Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
методическая разработка на тему
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_shauro_e.m.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Формирование универсальных учебных действий
на уроках в начальной школе»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе
Задачи:
- познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
- показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, бабочки.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход мастер – класса:
- Оргмомент
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.
2 .Мотивация к мастер-классу. «Яркий образ».
-Я хочу рассказать вам одну историю. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не сумел на него ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку.
Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка у мудреца:
- Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мёртвая, я разомкну ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный».
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…»
- Да, действительно, всё в руках каждого из нас. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым нужным ,а главное, успешным.
Я надеюсь, что и на сегодняшнем мастер-классе всё будет в ваших руках и у нас всё с вами получится.
Важнейшей задачей современ. системы обр-я является формирование УУД, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию.
При работе по ФГОС каждый учитель столкнулся с проблемой, как помочь детям ставить цели к каждому этапу урока, подводить итоги своей деятельности и как связать это с универсальными учебными действиями. Для решения этих задач, я использую учебное пособие – таблицу «Универсальные учебные действия для обучающихся».
Все 4 группы универсальных учебных действий я распределила по цветам: познавательный – синий цвет, коммуникативные – зелёный, регулятивные – жёлтый цвет и личностные – красный. У каждого ребёнка имеются по 4 круга этих цветов на парте.. И на каждом этапе уроке, ставя цель, дети опираются на эту таблицу, показывая при этом круг определённого цвета.
3.Представление системы уроков, имитационная игра
Фрагмент 1 ( Работа в группах)
Что мы видим на лужайке? (цветы, бабочки, трава…)
Вам нравится на лугу? Что же мы будем тут делать?
- А чего нельзя делать? (рвать цветы…)
-О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
-Сформулируйте тему урока. «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» Сегодня мы познакомимся с бабочками и цветами, которые встречаются на лугу; повторим и узнаем новые правила поведения в природе.
Определение вида формируемого УУД
- Ребята, что мы сейчас учились делать?
(учились строить речевое высказывание)
Каким кружком мы обозначим эти действия (
- Какие вы знаете цветы, растущие на лугу?
Работа по группам. ( желтые листочки) 1 группа
На лугу растут сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (ромашки)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (колокольчики)
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк. (одуванчик)
А почему нельзя рвать цветы?
-будет пусто и некрасиво;
- насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой;
Совершенно верно, насекомые и птицы питаются нектаром или пыльцой цветов, и без цветов они просто погибнут.
Ребята, что мы сейчас учились делать?
1. (Добывали информацию из текста).
Каким кружком мы обозначим эти действия? (синим кружком).(зелёным)
Почему мы не будем ловить бабочек? ( исследователи) 2 группа
Что полезного делает бабочка? (опыляет цветы, растения и без этого у цветов не будет плодов и семян)
- А если исчезнут с нашей планеты многие растения, то будет исчезать потихоньку и свежий воздух…
- А еще бабочки – это корм для птиц. Если исчезнут все бабочки, то погибнут многие птицы.
- Ну, и потом бабочки – это живые существа и они тоже хотят жить! А многие из них тоже, как и цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом!
Определение вида формируемого УУД
- Ребята, что мы сейчас учились делать?
(учились строить речевое высказывание)
Каким кружком мы обозначим эти действия (зелёным кружком).
Составление памятки «Как нужно вести себя в природе?» 3 группа
- Давайте вспомним, ребята, какие сегодня и на прошлом уроке мы с вами разбирали правила поведения в природе и составим памятку «Как нужно вести себя в природе?»
* Нельзя рвать цветы на лугу, в лесу. Букеты можно составлять из садовых растений, которые специально выращивают люди.
* Нельзя ловить бабочек и убивать насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают ее.
*Нельзя шуметь и включать музыку на природе, так как шумом можно распугать всех обитателей – насекомых, животных, птиц.
* Нельзя оставлять после себя мусор. Если каждый человек оставит после себя хоть немного мусора на месте своего отдыха, то цветущий луг превратится в свалку.
* Нельзя брать из дикой природы ни яиц птиц, ни детенышей животных так, как в дальнейшем они все равно погибнут в неволе.
Фрагмент 2.
2.Наша бабочка отправилась в путешествие.
Мы очутились на полянке. Кого вы видите?
Составьте к рисунку рассказ.
- Катя тоже составила по рисунку два рассказа, послушайте и сравните их.
а) На полянке летали 4 голубянки и 1 павлиний глаз. Сколько бабочек летало на полянке?
б) На полянке летали 4 голубянки и 1 павлиний глаз Красивые были бабочки?
– Чем похожи и чем отличаются эти рассказы? (Предположения детей: чтобы ответить на вопрос в первом рассказе, надо сделать вычисления, а в другом рассказе не надо.)
– Как вы думаете, какой из этих рассказов можно найти в учебнике математики, а какой – в книге по окружающему миру?
– Кто знает, как на языке математики называется первый рассказ? (Затруднение). Почему вы не можете ответить? (не знаем, не изучали)
- Поможет нам это узнать ребус
За (дача)
- А что такое задача?
- Попробуйте определить тему нашего урока.
- Какую цель мы поставим? (Узнать, что такое задача).
- Наметим наш план действий:
1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое задача.
2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.
3. Устраним затруднение.
4. Применим новое знание.
Определение вида формируемого УУД
- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)
Что мы сейчас делали? (умение ставить цель, составлять план работы). Каким кружком обозначаем такие действия? (жёлтый)
Фрагмент 3.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма по сказке Владимира Григорьевича Сутеева «Кораблик» и определить: место обучения, какие универсальные действия сформированы у героев, а чему им нужно научиться?
( Умеют взаимодействовать, решать проблемные ситуации в команде, сотрудничать в совместном решении проблемы, планировать деятельность, быть лидером, применяли знания в новой ситуации, использовали в работе нужные предметы, распределили роли, договорились друг с другом , …..)
Что необходимо сформировать? – Лягушонку – эгоисту: необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой, умение ценить и принимать ценности «настоящий друг»
.
4.Рефлексия. ( «Поляна»)
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с задачей, .). Перед каждым ребенком - бабочка. Ребята, наш урок подходит к концу, оцените свою работу, прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам понравился больше всего.
А теперь посмотрите на эту поляну.
- Помните историю про мудреца? Что он сказал? ( Всё в наших руках)
Вы согласны с ним? Я тоже. Всё сегодня было в ваших руках, я думаю, что у вас всё получилось.
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий ФГОС Перспективная начальная школа
Программа формирования универсальных учебным действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в ...
Формирование Универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.
В данной статье показаны основные приемы и метода формирования универсальных учебных действий и эффективные средства включения детей в творческий процесс....
«Формирование универсальных учебных дей-ствий в начальной школе «Основ умения учиться»
Ключевой задачей современного учителя становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универ...
Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка
В настоящий момент модернизация образовательной системы ставит нас перед необходимостью формировать у учащихся способность к обучению в течение всей жизни. для достижения этой цели учителю необходимо,...
Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка
Необходимость формирования у учащихся осознаётся особенно остро всвязи с модернизацией российского образования, поэтому необходимо научит обучающихся учиться. В статье представлены планомерные действи...
Формирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе.
Данная статья ориентирована на ФГОС второго поколения. Материал раскрывает сущность УУД в начальной школе в условиях новых стандартов....
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и нав...