Мастер- класс «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
статья

Шатунова Светлана Викторовна

Мастер- класс

«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

 

 

 Цель: передача коллегам личного профессионального опыта о формировании универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы  по формированию УУД на уроках в начальной школе;  предлагаемые   приёмы работ  можно применять на различных уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_master_klassa.docx665.11 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Формирование УУД на уроках   в начальной школе»

Цель: передача коллегам личного профессионального опыта о формировании универсальных учебных действий.

Практическая значимость: углубление знаний о  приёмах работы  по формированию УУД на уроках в начальной школе;  предлагаемые   приёмы работ  можно применять на различных уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством практического ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

Продолжительность проведения: 40 минут

Целевая аудитория: учителя начальных классов.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса сопоставят свой уровень познаний данной темы  и используемые ими формы работы с представленными на мастер-классе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или отработают умения   в  формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности их применения в процессе обучения;

  1. Приветствие. Мотивация к мастер-классу

( Слайд 1)

     Я очень рада сегодня видеть вас  на  мастер – классе, но не в качестве зрителей, а активных участников деятельности. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт нам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.  Я желаю нам успехов.

 Моё выступление посвящено теме формирования УУД у школьников. Эта тема была выбрана неспроста. Мы  знаем, что одной из главных задач современного образования является формирование универсальных учебных действий. Те приемы, о которых  пойдет сегодня речь  далеко не новые, но очень эффективные. Они  вызывают большой интерес у учеников, не занимают много времени на уроке и позволяют объективно оценить, провести рефлексию и формировать предметные умения. Кроме этого, они формируют у обучающихся универсальные учебные действия и считаю, что их использование направлено также на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся.

(Слайд 2)        

Я уверена, что вы все в курсе, что УУД – это так называемое умение учиться в широком его понимании.     И существует 4 вида УУД: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные. Но это деление условное, мы   с этим ещё столкнёмся. Иногда один вид УУД тесно переплетается с другим, некоторые УУД  заменяют и дополняют другие. Я подготовила для вас памятки-таблицы с видами УУД и их разъяснениями. Они лежат у вас на столе.

 (выдача таблиц)

Приложение 1

Но таблица – это просто теория. Чтобы понять и распознать УУД, нужно иметь конкретный пример на практике. Вашему вниманию представлю фрагмент мультфильма «Чуня». Посмотрите его внимательно.

(Слайд 3)

(просмотр видео)

Задание для групп № 1.

- Разберемся, какие УУД уже сформированы у персонажей мультфильма?

(целеполагание, планирование, саморегуляция, коммуникативные навыки, поиск выхода из проблемы)

-Очень хорошо.

2. Представление темы

  Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока, я выделяю те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, которые способствуют формированию УУД. Результаты данного анализа демонстрирует таблица «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД». Она также лежит у вас на столах.

(Слайд 4)                    

 (выдача таблиц Приложение 2)

- В данной таблице УУД представлены в обобщённой форме. Конкретные же приёмы формирования того или иного УУД я бы хотела привести на примерах учебных заданий.

3. Формирование регулятивных УУД

-На слайде представлены виды регулятивных УУД.

(Слайд 5)      

- Я предлагаю небольшое задание  

Задание для групп  

-Соедините в верном порядке столбцы и строки  таблицы.

(выдача таблиц Приложение 3)

-Проверим правильность выполнения задания.

(Слайд 6)                           

 

Задание   (4 класс, «Собери пословицу»)

(Слайд 7)        

 На карточке приведены пословицы, в которых перепутаны части: первая часть от одной пословицы, вторая – от другой. Необходимо «собрать» пословицы, объединив первую и вторую части. Объясните значение пословиц.

Карточка

1.

Вся семья вместе,

стыдно не учиться.

2.

Взялся за гуж,

да не откладывай дела.

3.

Не стыдно не знать,

вечер провожай прогулкой.

4.

Иной так соврет,

так и душа на месте.

5.

Откладывай безделье,

а делом не ленись.

6.

Языком не торопись,

не говори, что не дюж.

7.

Утро встречай зарядкой,

что сам себе поверит.


Для мотивации можно использовать форму командного соревнования-конкурса и расширить задание. Каждая команда, например, выбирает пословицу, объясняет её значение, подбирает схожие по смыслу пословицу.

-Какой вид регулятивных УУД формируется?

(целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция и контроль)

(Слайд 8)                  

 Виды заданий для формирования регулятивных УУД:

– «преднамеренные ошибки»;

–техника самоприказа;

 –взаимоконтроль;

–взаимный диктант;

–заучивание материала наизусть в классе;

–контрольный опрос на определенную проблему.

4. Формирование познавательных УУД

(Слайд 9)          

-На слайде представлены виды познавательных УУД.

        Задание для групп  

-Соедините в верном порядке столбцы и графы таблицы.

(выдача таблиц Приложение 4)

-Проверим правильность выполнения задания.

(Слайд 10)                

(Слайд 11)                                    

         Задание  

- Прочитай транскрипции. Запиши слова данного задания буквами.

[шм’эл’], [з’эл’й’э], [радасный’], [нош], [в’й’уга].

-Какой вид познавательных УУД формируется?

(знаково-символические действия, анлиз и синтез, сравнение произношение и написания)

(Слайд 12)              

     Задание  . (3 класс, тема «Значение суффиксов»)

Разделите слова на 3 группы, исходя из значения суффикса. Объясни значение суффикса -ИСТ-.

   Медалист, лесистый, голосистый, волокнистый, золотистый, хоккеист, серебристый,  холмистая.

Значения суффикса –ист-:

  • похожий на что-то (серебристый, золотистый, бархатистый);
  • обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый, ворсистый, гористый);
  • имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый).

-Какой вид УУД формируем?

(умение группировать по общим признакам)

(Слайд 13)    

 Виды заданий для формирования познавательных УУД:

– «сравни»;

– «найди отличия» (можно задать их количество);

– «на что похоже?»;

– поиск лишнего;

– лабиринты;

– составление схем-опор, кластеров, таблиц, диаграмм;

– работа с разного вида таблицами;

– работа со словарями;

– диспут;

– упорядочивание;

– «цепочки»;

– хитроумные решения.

 

5. Формирование коммуникативных УУД

-На слайде представлены виды коммуникативных УУД.

(Слайд 14)    

К коммуникативным УУД относятся: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

(Слайд 15)

Задание   (викторина)

Задание для групп

-Объясните, чем отличаются:

– часовая стрелка от железнодорожной;

– городской парк от трамвайного;

– холодное молоко от холодного взгляда;

– огонь в печи от огня артиллерийского;

– натянутые провода от натянутых отношений.

-Какие виды УУД формируем?

(планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.)

(Слайд 16)                       

   Задание  

– Напиши письмо другу.

Приступая к написанию письма, обдумайте его содержание: определите, кому вы будете писать письмо, какие отношения связывают вас с этим человеком – дружеские, официальные, родственные. Вспомните этикет письменных сообщений, задумайтесь о содержании, моральной стороне письма.

- Какой вид коммуникативных УУД формируется?

(Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической речью в соответствии с нормами родного языка)

(Слайд 17)               

     Виды заданий для формирования коммуникативных УУД:

– работай в паре; в группе;

– составь задание партнеру;

– представь себя в роли учителя и составь задание для класса;

– составь рассказ от имени героя;

– составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);

– отзыв на работу товарища;

– групповая работа по составлению кроссворда, синквейна, кластера;

– отгадай, о ком говорим;

– подготовь рассказ;

– опиши устно;

– объясни.

6. Формирование личностных УУД

-На слайде представлены виды личностныхУУД.

(Слайд 18)    

- Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

(Слайд 19)                              

       Задание   (4 класс, сочинение «Моё мнение…»)

Волшебство

Стоит в поле Колосок. Тяжелая у него судьба: ветер его к земле гнёт, солнце сверху припекает, дожди только на время приносят облегчение. Но не ропщет Колосок, а тихо перешептывается со своими братьями колосками, только и слышно по полю: «Ш…ш…шшш..шу..шу..шу…»

Но вот пришла пора убирать урожай. Комбайны безжалостно срезают колоски: зерна в одну сторону, плевелы – в другую. Грузят зерно в машины и увозят. Вот и всё, был Колосок, и не стало его. Нет, он не умер, а переродился. Измололи зерно в муку, испекли хлеб. «Волшебство», - скажет кто-то. Нет, не волшебство, а тяжелый, но радостный и благодатный труд тысяч и тысяч людей на нашей земле для того, чтобы каждое утро на столе у нас с вами был свежий и душистый хлеб.

Прочитайте текст, подумайте над главной мыслью и выскажите собственное мнение о прочитанном.

-Какой вид личностных УУД формируем?

(Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; самоопределение)

(Слайд 20)          

 Задание                 Игра «Знаешь ли ты пословицы?»

-Ответь пословицами:

1. Написали об одном “двоечнике” заметку в стенгазету. Узнал он об этом, прибежал к члену редколлегии, своему другу, и просит не помещать заметку. Что на это ответил друг? (“Дружба дружбой, а служба службой”).

2. Игорь был груб с друзьями, часто подводил их. Однажды он пожаловался брату, что его обижают, не хотят с ним дружить. Какие пословицы напомнил ему брат? (“Каков привет, таков и ответ”, “Как аукнется, так и откликнется”).

3. Несколько дней Лида не выполняла домашнее задание, не готовила уроков и наконец получила “2”. “Это случайно!” — оправдывалась она. Какой пословицей ей ответили ребята? (“Что посеешь, то и пожнёшь”).

4. Послали ребята одного товарища к реке котелок воды принести. Ждут не дождутся, уж и костёр гаснуть стал. Наконец товарищ вернулся. Какими словами его встретили рассерженные друзья? (“Тебя только за смертью посылать”).

5. Расхвастался Олег, что ему ничего не стоит обыграть товарища в шахматы. Какой пословицей ответил ему, ухмыльнувшись товарищ? (“Не говори “гоп”, пока не перепрыгнешь”)

-Какой вид УУД формируем?

(самоопределение)

(Слайд 21)

Виды заданий для формирования личностных УУД:

–участие в проектах;

–подведение итогов урока;

–зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

–мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

–самооценка события, происшествия;

–дневники достижений;

-любые творческие задания.

7. Закрепление

(Слайд 22)                                

                 Задание для групп  

- Поработаем в группах. Вам даны задания, распределите и соедините задание и вид УУД.

(выдаются карточки)

Приложение 5

8. Итоги мастер-класса

Формирование универсальных учебных действий – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.

- Как говорил американский философ Элвин Тоффлер: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те кто, не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

Спасибо за внимание.

Приложение 1

Универсальные учебные действия

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Целеполагание  (постановка учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование:

  • определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
  • составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения,

его временных характеристик).

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с

заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от

эталона.

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план

и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия

и его результата).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и

что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и

энергии; способность к волевому усилию (к выбору в ситуации

мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение познавательной цели;
  • поиск и выделение информации;
  • знаково-символические действия (моделирование);
  • смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Самоопределение:

● мотивация учения,

● формирование основ гражданской идентичности личности.

Смыслообразование:

● уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл

имеет для меня учение? » 

Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Планирование взаимодействия

определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся

с учителем и сверстником

Постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Разрешение конфликтов:

● выявление, идентификация проблемы,

● поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта,

● принятие решения и его реализация

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Таблица 2

Приложение 2

Формы организации учебной деятельности,

направленные на формирование УУД

Этапы урока

Формируемые УУД

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

1. Мотивация к учебной деятельности.

Личностные

Эмоциональный настрой

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

Приёмы «Корзина идей», «Блиц-опрос», «Да-нет» и т.д.

3. Выявление места и причины затруднения.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Проблемный диалог, технология проблемного обучения

4.Построение проекта выхода из затруднения

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Карта урока, интерактивные плакаты, презентация

Проектная деятельность

Приём «Мозговой штурм»

5. Реализация построенного проекта.

Личностные,

Познавательные,

Регулятивные,

Коммуникативные

Проектная деятельность, частично-поисковая, исследовательская деятельность

Проведение дидактических игр.

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. Приёмы «Инсерт», «Чтение с остановками», «Толстые и тонкие вопросы».

Работа с интерактивными тренажёрами.

Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Познавательные

Регулятивные,

Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Регулятивные

Личностные,

Познавательные

Самоконтроль, взаимоконтроль

8. Включение в систему знаний и повторение.

Познавательные,

Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

взаимопомощь, работа по памяткам

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Самоанализ, самооценка

Приёмы «ладошка», «синквейн», смайлики, карты обратной связи, составление кластера и т.д.

Таблица 3

Приложение 3

Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные УУД

Формулировки заданий

Целеполагание

«Для  чего  необходимо  знать  (уметь)?»

«Что нам необходимо узнать, чему нужно научиться?»

Планирование

«Как  это  делать?»,  «Что  и  как  нужно  было  сделать,  чтобы  получился  правильный  результат?», «Составь набросок», «Составь план»

Контроль

«Одноклассник  сказал …  Проверь:  прав  ли он?»,  «Такой  ли  получен  результат?»

Коррекция

«Установи  правильный  порядок  предложений  в  тексте», «Найди и исправь ошибки»

Оценка

«Герои  выполнили  задание.  Оцени  их  работу...»,  «Правильно  ли  оценил  выполнение своей работы Миша?»

Саморегуляция

«В ходе работы заполняй лист продвижения по заданиям», «Сформулируй самоприказ», «Настройся на работу», техники релаксации и спокойного дыхания

 

Приложение 4

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные УУД

Формулировки заданий

Поиск и выделение информации

«Назови», «Вспомни», «Найди в словаре, энциклопедии», «Найди в тексте…»

Знаково-символические действия (моделирование)

«Графически обозначь», «Прочитай транскрипцию слова», «Составь схему, кластер…»

Анализ (выделение существенного/ несущественного); синтез (составление целого)

«Составь текст», «Собери мозаику», «Расположи по порядку», «Выпиши только те слова, которые…»

Выбор оснований для критериев сравнения, классификации

«Найди отличия», «На что похоже…?», «Распредели по группам»

Подведение под понятие; установление причинно-следственных связей

«Сделай вывод», «Почему это произошло?», «Что это может повлечь за собой?»

Выдвижение проблемы и нахождение способов её решения

«Почему у тебя не получилось…?» «Что сделать, чтобы у тебя получалось …?»

Приложение 5

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Найди ошибки в словах. Запиши слова в исправленном виде.

С помощью словаря подбери как можно больше синонимов к слову холод.

Как бы ты объяснил своим родителям, что такое суффикс?

Вырази своё отношение к использованию в речи слов-паразитов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроке в начальной школе

В данной презентации подобраны задания по УМК "Начальна школа 21 век" для формировнаия УУД....

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы»

Мастер -класс по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...

Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

Мастер-класс по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Мастер-класс по теме:«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»СЛАЙД 1Здравствуйте, уважаемые члены жюри! Тема, которую я выбрала для рассмотрения «Форми...

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Мастер – класс«Формирование универсальных учебных действийна уроках в начальной школе»...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...