Выступление на районном конкурсе "Учитель года- 2016"
статья на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ «Высокинская СОШ»
Лискинского района
Воронежской области
Выступление по теме
«Развитие речи младших школьников на уроках и
во внеурочной деятельности»
(Районный конкурс «Учитель года -2016»)
Подготовила :
Волкова С.А.,
учитель начальных классов
2016
Добрый день! Я видеть вас всех рада
И честно вам скажу, секретов не тая,
Учителем работать для меня отрада.
Свою концепцию представлю здесь Вам я.
Мы - конкурсанты, нас здесь много.
Побед достоин каждый, это факт.
Задача наша показать , как научить другого
И завершить полуфинальный акт.
Итак, я расскажу Вам о своей работе,
Уроках, проведенных много раз,
О жизни школьной, о своей немного
Сейчас поведаю я вам рассказ.
Много лет назад родилась Девочка.. Она так громко кричала, что мама сказала: “Будет певицей». Шло время… Девочка подросла и очень любила играть «в школу». Она усаживала младших ребят на скамеечки, давала в руки карандаши и листочки бумаги, и все вместе они писали буквы и цифры. А когда пришло время идти в первый класс, попросила маму завязать ей самые огромные банты, и с гордостью взяв портфель и букет цветов, отправилась учиться в Высокинскую школу.
10 лет пролетели незаметно… И когда настала пора выбирать свой профессиональный путь, она не на минуту не задумывалась. Нет, Девочка не стала певицей. Окончив Борисоглебский пединститут, стала носить гордое имя — УЧИТЕЛЬ!
И вот уже более 25 лет я работаю с малышами в своей родной школе.. Растут мои ученики. Им на смену приходят другие. Вместе с ними расту и я, постигая секреты педагогического мастерства.
С введением ФГОС пришлось быстро переосмылить свое педагогическое кредо, чтобы стать современным педагогом: квалифицированным, гибким, мобильным.
Моя главная цель – развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование желания и умения учиться.
В своей работе руководствуюсь принципами:
-очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность независимо от успехов в учебной деятельности;
- постоянно работать над собой, чтобы иметь право учить других.
К сожалению, за много лет работы в школе, приходится отметить, что многие дети, пришедшие в 1 класс, не умеют строить предложения, в разговоре допускают ошибки, связанные с неправильным произношением.
Эта проблема стала для меня актуальной. Систематизируя и обобщая свой опыт по теме «Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности», пыталась найти ответ на главный для меня вопрос: - Как сделать так, чтобы ребенок правильно и красиво сказал свое слово?
В работе по развитию речи выделяют, как правило, следующие направления:
- работа над звуковой стороной речи,
- словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса),
- работа над предложениями и словосочетаниями
- развитие связной речи.
Работа над звуковой стороной речи.
- Итак, моя работа по 1 направлению
Все из нас сталкиваются с тем, что многие дети приходят в школу с такими недостатками речи, как дефекты произношения. Известно, дыхание влияет на звукопроизношение и артикуляцию. Поэтому использую дыхательную гимнастику.
Веду работу по скороговорению, использую различные чистоговорки, проговаривая с чувством радости, удивления, грусти, шепотом, громко. Активно использую долгоговорки. (Как на горке, на пригорке жили двадцать два Егорки, раз Егорка, два Егорка и т.д. до 22).
Провожу «пальчиковые игры». Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
2. Словарная работа на уроках.
Как мало дети знают слов! Зачастую значение многих даже, казалось бы, общеизвестных слов ученик понимает неправильно.
Работа над словом состоит в его уточнении, обогащении и активизации.
Словарную работу планирую так, чтобы в ней сочетались все эти виды. Поэтому работа направлена на
- Правила литературного произношения, т.е. Орфоэпия
-Звукобуквенный анализ слова.
-Деление слова на слоги и на слоги для переноса.
- Лексико-семантическая сторона речи. (Сначала пробуем самостоятельно определить значение слова, затем проверяем по толковому словарю ( приучаются к работе со словарём).
- Этимология ( обращение к этимологическому словарю помогает запомнить написание слова).
- Подбор, если возможно, синонимов, антонимов (это универсальный способ запоминания значения слова);
- Творческое направление( составляем словосочетание и предложение, рисунки).
Работу над словами с непроверяемым написанием я позаимствовала из методики С.Н.Лысенковой. Записанные словарные слова в «Словарик - Смешарик», разбиты на блоки, у каждого блока свое название. Например: «Учебные вещи», «Россия», «Животные», «Птицы» и т.д.
Словарную работу провожу не только на уроках русского языка. Чтобы не быть голословной, приведу пример из урока математики.
1. Прочитайте слова, соблюдая ударения, обратив внимание на словообразование: километр, сложить,
2. Можно ли от слов «жидкий», «твердый», «газообразный», «холодный» образовать имена существительные
3. При работе над словосочетанием и предложением использую следующие приемы: изменения порядка слов, восстановление деформированногопредложения, составление ответа на вопрос, увеличение количества слов в предложении, выделением главного.
Хорошими помощниками являются малые жанры. Пословицы, поговорки и загадки на уроках встречаются достаточно часто. Например: пословицу можно использовать 1.Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
-при изучении правописания безуд.гласных
-при работе со словарными словами, написании предлогов со словами
-на уроках окружающего мира (что такое Родина)
2. … человека знают - узнают все … (Три, тридцать)
-на уроках математики при отработке навыков устного счета;
3. Делано наспех и сделано на смех..
- на уроках технологии.
На уроках предлагаю детям попробовать себя в роли «сочинителей» загадок. В процессе творчества знакомимся с понятием «рифма».
Большое значение придаю работе над фразеологическими выражениями.
на уроках математики, связанные с понятием единиц измерения: Как аршин проглотил; От горшка два вершка и д. При изучении темы: «Меры времени»: Не по дням, а по часам; Час от часу и т.д.
Большое количество образных выражений включаю в уроки «Окружающий мир». Например, Черепашьим шагом; Кто в лес, кто по дрова и многие другие.
Почему так говорится,
4. Большое внимание уделяю работе с текстами, которые подбираю так, чтобы они носили воспитательно-познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно – этические качества ребёнка.
Учу:
-рассуждать (продумывать, аргументировать, выражать отношения к высказываемому) через научения вскрывать причинно-следственные отношения;
-выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать, выделяя общее и различное;
-строить логически обоснованное, правильное высказывание.
На уроках литературного чтения работе с текстом отводится особая роль.
На уроке я использую такие виды работ, как: деление на части, составление плана; нахождение отрывка к рисунку; чтение самого красивого места; высказывания по опорным словам, по опорным вопросам; чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу; нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа; и многие другие. Ребята с удовольствием читают стихи наизусть, сами затем оценивают, сравнивают, дают рецензию. Замечают ошибки, исправляют их.
Любят сочинять свои концовки к сказкам. Например, Очень печальный конец у русской народной сказки «Снегурочка», предлагаю придумать свой, негрустный. При изучении рнс «Лиса и журавль» с детьми решили, что лиса осталась жить в кувшине.
Дома дети читают художественные произведения и кратко записывают прочитанное за неделю в читательский дневник.
Так, постепенно осваивая приёмы развития речи, мы с детьми движемся к виду творческой работы - изложению, и самому сложному – сочинению по картинам из «Картинной галереи» учебника. Также предлагаю детям темы, близкие их жизненному опыту.
При написании сочинений учащиеся пользуются различными памятками.
Каждое сочинение после проверки обязательно анализируется в классе при активном участии детей с целью научить их отмечать положительное и недостатки.
На уроках математики заслушиваем сочинения -описания алгоритма выполнения какого-то действия. Например, «Как построить отрезок?», «Как решить задачу?», «Как люди научились считать?»). и т.п.
На уроках «окружающего мира» дети находят интересные сведения, работая с дополнительной научно-популярной справочной литературой. Они грамотно защищают свои проекты, исследовательские работы, пишут отчеты об экскурсиях.
Приобщая детей к живописи, ставлю задачу научить понимать содержание картины, рассказывать о ней, замечать детали, которые использует художник: цвет, форму; что понравилось в картине, какое настроение передал художник.
На уроках трудового обучения ученики рассказывают после завершения работы о том, как они ее планировали.
И ещё хочется отметить, что успех урока во многом зависит от речевой культуры педагога. Слово учителя для ребёнка - это образец речи и общения: «Так говорит учитель, значит, и нам так можно!»
Логическим продолжением моих уроков является проведение внеклассной работы: 2014-15 уч.год - занятия по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика», в этом году – кружок «Наш театр». На них уделяется большое внимание развитию выразительности речи. Занятия помогают раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
Результатом работы по теме «Развитие речи учащихся начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности» стала способность учащихся проявлять собственное мышление, умение работать самостоятельно, сравнивать, систематизировать, делать обобщения и выводы.
Мне нравятся результаты, с которыми мы приходим к концу 4-го класса: Значительно повысилась познавательная активность, дети пишут интересные сочинения, речь учащихся стала развёрнутой и доказательной, отлично умеют проводить пересказы. Школьники стали более открытыми, уверенными в себе, способными к содержательному интеллектуальному общению. Исчез страх при выступлении перед классом.
- Учащиеся являются победителями и призерами районных конкурсов чтецов
- Призер в районной олимпиаде по русскому языку
- 2 место в районном «Фестивале риторики
- сертификат участника областного этапа «Фестиваль риторики»
- Призер районного конкурса сочинений фестиваля «Салют, Победа!»
- Мои ученики – постоянные участники конкурсов «Любознайка», «Эму-эрудит», «Кленовичок», «Родное слово».
Мои дети постоянно привлекаются ко всем общешкольным мероприятиям: являются активными участниками праздничных концертов, посвящённых Дню знаний, Дню учителя, Дню матери, Дню Победы.
Я не могу позволить себе расслабиться ни на минуту, иначе я просто не успею за своими младшеклассниками. Посещаю курсы, осваиваю информац. Технологии, даю открытые уроки.
Закончить хочу поговоркой: «Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна». Хочу пожелать коллегам добиться от учеников ясных и прекрасных мыслей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном конкурсе "Учитель года 2004".
Файл презентации к выступлению....
Выступление на районном семинаре воспитателей дошкольных учреждений Предгорного муниципального района по теме: «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС»
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях введения ФГОС. Сравнительный анализ ФГОС и ФГТ....
Публичное выступление на конкурс « Учитель года – 2016»
Пусть говорят, что профессии разные, что есть профессии важнее, я убеждена: самая лучшая, самая добрая, самая мудрая, самая первая профессия на земле – это профессия учителя. Учитель – профессия от Бо...
Конкурсные испытания "Учитель года 2016" Азовский район
Конкурсные испытания, которые проходили в конкурсе "Учитель года 2016" в Азовском районе...
Мое выступление на педсовете "Учитель года - 2016"
это выступление на педсовете муниципального этапа конкурса "УЧитель года"...
ЭССЕ "Я - учитель" для районного конкурса "Учитель года 2016"
эссе "Я - учитель"...
Выступление на конкурсе "Учитель года России -2016" по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников"
Материал содержит выступление учителя начальных классов на конкурсе "Учитель года России -2016" по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших ...