждой группе выполнить упражнение, которое называется “перевод с русского на русский” Это упражнение выполняется на слух. Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве паузы на уроке.
Две-три пословицы, переведенные на язык биологических терминов, потребуют для обратного перевода и образного мышления, и анализа смысла отдельных слов и чувство юмора.
1 ? Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит)
2 ? Сбился с азимута среди 3 голосемянных. (Заблудился в трех соснах)
3 ? Приблизительно 20 г продукта полукоксования твердых топлив приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями перепончатокрылых, находящейся в большой деревянной емкости. (Ложка дегтя портит бочку меда)
Заключение
Хотя учитель – это массовая профессия… по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтобы затем становиться большими художниками. В.В.Давыдов
Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения.
Какие бы мы не применяли технологии, средства и методы обучения, важно помнить, что
Ситуация успеха – это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории его жизни. Здесь речь идёт не о продукции масштаба мировой культуры, а о достижениях узкого плана личностной судьбы, которая ежедневно развивается и совершается на уроке.
Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». А можно сказать и так: «Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».
Чтобы не уйти с мастер-класса с пустыми руками, я дарю вам перечень рекомендаций по управлению успехом на уроке. Благодарю вас за желание работать, общаться, делиться опытом.
Предварительный просмотр:
- Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, нередко практико-ориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.
- Наряду с цифровой развёрнутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребёнка.
- Степень увлечённости учеников предметом выражается в их желании и готовности заниматься им после уроков.
- Учитель должен научиться включать учащихся в коллективную познавательную деятельность.
- Если молодой учитель обострённо переживает свою неуспешность и, несмотря на значительные усилия, никак не может дать хороший урок, одним из известных способов оказать ему помощь является совместная с любым из администраторов школы подготовка серии уроков.
Подводя итог, хочется привести слова одного мудрого человека. Когда у него спросили, что является для него самым важным, то он ответил, что это то, что он делает в данный момент.
То есть умение сконцентрироваться на том, что делает человек в данный момент, является важной составляющей успеха.
Учитель является в данном случае проводником, организатором и исполнителем этих правил.
Успехов Вам и Вашим ученикам!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха»
Создание ситуации успеха для ученика
начальной школы
(Практические рекомендации)
Личностно-ориентированный подход - это основная стратегия современной школы. Это очень актуально и популярно.
Современный выпускник школы должен обладать знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями, осуществлять разные виды деятельности. Но всё это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
Такой подход воздействует на все компоненты системы образования, способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды. Создание благоприятной обстановки на уроке - это создание успеха.
А успех - это достижение поставленной цели. Так что и кто определяет успех? Это зависит от разных факторов:
- Реальные достижения - это то, что достигает человек.
- Окружение. Они оценивают успех человека, судят о нём.
- Сам человек. Сам человек оценивает уровень достижения успеха.
Правила управления успехом на уроке.[1]
- Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, и был полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нём происходило.
- Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, реальные сдвиги и достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддержать ученика.
- Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства и интересы являются залогом успеха учащихся.
- Психологический климат, обстановка жизнедеятельности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов.
- Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке.
- Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.
- Учитель должен знать и весь класс, и каждого ученика в отдельности. Он должен очень много знать о детях, чтобы научиться в нужную минуту помогать им.
- Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.
- 80% учебного успеха детей зависит от умения учителя выдавать домашние задания. Драма состоит в том, что дети и взрослые говорят на разных языках, вкладывают разный смысл в слова и выдача домашних заданий без точной проработки того, что хотел бы получить учитель, какую задачу он ставит, нередко приводит учеников в состояние замешательства и понуждает отказаться от выполнения домашних заданий вообще.
Эти две оценки могут расходиться. Окружающие могут считать человека неуспешным, а он считает себя успешным. Тогда возникает вопрос: успех - это объективное достижение или объективная оценка? И то и другое. Тогда нужно говорить о реальных достижениях, социальном одобрении и субъективной оценке.
Для обучения детей достижению успеха в жизни необходимо работать по следующим направлениям:
- Развитие интеллекта.
- Обучение общеучебным умениям:
- Умение ставить цели.
- Выбирать методы и формы для достижения целей.
- Умение достигать поставленной цели.
- Умение анализировать правильность постановки цели и выбора методов.
- Воспитание позитивно-успешной личности:
- Формирование мотивации (желания) быть успешным.
- Развитие воли.
- Воспитание уверенности в достижении целей.
- Воспитание саморазвивающейся личности.
- Социальная компетентность.
Найболее важным моментом является в данном случае - привыкнуть ставить цели, работать на их достижения, а затем праздновать успех.
Итак, мы можем подвести итог. Перед нами 8 шагов к успеху (автор Т. Пауэлл и Дж. Пауэлл).[2]
- Перечисление своих целей.
- Проставление отметок.
- Расстановка приоритетов.
- Назначение сроков.
- Установление очерёдности.
- Составление плана действия.
- Поздравления себя и празднование успеха.
- Постановка новых целей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлеченных учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а так же общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни. Билл Гейтс
Мысль в подарок Думать – самая трудная работа. Вероятно, поэтому этим занимаются столь немногие. Генри Форд Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими. Ральф Уолдо Эмерсон
« Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». Н.М . Верзилин «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни ! « Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Л.Н . Толстой
МАСТЕР-КЛАСС Девиз: « Учителю необходимо постоянно учиться , учиться друг у друга. И лучшим п обудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом». Л.И. Боровиков Цель: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». изречениями из китайской мудрости
«Построй свой дом » «Морфологический сундучок» «Создай паспорт» Имя _________________________________________________ Создатель ____________________________________________ Прописка _____________________________________________ Внешний вид ( особые приметы) ______________________________________________________ Личные качества _______________________________________
Диктант значений Позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности. Словарь иностранных слов определяет это понятие как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. Готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
«Перевод с русского на русский» 1 ? Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. 2 ? Сбился с азимута среди 3 голосемянных. 3 ? Приблизительно 20 г продукта полукоксования твердых топлив приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями перепончатокрылых, находящейся в большой деревянной емкости .
Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества , то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нем властелинами. Ш.А. Амонашвили
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности реализации метода проектов в начальной школе ( из опыта работы)
Статья, в которой рассказывается о сути проектного метода, его значении и особенностях при реализации в начальных классах. Приводятся примеры проектов, реализованных учителем, их цели, содержание и ит...
Выступление на педсовете "Особенности реализации ФГОС НОО в начальных классах"
В выступлении раскрываются особенности реализации ФГОС НОО в начальных классах, требования к результатам освоения ООП, к структуре ООП, к условиям реализации ООП. Также рассматриваются некоторые разде...
Особенности реализации метода проектов в начальной школе
Основная цель метода проектов заключается в создании благоприятных условий, способствующих развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы социализации знаний и умений обучающ...
Здоровьесберегающие технологии при реализации ФГОС 2 в начальной школе
Данная презентация содержит иллюстративный материал для сообщения по теме "Здоровьесберегающие технологии"...
Особенности рейтингового оценивания в современной начальной школе
Проблема оценивания знаний учащихся встает перед каждым учителем современной школы. В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности си...
Особенности реализации ФГОС НОО в начальных классах. Анализ работы в 4 классе
Анализ работы учителя начальных классов Вандановой Н.Д. по ФГОС 4 класс 2018/2019 учебный год....
Особенности реализации ФГОС НОО в начальных классах.
Начальная школа играет важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление культуры деятельности и повед...