Мастер-класс по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»
учебно-методический материал на тему
Мастер-класс по теме:
«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»
СЛАЙД 1
Здравствуйте, уважаемые члены жюри! Тема, которую я выбрала для рассмотрения «Формирование УУД на уроках в начальной школе в условиях ФГОС».
СЛАЙД 2
Вам всем знакома аббревиатура “ФГОС”.ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт.
Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, то теперь к ученику предъявляются другие требования: каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению на практике тех знаний, которые получил в школе? Судить о школе и об ученике будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом.
Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок.
Сначала выясним, что такое УУД, какие они бывают, какие существуют способы формирования УУД.
СЛАЙД 3
В широком смысле УУД– это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком смысле УУД- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
СЛАЙД 4
Все мы знаем, что УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
Как же формировать УУД у ученика?
Преобразование урока связано не только с обновлением содержания образования, но и с использованием новых образовательных технологий.
Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того,
кто силой вдалбливает их ему в голову.
Но зато он охотно пойдет за своим наставником
искать эти самые знания и овладевать ими.
Шалва Амонашвили
Слайд 5
Главным средствам формирования УУД служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала .
Проблемный диалог- технология Образовательной системы «Школа 2100».Она используется на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционное объяснение учителя «открытием знаний».
Прежде чем подробно остановиться на том как используется эта технология на уроках, хочу спросить: «Уважаемые коллеги, задумывались ли вы, над вопросом- «Урок- это мало или много? Почему один урок пролетает как минута, а другой тянется как вечность?»
Вывод прост: на одном уроке дети пассивные слушатели, а на другом –творцы и открыватели нового!
Слайд 6
Что значит-создать проблемную ситуацию?.
Создать проблемную ситуацию -это значит ввести противоречие, столкновение, которое вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения. Это можно сделать несколькими приёмами.
Слайд 7
Рассмотрим Приём 3. Противоречие между житейским представлением учащихся и научным фактом:
шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»;
шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Уважаемые члены жюри. Представьте, что вы ученики 2 класса, находитесь на уроке окружающего мира. Тема нашего урока «Природные зоны. Арктика.».....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_gotovaya_teoriya.docx | 25.14 КБ |
nash_master-_klass.ppt | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме.
«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»
СЛАЙД 1
Здравствуйте, уважаемые члены жюри! Тема, которую я выбрала для рассмотрения «Формирование УУД на уроках в начальной школе в условиях ФГОС».
СЛАЙД 2
Вам всем знакома аббревиатура “ФГОС”.ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт.
Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, то теперь к ученику предъявляются другие требования: каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению на практике тех знаний, которые получил в школе? Судить о школе и об ученике будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом.
Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок.
Сначала выясним, что такое УУД, какие они бывают, какие существуют способы формирования УУД.
СЛАЙД 3
В широком смысле УУД– это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком смысле УУД- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
СЛАЙД 4
Все мы знаем, что УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
Как же формировать УУД у ученика?
Преобразование урока связано не только с обновлением содержания образования, но и с использованием новых образовательных технологий.
Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того,
кто силой вдалбливает их ему в голову.
Но зато он охотно пойдет за своим наставником
искать эти самые знания и овладевать ими.
Шалва Амонашвили
Слайд 5
Главным средствам формирования УУД служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала .
Проблемный диалог- технология Образовательной системы «Школа 2100».Она используется на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционное объяснение учителя «открытием знаний».
Прежде чем подробно остановиться на том как используется эта технология на уроках, хочу спросить: «Уважаемые коллеги, задумывались ли вы, над вопросом- «Урок- это мало или много? Почему один урок пролетает как минута, а другой тянется как вечность?»
Вывод прост: на одном уроке дети пассивные слушатели, а на другом –творцы и открыватели нового!
Слайд 6
Что значит-создать проблемную ситуацию?.
Создать проблемную ситуацию -это значит ввести противоречие, столкновение, которое вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения. Это можно сделать несколькими приёмами.
Слайд 7
Рассмотрим Приём 3. Противоречие между житейским представлением учащихся и научным фактом:
шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»;
шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Уважаемые члены жюри. Представьте, что вы ученики 2 класса, находитесь на уроке окружающего мира. Тема нашего урока «Природные зоны. Арктика.»
Анализ | Учитель | Ученики | |
п о с т а н о в к а п р о б л е м ы | вопрос «на ошибку» предъявление научного факта наглядностью побуждение к осознанию противоречия побуждение к проблеме тема | Возьмите листочки и запишите несколько ассоциаций, которые возникают у вас со словом АРКТИКА. Ваши слова не должны касаться животного и растительного мира ( дети пока этого не знают). - Мы повторили некоторые сведения об Арктике. А что вы можете сказать о животном мире Арктики? Слайд!!! - Предлагаю вам посмотреть на слайд. Арктика-это место обитания целого ряда уникальных животных: белый медведь, полярная сова, овцебык, северный олень, песец, несколько десятков видов птиц. В морях обитают моржи, тюлени, киты, нерпы. - Что вы думали сначала? И как оказывается на самом деле? - Как животные приспосабливаются к таким суровым условиям? | Предполагаемые слова : Холод, снег, полярная ночь, полярный день, низкие температуры. - Животных здесь почти нет или очень мало, потому что слишком суровые условия. (Житейское представление.) Смотрят слайд о многообразии животного мира Арктики. (Проблемная ситуация.) - Мы думали, что животных в Арктике почти нет. А на самом деле их много, и они очень разные. (Осознание противоречия.) |
п о и с к р е ш е н и я | материал для выдвижения гипотез побуждение к гипотезам побуждение к плану проверки | - Внимательно рассмотрите слайд. - Какие у вас возникают гипотезы? (По ходу ответов фиксирует гипотезы на доске.) Слайд!!! - Итак, у вас появилось несколько гипотез. Как можно их проверить? - Мы поработаем с текстами в группах. Каждая группа читает об одном из животных Арктики и ищет факты, подтверждающие или опровергающие наши гипотезы. | Рассматривают иллюстрации с изображением животных Арктики. -0У многих животных густая шерсть (1-я решающая гипотеза). А еще есть толстый слой жира (2-я решающая гипотеза). Животные могут находить достаточное количество пищи (3-я решающая гипотеза). Строение и форма тела животных позволяют им легко передвигаться по снегу и льду (4-я решающая гипотеза). - Прочитать в учебнике или энциклопедии, посмотреть фильм, поставить опыт. (План проверки.) Работают по группам. |
п о и с к р е ш е н и я | общая проверка всех решающих гипотез вывод | - Заслушиваем первую группу. Аналогично работает с остальными группами. - Итак, все наши гипотезы…? - Сделайте вывод урока. | - Мы прочитали о белых медведях. У них густая шерсть, толстый слой подкожного жира. Форма лап дает им возможность передвигаться по льду. (Аргумент.) Рассказывают о моржах, птицах, тюленях. - Все наши гипотезы верны. Перечисляют приспособления. (Открытие нового знания.) |
Мы проиграли фрагмент урока и вы увидели, как с помощью противоречия между житейскими представлениями детей и предъявлением научного факта можно построить изучение нового материала.
Слайд
Рассмотрим приём № 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
Представьте, что вы ученики первого класса и находитесь на уроке русского языка.
Анализ | Учитель | Ученики | |
п о с т а н о в к а п р о б л е м ы | задание на новый материал проверка задания побуждение к осознанию побуждение к проблеме тема | - Теперь я загадаю вам загадку. (Читает загадку о березе.) Русская красавица Как быть, если я начну писать слово « берёза» на доске, а оно на строке не помещается? - Что же мне делать, ребята? - А что значит перенести? - Какой нужен знак? Слайд!!! - Помогите мне разобраться, как перенести слово «береза». – Посмотри те на слайд, вот что у меня получилось. - Задание было одно? - А как можно выполнить? - Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? - Верно. Какова же тема нашего урока? | - Это береза! - Надо перенести. - Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. - Знак переноса. Видят варианты: бер-ёза берё-за бе-рёза берёз-а (Проблемная ситуация.) - Да. - По-разному. (Осознание противоречия.) - Как переносятся слова. (Неточная формулировка темы.) -Тема урока сегодня «Правила переноса слов». |
п о и с к р е ш е н и я | групповое выдвижение решающих гипотез на разном материале 1-е правило материал для гипотезы включение всего класса побуждение к гипотезы проверка гипотезы другие правила вывод учебник | Слайд!!! - В русском языке есть четыре правила переноса. Будете их открывать по группам. У каждой группы лист с одним правилом. Надо: прочитать слова на листе «про себя»; обратить внимание на выделенные буквы и знак переноса; догадаться, какое здесь правило переноса. - Заслушаем первую группу. Покажите лист с вашим заданием всему классу. - Прочитаем слова хором так, чтобы услышать перенос. - Что вы увидели? (Обращается к представителю первой группы.) - Какое правило спряталось в вашем задании? - Ребята, с выводом согласны? Вывешивает опору: по слогам. Аналогично проводит работу с остальными тремя группами. - Сколько правил вы открыли? - Проговорите их еще раз. Слайд!!! - Сравним с учебником. | Работают по группам. С каждой группой учитель разворачивает побуждающий диалог, при необходимости давая подсказку к решающей гипотезе. Ученик показывает лист: БА-РА-БАН ТО-ПОР МА-ШИ-НА Весь класс читает слова. - Выделены гласные, и знак переноса стоит между слогами. - Слово переносится по слогам. (Открытие первого правила.) - Да. Озвучивают еще три правила. ( -Буквы Ъ, Ь, Й на другую строку не переносятся; -Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом; Нельзя оставлять на строке одну букву, нельзя переносить на другую строку одну букву). - Четыре правила. Проговаривают по опоре. - Да, мы все открыли верно. |
КОНЕЦ.
Применяя проблемно- диалогическую технологию я не даю информацию в готовом виде, а работаю так, чтобы ребята сами открывали новые знания. Использование проблемно- диалогической технологии позволяет формировать УУД:
Познавательные УУД: Развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы, формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать.
Коммуникативные УУД: Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.
Регулятивные УУД: Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание.
Личностные: Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.
Проблемный диалог помогает подлинному пониманию материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.
Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Универсальные учебные действия в узком значении совокупность способов действия и навыков учебной работы в широком значении умение учиться
Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением» Приём 1 . Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наг лядностью. «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.
Приём 3. Противоречи е между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. Урок окружающего мира в 2 классе по теме: «Природные зоны. Арктика»
Гипотезы: густая шерсть; толстый подкожный слой жира; много еды; строение и форма тела.
Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Урок русского языка в 1 классе
Бе-рёза Бер-ёза Берез-а Бере-за
Тема нашего урока: «Правила переноса».
Гипотезы: вылетать 1. Слова для переноса делятся по слогам 2. Буквы Ъ,Ь,Й на другую строку не переносятся 3. Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом. 4. Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву .
Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Звуки речи и неречевые звуки».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы»
Мастер -класс по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...
Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...
Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Мастер – класс«Формирование универсальных учебных действийна уроках в начальной школе»...
Групповая технология как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
Теоретический материал....
Формирование универсальных учебных действий в образовательном пространстве начальной школы в условиях внедрения ФГОС НОО
выступление на педсовете на тему: Формирование универсальных учебных действий в образовательном пространстве начальной школы в условиях внедрения ФГОС НОО...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...
Мастер- класс «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Мастер- класс«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» Цель: передача коллегам личного профессионального опыта о формировании универ...