Выступление на педагогическом совете по теме: "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
материал
Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Жизнь учащихся всецело связана со школой, поэтому именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Ученик, которому тяжело в школе, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья. Поэтому необходимо повысить интерес к учёбе, который является индикатором влияния на здоровье. Где есть интерес, там отсутствует стресс.
Если мы научим учащихся с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Выступление Павловой М.А. на педсовете 30.10.2018 года.
Здоровый человек смотрит обоими глазами
И работает обеими руками.
Марийская пословица.
По мнению академика Николая Михайловича Амосова, «… чтобы быть здоровым, нужно собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Какая наука поможет раскрыть перед ребёнком – учеником и учителем направление «собственных усилий»? Такой наукой может выступать валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья.
Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Жизнь учащихся всецело связана со школой, поэтому именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Ученик, которому тяжело в школе, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья. Поэтому необходимо повысить интерес к учёбе, который является индикатором влияния на здоровье. Где есть интерес, там отсутствует стресс.
Если мы научим учащихся с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе является урок. Он в наибольшей степени определяет как позитивные, так и негативные влияния образовательной среды на здоровье детей. Сохранение здоровья детей должно происходить без ущерба для решения учебных, воспитательных и развивающих задач урока. Более того, валеолизация урока должна способствовать общему повышению эффективности обучения.
Как помочь детям, как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии и было в радость? Есть ли выход из создавшейся ситуации? Безусловно. В нашей стране есть педагогические технологии, которые убедительно доказывают, что без врачебного вмешательства, только педагогическими средствами можно противостоять школьным формам патологии.
Для этого необходимо:
- Соблюдение санитарно-гигиенических условий проведения урока (проветривание, чистота, освещённость);
- Валеологически целесообразное включение в урок позитивного настроя на урок;
- Выбор адекватных возрасту форм и методов ведения урока;
- Выбор темпа и ритма урока (темп урока зависит от интенсивности умственной работоспособности учащихся класса, чередования напряжения и отдыха);
- Регламентация длительности основных видов учебной деятельности (соблюдение норм непрерывного письма, чтения, объема диктантов, нормы работы с компьютером);
- Смена видов деятельности на уроке;
- Формирование положительной мотивации к учебной деятельности и стимулирование познавательного интереса (началом активной мыслительной деятельности должно быть не принуждение, а желание);
- Привлечение возможно большего числа органов чувств учащихся: слуха, зрения, осязания, обоняния (многоканальность поступления информации обеспечивает лучшую активность мозга);
- Создание условий для творчества в учебной деятельности (творчество является одним из важнейших факторов сохранения здоровья, так как это способ удовлетворения базовых способностей учащихся);
- Включение в процесс познания эмоционально-чувственной сферы (информация, окрашенная эмоциями, лучше запоминается);
- Дифференциация и индивидуализация процесса обучения в зависимости от личностных особенностей и состояния здоровья учащихся (в первую очередь должны учитываться особенности нервной системы);
- Создание на уроке ситуации, стимулирующей поисковую активность (ученик должен чётко знать, что если он выполнит задание в полном объеме и рекомендуемым способом, то его ответ будет успешным);
- Диагностика начальных стадий утомления учащихся, снятие напряжения от статической позы, профилактика нарушений осанки и зрения (проведение физкульминуток (до 9 класса на 10 и 20 минутах) не только в игровой форме, но и с разгрузкой тех систем органов ребёнка, которые наиболее напряжены на уроке);
- Психологическая атмосфера урока, стиль общения учителя (поддержание позитивной психологической атмосферы урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия)
Выполнять данные правила помогают современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательно-оздоровительные программы.
Учитель должен не только строить свой учебный процесс с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности. Как отметил академик Д. В. Колесов, «… только при таком подходе может быть реализован принцип – здоровье через образование».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: "Интегрированные уроки в начальной школе".
Всё про интеграцию в начальной школе....
Выступление на педагогическом совете по теме: "Здоровьесберегающие технологии на уроке в коррекционной школе 8 вида"
Здоровьесберегающие технологии на уроках в коррекционной школе 8 вида....
Выступление на педагогическом совете по теме: "Здоровьесберегающие технологии в школе "
Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач ...
Выступление на Педагогическом совете на тему: "Образовательный процесс в начальной школе в условиях нового ФГОС"
Об особенностях образовательного процесса в начальной школе на этапе введения ФГОС...
Выступление на педагогическом совете "Использование ИКТ на уроках в начальной школе при реализации ФГОС"
Сегодня образовательный процесс немыслим без использования ИКТ. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мо...
Выступление на педагогическом совете по теме "Причины неуспеваемости в начальной школе" (2014г.)
Со держит презентацию и конспект по теме "Причины неуспеваемости в начальной школе....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Ресурсы современного урока в начальной школе, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов».
Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универс...