Развитие духовно-нравственной культуры младших школьников посредством реализации межпредметных связей.
статья (4 класс)

Аксёнова Наталья Анатольевна

О важности реализации метапредметных связей для оптимального достижения поставленных целей в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sospiskom_literatury.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие духовно-нравственной культуры младших школьников посредством реализации межпредметных связей.

О важности реализации метапредметных связей для оптимального достижения поставленных целей в процессе обучения речь шла еще в 18-19 веках в работах педагогов-новаторов того времени: Я.А. Коменского, Д. Локка, И.Ф. Гербарта и конечно же в трудах русских просветителей 19-20 веков – В.Г. Белинского и В.Ф. Одоевского.

В современной педагогике такой подход к обучению занимает особую ступень в профессиональной деятельности учителя, как один из самых эффективных. Такой подход и заложен в основу новых образовательных стандартов.

Работая с определенной конкретной темой урока и используя межпредметную составляющую, учитель имеет возможность раскрыть как предметный материал, так и проработать любое предметное понятие [1].

В данной статье мы коснемся важности формирования духовно-нравственного развития младших школьников и способов, которые нам могут помочь в этой работе.

В современных реалиях воспитание ребенка заложено в усвоении им духовных ценностей. В четвертых классах один час в неделю выделен предмету «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках данного учебного курса дети обладают возможностью познакомиться с такими понятиями как: нравственность, милосердие, добро, семья, дружба, тактичность, чуткость, Родина. Понятия важные и имеющие большое значение на этапе становления и формирования личности . Курс ОРКСЭ – это часть целого образовательного пространства, которая объединяет урочную, внеурочную, внешкольную деятельности. Цель учебного курса-формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению. Этот предмет дополняет изучение такой дисциплины, как «Окружающий мир» и является начальной ступенькой в изучении гуманитарных предметов:

-обучение написанию сочинений на заданную тему истории и литературы. Возможно и необходимо преподавание данного урока совместить и с другими науками[5].

Предлагаю рассмотреть возможности реализации межпредметных связей и на других занятиях.

Русский язык.        

подобных Словарная работа и минутки чистописания проводятся на уроке ежедневно. Можно расширить эту работу путем дополнения таких понятий; чувство, человек, Родина, Отечество и т.д. Возможна работа не только орфографическая, но и касающаяся проработки лексических значений, поиск синонимов, антонимов, однокоренных слов. Многие определения подходят для морфемного, морфологического и фонетического разборов.

Продуктивными будут и задания, которые используются для развития речевой деятельности:

-составление текстов по картинкам

- написание изложений

-дополнение текстов подходящими по смыслу словами

Важно помнить, что подобранный материал должен соответствовать или быть близок темам, изучаемым на уроках ОРКСЭ.

Систематическое и целенаправленное использование приемов предполагает усвоение учащимися слов и понятий, которые постепенно войдут в их собственную речь[2]. Происходит обогащение лексического запаса, совершенствуются навыки построения устной и письменной речи, формируется орфографическая зоркость. С точки зрения преподавания ОРКСЭ повышается восприятие детей к используемым понятиям.

Литературное чтение.

На уроках литературного чтения можно в полной мере реализовывать метапредметные связи двух дисциплин. Литературный материал предполагает тщательную работу с текстом и подробный анализ прочитанного, разбор сюжетной линии и характеристик главных героев с точки зрения морали и аспектов личностных отношений. Выявляются воспитательные моменты, которые полезны и поучительны. В рамках программы литературного чтения представлено достаточное количество прозаических и стихотворных произведений, направленных на патриотическое воспитание младших школьников, посредством которых и формируется гражданская позиция человека в обществе. Воспитание гражданственности и уважения народных традиций может осуществляться при изучении разделов «Летописи. Былины. Жития», «Великие русские писатели», «Родина», «Поэтическая тетрадь» по программе «Школа России»

Окружающий мир.

В курсе предмета «Окружающий мир» по программе «Школа России» в четвертых классах большое внимание уделяется знакомству с историей. Таким образом и происходит знакомство детей со знаковым событиями, датами, этапами развития человечества, героями Отечества, важными открытиями, повлиявшими и на современное развитие общества. На этом этапе очень важно обратить внимание на формирование личной ответственности каждого человека и его роли по отношению к природе, Родине, семье и к самому себе.

На уроках представленный тематический материал может быть дополнен конкретными историческими примерами, деятелями, которые оставили свой след не только в истории нашего государства, но и сыграли большое значение в развитии и прославлении своего края[4].  В этом помогут разделы «Страницы всемирной истории», «Новейшее время», «Страницы истории России» по программе «Школа России». Межпредметные связи ОРКСЭ с окружающим миром формируют и совершенствуют представления младших щкольников о закономерностях развития общества и исторического процесса.

Изобразительное искусство.

Уроки изобразительного искусства способствуют развитию творческого начала обучающихся. Как известно: творчество-это деятельность. В результате которой мы способны создать уникальный продукт. И его создать можно только при условии неподдельного интереса ко всему, что видит, слышит и чувствует ребенок. В данном случае в урок может включатся материал цикла ОРКСЭ. Дети способны активно участвовать в процессе создания иллюстраций к прочитанным притчам, поучительным рассказам, придумывать заголовки к рисункам, соотносить сюжеты картин с историческими фактами, жизненными ситуациями. Творчество может быть как групповым, так и индивидуальным. Таким образом мы можем повысить интерес младшего школьника к предмету, развивать интеллектуальную деятельность, активизировать творческую составляющую.

Музыка.

В процессе ознакомления обучающихся с музыкальными произведениями нашего народа и русских композиторов ведется работа в рамках патриотического, духовно-нравственного и общеинтеллектуального развития личности. Нам помогут в этом разделы предмета: «Россия-Родина моя», «О России петь-что стремиться в храм» по программе «Школа России». Применяются приемы как активного, так и пассивного слушания. На этом этапе формируется еще и эмоционально-нравственное отношение ребенка к услышанному.

Активно используя на уроках межпредметные связи также следует опираться на жизненный опыт детей, на их знания и личностное отношение к увиденному и услышанному. Следует тщательно выбирать информацию и дополнительные сведения, чтобы они не были препятствием в усвоении основной темы урока[3]. Такой подход делает изученный материал более значимым, дает возможность применять его в конкретных ситуациях, ориентирует на применение комплексных форм обучения, обеспечивает единство учебно-воспитательного процесса.

  Список литературы.

  1. Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1981.
  2. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. – М.: Знание, 1977.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Шемшурина А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....

Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."

Из опыта реализации методической темы    "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."...

РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает обязательным для изучения в 4 классе курс «Основы религиозных культур и светской этики». Каждая школа, в...

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.

Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему воспитательной работы с детьми и родителями.

Проблема духовно-нравственного воспитания в современное время становится актуальной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, просходящими в общественном сознании и поведении. Восп...

Развитие социальной активности младших школьников посредством реализации программы «Орлята России»

Из опыта работы:- Развитие социальной активности младших школьников посредством реализации программы «Орлята России» в МАОУ СОШ № 9 г. ХолмскаКойнова А. А., учитель начальных классов МАОУ ...