Мое выступление на педсовете "Учитель года - 2016"
статья на тему
это выступление на педсовете муниципального этапа конкурса "УЧитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии
«Современные образовательные технологии – мой осознанный выбор»
Стаж моей педагогической деятельности в обыкновенной сельской школе составляет почти 20 лет, ко мне в класс приходят учиться дети с разным уровнем подготовки. В их глазах горит огонек любопытства и любознательности, они готовы впитывать в себя всё ещё им неизвестное.
Несмотря на то, что за плечами накоплен немалый опыт работы, мне всегда интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Моя главная задача: построить процесс обучения так, чтобы заинтересовать мальчишек и девчонок.
Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще учителя в нашей школе пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы? Традиционные технологии – технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются. Педагог продавливает информацию с помощью многократных повторений, стимулирует послушание и исполнительство.
Но этот процесс можно многократно усилить, если сделать своей основной целью работы разумную организацию контакта в работе с учениками.
При подготовке к сегодняшнему педсовету я внутри своей школы провела опрос и сделала следующие заключения:
80% наших учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях.
70% учителей используют различные технологии полностью или приемы поэлементно.
Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение в процесс развития личности ребенка. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса
Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы «Концепция общего среднего образования», Закон Российской Федерации «Об образовании», книги, статьи, исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:
-школа является важнейшим фактором развития личности;
-школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
-систему образования и школу необходимо постоянно развивать.
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Современной школе предлагается огромное разнообразие педагогических технологий. В «Энциклопедии образовательных технологий» Германа Константиновича Селевко их описано свыше 500.
Требовательность к себе, прежде всего! Ведь личность учителя – ведущий фактор любого обучения. Мастерство учителя – это не случайная находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями и неудачами. Как отмечал А. С. Макаренко, одним из необходимых признаков педагогического мастерства является способность ориентировки. Благодаря этому качеству педагог может избежать шаблона. Главная моя задача, в соответствии со стандартом, не просто научить, а научить учиться.
Современный учитель должен быть конкурентоспособным. Конкурентоспособный учитель – это социально активный учитель. Он активно взаимодействует с родителями и детьми – полноправными участниками образовательного процесса. С одной стороны, учитель должен выполнять социальный заказ родителей, с другой, – государственный заказ.
Педагогическая технология- это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. Роль учителя – консультант, а ученик – исследователь. Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, но его можно научить получать знания самостоятельно.
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю. На мой взгляд, школа – это пирамида, которая опирается на учителя, ученика и родителей.
Моя педагогическая концепция, как современного учителя, основывается на сознательно-коммуникативном методе обучения, где я учитываю особенности детей, их индивидуальность, интеллектуальное развитие. Я должна научить каждого, а не работать только на сильного ученика. Для этого я использую различные технологии. Для меня ученик – это главная фигура в обучении.
Я работаю над внедрением современных образовательных технологий: технологии критического мышления и проблемно-диалогического обучения, а совсем недавно, месяца три назад я заинтересовалась проведением уроков с решением ТОГИС-задач, которые я беру из базы ТОГИС – задач. Мой опыт ничтожно мал, но я попробовала раскрыть его на этом конкурсе. Что такое ТОГИС – урок? Это нововведение (теория относительности в глобальном информационном сообществе), то есть «все относительно и познается в сравнении». Начало такого опыта пугало меня своей неизвестностью, куда заведет меня эта тропа и будет ли достигнута цель, но, как говорится, дорогу осилит идущий. Уровень задач выбран общеобразовательный. Это было вызвано недостаточным знанием класса и волнением.
Готовность к переменам, мобильность, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности, которыми должен обладать современный педагог.
Стандарты второго поколения, окончательный вариант которых после широкого общественного обсуждения был принят 6 октября 2009 г., не только конкретизируют и уточняют данные требования, но и ставят вопрос о необходимости привести в соответствие оценку качества образования новым целям, поставленным перед школой.
Открытые уроки – лучший способ методической учёбы учителей, это публичное представление собственного опыта. За годы работы мною проведено достаточное количество открытых уроков для учителей начальных классов школы, района, для руководителей образовательных организаций района.
Урок как форма организации учебной работы существует уже более 400 лет и как любая система должен иметь цель. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания. Без понимания цели школьники остаются пассивными участниками образовательного процесса. Не случайно первым требованием к метапредметным результатам в Стандарте названо овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Для того чтобы мои цели стали целями учащихся, я использую приемы целеполагания: визуальные, аудиальные.
В своей педагогической практике я использую следующие приемы: ситуации успеха, подводящий диалог, проблемная ситуация, ситуация яркого пятна, использование сказок, домысливание.
Хотелось бы остановиться на технологии развития критического мышления. Данная технология как раз учит мыслить, дает возможность проявить свои творческие способности, поощряет взаимодействие. Эта технология универсальна. Ею могут пользоваться учителя разных предметных областей в среднем и старшем звене. Существует 3 стадии технологии:
Вызов.
Осмысление.
Рефлексия.
Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии, очень много. Я скажу о тех, которые применяю на своих уроках.
Таблица: Знаю – Хочу узнать – Узнал
Прием применим для работы с текстом на протяжении урока.
Приём «Корзина идей»
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения
Прием "Верные и неверные высказывания"
Ученики обсуждают в группах высказывания.
Кластер, синквейн.
Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы
Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов».
Итак, приёмы развития критического мышления на уроках позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной. В основе технологии лежит системно-деятельностный подход к обучению. Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества.
В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции.
Методов и способов формирования ключевых компетенций школьников существует много, но собственная исследовательская практика ребёнка, бесспорно один из самых эффективных, я считаю.
Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? Где это? зачем это? Какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение.
Для меня вполне целесообразно в процессе работы включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. Достоинства экскурсии как нельзя лучше подчёркивает утверждение, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Этот метод я использовала и с классом, где я провела урок и мастер-класс в рамках этого конкурса. Они всем коллективом официально приглашены к нам в школу на экскурсию. А у нас есть, что посмотреть!
Девиз нашего класса: «Знать - значит действовать». Мы с детьми находимся в постоянном поиске интересных дел. В этом помогает нам исследовательская деятельность.
Как обычный урок сделать необычным? Этот и многие другие вопросы задаю себе, приходя сегодня в класс. В своей работе я чаще всего использую технологии проблемного обучения, проектную деятельность, игровые, ИКТ, портфолио, здоровьесберегающие.
Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.
Широко применяются и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, развивает коммуникативные качества.
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеурочной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека.
Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес и не является присущим человеку от рождения
Учитель тот, кто не может не учить! Ещё учась в школе, я поняла, что моё призвание – стать учителем. Ни на минуту я об этом не пожалела. Я живу работой, живу своими учениками. Я испытываю радость и гордость от того, что я учитель! Я не согласна с теми, кто говорит, что учителем нужно родиться. Учительство - это творчество. А возможно ли родиться с этим умением? Это приобретается в течение жизни.
Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово. А сколько прибавляют они и уроку, и ребёнку! Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться.
Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»
В своей педагогической деятельности я широко использую игровые технологии. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей. На уроках окружающего мира, чтения использую игры-драматизации. Они делают содержание текста более зрелищным, наглядным.
На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Я понимаю, что невозможно все уроки строить, используя информационные технологии. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но на большинстве уроков компьютерные технологии - мои главные помощники и это мой осознанный выбор!
Результатом использования современных образовательных технологий считаю:
- Стабильное качество знаний по предметам (64-66,6%), которые я преподаю, 100%-ный уровень обученности учащихся в классе, где работаю.
- Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными.
Таким образом, можно сделать вывод, что технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу и добиваться хороших результатов.
Мы с вами, уважаемые коллеги, делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И стараться делать только хорошую погоду! И пусть нашим общим лозунгом будет:
«Учить всегда, учить везде,
До дней последних, до конца!
Мне от всей души хочется пожелать вам творческих успехов, спокойствия, понимания среди близких, уважительного и доброжелательного отношения коллег и руководства и, конечно же, здоровья вам и вашим близким.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на конкурс учитель года 2016
«Учителем надо родиться!» - говорят в народе. С самого детства я долгими часами пропадала в школе, ведь расти в семье, где мама учитель, по-другому нельзя. Мне очень нравилось смотреть, ка...
Конкурс учитель года 2016 "Методический семинар"
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»...
«Учитель года – 2016»
Конкурс "Учитель года - 2016"...
Материалы на конкурс Учитель года 2016
методический семинар...
Публичное выступление на конкурс « Учитель года – 2016»
Пусть говорят, что профессии разные, что есть профессии важнее, я убеждена: самая лучшая, самая добрая, самая мудрая, самая первая профессия на земле – это профессия учителя. Учитель – профессия от Бо...
Выступление на районном конкурсе "Учитель года- 2016"
Публичное выступление ( 2 этап)...
Итоги года 2016-2017 учебного года
Итоги года 2016-2017 учебного года...