Социокультурное становление младшего школьника в условиях реализации ФГОС НО
статья на тему

Социокультурное становление младшего школьника

в условиях реализации ФГОС НО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiokulturnoe_stanovlenie_mladshego_shkolnika.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Чижикова Н.П.

Социокультурное становление младшего школьника

в условиях реализации ФГОС НО

         В аспекте реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» одной из приоритетных задач является социокультурное становление личности школьника. Оно же актуально для всех образовательных учреждений, реализующих ФГОС. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Значение и функции начальной школы определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этого этапа становления и развития личности ребенка.

         Обратимся к ФГОС НО:

        «В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

         становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

        … духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей…» (Общие положения, п.8);

         «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

        любящий свой народ, свой край и свою Родину;

        уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

        готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

       доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение…» (Общие положения, п.8);

       «Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального образования:

        личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.» (II Требования к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, п.9)

        Формирование нравственности происходит на всех уроках. В этом отношении нет главных и неглавных уроков. Воспитывают содержание, методы и организация обучения, а также учитель, его личность, знания, убеждения и, главное, та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношения педагога и детей, детей между собой. Воспитывать должен весь процесс на уроке, а не только так называемые воспитательные моменты.

        Развитие гражданственности – важный элемент становления нравственной личности. Любовь к Родине начинается с любви к родному городу, селу, улице, к отцовскому очагу. Родина – понятие многоаспектное, вбирающее в себя и прошлое, и настоящее, и будущее народа, его материальные, духовные и нравственные ценности.

        Содержание патриотического воспитания в учебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль здесь играет организация работы по изучению государственных символов России: герба, флага, гимна и др. В рамках этой темы четвероклассники работали над интересным проектом – «Нетрадиционные символы России». В качестве таковых были выбраны: самовар (гостеприимство, радушие русского народа),  белая береза, медведь, храмы, Московский Кремль и т.д.

        Изучение природы родного края, его исторического прошлого укрепляет и развивает чувство любви к Родине (уроки окружающего мира). Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру, традиции и обычаи стран изучаемого языка. Гражданское воспитание предполагает формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление  воспитательной работы реализуется в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др. Необходимой составной частью формирования патриотического сознания является изучение фактического материала о защите нашего Отечества, о воинской доблести и славе народов нашей страны Эта работа наиболее эффективна на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка, музыки и т.д.

        Воспитание патриотизма в нашей школе является одним из главных приоритетов. Он поддерживается изучением  народных сказок, былин, песен, сказаний, где добро побеждает зло, а герои справедливы и сильны духом. Через фольклор русский народ из поколения в поколение передавал свою любовь к Родине. Знакомство с произведениями устного народного творчества происходит во всем его многообразии, с элементами этнографии – истории материальной культуры – жилья, одежды, самых различных сторон народного быта, что способствует формированию у школьников чувства гордости за историческое прошлое страны. Кроме того краеведческий материал фрагментарно используется в текстах на уроках русского языка, в заданиях по математике, в беседах по литературному чтению, окружающему миру.

        В рамках внеурочной деятельности в нашей школе организован клуб «Юный патриот», в работе которого мы пытаемся реализовать задачи гражданского, а, значит, и нравственного воспитания личности:

- признание безусловной ценности человека, ориентация на приоритеты свободы, прав и достоинства личности как основы построения гражданского общества;

- формирование сознательного патриотизма, когда Россия воспринимается как высшая ценность, определяющая смысл жизни человека – гражданина;

- приоритет духовного над материальным. Вера, любовь, свобода, совесть – те ценности, что составляют духовную основу жизни, приносящие удовлетворение личности и пользу обществу.

        Мощным средством воспитания будущего гражданина – патриота является краеведение. Краеведческая деятельность устанавливает связь между школой и жизнью, знакомит ребенка с родным краем, способствует познанию патриотических и духовно – нравственных традиций народа.

       В начальных классах нашей школы краеведческая работа ведется в рамках клуба «Дончата». На этих внеурочных занятиях учащиеся знакомятся с разнообразием природы родного края, его рельефом, природными явлениями, животным и растительным миром; приобретают исторические сведения о народах, населяющих территорию края, знакомятся с героическими событиями, происходившими на Донской земле. Мы не сумеем развить в ребенке любовь к Родине, не пробудив у него любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать в школьнике любовь к народу, не научив его любить окружающих: своих сверстников и взрослых. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, с ощущения сердечного тепла, которым  ребенок окружен, с его переживаниями, рожденными красотою родных мест.

       Проектная деятельность – это еще один из способов сформировать гармоничную личность с активной жизненной позицией. Выбирая темы для проектов («Я – будущий мэр», «Дебаты депутатов», «Мой любимый город», «Моя родословная»), мы реализуем принцип «от близкого к далекому»: от любви к семье, родному дому, городу к любви к природе и своей Родине. Какую большую радость и удовлетворение получают ребята от осознания своего вклада в созданный продукт – проект! С какой гордостью они представляют его. Мы видим, как в школьниках зарождается и постепенно крепнет уверенность в собственных силах, завтрашнем дне, что так важно для развития гармоничной личности.

        Наша школа – это обычная, неспециализированная школа, где основная масса учащихся – из семей со скромным достатком. Возможно именно поэтому нам и надо сделать выбор в пользу воспитания социальной успешности учащихся.

        Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личностному росту, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить  и достигать серьезных целей, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Для этого современные школьники уже в начальных классах должны привыкать к самостоятельности и ответственности и постепенно добиваться хотя бы небольших успехов в школе и за ее пределами.

        Личный успех и поощрение инициативы каждого ученика, быстрая адаптация к постоянно меняющемуся миру и социуму позволит современным школьникам занять достойное место в современном обществе. Мы надеемся, что наши ученики станут высоконравственными личностями – вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду и любить свою Родину. Не это ли главная воспитательная цель работы учителя?

Литература:

  1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011
  2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни/ Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
  3. Кохичко А.Н. «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами русского (родного) языка// Начальная школа плюс до и после, 1212 г. № 3
  4. Секачева И.Н. «Нравственное воспитание младших школьников»// Начальная школа плюс до и после, 1212 г. № 11
  5. Воронова О.А. Урок духовности// Начальная школа плюс до и после, 1212 г. № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД младших школьников условиях реализации ФГОС.

В статье я описываю свой опыт работы по формированию универсальных учебных действий в условиях реалиации ФГОС.В моей работе подробно описаны инновационные педагогические технологии, которые  спос...

Формирование социокультурной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС

Ведущая педагогическая идея – реализация идей развития и саморазвития личности младшего школьника как условие формирования научно-исследовательского творческого мышления учащихся в социокультурной сре...

Презентация "Использование индивидуальных образовательных маршрутов младшего школьника – основа реализации ФГОС через УМК «Начальная инновационная школа»"

Через  презентацию делюсь опытом по использованию индивидуальных образовательных маршрутов младшего школьника. Предлагаю данную презентацию использовать учителя в своей педагогической деятельност...

Формирование самооценки младших школьников условиях реализации ФГОС

Самооценка - оценка своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей....

“Формирование орфографической зоркости у младших школьников при реализации ФГОС НОО”

ФГОС НОО перед учителем ставит конкретную задачу: научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила при записи собст...