“Формирование орфографической зоркости у младших школьников при реализации ФГОС НОО”
презентация к уроку по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
ФГОС НОО перед учителем ставит конкретную задачу: научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать орфографическую задачу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_orfograficheskoy_zorkosti_u_mladshih_shkolnikov_pri_realizatsii_fgos_noo.pptx | 547.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неправильное употребление и написание слов ведет за собою ошибки в области мысли и потом в практической жизни .
ФГОС НОО перед учителем ставит конкретную задачу: научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать орфографическую задачу. Актуальность данной темы обусловлена сохранением орфографических ошибок в работах учащихся, а также требованиями ФГОС начального общего образования. Цель работы : показать приемы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе с учётом ФГОС.
Орфографическая зоркость на уроках русского языка будет развиваться при условии: а) систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо, зрительный диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографическое проговаривание); б) развития умения обнаруживать орфограмму, определять ее тип, находить допущенные ошибки.
Школьник для решения орфографической задачи должен пройти 6 этапов: - увидеть орфограмму в слове; - определить её вид; - определить способ решения задачи; - составить алгоритм решения задачи; - решить задачу; - написать слово и осуществить самопроверку.
Основные причины написания слов с ошибками: - Ученик не видит «опасных мест». - Не может подбирать проверочные слова из-за маленького словарного запаса, снижения интереса к чтению. - Низкий уровень самостоятельности при выполнении .
Орфографический навык очень сложный, т.к. в него входит ряд умений, которыми должен обладать ребёнок одновременно: 1 ) Умение различать гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные. 2) Умение соотносить написание и произношение слова, устанавливать сходства и различие. 3) Умение разбирать слово по составу (проводить морфемный анализ). 4) Умение подбирать однокоренные слова. 5) Умение изменять форму слова.
Первый этап формирования орфографической зокости – пропедевтическая работа по формированию орфографической зоркости. В соответствии с программой эта работа по орфографии начинается с букварного периода, с работы по Прописям в процессе звуко -буквенного анализа слов . Второй этап – этап активного становления орфографической зоркости.
1. Проговаривание - это произнесение слова так, как будто все фонемы в нём представлены своими сильными позициями . 2. Письмо с пропусками букв - овладением этим умением означает раскрепощение ученика от страха допустить ошибку. 3.Письмо под диктовку. 4.С писывание .
Списывание без заданий Списывание со вставкой пропущенных букв Списывания с подчеркиванием Списывание с распределением на основе логического принципа Списывания, осложненные лексическими заданиями Списывания с грамматико – орфографическими заданиями Списывания, в которых грамматические и орфографические задания органически связываются с заданиями по развитию речи.
Нетрадиционные методы и приёмы по формированию орфографической зоркости при изучении словарных слов.
МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ . Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов даётся на уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить.
МЕТОД ЗВУКОВЫХ АССОЦИАЦИЙ . Используется при удачном созвучии фразы и словарного слова. К о стюм – м о дный Б а зар – тов а р Г а зета – бум а га К о рзина – лук о шко К о нструктор – р о бот К о рабль – в о лны К о нцерт – н о ты Р е монт – инструм е нт Т е традь – кл е тка Л о пата – о страя С о бака – ст о рож Б е рёза – б е лая Л и мон - к и слый Ул и ца – дл и нная М е талл – бл е ск Пр о стор – св о бода Тр е вога – волн е ние Ф а нтазия – мечт а Б а гровый – зак а т К о р и дор – прох о д м и мо М о роз – уз о ры
«НЕМОЙ» СЛОВАРИК . Учитель или «ведущий» ученик молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.
« ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ . Ведущий , не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…
« ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК. Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают , а затем записывают слово с проговариванием.
«КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ . Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку. Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем подбирать к этим словам признаки, действия… В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ. Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).
СХЕМЫ - УГАДАЙКИ. На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые – подчёркивать (знак минус – слабая позиция): ___ О___О___ (воробей, молоко…) А ___КК_____ (аккуратный ) _______ СС__ ( касса, масса…) ___ Е_____ДЬ (медведь, тетрадь…)
КОПИЛКА - МИНУТКА. На доске записана группа словарных слов. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д. Этих слов должно быть не менее 10. Даётся 1 минута для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы.
«ЛИШНЕЕ СЛОВО». Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу. Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». СОРОКА ВОРОНА ПЕТУХ КОРОВА ДОРОГА Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения: 1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5. 2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2 3….слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную . 4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д. Аргументов много, и «лишних» слов тоже!
БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ). Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. Например: М ШИНА КЛА М ЛИНА МА А М ГАЗИН КА А … … … … Эту работу хорошо проводить, когда в словарике достаточно много слов на определённую орфограмму.
« МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК. Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе. Например: УЛ И ЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ. МЕБЕЛЬ из ЕЛи . ПАЛЬТО . носит ПАпа .
«ШИФРОВКИ». Эту работу чаще даю детям вне урока, т.к. задание на сообразительность, на логическое мышление. Тем более, что у каждого ребёнка скорость мышления разная. Мне же важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Здесь самое интересное – это сам процесс работы. Ребята могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть очень разные. Иногда сами дети придумывают их или подсказывают идею.
1.Шифровка «слоговое сложение». Раздели данные слова на слоги. Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу. Поставь ударение, выдели орфограмму. ВЕС НА ГО РОД НА РОД ТРА ВА У ГОН ВА ГОН ТЕ МА ЛЕ ТО ФОН ТАН ТЕ ЛЕ ФОН
Шифровка – алфавит. Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 … а б в г д е ё ж з… В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова. 1, 13, 13 , 6, 33 - (А ЛЛ ЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить , что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.
Шифровка «Убери лишнее». Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например: К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).
Шифровка «Добавь гласные». Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. Например: КПСТ (КАПУСТА). Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким-то общим признаком. Например: Живые существа : КРВ (КОРОВА) ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК) СБК (СОБАКА) ВРН (ВОРОНА) Это растёт: ЧРМХ (ЧЕРЁМУХА) РХ (ОРЕХ) ЗМЛНК (ЗЕМЛЯНИКА )
Шифровка «Части слова». Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему. Например: Приставка в нашем слове, как у слова ЗА БОЛЕЛ. Корень – как у слова МОРОЗ ИЛКА. Суффикс – как у слова БЕРЁЗ К А. Окончание – как у слова КОНЬК И . В итоге получается слово Заморозки.
«ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ» Даны словарные слова… ЗАДАНИЯ: 1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»). 2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам…(в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных »…). 3 . Измени форму числа, падеж… (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».
«МУДРЫЙ СЛОВАРИК» . Я использую в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов. Например , надо дописать словарные слова: Как об стенку _____________(ГОРОХ). Береги нос в большой ______________(МОРОЗ).
МЕТОД ФОНЕТИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ. Это ещё один удобный способ запоминания трудных орфограмм. Чаще всего он подходит для слов с яркими характеристиками. Например: К Б Г Л И МОН Б Е РЁЗА В О РОТА С Л Л Л А Ы Я Л Х П Р Л О ПАТА М О РОЗ А Р О МАТ П Л Х З А О Н А С Д Е Т Т Ь
«ПРОБА ПЕРА». Практикую работу по развитию речи, когда индивидуальный словарик достаточно наполнен. П редлагаю написать ребятам рассказ или сказку, используя словарные слова на определённую тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов. «Проба пера» - это очень увлекательная творческая работа. Дети охотно сочиняют, оформляют и защищают свои работы. И снова словарные слова мелькают и запоминаются легко и интересно.
ИГРА « ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ». Дети очень любят игру «знаю – не знаю». Я беру словарик ребёнка и вразброс спрашиваю, как пишется то или иное словарное слово. Ученик должен чётко проговорить слово по слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно неправильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами). После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль .
Проводимая работа показывает, что развитие орфографической зоркости зависит от ряда условий: чёткое планирование всей работы; систематический и разносторонний характер работы по орфографии; формирование орфографических умений должно опираться на все виды памяти: слуховой, зрительной, речедвигательно – послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого состав изучаемого слова закрепляется в мускульных движениях органов речи; моторной – многократная запись одних и тех же слов. постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм обучающимися.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Работу по формированию орфографической зоркости необходимо проводить на уроках русского языка учителем целенаправленно. Избегать механического усвоения того или иного правила правописания, пассивности детей по усвоению того или иного вида орфограмм. Знать и грамотно составлять различные виды упражнений по формированию орфографической зоркости. Учить детей видеть орфограмму в слове и определять её вид.
5. Учитель должен хорошо владеть методикой проведения различных упражнений по формированию орфографической зоркости. 6. Использовать в системе разнообразные виды упражнений, которые в свою очередь активизируют умственную деятельность детей и развивают орфографическую зоркость. 7. Развивать умения находить орфограммы до написания, и определять её вид. 8. При подготовке учителя к урокам русского языка необходимо подбирать приёмы, стимулирующие детей к хорошей работе, и использовать их на каждом уроке.
Подводя итоги проделанной работы, надо сказать, что работа по формированию орфографической зоркости является неотъемлемой частью уроков русского языка, имеет очень большое значение и занимает много труда и времени.
http://markerpro.by/images/product/000/000093/816-melshcoolcarmel.png мел http://img-fotki.yandex.ru/get/6412/136487634.659/0_a925f_cf58767d_XL.png ветка рябины http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/65/312/65312675_J.jpg ноутбук http://img-fotki.yandex.ru/get/4135/136487634.a38/0_cfa2f_ae54d0e6_XL.png книги http://img-fotki.yandex.ru/get/5810/47407354.26d/0_8db1c_82279764_S.png ручка http://antalpiti.ru/files/99604/prinadlezhnosti_v_stakane.png поставка с письменными принадлежностями http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/11-04/12216/2647660.png рамка на титульном слайде http://antalpiti.ru/files/99604/naturmotr_shkolnyj_1.png книги с лупой Интернет – ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографической зоркости у младших школьников.
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...
Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
В сатье представлены понятие об орфографической зоркости, приведён теоретический и парктический материал по её формированию....
Формирование орфографической зоркости у младших школьников
Раскроем понятия орфографическая зоркость,ее факторы.Множество упражнений для выработки орфографической зоркости...
Формирование орфографической зоркости у младших школьников
Одной из самых актуальных проблем в преподавании русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся в начальной школе. В данной статье представлены приемы обучени...
«Использование современных педагогических технологий в процессе формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в соответствии с ФГОС НОО»
laquo;Формирование прочных орфографических знаний, умений, навыков по русскому языку в начальных классах является важной задачей системы образования, так как грамотное письмо обеспечивает точность вы...
Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в условиях ФГОС
Многие годы не одно поколение ученых, родителей, учителей мучают вопросы: как научить детей грамотно писать, как соединить науку о законах русской орфографии с детьм...