Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2012/2013 учебный год
материал по теме

Шумейко Марина Александровна

Цель деятельности МО в 2012/2013 учебном году  - выявление оптимальных средств, методов, форм взаимодействия педагога и учащихся, способствующих формированию учебно-познавательной компетентности младшего школьника,  создание новой образовательной среды, обеспечивающей повышение качества обучения  в условиях реализации нового образовательного стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_mo_12-13_.doc366 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы методического объединения учителей

начальных классов МОУ Кипчаковской СОШ за 2012/2013 учебный год

        Цель деятельности МО в 2012/2013 учебном году  - выявление оптимальных средств, методов, форм взаимодействия педагога и учащихся, способствующих формированию учебно-познавательной компетентности младшего школьника.

         

        Основными задачами анализируемого периода являлись:

освоение и применение на практике инновационных педагогических технологий для реализации современных требований образования;

создание оптимальных условий для развития основных компетенций учащихся сообразно с их интересами, способностями и возможностями;

повышение уровня общедидактической и методической подготовки педагогов;

●обмен опытом успешной педагогической деятельности;

●выявление, пропаганда и осуществление новых подходов к организации обучения и воспитания;

●создание условий для самообразования педагогов.

Реализуя единую методическую тему школы, а именно «Формирование учебно-познавательной компетентности школьников как фактора, повышающего эффективность развития школы», МО учителей начальных классов в течение года продолжило работу над решением проблемы создания новой образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей  школьников и повышение качества обучения  в условиях реализации нового образовательного стандарта.

        Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, решая поставленные задачи, члены МО проводили работу по интеллектуальному, нравственному, патриотическому и эстетическому развитию учащихся.         

В 1-2 классах обучение велось в соответствии с новыми образовательными стандартами  с использованием  УМК «Школа 2100». В 3-4 классах обучение шло по УМК «Начальная школа XXI века». Эти развивающие программы  позволили обеспечить благоприятные условия для обучения младших школьников с различным уровнем подготовленности, мотивации и способностей.

        Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации, она выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды.

        В этом учебном году было проведено по плану 4 заседания методического объединения со следующей тематикой:

  • Утверждение плана работы МО. Основные задачи на 2012/2013 учебный год в рамках внедрения нового ФГОС
  • Реализация государственного образовательного стандарта как один из главных аспектов повышения качества обучения
  • Реализация внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС второго поколения
  • Анализ результативности работы МО за год. Перспективы и основные направления деятельности на 2013 – 2014 учебный год.

        На заседания МО в этом году был вынесен ряд актуальных вопросов, таких как:

  • Использование цифровых образовательных ресурсов  в начальной школе.
  • Реализация ФГОС начального общего образования в УМК «Школа 2100»: содержание и технология работы.
  • Внедрение в образовательную практику технологий диагностики, формирования и контроля ключевых метапредметных компетентностей.
  • Педагогические приемы, средства, виды и формы работы при реализации деятельностного подхода в начальной школе.
  • Работа с одаренными и мотивированными на учебу детьми.
  • Духовно- нравственное воспитание в свете требований ФГОС НОО.
  • Реализации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4 классе.
  • Реализация художественно-эстетического направления во внеурочной деятельности.
  • Опыт осуществления проектной деятельности младших школьников.

        В течение года проводились оперативные заседания по тематике:

  • Учебный план и учебно-методическое обеспечение обучения по программам.
  • Анализ наиболее трудных вопросов программы.
  • Соблюдение единого орфографического режима в школе.
  • Анализ проведения регионального мониторинга в 4 классе.
  • Анализ проведения экзаменационных работ.
  • Организация и проведение предметных олимпиад и конкурсов для учащихся.

Теоретические и практические семинары способствовали росту педагогического мастерства. Однако нужно отметить, что иногда педагоги формально подходили к подготовке выступлений на заседаниях МО. Это недостаток в деятельности членов МО. В следующем учебном году учителям начальных классов рекомендуется  более серьезно относиться к подготовке теоретического и практического материала для выступлений на заседаниях МО.

Начальная школа обязана научить детей не только осознанному чтению, письму и счету, правильной и полноценной речи, но и привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их интеллектуальных и творческих способностей.

В соответствии с распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 28 января 2012 г. №84-р с 1 сентября 2012/13 учебного года в 4 классах во всех общеобразовательных учреждениях в рамках действующего Федерального базисного учебного плана (2004 г.) изучается предмет, направленный на воспитание духовно-нравственной культуры и развитие личности патриотов России, «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Предмет включает 6 модулей (вариантов): «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». С  согласия каждого обучающегося 4 класса и по выбору его родителей (законных представителей) изучается модуль «Основы православной культуры» 1 час в неделю.

              Целью освоения данной предметной области является формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

        Важным моментом деятельности методического объединения в этом учебном году явилась работа по внедрению  образовательного стандарта  нового поколения в 1 и 2 классах. Педагоги  готовили выступления  на заседания МО, обсуждали тактику и стратегию по внедрению на уроках и во внеурочной деятельности современных методов и технологий в соответствии с требованиями ФГОС.

        В течение года проводилась работа по формированию УУД у учащихся 1 -2 классов. Организована деятельность по мониторингу предметных, метапредметных умений через комплексные диагностические работы, тестовые задания.

        Первые результаты  внедрения ФГОС показали, что, в целом, концептуальные идеи, заложенные в основу обучения  и развития школьника,  востребованы  в  условиях нашего образовательного учреждения.

        Одна из главных  задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

        Отмечаются следующие положительные тенденции:

-положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты  нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно – измерительный инструментарий);

-использование учителями  в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;

- ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды;

-осознание необходимости педагогами перехода на развивающие системы обучения;

-возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами;

- положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности;

Но наряду с положительными моментами есть и  проблемы, которые необходимо отметить:

-  недостаточная психологическая и профессиональная готовность учителей  начальных классов к реализации ООП.

        В течение года учителя начальных классов принимали участие в работе районного МО. Руководитель МО Шумейко М.А. присутствовала на видеоконференции, организованной фондом поддержки образования по теме «Реализация требований ФГОС  НОО средствами   образовательных систем Занкова Л.В. и «Школа 2100»: опыт, проблемы, перспектива»     на базе  «Школы развития». Это, безусловно, способствовало повышению уровня общедидактической и методической подготовки педагогов и обмену опытом успешной педагогической деятельности.

        Однако существует        проблема непрерывной активности учителей в методической работе. Недостатком в деятельности  МО можно считать пассивное участие в педагогических конкурсах и фестивалях. Рекомендовано в следующем учебном году учителям начальных классов  активизировать работу в этом направлении.

        Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Именно поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога является самообразование, которое  является целенаправленной, определенным образом осуществляемой познавательной деятельности педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса. Систематическое повышение профессионального уровня является  важнейшим условием успешной работы каждого педагога. Свое профессиональное мастерство учителя начальных классов повышали  также в процессе самообразования. Для этого были выбраны различные проблемы учебно-воспитательного процесса. Выступления членов МО по темам самообразования  служат повышению профессиональной компетентности педагогов.

Ф. И. О. учителя

Тема самообразования

Форма, способ изучения, исследование, реализация

Характер, способ и место защиты и предъявления

Сухих Л. И.

Система оценки образовательных результатов в ОС «Школа 2100»

Изучение в теории и на практике и использование на уроках

Школьное

МО учителей начальных классов, выступление

Шумейко М. А.

Использование ЦОР в начальной школе

Изучение в теории и на практике и использование на уроках

Школьное

МО учителей начальных классов, выступление

Мухина Т.В.

Формирующее оценивание как требование ФГОС

Изучение в теории и на практике и использование на уроках

Школьное

МО учителей начальных классов, выступление

Щеголькова С.М.

Функциональный подход к решению текстовых задач

Изучение в теории и на практике и использование на уроках

Школьное

МО учителей начальных классов, выступление

        Полученные через курсовую подготовку и в результате работы по темам самообразования знания и опыт учителя начальных классов умело адаптируют в практической деятельности, что находит выражение на уроках. Запланированный по содержанию урок, подчиненный определенной цели и соответствию форм и методов имеет наибольший эффект обмена опытом в профессиональной среде. В этом учебном году в рамках методической недели открытый урок математики в 4 классе по теме «Решение задач на движение» провела Шумейко М.А. Урок был проведен с использованием мультимедийного оборудования.  К сожалению,  остальные педагоги не смогли показать открытые уроки. Это существенный недостаток в деятельности методического объединения.

                Анализируя образовательную деятельность, можно отметить, что реализация целей и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ и была направлена на защиту интересов обучаемых. В истекшем учебном году программный материал во всех классах пройден полностью. Исходя из сформулированной в программе развития школы модели выпускника, основной упор был сделан на развитие у учащихся метапредметных  компетенций, универсальных учебных действий. С целью контроля успешности освоения учащимися программного материала в конце учебного года проводилась диагностика знаний, умений и навыков школьников. Следует отметить, что с учетом недостатков прошлого года материалы переводной аттестации учитывали разный уровень развития учащихся. Положительным моментом является разноуровневость и текущих контрольных работ. Учителя осуществляли  индивидуально ориентированную психологическую помощь детям в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Это, безусловно,  способствовало успешности школьников, и, значит, повышению их мотивации. В качестве текущей диагностики ЗУН учителя начальных классов  помимо традиционной формы в виде контрольной работы использовали и тестовые задания.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ И УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ за 2012/2013 учебный год

УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ЗУН УЧАЩИМИСЯ 1 КЛАССА

Предмет, класс

Высокий уровень

Выше среднего уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Колич.

%

Колич.

%

Колич.

%

Колич.

%

Русский язык

-

-

6

46

5

38

2

16

Математика

3

23

5

38

4

31

1

8

Чтение

3

23

6

46

3

23

1

8

Окружающий мир

-

-

10

76

1

8

2

16

Технология

8

62

5

38

-

-

-

-

Музыка

13

100

-

-

-

-

-

-

ИЗО

8

62

5

38

-

-

-

-

Физкультура

13

100

-

-

-

-

-

-

Средний показатель

46

35

13

6

 УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ЗУН УЧАЩИМИСЯ 1 КЛАССА В СРАВНЕНИИ

С 2011/2012 УЧЕБНЫМ ГОДОМ

Вывод. На диаграмме видно незначительное снижение уровня усвоения ЗУН первоклассниками по сравнению с прошлым годом.

СОСТОЯНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ВО 2-4 КЛАССАХ

Предмет, класс

Успеваемость

(%)

Качество

 (%)

Обученность

(%)

Средний балл

2 класс

3 класс

4 класс

2 класс

3 класс

4 класс

2 класс

3 класс

4 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

100

100

100

75

86

63

69

70

54

4,0

4,1

3,6

Математика

100

100

100

83

71

75

71

61

62

4,2

3,9

3,9

Чтение

100

100

100

100

86

75

88

65

80

4,7

4,0

4,4

Окружающий мир

100

100

100

75

86

88

72

60

74

4,2

3,9

4,3

Технология

100

100

100

100

100

100

100

90

95

5,0

4,7

4,9

Музыка

100

100

100

100

100

100

94

85

90

4,8

4,6

4,7

ИЗО

100

100

100

100

100

100

94

79

95

4,8

4,4

4,9

Физкультура

100

100

100

100

100

86

100

79

86

5,0

4,4

4,6

Средний показатель

100

100

100

92

91

80

86

74

80

4,6

4,3

4,4

СОСТОЯНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ВО 2-4 КЛАССАХ В СРАВНЕНИИ С ПРЕДЫДУЩИМИ  ГОДАМИ

Вывод.  В этом учебном году наблюдается при стабильной успеваемости повышение качества и обученности учащихся 2-4 классов.

КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА «4» и «5»

Класс

Количество учащихся в классе

Обучаются  на «4» и «5»

2011/2012

2012/2013

2011/2012

%

2012/2013

%

1 класс

13

13

9

69

7

54

 2 класс

7

12

5

71

8

67

3 класс

8

7

5

63

5

71

4 класс

9

8

1

11

5

63

Итого

37

40

20

54

25

63

Вывод. Данные, приведенные в таблице, позволяют констатировать, что по сравнению с прошлым годом увеличился  процент учащихся начальной школы, которые обучаются на «4» и «5».

ДИНАМИКА ИТОГОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 ПО СРАВНЕНИЮ СО СТАРТОВЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ

Предмет

МАТЕМАТИКА

«5»

«4»

«3»

«2»

Ср. балл

Успеваем.

%

Обучен.

%

Качество

%

Класс

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

2

9

6

2

4

1

2

-

-

4,7

4,3

100

100

89

77

92

83

3

3

1

1

4

2

2

1

-

3,9

3,9

86

100

64

61

57

71

4

1

2

4

4

2

1

-

-

3,9

4,1

100

100

61

76

71

86

Вывод.  Успеваемость по математике во 2 и 4 классах стабильна, в 3 классе повысилась  на 14%. К сожалению, незначительно снизилась степень обученности  и качество обучения учащихся 2 и 3 классов. Хочется отметить хорошие показатели обученности и качества  выпускников начальной школы, а также их положительную динамику в течение года.

Анализ итоговых  контрольных работ по математике в 2-4 классах показал, что среди причин, лежащих в основе ошибок, допущенных учащимися, можно выделить следующие, наиболее существенные:

  • Недостаточный уровень сформированности у учащихся умения решать задачи.
  • Недостаточный уровень сформированности у учащихся младших классов общего способа работы над задачей (анализ условия задачи, составления плана решения задач, реализация принятого плана с пояснением действий и проверка решения).
  • Низкий уровень образного и логического мышления у ряда учащихся.
  • Решение задач на уроках ещё не стало предметом самостоятельной деятельности учащихся (в классах преобладают фронтальные формы в процессе разбора и решения задач).
  • Трудности в уяснении смысла задачи (особенно, если задача дана в косвенной форме).
  • Слабый навык сформированности у учащихся контроля и самоконтроля.
  • Отрыв отдельных теоретических знаний от практики (от умения применять на практике полученные знания).
  • Слабые вычислительные навыки.

        Проблема повышения уровня математической подготовки учащихся начальных классов как в плане развития, так и в плане формирования вычислительных навыков и умений решать задачи, остается важной для методического объединения и школы в ближайшее время.

Рекомендации:

В целях повышения уровня математической подготовленности учащихся младших классов необходимо:

  • Повысить персональную ответственность каждого учителя за результат работы.
  • Добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой.
  • Совершенствовать навыки решения всех типов задач.
  • Всем учителям начальных классов необходимо придерживаться следующего плана действий:
  • Тщательно отрабатывать с учащимися таблицу сложения чисел в пределах 10; 20, уделяя достаточно внимания формированию соответствующих вычислительных приемов, добиваясь знания таблицы каждым учащимся наизусть.
  • Добиваться усвоения состава каждого числа первого десятка из двух слагаемых.
  • Добиваться усвоения каждым учащимся таблицы сложения однозначных чисел; добиваться высокого уровня усвоения соответствующих правил, лежащих в основе вычислительных навыков и приемов сложения и вычитания чисел в пределах 100.

  • Тщательно отрабатывать с учащимися таблицу умножения чисел, добиваясь знания таблицы каждым учащимся наизусть.

 

  • Добиваться от учащихся обоснования правильности выбора действия при решении простой задачи.

Предмет

РУССКИЙ ЯЗЫК

«5»

«4»

«3»

«2»

Ср. балл

Успеваем.

%

Обучен.

%

Качество

%

Класс

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

2

ДИКТАНТ

2

5

7

6

3

1

-

-

3,9

4,3

100

100

63

77

75

92

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

10

8

2

1

-

3

-

-

4,8

4,4

100

100

94

81

100

75

3

ДИКТАНТ

1

2

3

1

2

3

1

1

3,6

3,6

86

86

54

55

57

43

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1

2

3

2

3

2

-

1

3,7

3,7

100

86

59

68

57

57

4

ДИКТАНТ

-

3

3

2

4

2

-

-

3,4

4,1

100

100

48

71

43

71

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

2

5

4

1

1

1

-

-

4,1

4,6

100

100

70

83

86

86

Вывод. Данные, приведенные в таблице, позволяют констатировать то, что во 2 и 4 классах наблюдается достаточно высокий уровень обученности и качества по русскому языку. В 3 классе качество знаний и степень обученности по русскому языку находятся  на более низком уровне в сравнении с этими показателями  по математике. Анализ типичных ошибок учащихся обусловил необходимость усиления речевого развития учащихся, расширения лингвистической направленности не только уроков русского языка, но уроков в рамках других образовательных областей.

        Анализ ошибок, допущенных учащимися в диктанте, показал, что по- прежнему  типичными ошибками являются:

  • Пропуск, замена, искажение букв, слогов, слов.
  • Написание безударной гласной, проверяемой ударением.

Анализируя причины ошибок, допущенных учащимися в итоговой работе, можно выделить наиболее важные из них, такие как:

  • Недоразвитость фонематического слуха некоторых учащихся.
  • Недостаточно высокий уровень сформированности у учащихся навыков чтения, что, безусловно, сказывается на русском языке.
  • Отсутствие у многих учащихся орфографической зоркости, врожденной грамотности, высокого уровня сформированности навыков контроля и самоконтроля.
  • Непрочное (поверхностное) усвоение многими учащимися теоретических сведений (правил) русского языка и недостаточный уровень сформированности у учащихся умения применять полученные знания на практике.
  • Отсутствие в большинстве случаев систематической работы над ошибками.
  • Ярко выраженная логопедическая проблема, а также дислексия и дисграфия у отдельных учащихся.

        Проблема формирования навыков грамотной письменной речи и письма на сегодняшний день остается одной из главных проблем, стоящих перед начальной школой. Большую роль в решении этой проблемы может и должен оказать обмен опытом и совместное определение направлений в работе всего методического объединения учителей начальных классов и тесная связь с методическим объединением учителей русского языка.

Рекомендации:

В целях повышения грамотности учащихся 1 ступени обучения необходимо:

  • Повысить результативность работы по совершенствованию у учащихся навыков чтения и письма.
  • Добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой.
  • Систематически осуществлять работу над ошибками, довести до сведения учащихся и родителей алгоритм работы над каждой орфограммой.
  • Всем учителям начальных классов рекомендуется обратить внимание на типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения пробелов.

Навыки чтения

По итогам проверки  уровня сформированности у учащихся 1 ступени обучения навыков чтения получены следующие показатели за последние 3 года:

Класс

Правильность чтения

Темп  чтения

Осознанность

%

Без ошибок

%

Ниже нормы

%

Норма

%

Выше нормы

 %

10/11

11/12

12/13

10/11

11/12

12/13

10/11

11/12

12/13

10/11

11/12

12/13

10/11

11/12

12/13

1

62

54

-

12

-

23

50

31

15

38

69

62

100

100

46

2

50

-

42

12

-

-

38

-

50

50

100

50

100

100

100

3

14

50

-

-

25

29

29

25

14

71

50

57

100

100

100

4

9

-

50

9

33

37

55

33

13

36

33

50

100

100

100

В среднем

по школе

34

34

23

8

15

22

43

22

23

49

63

55

100

100

87

Вывод. Анализ результатов проверки навыков чтения за последние 3 года показал, что увеличилось количество учащихся, имеющих низкий темп чтения. Вызывает тревогу низкий показатель правильности чтения. В частности, в 1 и 3 классах все  дети допустили ошибки при чтении. Учащиеся 1 класса на фоне достаточно высокого темпа  чтения  не  понимают смысла и не могут кратко  пересказать прочитанное. Анализируя причины ошибок, допущенных учащимися в ходе проверки техники чтения, можно выделить наиболее существенные из них, такие как:

  • Неэффективное использование приемов работы по развитию фонематического слуха.
  • Недостаточная реализация требований к контролю за техникой чтения в классе и дома.
  • Недостаточный уровень сформированности у учащихся потребности в ежедневном чтении.
  • Отмирание традиций семейного чтения, ведения читательских дневников и др.

Рекомендации:

В целях ликвидации и предупреждения пробелов по составляющим техники чтения необходимо:

  • Регулярно проводить индивидуальный контроль за ходом формирования у учащихся технической стороны чтения.
  • Вести строгий учет пробелов, наглядно отражать динамику овладения учащимися приемов чтения.
  • Добиваться осуществления регулярного контроля за чтением учащихся дома, обсуждения прочитанного, а также оценке прочитанного самими учащимися.
  • На уроках чтения больше внимания уделять применению различных методик, способствующих повышению техники чтения, такие как “чтение с карандашом”, “чтение по линейке”, “жужжащее” чтение (в течение3-5 минут в начале каждого урока), чтение “парами”, “по цепочке”, “по ролям”, выборочное чтение и т.п.

Проверка  знаний, умений и навыков  выпускников начальной школы

22 и 25 апреля 2013 года во всех образовательных учреждениях Рязанской области проводилось региональное мониторинговое исследование среди учащихся 4-х классов. Цель мониторинга – определение качества освоения программ начального общего образования по русскому языку и  математике  обучающихся 4-х классов в рамках формирования системы независимой региональной оценки качества образования. Учащиеся выполняли работу в форме тестирования. Выпускники начальных классов нашей школы показали достойные результаты. Это можно увидеть, сравнив следующие показатели.

Независимый региональный мониторинг качества знаний

по русскому языку учащихся 4 класса

Дата проведения: 22 апреля 2013 года

Отметка

«5»

Отметка

«4»

Отметка

«3»

Отметка

«2»

Успеваемость

Качество

Степень обученности

По школе

 %

85,7

14,3

0

0

100

100

94,9

В среднем по району

%

34,78

43,48

21,12

0,62

99,4

78,3

69,5

В среднем по области %

34,51

39,30

24,53

1,67

98,3

73,8

67,8

Независимый региональный мониторинг качества знаний

 по математике учащихся 4 класса

Дата проведения: 25 апреля 2013 года

Отметка

«5»

Отметка

«4»

Отметка

«3»

Отметка

«2»

Успеваемость

Качество

Степень обученности

По школе

 %

83,3

16,7

0

0

100

100

94

В среднем по району

%

20,13

43,4

33,96

2,52

97,5

63,5

59,2

В среднем по области

 %

24,76

39,23

33,16

2,85

97,1

64,0

60,9

В мае учащимся 4 класса в качестве итоговой контрольной работы за курс начальной школы был предложен диктант с грамматическим заданием. При выполнении данной работы получены следующие результаты.

Успеваемость

Качество

Обученность

100 %

71,4 %

71,4%

Типичные ошибки при выполнении заданий:

  • правописание безударных гласных в корне слова;
  • знаки препинания в предложениях с однородными членами.

По математике большинство ошибок дети допустили:

  •  при выполнении устных вычислений.

Успеваемость

Качество

Обученность

100 %

85,7 %

76,3 %

Сравнительный анализ результатов итоговой аттестации

выпускников начальной школы за 2011-2012 и 2012-2013 учебный год

Русский язык

Математика

Вывод. На представленных диаграммах видно, что в этом учебном году у выпускников начальной школы  значительно увеличились  такие показатели, как качество и обученность при проведении итоговой аттестации по русскому языку и математике.

Рекомендации:

Осуществление в дальнейшем качественной работы по выработке прочных и действенных ЗУНов, использование индивидуального подхода в обучении, своевременное выявление западающих проблем, единство требований к учащимся.

В течение учебного года выявлена группа детей с высокой познавательной активностью: Артамонов Д. (4 класс), Сотников М. (4 класс),  Сухих Т. (4 класс), Фомова Т. (4 класс), Цупикова А. (4 класс), Мотовилов К. (3 класс), Терехов Н. (3 класс), Егорова Д. ( 2 класс), Калинкина В. (2 класс),  Козлов В. ( 2 класс), Мусатова С. (2 класс), Радецкая Е. (2 класс), Седакова Е. (2 класс)

 Низкий  уровень успеваемости  по русскому языку и математике имеют Астахова В. (1 класс), Присягин Д. (1 класс), Сапленков Д.(3 класс), Фомова С.(4 класс). Эти дети были обследованы на ПМПК, их родителям и педагогам  даны соответствующие рекомендации по дальнейшему обучению.

        В следующем учебном году учителям необходимо предусмотреть в своей работе систему мер по дальнейшему повышению качества обучения школьников, спланировать работу по подготовке учащихся начальных классов к различным конкурсам, продумать  систему работы с низко мотивированными учащимися.

                

        Самостоятельная исследовательская практика, проектная деятельность наилучшим образом способствует развитию познавательных потребностей младших школьников. В этом году   проводились исследования учащимися 4 класса под руководством Шумейко М.А. по теме «Определение оснований для разработки местной символики Кипчаковского сельского поселения». Проектной деятельностью занимались и учащиеся 2 класса под руководством своего педагога Сухих Л.И. Следует отметить положительный факт – это активное вовлечение родителей  во внеурочную проектную деятельность. Однако в целом, не наблюдается активность педагогов в привлечении младших школьников к проектно-исследовательской деятельности. Это можно считать недостатком в деятельности МО.

        Рекомендовано учителям начальных классов Мухиной Т.В., Щегольковой С.М. в следующем году активнее включаться  в организацию проектно-исследовательской деятельности учащихся.

        

        В качестве положительной тенденции можно отметить тот факт, что учителя начальных классов стали активнее пользоваться Интернетом. На уроках и внеклассных занятиях педагоги активно используют ТСО, полученные по программе поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные технологии, проводят уроки с компьютерной поддержкой. Пополняется картотека уроков-презентаций для использования всеми учителями начальных классов. Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Однако в начальных классах необходимо также иметь в наличии комплект учебного лабораторного (в том числе, цифрового) оборудования, обеспечивающего проведение экспериментов и исследований (мини-лаборатории, цифровые микроскопы, цифровые датчики), что является требованием современного образования.

        

        Воспитание как  приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации в общественной жизни.

        Логическим продолжением урока является внеклассная работа по предмету, которая способствует развитию мотивации учения. В истекшем году продолжена практика проведения внеклассных мероприятий в форме тематических месячников.  

С целью расширения кругозора школьников, а также развития эмоционально-чувственной сферы личности были организованы поездки на спектакль рязанского драмтеатра «Сказ про Федота-стрельца», в цирк г. Рязани, экскурсии в кораблинский и ряжский  краеведческие музеи, в рязанский Ледовый дворец,  в ряжский зоопарк.

Внеурочная деятельность в 1-2 классах была представлена следующими кружками: «Азбука здоровья», «Риторика», «Я – гражданин России», «Уроки нравственности», «Творческая мастерская», «Школьный двор», «Юный эколог», «Игровая мастерская». Внеурочная деятельность была организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно-активными и статическими занятиями. Форма их проведения отличалась от урочной системы обучения (многообразие игровых технологий).

Проблемы:

Социальный заказ родителей и учащихся на свободный выбор групповых занятий выполнен не в полной мере, т.к. возникли трудности  с финансированием и наличием специалистов. Внеурочная деятельность не реализована в полном объеме.

Рекомендации:

Разработать организацию внеурочной деятельности учащихся с привлечением внешних совместителей (музыкальная и художественная школа) и учителей начальной школы (научно-познавательная, практическая, художественно-эстетическая, общественно-полезная деятельность).

Работа с одаренными и способными детьми

        Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися.  Участие школьников  в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.

Были проведены все запланированные предметные олимпиады и конкурсы, позволившие учащимся раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал.  В этом году наблюдается рост количества учащихся, участвующих в Интернет-олимпиадах.

Всероссийский уровень

Всероссийская игра-конкурс  по информатике «Инфознайка» (Калинкина В., Сухих Т., Сухих А.)

Всероссийская заочная олимпиада «Олимпус» по русскому языку (Лауреаты: Артамонов Д., Цупикова А., Фомова Т.)

Всероссийская заочная олимпиада «Олимпус» по математике (Лауреаты: Сухих Т. , Сухарев Д., Сотников М.)

Всероссийские олимпиады «Эрудит» Центра поддержки талантливой молодежи по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению (учащиеся 1 – 3 классов)

Всероссийский конкурс «Весна без огня – 2013». Номинация лучшее электронное письмо Президенту РФ. (Лауреат: Сухих Т.)

Региональный уровень

Конкурс  «Зеркало природы» (Кобозев В., 3 место) 

Литературно-исторический  конкурс «Язык наш – древо жизни на земле», посвященный Дню славянской письменности и  культуры (Цупикова А., Сухих Т., дипломы участников)

Муниципальный уровень

Конкурс  «Слово доброе посеять» (Козлов В.)

Конкурс- фестиваль патриотической песни «Поклон тебе, солдат России!» ( Вокальная группа - 2 место)

Литературно-исторический  конкурс «Язык наш – древо жизни на земле» (Лучшие сочинения: Цупикова А., Сухих Т.)

Конкурс «Овеянные славою флаг наш и герб»  (Групповая исследовательская работа учащихся 4 класса)

Уровень сельского поселения

Участие в концерте ко Дню пожилых людей  

Масленица  

Большую активность проявили школьники в школьных олимпиадах и конкурсах.

№ п/п

Олимпиады и конкурсы

% участия

Победители

1

Конкурс аппликаций «Закружилась листва золотая»

92 %

Сурков М. (1 кл.)

Филиппов П. (2 кл.)

Фомова  С. (4 кл.)

2

Конкурс «Мисс-Осень»

32 %

Егорова Д. (2 класс)

3

Олимпиада по русскому языку

80 %

Давиденко Е. (1 кл.)

Козлов В. (2 кл.)

Радецкий  М. (3 кл.)

Сухих Т. (4 кл.)

4

Олимпиада по математике

83 %

Саликов Н. (1 кл.)

Скребнева С. (1 кл.)

 Мусатова С. (2 кл.)

Радецкий М. (3 кл.)

Мотовилов К. (3 кл.)

Сухих Т.. (4 кл.)

Фомова Т.(4 кл.)

5

Викторина по произведениям С. Я. Маршака

75%

Добычин А. (1 кл.)

6

Олимпиада по литературному чтению

93 %

Давиденко Е. (1 кл.)

Мусатова С. (2 кл.)

Терехов Н. (3 кл.)

Цупикова А.  (4 кл.)

7

Олимпиада по окружающему миру

98 %

Ашивкин А. (1 кл.)

Козлов В. (2 кл.)

Малыгина Е. (3 кл.)

Сухих Т. (4 кл.)

Позитивные тенденции

  • Внутри МО сложился  благополучный микроклимат, учителя работают в тесном контакте друг с другом, оказывая взаимопомощь и поддержку в различных видах деятельности. Психологическая атмосфера в школе  стабильна и комфортна как для учеников, так и для учащихся.
  • Большая часть педагогов школы знакомы и умеют применять на практике различные инновационные технологии урока.

Однако, несмотря на положительные стороны, существуют некоторые проблемы в деятельности  МО:

  • Не удалось достигнуть в течение учебного года системного подхода к выявлению владения педагогами школы ключевыми педагогическими компетенциями.

  • Недостаточно использованы возможности самоанализа профессионального мастерства педагогов.

  • Пассивность педагогов в участии  в различных педагогических конкурсах,
  1. недостаточное количество открытых мероприятий и уроков и отсутствие
  2. взаимопосещаемости педагогов начальной школы;

  • Недостаточная ориентация  в содержании контрольно-аналитической деятельности учителя в процессе обучения.

  • Однообразие форм методической работы.

Но перспективы их решения есть:

При планировании работы на следующий учебный год необходимо определить приоритетные направления деятельности в рамках реализации программы развития школы.

Более четкое перспективное планирование отчетов работы над темами самообразования педагогов,  выступления их на педсоветах и МО. Личностно-ориентированный подход к каждому педагогу в процессе его работы над темой самообразования.

Необходимо спланировать внеурочную деятельность учителей и учащихся для качественной подготовки мотивированных детей, а также педагогов к различным конкурсам.

Применение инновационных педагогических технологий для реализации современных требований образования.

Исходя из анализируемой информации, можно сделать вывод: методическая работа учителей начальных классов осуществлялась в соответствии с программой развития школы и органично соединялась с повседневной практикой педагогов. Деятельность МО можно считать удовлетворительной.

Учитывая выявленные проблемы в истекшем году, можно определить задачи МО учителей начальных классов  на новый 2013/2014 г. учебный год:

1. Продолжить работу по освоению и внедрению в практику современных педагогических технологий и методик, направленных на повышение качества образования.

 

2. Активнее внедрять информационные компьютерные технологии в образовательном процессе.

3. Повышать научно-методический уровень профессиональных знаний, умений и навыков учителей начальной школы.

5. Выработать единые подходы и педагогические требования к этике взаимоотношений, реализации коррекционных подходов,  целей обучения и воспитания  на всех ступенях образования.

6. Организовать взаимодействие родителей со школой на основе единой педагогической позиции.

7. Скоординировать работу всех участников образовательного процесса для повышения качества обучения.

 обучения у                         Руководитель МО:_______________ Шумейко М.А. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы методического объединения учителей начальной школы за 2011-2012 учебный год

При планировании методической работы мы стремились отобрать те формы,               которые реально позволили бы решать проб...

План работы методического объединения начальной школы 2012-2013 учебный год

Этот планпоможет коллегам составить свой план работы МО...

Анализ работы методического объединения учителей 1-2 классов за 2011-2012 учебный год

Анализ работы  методического объединения учителей 1-2 классов за 2011-2012 учебный год.МО учителей 1-2 классов  в этом году работало над  методической темой: «Повышение качества образов...

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011/2012 учебный год

В данном материале представлен анализ работы методического объединения учителей начальных классов. Данный анализ работы может быть полезен руководителям МО. Я использую такую структуру на протяжении н...

Анализ работы группы продленного дня на 2012-2013 учебный год

Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций....

.анализ работы МО начальных классов за 2012-2013 учебный год МБОУ СОШ № 5

АНАЛИЗ РАБОТЫ М/О НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВЗА  2012 / 2013 УЧЕБНЫЙ ГОДМетодическое объединение учителей начальных классовМБОУ СОШ № 5 ст. Бриньковской в 2012\2013 учебном году работает над единой ме...