Выступление на педагогическом совете по теме: "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
материал

Марина Анатольевна Павлова

                Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Жизнь учащихся всецело связана со школой, поэтому именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Ученик, которому тяжело в школе, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья. Поэтому необходимо повысить интерес к учёбе, который является индикатором влияния на здоровье. Где есть интерес, там отсутствует стресс.

                 Если мы научим учащихся с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                              Здоровьесберегающие технологии  в начальной школе.                

Выступление Павловой М.А. на педсовете 30.10.2018 года.                        

Здоровый человек смотрит обоими глазами

И работает обеими руками.

Марийская пословица.

                 По мнению  академика Николая Михайловича Амосова, «… чтобы быть здоровым, нужно собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Какая наука поможет раскрыть перед ребёнком – учеником и учителем направление  «собственных усилий»? Такой наукой может выступать валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья.

                Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Жизнь учащихся всецело связана со школой, поэтому именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Ученик, которому тяжело в школе, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья. Поэтому необходимо повысить интерес к учёбе, который является индикатором влияния на здоровье. Где есть интерес, там отсутствует стресс.

                 Если мы научим учащихся с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

              Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе является урок. Он в наибольшей степени определяет как позитивные, так и негативные влияния образовательной среды на здоровье детей. Сохранение здоровья детей  должно происходить без ущерба для решения учебных, воспитательных  и развивающих задач урока. Более того, валеолизация урока должна способствовать общему повышению эффективности обучения.

             Как помочь детям, как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии и было в радость? Есть ли выход из создавшейся ситуации? Безусловно. В нашей стране есть педагогические технологии, которые убедительно доказывают, что без врачебного вмешательства, только педагогическими средствами можно противостоять школьным формам патологии.

                  Для этого необходимо:

  • Соблюдение санитарно-гигиенических условий проведения урока (проветривание, чистота, освещённость);
  • Валеологически целесообразное включение в урок позитивного настроя на урок;
  • Выбор адекватных возрасту форм и методов ведения урока;
  • Выбор темпа и ритма урока (темп урока зависит от интенсивности умственной работоспособности учащихся класса, чередования напряжения и отдыха);
  • Регламентация длительности основных видов учебной деятельности (соблюдение норм непрерывного письма, чтения,  объема диктантов, нормы работы с компьютером);
  • Смена видов деятельности на уроке;
  • Формирование положительной мотивации к учебной деятельности и стимулирование познавательного интереса (началом активной мыслительной деятельности должно быть не принуждение, а желание);
  • Привлечение возможно большего числа органов чувств учащихся: слуха, зрения, осязания, обоняния (многоканальность поступления информации обеспечивает  лучшую активность мозга);
  • Создание условий для творчества в учебной деятельности (творчество является одним из важнейших факторов сохранения здоровья, так как это способ удовлетворения  базовых способностей учащихся);
  • Включение в процесс познания эмоционально-чувственной сферы (информация, окрашенная эмоциями, лучше запоминается);
  • Дифференциация и индивидуализация процесса обучения в зависимости от личностных особенностей и состояния здоровья учащихся (в первую очередь должны учитываться особенности нервной системы);
  • Создание на уроке ситуации, стимулирующей поисковую активность (ученик должен чётко знать, что если он выполнит задание в полном объеме и рекомендуемым способом, то его ответ будет успешным);
  • Диагностика начальных стадий утомления учащихся, снятие напряжения от статической позы, профилактика нарушений осанки и зрения (проведение физкульминуток  (до 9 класса на 10 и 20 минутах)  не только в игровой форме, но и с разгрузкой тех систем органов ребёнка, которые наиболее напряжены на уроке);
  • Психологическая атмосфера урока, стиль общения учителя (поддержание позитивной психологической атмосферы урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия)

              Выполнять данные правила помогают современные здоровьесберегающие технологии,  новые образовательно-оздоровительные программы.

                Учитель должен не только строить свой учебный процесс с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать  информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности. Как отметил академик  Д. В. Колесов, «… только при таком подходе может быть реализован принцип – здоровье через образование».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме: "Здоровьесберегающие технологии в школе "

Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач ...

Выступление на Педагогическом совете на тему: "Образовательный процесс в начальной школе в условиях нового ФГОС"

Об особенностях образовательного процесса в начальной школе на этапе введения ФГОС...

Выступление на педагогическом совете "Использование ИКТ на уроках в начальной школе при реализации ФГОС"

Сегодня образовательный процесс немыслим без использования ИКТ. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мо...

Выступление на педагогическом совете по теме "Причины неуспеваемости в начальной школе" (2014г.)

Со держит презентацию и конспект по теме "Причины неуспеваемости в начальной школе....

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Ресурсы современного урока в начальной школе, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов».

Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универс...